Разработка урока по литературному чтению на тему: М. Гумилевская « Почему бывает роса?»
Тема: Где водяные капли, а где алмазы? Л. Толстой «Какая бывает роса на траве?», М. Гумилевская « Почему бывает роса?»
Педагогические задачи: создать условия для ознакомления с научным и художественным стилями текстов; способствовать развитию умений прогнозировать содержание по названию, сравнивать тексты разных типов (текст-описание и текст-рассуждение), находить их специфические особенности, видеть изобразительные средства языка (сравнение, олицетворение); содействовать творческой активности, воспитанию любви к чтению
Предметные: научатся называть характерные особенности текста-описания и текста-рассуждения, их отличительные признаки; читать произведения выразительно в соответствии с задачей чтения, пользоваться приемами просмотрового чтения; находить в произведении средства художественной выразительности (сравнение, олицетворение)
Метапредметные:
Познавательные УУД: сопоставляют и сравнивают тексты разных типов и стилей; на основе сопоставления создают таблицу и делают обобщения по ней; составляют модели текстов и сравнивают их между собой; выделяют в тексте-описании и тексте-рассуждении необходимую информацию с целью осмысления их специфических особенностей;
Регулятивные УУД: формулируют учебную задачу урока в малых группах; планируют процесс сравнения текстов в малой группе; оценивают свою работу на уроке и работу своих товарищей в группе; читают в соответствии с целью чтения;
Коммуникативные УУД: распределяют роли в группе, договариваются между собой в ходе выполнения заданий; выдвигают гипотезы для их коллективного обсуждения; вступают в дискуссии, соблюдая правила; выслушивают мнение товарищей по группе
Личностные: рассказывают о своих чувствах, связанных с чтением произведений, делятся своим эмоциональным состоянием, объясняют свои чувства и эмоции
Образовательные ресурсы: карточка для индивидуальной работы; Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка, учебник «Литературное чтение « 4 класс.
Ход урока.
I. Организационный момент.
Я предлагаю вам урок, Сегодня тексты почитаем,
Но необычный! Порассуждаем, поиграем!
Читать и думать – пусть войдёт Скорей садитесь на места,
У вас в привычку! Ведь начинать уже пора
II. Проверка домашнего задания.
- Какими бывают тексты?
- Чем отличается художественный текст от научно-популярного?
Пересказ по выбору: «Рассказ о снежинках», «Где рождается снег?»
III. Мотивация учебной деятельности.
- Природа может и удивлять, и восхищать, и завораживать своей красотой, необычностью. «Здесь мало увидеть, здесь нужно всмотреться…»
Работа по предметным картинкам.
- Посмотрите на картинки. Что объединяет все изображения? (Капля воды или роса.)
– Наблюдали ли вы это явление природы? Отчего оно возникает?
– Прочитайте, как об этом явлении написал C. И. Ожегов в «Словаре русского языка».
1. Роса – атмосферная влага, осаждающаяся при охлаждении мельчайшими водяными каплями.
2. Роса – маленькие капли влаги, оседающие на растениях, почве при наступлении утренней или вечерней прохлады.
– Как Л. Н. Толстой назвал свой рассказ?
IV. Актуализация знаний.
Отгадывание загадок
Вы слыхали о воде? Мы привыкли, что вода –
Говорят, она везде! Наша спутница всегда!
– И даже на уроке литературного чтения мы будем говорить о состояниях воды. Ведь вода – настоящая волшебница. Давайте нарисуем портрет этой волшебницы загадками и вспомним, в каких состояниях бывает вода.
Прозрачен, как стекло, Кто всю ночь по крыше бьёт
А не вставишь в окно. (Лёд.) Да постукивает,
Седой дедушка у ворот И бормочет, и поёт,
Всем глаза заволок. (Туман.) Убаюкивает? (Дождь.)
– Сегодня мы совершим увлекательную прогулку и подробнее поговорим о состояниях воды
V. Изучение нового материала.
1. Первичное чтение учащимися.
Жужжащее чтение
Бинарное чтение (Читают одновременно два ученика)
Упражнение «Молния» (Сначала дети читают в обычном режиме. Затем по команде «Молния» читают с максимальной скоростью.
2. Работа после чтения
– Сегодня мы ознакомимся с новыми рассказами Льва Николаевича Толстого. Чем они отличаются от прочитанных ранее, вы скажете мне в конце урока.
– Вы прочитали рассказ. Что было непонятно? Какие слова?
3.Словарная работа
Алмазы – прозрачные драгоценные камни.
Бархат – плотная шёлковая или хлопчатобумажная ткань с мягким гладким и густым ворсом
4. Повторное чтение учащимися
– Прочитайте текст ещё раз «цепочкой». Попробуйте прочитать выразительно, как будто читает один человек.
– Найдите в тексте слова, которые выбрал автор, чтобы передать свою радость
при виде необыкновенной красоты.
5. Беседа после чтения
- Что такое роса?
- Как писатель называет капли росы, с чем он их сравнивает? (С алмазами.)
- С чем еще можно сравнить росу? (Искры, каменья, звездные слезы, жемчуг, хрусталики, разноцветные стеклышки, слезинки…)
Физкультминутка
Молоко над речкой плыло,
Ничего не видно было.
Растворилось молоко –
Стало видно далеко
VI. Продолжение изучения темы.
Чтение рассказа М. Гумилевской « Роса на траве»
Чтение рассказа М. Гумилевской«Почему бывает роса?».
Работа над содержанием текста.
Сравнивание текстов.
- О чем рассказывается в каждом тексте?
- В каких текстах роса называется другими словами? Найдите в текстах эти слова и выпишите.
- Как описывается красота росы? Найдите в текстах художественные приемы и объясните, с какой целью автор использует их.
- В каком тексте дается точное описание того, как образуется роса? Выпишите из него ключевые слова и словосочетания.
VIII. Подведение итогов.
Рефлексия.
– Чем рассказы, прочитанные сегодня, отличаются от ранее прочитанных рассказов?
– Какой из рассказов произвёл на вас самое сильное впечатление?
В природе путешествует вода,
Она не исчезает никогда:
То в снег превратится, то в лёд.
Растает – и снова в поход!
Вдруг в небо взовьётся,
Дождём обернётся.
Вокруг оглянитесь:
Вас окружает везде и всегда
Эта волшебница – наша вода!
- Подведем итоги:
• Мне понравилось…
• Выразительно читали…
• Хорошо мыслили…