Технологическая карта урока литературного чтения в 3 классе. УМК Гармония. О. Григорьев Две трубы.
МОУ СОШ с. Поима Белинского района Пензенской области.
Технологическая карта урока литературного чтения
4 класс
О. Григорьев «Две трубы»
Учитель начальных классов: Панова Ольга Алексеевна
2015 г.
Предмет: литературное чтение
Класс 4
УМК «Гармония»
Тема урока О. Григорьев «Две трубы»
Тип урока ОНЗ
Цель:
Развитие восприятия художественного произведения, обогащение опыта читателя-слушателя.
УУД
Предметные
Формировать навык чтения.. Совершенствовать поисковый способ чтения, воображение. Уметь определять эмоциональный характер произведения. Читать по ролям. Составлять словесный диафильм. Создавать высказывание в виде продолжения прочитанного.
Метапредметные
Личностные
Создавать условия для формирования положительного отношения к учебному материалу, для понимания основных моральных норм поведения. Готовность оценивать свои возможности при поиске ответов на вопросы, принимать решение об обращении к помощи; испытывать удовлетворение от осознания того, какой большой и трудный путь в освоении предмета уже пройден
Регулятивные
Формировать и развивать умения понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале, самостоятельно их находить, удерживать цель деятельности. Оценивать свои действия и полученный результат. Вносить необходимые коррективы в действие после его завершения, учитывать сделанные ошибки.
Познавательные
Анализировать произведение с выделением существенных признаков , формулировать простейшие выводы.
Коммуникативные
Использовать в общении правила вежливости; строить понятные для партнёра высказывания.
Формы организации познавательной деятельности учащихся: фронтальная, групповая
Средства обучения: учебник, раздаточный материал, средства ИКТ.
Этап урока
Цель
Содержание
учебного материала
Деятельность учителя
Деятельность обучающихся
Мотивация к учебной деятельности.
1 мин
Проверка готовности обучающихся.
их настрой на работу
Прозвенел звонок для нас.
Все зашли спокойно в класс.
Встали все у парт красиво,
Поздоровались учтиво.
Тихо сели, спинки прямо.
Все легонечко вздохнем,
Наш урок сейчас начнем
Приветствует обучающихся, проверяет их готовность к уроку
Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку
Речевая разминка.
2 мин
Выполнение комплекса упражнений
Закройте глаза. Представьте, что сейчас за окном не зима, а весна. Вокруг растут одуванчики. Они уже отцвели и на них пушистые белые шапки. Сорвите одуванчик и подуйте на него 5 раз. Откройте глаза.
Игра «Эхо»
- За горой.
- Играй.
- Доверяй.
- Не шуми.
- Отвечай.
У медведя во бору
Грибы ягоды беру.
А медведь не спит,
На меня рычит.
Прочтите это четверостишье
Тихо.
Громче и быстрее.
Как скороговорку.
С ударением на каждое слово.
Проводит речевую разминку.
Выполняют упражнения.
Проверка домашнего задания.
4 мин
Проверить, насколько усвоен материал прошлого урока в игровой форме.
- С каким произведением мы познакомились на прошлом уроке?
- «Огородники» Н. Носов.
Какое было домашнее задание?
- Я предлагаю вам сыграть в игру «Верите или вы?». Правила игры вы знаете.
Игра «Верите или вы?»
- В произведении говорится о случае, который произошёл с мальчиками в пионерском лагере. +
Подтвердите ответ.
-Ребята сражались за знамя «Лучший спортсмен» +
Подтвердите ответ
- Огород мальчиков был далеко от реки. ---
- Вожатого звали Владик. ---
- Мальчикам достался участок под номером 13.
- Ребята первыми вскопали землю и получили знамя. ---
- Осень знамя всё же досталось ребятам за то, что у них оказался самый большой урожай помидоров и кабачков.
- Скажите, почему ребятам всё же удалось собрать большой урожай? Какие качества помогли им в этом?
(старание, трудолюбие, упорство, терпение)
Учитель читает отрывки из текста.
Вспоминают правила игры.
- Подтвердите свои ответы.
Показывают жестами.
(руки, пальцы).
(Зачитывают текст)
Работа с пословицами
Учиться быть мудрыми
Умение использовать пословицы к тексту
-Вы знаете, что настоящий кладезь мудрости содержится в пословицах и поговорках, которые хранят народный опыт, дают советы на все случаи жизни, учат и воспитывают нас.
Знать много пословиц и поговорок значит не только хорошо владеть родным языком, но и быть мудрым человеком.
Терпенье и труд всё перетрут.
Поспешишь - людей насмешишь.
Работа мастера боится.
Презентация.
Объяснение пословиц
Книжная выставка.
- Какие ещё произведения Н. Носова вы читали?
Называют произведения
Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном учебном действии.
2 мин
Постановка учебной задачи.
Подведение обучающихся к формулированию темы урока.
Прогнозирование.
На столе у каждой группы лежат буквы. Правильно составив слова, вы узнаете тему урока.
Итак, что получилось?
(Две трубы.)
- Как вы думаете, о чём пойдёт речь сегодня на уроке?
- О каких трубах?
Пишет недостающее слово на доску.
Отвечают на поставленные учителем вопросы
Сообщение темы урока
2 мин
Поиск решения.
Сегодня мы поговорим о произведении «Две трубы»
- Как вы думаете, кто автор этого произведения?
