Урок по нравственному воспитанию Вечные ценности
МБОУ школа-интернат основного общего образования г.Белебей муниципального района Белебеевский район Республики Башкортостан
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ЧАСА
ВЕЧНЫЕ ЦЕННОСТИ. ЖИЗНЬ И СОВЕСТЬ
Воспитатель Петрова Н.Ю.
19.01.2015 г.
г.Белебей.
Цели классного часа: Создать условия для формирования ценностных установок личности у подрастающего поколения. Повышение уровня знаний по морально-этическим проблемам.
Задачи классного часа:
ознакомить с понятиями «жизнь» и «совесть»; организовать коллективное обсуждение, активный обмен мыслями и взглядами;
развивать умение коллективно и лично анализировать проблему; совершенствовать навыки общения; подвести к необходимым выводам;
формировать нравственную позицию человека.
Форма проведения. Воспитательный час.
Оборудование. Мультимедийная установка, экран, презентация, листочки с заданиями, ручки, ножницы.
Подготовка: На доске написать План проведения занятия.
Ход мероприятия
Ведущий. Добрый день уважаемые ребята и гости. Сегодня на классном часе мы поговорим с вами о самом важном, что есть в жизни у каждого человека. Разговор предполагается серьёзный, но интересный, поэтому прошу настроиться на деловую волну, на активный откровенный разговор. Каждый в процессе занятия должен взять для себя из беседы что-то очень важное, нужное.
- Предлагаю провести нашу работу вот по такому Плану. (На доске. Краткое обсуждение каждого пункта плана)- Размышляем.
Ищем истину.
Притча о…
Чудесный букет.
Заглянем в свой внутренний мир.
Ведущий. -Начну я с вопроса:
- Как вы думаете, что является самым ценным, дорогим для человека? (дети предлагают свои варианты ответов).
- Все, что вы говорили важно для человека. А вот без чего все это невозможно? Я думаю, что вы поймете, о чем пойдет речь, посмотрев этот видеоролик:
Видеоролик «7 Чудес света» (обсуждение)
Ведущий. Ребята, посмотрите, пожалуйста, на экран. Прочитайте эпиграф нашей беседы (читают хором):
«То, с чем человек родился – подарок ему от Бога. То, с чем человек умрёт – его подарок Богу»
Восточная мудрость
-Как вы понимаете первую часть фразы? (когда человек рождается – у него есть какие-то способности, задатки, таланты, гениальность – нужно только это развить; человеку дан разум, способность к труду, любви, эмоциям; человеку присущи нравственные понятия…)
- Как вы понимаете вторую часть фразы?
(человек должен что-то сделать, иначе его жизнь пройдет впустую. Сделать что-то хорошее, чтобы Бог радовался этому, ведь он тоже с радостью дал нам свои дары. У человека в жизни должен быть смысл…)Ведущий. Правильно, ребята.
В этой восточной мудрости заложен глубокий смысл. Кстати, посмотрите внимательно на слово МУДРОСТЬ. Первая часть – му – если поменять местами буквы – будет слово УМ, а вторая часть – дрость – напоминает какое слово? (радость). Получается, что мудрость – это радость ума, превосходство ума. Желаю вам, чтобы и у вас радость ума была очень светлой, чистой, глубокой, радостной.
Слайд
2. «Ищем истину»
Отрывок из текста «Корзина с еловыми шишками» К.Г.Паустовского:
«…Я видел жизнь. Что бы тебе ни говорили о ней, верь всегда, что она удивительна и прекрасна. Я старик, но отдал молодёжи жизнь, работу, талант. Отдал всё без возврата. Потому я, может быть, даже счастливее тебя, Дагни…»
Ведущий. Этот рассказ о композиторе Эдварде Григе вы проходили по чтению, он вам знаком. Давайте прочитаем его хором. Теперь задание:
-В этом отрывке спрятаны 2 большие мудрости. Как вы думаете, какие? Свои варианты ответов прошу записать на листочках, 1 задание.
