Урок литературного чтения в 3 классе по программе УМК Гармония по теме : С. Маршак «Жадина», О. Григорьев «Яма», Э. Успенский «Всё в порядке»
МБОУ Кировская СОШ №2
учитель начальных классов
Сидоренко Татьяна Александровна
Урок литературного чтения УМК «Гармония»
2 класс, 2 четверть
Тема: Чтение по ролям: С. Маршак «Жадина», О. Григорьев «Яма»,
Э. Успенский «Всё в порядке»
Цель: формирование навыка чтения по ролям при чтении произведений С.
Маршака, О. Григорьева, Э. Успенского.
Задачи:
Развивать умение эмоционально воспринимать текст, выражать при чтении чувства и характер действующих лиц;
Учить читать по ролям;
Воспитывать уважение к окружающим людям, желание быть лучше.
Оборудование: портреты С. Маршака, О.Григорьева, Э. Успенского; выставка книг «Мешок смеха», карточки со словами – характеристиками героев.
Ход урока
I. Организационный момент.
1.Упражнения, которые целесообразно проводить в начале урока:
«Качания головой» - улучшает мыслительную деятельность и мозговое кровообращение.
Дышать глубоко, уронить голову вперёд, плечи расправить. Головой медленно качать из стороны в сторону до тех пор, пока не уйдёт напряжение. Подбородок «вычерчивает» на груди слегка изогнутую линию.
«Ленивые восьмёрки» - активизируют структуры, обеспечивающие запоминание, повышают устойчивость внимания.
Нарисовать в воздухе в горизонтальной плоскости цифру восемь по три раза сначала одной рукой, потом другой, затем обеими руками.
2. Речевая разминка.
Мешок смеха
(в сокращении)
Шёл медведь, косматый мех,
Нёс в мешке весёлый смех,
Зацепил мешком за сук –
Смех и высыпался вдруг.
Раскатились по тропинке
Тридцать три смешинки.
М. Вайнилайтис
II. Проверка домашнего задания.
проверяются рисунки учащихся;
проводится игра «Радиотеатр» по тетрадям. Дети читают из-за ширмы сказку;
дети рассказывают сочинённые ими сказки.
III. Постановка цели урока.
Отгадайте загадку:
Роли я играл на сцене,
Выступал я на арене.
(Актёр)
Сегодня вы опять на один урок станете актёрами. Вы будете учиться читать выразительно. А помогут нам стихи С. Маршака, О. Григорьева, Э. Успенского.
Расскажите, что вы узнали об этих писателях?
Какие книги этих писателей вы читали?
IV. Изучение нового материала.
Говоря о чём–то отрицательном, поэты как бы предупреждают нас: не делайте так, это плохо, следите, чтобы у вас не появились плохие привычки.
Послушайте стихотворение С. Маршака про мальчика Гришу. Определите, как его называет автор.
1. Первичное чтение стихотворения подготовленными учениками.
(книги у детей закрыты)
Кем был этот Гриша? (Жадина)
Что необычного заметили в этом стихотворении? (это стихотворение - разговор)
Сколько человек участвует в разговоре? (двое)
Разговор двух человек называется диалогом.
2. Чтение стихотворения по ролям.
Работа в парах.
Прочитайте стихотворение по ролям.
С кем разговаривает жадина Гриша? Как бы вы его назвали? (попрошайка)
Всем известно, что жадничать – это плохо. А просить? Как вы думаете? Поразмышляйте.
Физкультминутка
Упражнение 1.
И.п. – сидя, откинувшись на спинку стула. Вначале сильно сжать веки, а затем открыть их. Повторить 4-5 раз.
Упражнение 2.
И.п. – сидя, руки на поясе. Повернуть голову вправо, посмотреть на локоть правой руки. Затем повернуть голову влево, посмотреть на локоть левой руки и вернуться в и.п. повторить 4-5 раз.
Упражнение 3.
И.п. – сидя. Смотреть прямо перед собой на классную доску в течение 2-3 секунд, затем поставить палец правой руки на уровне лица на расстоянии 15 – 20 см от глаз и перевести взор на кончики пальцев на 3-5 секунд, опустить руку. Повторить 5-6 раз.
3. Чтение стихотворения О.Григорьева (про себя)
Сколько человек участвует в разговоре?
Какие слова подходят к характеру каждого героя: хитрый, глупый, работящий, умный, недогадливый, неосторожный, весёлый, жадный, нечестный, ленивый?
Представьте себя героями этого стихотворения и прочитайте его по ролям (в парах; пред классом).
Следите за выражением своего лица.
4. Работа над заданием учебника
Стр. 119
Расскажи товарищам о какой-нибудь игре, которая тебе нравится. В свободное время поиграйте в неё. Давайте поиграем.
«Совушка»
Ребята становятся в круг. Один из играющих выходит на середину круга. Он будет изображать совушку, а все остальные – жучков, бабочек, птичек. По команде ведущего: «День наступает, всё оживает!» все жучки, бабочки, птички бегают по кругу, махая крылышками. Совушка в это время спит, т.е. стоит в середине круга, закрыв глаза. Когда ведущий скомандует: «Ночь наступает, всё замирает!», птички, жучки, бабочки останавливаются и стоят неподвижно, притаившись, а Совушка в этот момент выбегает на охоту и уводит тех, кто провинился (смеялся, шевелился и т.д.) к себе в гнездо (середина круга). Они тоже становятся совушками и при повторении игры выходят на охоту.
Только старайся не быть похожим на мальчика, о котором написано следующее стихотворение.
5. Первичное чтение стихотворения Э.Успенского учителем.
Как вы думаете, что случилось на самом деле?
Учитель дочитывает стихотворение до конца.
Какое настроение вам передалось автором? Как Э. Успенскому это удалось? (Неожиданный конец.)
Мужественно ли ведёт себя мама при виде разгрома?
Что помогает ей «выстоять» и устоять на месте? (чувство юмора)
6. Работа над заданием учебника (стр. 120)
7. Чтение по ролям.
8. Подведение итогов урока.
Какие стихи вы сегодня читали?
Чем они вам понравились?
Как называются такие стихи? (юмористические)
Назовите авторов этих стихов. Соотнесите портрет поэта и название стихотворения.
Домашнее задание: стр. 118-120 выразительно читать.
15