- Итак, тему урока мы знаем.
Цель:
- А с чего мы начнём урок?
План урока:
Биография автора.
Работа с текстом.
- Анализируем.
- Читаем текст по частям.
- Если необходимо составляем план .
- Отвечаем на вопросы по тексу.
3. Определение главной мысли текста.
Сообщаете тему урока.
На доске
О. Григорьев
«Две трубы»
Отвечают на поставленные учителем вопросы
С составления плана урока.
Знакомство с биографией автора.
1 мин
Знать автора произведения.
Олег Евгеньевич Григорьев родился в 1943 году. Вся его жизнь прошла в Ленинграде. Печататься начал довольно поздно, первая книга его детских стихов "Витамин роста" вышла в 1983 году и сразу же привлекла внимание читателя своей неординарностью. Его стихи
написаны как бы в стиле непритязательного школьного фольклора. Книги Олега Григорьева стали издаваться только после смерти поэта .
Презентация.
Слушают учителя
Физминутка
1мин
Соблюдение санитарно - гигиенических норм
Показ движений.
Выполняют движения за учителем.
Работа с тестом.
1мин
Постановка цели данного этапа работа учащимися.
Какую цель вы поставите перед началом работы с текстом?
Выразительное чтение
Чёткая дикция.
Правильное прочтение слов.
Соблюдение пауз.
Читает произведение.
Задает вопросы
Какие чувства у вас возникли при чтении рассказа?
Слушают чтение учителя.
Отвечают на вопросы.
Жужжащее чтение
3 мин.
Формирование читательских умений.
Анализирование.
Текст произведения.
- Каким по настроению кажется вам этот рассказ?
Организует индивидуальную работу учащихся
Читают текст в течение удобным для каждого ученика темпом
Повторное чтение
4 мин
Формирование читательских умений.
Радиотеатр.
Прочтите этот текст по ролям.
Какие роли вы выделите? (Автор и рабочие)
Обсуждение правильности чтения.
Оценивание.
Организует и контролирует правильность чтения.
Чтение по ролям.
Открытие нового
5 мин
Проблемный вопрос
Творческое задание.
- Придумайте такой конец, чтобы рассказ стал смешным.
- Подумайте о том, как читаются подобные рассказы?
Выслушивание некоторых вариантов прочтения концовки.
Ответы учащихся.
Придумывают собственное завершение рассказа.
Включение нового знания в систему знаний.
15 мин
Размышляем.
Определение главной мысли текста.
- Познакомьтесь с тем, как писатель закончил свой рассказ.
- Чья концовка вам нравится больше: одноклассников или автора?
- Как писатель подшутил над нами? (Неожиданность)
- Можно ли этот рассказ назвать юмористическим? Почему?
-Определение понятия юмористический рассказ.
-Как думаете, в какой словарь надо обратиться? Орфоэпический словарь.
Прозаическая шутка. Автор как – бы подсмеивается над нами, спрашивает: «А у вас не было такого?»
Уточняет понимание учащимися жанра произведения.
Юмористическими, шуточными называются такие рассказы, где автор, описывая смешную ситуацию, хочет, чтобы читатель улыбнулся, наблюдая за поведением героя.
Формирование умения работать с текстом.
- Подготовьтесь и прочитайте этот рассказ так, как будто вы выступаете на вечере юмора.
Постарайтесь развеселить слушателей.
Чтение текста некоторыми учащимися.
- Как ты оцениваешь своё выступление?
- Согласны ли с твоей оценкой одноклассники?
Используют сигнальные карточки.
Составление диафильма.
- Как вы думаете, а по этому произведению можно снять фильм? Давайте попробуем создать свой, например, диафильм.
Групповая работа
I группа- Составьте словесный диафильм по этому произведению. Предварительно определите этапы своей работы.
Порядок работы над диафильмом.
Определите будущий характер диафильма. (юмористический, грустный, серьёзный)
Разделите текст на части – кадры.
Выделите главные предложения – титры.
Представьте себе картинку каждой части.
Устно «нарисуйте» картинку к каждому кадру.
Изобразите кадр мимикой и жестами.
На основании выделенных в тексте предложений сделайте кадры (устно)
II группа
Соотнесите кадры и подписи к ним.
Молодцы!
Организует самостоятельную работу,
осуществляет индивидуальный контроль
Выступление учащихся.
Рефлексия деятельности
2 мин
Рефлексивный анализ собственной учебной деятельности.
Оцените свою деятельность на уроке.
Что вам понравилось, а что оказалось трудным?
На доске:
Работа с текстом
Чтение по ролям.
Юмористическое прочтение рассказа с собственным завершением истории.
Составление диафильма.
Слайд.
Расставьте красные магнитные фишки к тому этапу, который вам понравился больше всего, а сини фишки к этапу, где работа вызвала у вас затруднение.
Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности
Расставляют фишку.
Домашнее задание.
2 мин
Творческое задание.
- Если бы вам предложили создать книгу с юмористическими рассказами, каких авторов вы поместили бы в сою книгу?
- Как бы вы её назвали?
Моделирование обложки к книге с юмористическими рассказами.
(заполнить шаблон библиотечной каталожной карточки к получившейся книге)
Проводит инструктаж по выполнению домашнего задания
Запись задания в дневник
13PAGE 15
13PAGE 14115
15