(дети выполняют задание)
-Скажите, какие 2 мудрости вы обнаружили в этом отрывке? (все дети озвучивают свои мысли)
Вывод:
Жизнь прекрасна в любом случае, при любых обстоятельствах. Даже когда тебе тяжело, происходят удивительные вещи – и тебе становится легко и радостно. Жизнь – это дар, это благо. Нужно уметь понимать это и ценить жизнь во всех её проявлениях. Только от человека зависит, каким содержимым он наполнит её.
Жизнь имеет смысл. Он заключается в том, что жить надо не только ради себя, а в большей степени ради других, отдавать все без остатка – жизнь, работу, талант, всего себя, как это сделал музыкант Э.Григ, поэтому он написал, что самый счастливый человек. Счастье он видит в служении людям.
Ведущий. О смысле жизни задумывались очень многие люди – писатели, поэты, художники, композиторы, ученые, философы. И знаете, они все сходятся к одному мнению. Вот, посмотрите:
Слайд.
«Твори дела любви, и для тебя не будет смерти».
Л.Н. Толстой.
«Есть только одно важное для всех дело в жизни – улучшать свою душу. Только в этом одном деле человеку не бывает помехи, и только от этого дела человеку всегда бывает радостно»
Л.Н. Толстой.
«Главная цель жизни – посвятить себя другим».
Дени Дидро
«Жизнь – это миг. Ее нельзя прожить сначала на черновике, а потом переписать на беловик»
А.П. Чехов.
«Как басня, так и жизнь ценится не за длину, а за содержание».
Сенека
«Жизнь есть, несомненно, ЛЮБОВЬ, ДОБРОТА, и уменьшение любви всегда есть уменьшение жизни».
И.Бунин.
(обсуждение каждой цитаты)
Слайд. Пословицы. Обсуждение
-Мудрый народ тоже сложил пословицы о добре и зле:
Следовать добру — взбираться на гору, следовать злу — скользить в пропасть.
Плохо тому, кто добра не творит никому.
Злого любить — себя губить.
Красота на время, доброта навеки.
Не бывает того, чтобы хорошее дерево принесло дурные плоды.
Нет худа без добра.
Добрые дела и после смерти живут.
Добрые слова дороже богатств.
Жизнь дана на добрые дела
Ведущий. Перейдём к следующему пункту плана –
3. «Притча о…»
-Что такое притча? (маленький рассказ с поучительным содержанием, чему-то учит)
Притча «Золото под камнем».
Однажды король выкатил на дорогу огромный камень, а сам спрятался, чтобы посмотреть, кто его уберет с пути. Многие проезжали и проходили мимо, громко ругая короля за то, что он не следит за дорогами, но никто из них и не подумал убрать с дороги камень.
Наконец, возле камня остановился бедный крестьянин, и откатил его в придорожную канаву. А под камнем, к своему удивлению, крестьянин обнаружил полный мешок золота и письмо от короля, в котором он объяснил, что это его награда тому, кто уберет, мешавший всем камень с дороги.
-Как вы поняли эту притчу? Какова задача этой притчи? Напомнить людям о чем?
(дети высказывают свои мнения)
Вывод: если человек, заботясь с любовью о других людях, не ожидая взамен награды, поступает по-доброму, - происходит истинное обогащение его души. Эта награда и есть подарок Богу. Эти сокровища мы собираем всю жизнь.
«Кем же еще я мог стать?»
Жили два брата. Один брат был успешным человеком, достигшим известности своими благими делами. Другой брат был вором.
Перед судом над вторым братом группа журналистов обступила его, и один задал вопрос:
— Как получилось, что вы стали преступником?
— У меня было тяжёлое детство. Мой отец пил, избивал мою мать и меня. Кем же ещё я мог стать?
В это время несколько журналистов обступили первого брата, и один спросил:
— Вы известны своими достижениями; как получилось, что вы добились всего этого?
— У меня было тяжёлое детство. Мой отец пил, избивал мою мать и меня. Кем же ещё я мог стать?
