Конспект урок литературного чтения «О.Григорьев Витамин роста». 3-й класс
Конспект урок литературного чтения «О.Григорьев "Витамин роста"». 3-й класс
Жанр – рассказ в стихах или стихотворема, т.е. стихотворный рассказ с доказательством теоремы
Художественная задача текста – поделиться открытиями в науке и в личностном росте человека, воздействовать на эмоции и воображение читателя
Тема урока – Открытие секретов роста в стихотвореме О. Григорьева «Витамин роста».
Тип урока – урок работы с новым текстом.
Цели урока –
а) проследить по тексту, какие открытия в науке и в личностном росте человека делает герой стихотворемы,
б) привлечь внимание к необычному строению стихотворемы: разная длина строк, использование сразу двух речевых стилей – разговорного и научного,
Ход урока
I Актуализация знаний.1. Введение в тему урока.
– Здравствуйте, ребята. Начинаем наш урок литературного чтения. Ваши ожидания? (Будет интересный урок.) Какое произведение по настроению вы хотите прочитать? (Веселое. / Грустное.)– Я пришла на урок не с пустыми руками. Отгадайте, что я принесла?
В каждом возрасте полезенОт рождения до седин.Он сражается с болезнью –Друг надежный – … (витамин).
Учитель показывает баночку с витаминами.
– Кто из вас употребляет витамины? (Ответы детей.)– Какие витамины вы знаете? ( А, В, С, витамины для взрослых, витамины для детей…)– Где они содержатся? ( В фруктах, овощах …)– Зачем я принесла витамины на урок? ( Чтобы угостить нас витаминами. А может мы будем читать новое произведение, которое как-то связано с витаминами.)– А для чего употребляют витамины? (Чтобы быть здоровыми. Не болеть.)– О чем больше всего мечтают маленькие дети? (Вырасти.)– А что нужно сделать, чтобы ускорить процесс роста? (Есть витамины, заниматься спортом.) – А может существуют специальные витамины, витамины роста? (Нет./Да.)– Вы, точно, знаете название витаминов, которые необходимы для роста? (Нет.)– Вопрос был один, а мнений несколько. Что будем делать? (Можно спросить у педагога, можно обратиться к учебнику, спросить у старших ребят.)
II Развитие умений
2. Работа с текстом до чтения.
– Ответы на эти вопросы знает человек, произведение которого мы будем читать на уроке.– Хотите узнать кто он?– Какой секрет откроет нам?– Откройте учебник, на странице 168 и попытайтесь извлечь как можно больше информации, прочитав имя автора, название произведения, рассмотрев иллюстрации.– Кто автор? (Олег Григорьев)
(Учитель показывает портрет поэта и на доске открывает табличку с фамилией и именем автора.)
– Что вам известно о нем? (Он поэт, пишет стихи. Герои его стихов дети.)– Что это за произведение? (Стихотворема.)– Что такое стихотворема? ( Предположение детей.) Ответов прозвучало много и все они разные, но точного определения мы так и не имеем. Поэтому вопрос остается открытым.
На доске учитель фиксирует вопросы, которые возникли во время обсуждения, в разделе “Вопросы”, левая часть доски: 1. Что такое стихотворема? (Опорный сигнал.)
– Как называется произведение? ( “Витамин роста”.)
На доске учитель открывает табличку с названием “Витамин роста”. (Опорный сигнал.)
– По названию можно предположить, о чем будет это произведение? (О витаминах, которые помогают расти.)– Из названия удалось ли узнать, как называется витамин роста? (Нет.)
На доске: 2. Как называется витамин роста? (Опорный сигнал.)
– Может быть, ответить на эти вопросы помогут иллюстриции?
Учащиеся рассматривают иллюстрации к произведению.
– Где находится витамин роста?
На доске: 3. Где находится витамин роста? (Опорный сигнал.)
– Можно предположить, где происходят действия? (Нет.)– Почему произведение включено в раздел уроки и перемены? (Оно, наверное, связано со школой.)– Вопросов накопилось много, а ответов нет. Что делать? (Нужно прочитать произведение.).
3. Первичное знакомство с текстом.
Читает учитель (комментированное чтение, диалог с автором)
Олег Григорьев
ВИТАМИН РОСТА
(стихотворема)
1
Мир был, как глобус, синь и кругл.
Учитель биологии ходил по классу из угла в угол.
И читал лекцию о питании человека
В связи с научными достиженьями века. (Итак, мы в школе, на уроке биологии. Это предмет, изучающий живых существ – человека, животных, растения. Тема этого урока – «Питание человека».)– Дорасти до потолка в наше время
Относительно просто.