(ответы детей. Обсуждение)Вывод: Каждый человек сам делает свой выбор в жизни, по-своему смотрит на вещи, ситуации, проблемы, счастье и т.д. Если человек хочет построить хорошую жизнь – он это сделает, если ленится, не работает над собой, видит всё вокруг только в мрачном свете – у него ничего хорошего и не получается. Нужно верить в хорошее, тогда всё получится!
Притча «Совесть без муки»
Нашел совестливый человек чужой кошелек.
А в нем – столько денег, что ему, жившему на пороге бедности, на всю жизнь бы хватило. Да еще и осталось бы!
Обрадовался человек.
Но не деньгам.
А тому,… что в кошельке визитка хозяина оказалась. С адресом, по которому находку можно было вернуть.
Иначе – вся эта сытая и безбедная жизнь была бы сплошной мукой.
Да еще б и на вечность хватило!
(Обсуждение, мнения детей)
-Судя по притче, что сделал человек с кошельком? Чему он обрадовался?
-Почему богатая, безбедная жизнь была бы для этого человека мукой?
-Как охарактеризован человек в притче? (совестливый). А если бы кошелёк нашёл не совестливый человек, как развивались бы события?
-Какое главное качество человека позволило ему сделать доброе дело? (совесть)
Вывод: СОВЕСТЬ – весть свыше, которая говорит человеку, хорошо или плохо он поступает. Она дана нам с рождения, только её нужно слушать и слышать. Совесть – это главный судья человека, внутренний стержень человека, не дающий ему прогнуться перед трудностями, проблемами. Совесть – внутренний самоконтроль. Совесть – это стрелка компаса, указывающая верный путь.
Слайд. Посмотрите на слайд.
- К сожалению, бывает и такое. Почему? (ответы детей)
-Какую сторону жизни вы выбираете? Почему? (ответы детей)
«Притча о двух волках»
Когда-то давно старый индеец открыл своему внуку одну жизненную истину.— В каждом человеке идет борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло — зависть, ревность, сожаление, эгоизм, амбиции, ложь... Другой волк представляет добро — мир, любовь, надежду, истину, доброту, верность...
Маленький индеец, тронутый до глубины души словами деда, на несколько мгновений задумался, а потом спросил:
— А какой волк в конце побеждает?
Старый индеец едва заметно улыбнулся и ответил:
— (сразу не говорить) -Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь.
Ведущий.
-Как вы думаете, что ответил старый индеец? Напишите свои ответы на листочках, задание № 2.
- У кого какие варианты ответов? (обмен мнениями)
- Старик ответил: Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь.
- Что это значит? (от человека зависит, какие поступки совершать – добрые или злые, кому и чему отдавать предпочтение, куда стремиться, слушаться голоса совести, или нет).
-Как вы думаете, какие очень важные качества человека влияют на выбор поступков?
(варианты ответов детей).
ВЫВОД: Совесть, Честь, Добро, Любовь, Дружба, Трудолюбие, Ответственность и др.
Ведущий. Перейдем к следующему этапу занятия:
4 «Чудесный букет». Слайд.
-Что вы видите на картинке? Как понимаете? (ответы детей)
На картинке девочка в образе ангелочка собирает цветы.
-Почему девочку изобразили в образе ангелочка? (дети чисты сердцем, как ангелы). Она собирает чудесный букет, который ей очень нравится.
-Что сами по себе обозначают цветы? (красоту, гармонию, совершенство)
-Мы тоже сейчас будем собирать волшебный букет, но он будет состоять из названий самых хороших качеств человека. Они, как цветы, украшают личность.
На листочках найдите задание № 3. Какие-то слова уже зашифрованы, допишите в пустые клеточки буквы, а какие-то можете добавить сами.
Звучит красивая музыка. Дети выполняют задание.
(ЛЮБОВЬ, ДОБРОТА, СОВЕСТЬ, ЧЕСТЬ, ДОСТОИНСТВО, ТРУДОЛЮБИЕ, ЧУТКОСТЬ, ЧЕСТНОСТЬ, СОЧУВСТВИЕ, ДОЛГ, ДРУЖБА, ОТВЕТСТВЕННОСТЬ и т.д.)Ведущий. – У кого какие слова получились? – У кого есть дополнения?
Слайд «Заглянем в свой внутренний мир»
Ведущий. Возьмите свои листочки. Видите сердце? Я предлагаю вам заглянуть глубоко в своё сердце, свою душу,– и написать внутри этого сердечка ответ: Для чего Я живу?
(Выполнение задания) 3-4 мин.
Заключение.
-Мы хорошо обсудили тему жизни, совести. Поднимите руки, кто сделал для себя полезные выводы.
-Давайте подытожим, как же нужно жить, чтобы быть счастливым Человеком с большой буквы? Ваши выводы. (ответы детей)
Слайд «Законы жизни»
Быть Человеком — значит жить по совести. А это значит быть за все в ответе, исполнять свой земной долг перед собой и людьми.
Жить по Совести - значит хранить в себе человеческое достоинство, развивать телесные и душевные способности для стремления к добру, истине, справедливости.
Долг и Совесть - высшие законы нашей жизни. Это вечные ценности, позволяющие всему живущему жить.
Ведущий. В заключение хочу сказать:
Слайд.
В жизни по-разному можно жить,
В горе можно и в радости.
Вовремя пить Вовремя спать, ,Вовремя делать гадости.
А можно и так: на рассвете встать
И, помышляя о чуде,
Рукой обнажённою солнце достать,
И подарить его людям!
Задание № 1 «Ищем истину»
1)_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________2)_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание № 2 Что ответил индеец?
Старый индеец едва заметно улыбнулся и ответил:
__________________________________________________________________________________________________________________________________________Задание № 3 «Чудесный букет»
л ьо а
е ьде ьо о о
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Для чего я живу?
Дополнительный материал:
Есть одно дерево, плоды которого называются фиговой сливой. Оно цветет в июне, а в августе его плоды достигают полной зрелости и красоты. Но горько бы разочаровался тот, кто решился бы съесть такую сливу. Она совсем невкусная. Лишь с наступлением морозов вкус плодов меняется, они делаются сочными и вкусными, хотя при этом сморщиваются и становятся совсем не красивыми.
Многие люди похожи на эти фиговые сливы. На вид хороши, а по сути злые, самолюбивые и гордые. Для таких людей нужен трескучий мороз испытаний или горячий огонь переживаний, чтобы они смирились, познали себя, стали мягкими, мудрыми и добрыми. Поэтому, прежде чем восхищаться красотой внешней, следует увидеть суть - так ли она добра, потому что "не все то золото, что блестит". Как дерево познается по плодам – так человек познается по делам.
Злой лук.
Мне никогда не хватало времени заниматься собственными детьми. Работа, карьера, личная жизнь. Но мои дети ни в чем не нуждались, у меня хватало средств, чтобы удовлетворять их шоколадно-компьютерные потребности. Я закрывала глаза на их недостатки, они же прощали мне отсутствие внимания.
Но ласковое шелковое детство быстро прошло. Наступил сложный подростковый период. Первые взаимные обвинения, первые настоящие чувства. Я сделала ужасное открытие: мои дети выросли без любви. Я мало занималась их взрослением, не пресекала плохие поступки и не научила отличать добро от зла.
После очередного недоразумения, я стояла на кухне, чистила лук и слезы текли из моих глаз. Вошла мама:
- Чего ты плачешь?
- Ты знаешь, такой злой лук попался! Вот есть же сорта, от которых не плачешь.
- Видимо этот мало поливали.
Я поняла важную вещь: если детей мало поливать в детстве, в своей взрослой жизни они принесут другим много слез.
Жил-был юноша. Целыми днями он сидел дома, тосковал и думал, отчего уродился таким несчастливым.