Для этого открыт в природе
Витамин А – витамин роста. (Мы ответили на один из вопросов?)
Особенно много витамина АСодержит в себе морковь.
Наверное, поэтому у маленьких детей,
И особенно у зайцев,
К ней такая большая любовь. (Похоже, этот учитель с чувством юмора.)
Смирнов, сходи, пожалуйста, вниз
И принеси из живого уголка
Двух маленьких белых крыс.
Этих милых, крошечных альбиносов. (Альбиносы – животные белого цвета. Интересно, зачем они понадобились?)Да смотри не задерживайся у попугаев
И не задавай им
Никаких вопросов. (Похоже, Смирнов – ученик любознательный. Интересно, почему именно его посылают в живой уголок?)Заодно поймай на окне
Самую толстую муху
И накорми в террариуме
Тритона. (То есть ящерицу.)
Будь осторожен –
Не спугни с яиц клухуИ опасайся питона. (Необычный в этой школе живой уголок: здесь и крысы, и ящерица, и курица яйца высиживает, и змея есть – питон… А Смирнов, похоже, свой человек в живом уголке, и животных, кажется, любит и не боится.)
А пока Смирнов ходит вниз,
Расскажу я вам немного про крыс.
Вы знаете, какие это вредные
И нахальные животные. (А тема урока какая? Интересно, при чём здесь крысы?)Особенно крысы опасны,
Когда бывают голодные.
Тогда они из склада в склад
Целыми стаями по городу носятся.
Кстати, кто скажет,
К какому отряду крысы относятся?
– К отряду грызунов, –
Сказал Иванов.
– Совершенно верно.
Только прекрати грызть яблоко.
А ты, Мехнов, отвернись от окна
И поверни ко мне
Хотя бы одно глазное яблоко. (Вы заметили, как Олег Григорьев играет словами? А в чём провинился ученик Мехнов?)Если с крысами не бороться
И дать им свободно плодиться,
Они бы всю землю заняли в год,
И нам пришлось бы
Где-нибудь
На тесном Марсе ютиться. (Посмотрите, как наш художник представил себе эту картину.)
Человечество ведёт с ними
Непрерывную войну
С переменным успехом:
Их травят мышьяком,
Ядохимикатами,
На них ставят капканы,
Крысоловки
И вот теперь научились
Убивать их смехом.
В каком-нибудь складе,
Где их целое общество,
Или попросту популяция,
Ставится аппарат
И включается мультипликация...
И на том месте фильма,
Где начинают
Кота ремешком драть,
Так что искры летят из меха,
Крысы задирают ноги
И начинают так неистово хохотать,
Что лопаются от смеха.
Однако что это так долго
Ходит Смирнов?
Неужели опять питона
Не задвинули на засов? (А что, бывало уже такое?!)
Ах, вот и он сам... явился!
Что ж ты так долго не шёл?
А я думал, ты куда-нибудь
Трагически провалился.
Итак, с сегодняшнего дня
Мы начинаем эксперимент. (Как сказать по-другому? Опыт. Начинается какой-то опыт, наверное, по теме урока.)Вот этому крысёнку
Мы повесим бирку со знаком «плюс»
И будем кормить его пищей,
Богато насыщенной витамином А,
Чтобы он вырос у нас с арбуз. (То есть чем кормить?)
Или даже с два.
Другому, вот этому,
Который высунул
Из клетки хвост,
Мы будем давать
Стерильную пищу, (То есть какую? (Совсем без витаминов.) А для чего?)Чтобы вызвать у него
Авитаминоз. (Сравните с нашим ответом.)
И примерно через месяц
Мы увидим,
Какой из этого получится эффект. (То есть результат.)
Конечно, в том случае,
Если крыса с «плюсом»
Не имеет в своих генах дефект. (То есть если здорова. Вы поняли, какого результата надо ожидать?)Проходит неделя,
Проходит другая,
И вот уже опыт пора прекращать.
Учитель, за опытом наблюдая,
Ничего не может понять. (Почему? Что случилось?
(Предположения детей.)
Выросла крыса,
Которой в пищеС избытком давали витамин А,
Но также выросла
И другая крыса,
И даже больше раза в два. (Вы догадались почему? Какое предположение возникает?)2
Однажды,
Перед тем как начать урок,
Учитель зашёл
В живой уголок.
Крыса,
Которая не получала витамина А,
С жадностью ела морковку. (Откуда взялась морковка, догадались?)
Учитель хотел морковку отнять,
Но крыса огрызалась
И отпрыгивала ловко.