Как-то спросил он у матери: – Скажи, как мне отыскать своё счастье? – Выйди, сынок, в чистое поле; что поймаешь, то и будет твоим счастьем, – ответила она.
Вышел юноша в поле, видит – бежит жеребёнок. Кинулся догонять – не догнал. Из-под куста выскочил заяц. Бросился его ловить – не поймал. Видит, летит голубка. Побежал за ней, да куда там – улетела.
Смотрит юноша – ворона идёт по полю, червячков выискивает. От нечего делать потянулся к ней рукой – и поймал. – Неужели, – спросил он у вороны, – ты и есть моё счастье? – Нет, – ответила ворона. – Какое я счастье? А подсказать, как счастье поймать, я могу.
– Как? – спросил юноша. – Возьми душистого сена, положи у двора, жеребёнок подойдёт есть сено и сам с тобой останется. Возьми сладкой моркови, положи под плетень. Будет прибегать заяц, есть морковь – и постепенно ручным станет.
Разбросай по двору пшеничные зёрнышки – голубка прилетит, под крышей поселится. – А разве это счастье? – удивился юноша. – А счастье будет потом...
Сделал юноша всё так, как велела ему ворона. И как-то раз, когда юноша кормил свою живность, мимо двора проходила добрая да красивая девушка. Залюбовалась она, как он кормил жеребёнка, зайца и голубку, – полюбила его и стала ему женой. Так нашёл он своё счастье
Ученик спросил учителя:
— Ты такой мудрый. Ты всегда в хорошем настроении, никогда не злишься. Помоги и мне быть таким.
Учитель согласился и попросил ученика принести картофель и большой мешок.
— Если ты на кого-нибудь разозлишься и затаишь обиду, — сказал учитель, — то возьми этот картофель. С одной его стороны напиши своё имя, с другой имя человека, с которым произошёл конфликт, и положи этот картофель в мешок.
— И это всё? — недоумённо спросил ученик.
— Нет, — ответил учитель. Ты должен всегда этот мешок носить с собой. И каждый раз, когда на кого-нибудь обидишься, добавлять в него картофель. Ученик согласился.
Прошло какое-то время. Мешок ученика пополнился картошинами и стал уже достаточно тяжёлым. Его очень неудобно было всегда носить с собой. К тому же тот картофель, что он положил в самом начале стал портится. Он покрылся скользким гадким налётом, некоторый пророс, некоторый зацвёл и стал издавать резкий неприятный запах.
Ученик пришёл к учителю и сказал:
— Это уже невозможно носить с собой. Во-первых мешок слишком тяжёлый, а во-вторых картофель испортился. Предложи что-нибудь другое.
Но учитель ответил:
-— То же самое, происходит и у тебя в душе. Когда ты, на кого-нибудь злишься, обижаешься, то у тебя в душе появляется тяжёлый камень. Просто ты это сразу не замечаешь. Потом камней становиться всё больше. Поступки превращаются в привычки, привычки – в характер, который рождает зловонные пороки. И об этом грузе очень легко забыть, ведь он слишком тяжёлый, чтобы носить его постоянно с собой. Я дал тебе возможность понаблюдать весь этот процесс со стороны.
Каждый раз, когда ты решишь обидеться или, наоборот, обидеть кого-то, подумай, нужен ли тебе этот камень.
У сладкой лжи - всегда горький привкус!
Посоветовала лиса ежу в парикмахерскую сходить.
- Такие колючки, – говорит она, а сама облизывается, – больше не носят. Теперь в моде прическа «под черепаху»!
Послушался еж совета и пошел в город.
Хорошо, что вслед за лисой сова мимо него пролетала.
- Ты уж тогда сразу попроси себя огуречным лосьоном и морковной водой освежить! – узнав, в чем дело, сказала она.
- Зачем? – не понял еж.
- А чтобы лисе вкуснее есть тебя было! – объяснила сова. – Ведь до этого ей колючки твои мешали!
И только тут еж понял, что не всякому совету и, уж тем более, не всякому, дающему совет, можно верить!