– Тут, видимо, кто-то есть, – (Кого он увидел, как вы думаете?.. Проверим.)Решил учитель и оглядел комнату. –
Ну да, так и есть! –
Из-под стола торчали чьи-то пятки.
– Кто тут играет в прятки?
Ах, это ты, Смирнов! (Мы были правы, это действительно Смирнов!)
Ну да... я так и знал.
Ты как это здесь оказался?
– У меня шнурок развязался,
Я его на бантик хотел завязать,
А он у меня на узел завязался. –
Из-под стола вылезли ноги Смирнова,
Потом туловище,
А затем голова.
Из карманов его
Предательски торчала,
Покачиваясь из стороны в сторону,
Зелёная ботва. (А вот и ответ на вопрос!)
– Красна девица сидит в темнице? –
Задал учитель вопрос в упор.
Смирнов быстро сунул в карман «косицу»
И сказал в ответ: – Я знаю, это помидор.
– Разгадываешь загадки ты ловко,
Можешь не хитрить.
Я знаю, что у тебя в кармане
Морковка.
Скажи, Смирнов, откровенно,
Ты крысу кормил
Из гуманных соображений
Или из шалости? (Что значит «из гуманных соображений»? – То есть потому что любил и жалел.)
Смирнов опустил глаза
И сквозь слёзы сказал:
– Не из гуманных соображений,
А от жалости. (Смирнов не знает этого слова, но кормил действительно от жалости. Попробуйте предположить: учитель накажет или похвалит ученика? А вы бы на его месте?)– Ну не плачь,
Опыт ты не сорвал,
А даже подтвердил. (То есть доказал, что… витамин А действительно витамин роста.)
Вот только внешней стороне дела
Ты немножечко повредил. (Чему же повредил Смирнов? – Крыса с биркой «–» выросла больше, чем с биркой «+», потому что Смирнов её лучше кормил.)
И чтобы не возникли у кого-нибудь
Сомненья и придирки,
Я возьму
И переставлю на клетках бирки.
А поскольку за нарушенье
Режима питанья
Ты основной ответчик,
То сделаешь дома к весне, в наказанье,
И принесёшь в живой уголок скворечник. (Как вы думаете, это для Смирнова строгое наказание? Похоже, учитель простил его за срыв эксперимента.)4.Перечитывание текста.
Дети выразительно читают вторую часть. Давайте посмотрим, как меняется интонация учителя на протяжении второй части.
5.Обобщающая беседа.
- Почему стихотворение названо стихотворема? (Стихотворение + теорема + поэма = стихотворный рассказ с доказательством теоремы.)
- Правильно ли поступил Смирнов, сорвав эксперимент?
- А как бы вы поступили на его месте?
- Так может быть, для того чтобы “вырасти” нужно употреблять не только морковь?
- А какие еще проблемы поднимает, на ваш взгляд, Олег Григорьев в своем произведении?
6.Творческое задание:
- нарисуйте с помощью знаков или цвета, как меняется ваше отношение к главному герою, Смирнову.
(Дети работают в парах.)
– Кто готов свои работы может вывесить на доске.
(Дети вывешивают свои работы.)
– Что скажете о своих работах? (Смирнов на рисунках меняется. Сначала мы нарисовали его маленьким, а затем он становился все больше и больше.)– Почему Смирнов “вырос” у вас на ваших рисунках? Ведь он сорвал эксперимент? (Смирнов совершает гуманный поступок из жалости к крысам. Его доброта и любовь к животным очень велики, и он “растет” в наших глазах, становится взрослее.)– Я могу с гордостью сказать, что не только Смирнов из произведения О.Григорьева “вырос” за этот урок, “выросли” и вы у меня, мои ученики. А это самая большая награда для любого педагога. Вы выросли в своих знаниях, суждениях, а вместе с вами выросла и я, ваш учитель. Спасибо, вам за это! И чтобы закрепить этот успех, я хочу угостить вас витаминами.
(Учитель угощает учеников витаминками.)
7. Рефлексия.
– В начале урока ваши знания о пользе витаминов были какими? Выберите картинку на вашей парте, которая соответствует вашему ответу.
Дети выбирают одну из картинок:
Цветочек
Цветущий кустик
Цветущее дерево
– А теперь оцените ваши знания. Выберите соответствующую картинку.
(Дети выбирают одну из картинок.)
– Покажите ваши картинки. Выросли ваши знания? (Да, выросли. Мы стали знать больше.)III Итог урока.– Что нового для себя узнали из стихотворемы? Какие знания вынесли с урока биологии? А узнали .что-то новое о самих себе? (Ответы детей.)
IY Домашнее задание.1. Выучить отрывок из стихотворемы.