Программа по физике для учащихся 9 класса (с ОВЗ VII вида)


Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 20»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по ______________ФИЗИКЕ 9 Г, Д класс ( с ОВЗ )___________
учебный предмет (образовательная система), класс
___________________2015-2016 уч. год________________________
срок реализации программы
__________Нечеухина Елена Анатольевна, 1 категория__________
Ф.И.О. составителя, квалификационная категория
г. Шадринск, _2015 год
Рабочая программа по физике 9 класс
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Общая часть.
Рабочая программа разработана на основе:
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";
Федеральный компонент государственного образовательного стандарта общего образования (приказ Министерства образования России «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» от 05.03.2004 г.  № 1089);
Федеральный базисный учебный план (приказ Министерства образования России «Об утверждении федерального базисного учебного плана для начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» от 09.03.2004 г.  № 1312);
Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в общеобразовательных учреждениях 2015-2016 учебный год;
Устав МКОУ «Средняя общеобразовательная школа №20»;
Учебный план МКОУ «Средняя общеобразовательная школа №20» на 2015-2016 учебный год;
Календарный учебный график на 2015-2016 учебный год.
Адресность программы: рабочая программа разработана для 9 Г, Д классов (с ОВЗ).
Статус документа
Рабочая программа ориентирована на использование учебника Е.М. Гутника, А.В.Перышкина Физика 9 класс для общеобразовательных учреждений. В 9 Г,Д классах обучаются дети с ЗПР. Требования к уровню подготовки детей с ЗПР (учащиеся VII вида обучения) соответствуют требованиям, предъявляемым к ученикам школы общего назначения. Поэтому данная рабочая программа использована для обучения физике учащихся класса КРО.
Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем, дает распределение учебных часов по разделам курса и последовательность изучения разделов физики с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся, определяет набор опытов, демонстрируемых учителем в классе, лабораторных и практических работ, выполняемых учащимися.
Структура документа
Рабочая программа по физике включает три раздела: пояснительную записку; основное содержание с примерным распределением учебных часов по разделам курса, рекомендуемую последовательность изучения тем и разделов; требования к уровню подготовки обучающихся 8 класса.
Общая характеристика учебного предмета
«Физика как наука о наиболее общих законах природы, выступая в качестве учебного предмета в школе, вносит существенный вклад в систему знаний об окружающем мире. Она раскрывает роль науки в экономическом и культурном развитии общества, способствует формированию современного научного мировоззрения. Для решения задач формирования основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников в процессе изучения физики основное внимание следует уделять не передаче суммы готовых знаний, а знакомству с методами научного познания окружающего мира, постановке проблем, требующих от учащихся самостоятельной деятельности по их разрешению. Подчеркнем, что ознакомление школьников с методами научного познания предполагается проводить при изучении всех разделов курса физики, а не только при изучении специального раздела «Физика и методы научного познания»
Гуманитарное значение физики как составной части общего образовании состоит в том, что она вооружает школьника научным методом познания, позволяющим получать объективные знания об окружающем мире.
Знание физических законов необходимо для изучения химии, биологии, физической географии, технологии, ОБЖ.
Особенностью предмета физика в учебном плане образовательной школы является и тот факт, что овладение основными физическими понятиями и законами на базовом уровне стало необходимым практически каждому человеку в современной жизни»
Практическая направленность в преподавании физики и создание условий наилучшего понимания учащимися физической сущности изучаемого материала достигается через применение физического эксперимента. Перечень демонстраций и лабораторных работ по каждому разделу указан в рабочей программе. Кроме того, рабочей программой предусмотрено включение экспериментальных заданий, которые направлены на формирование практических умений: проводить наблюдения, планировать, выполнять простейшие эксперименты, измерять физические величины, делать выводы на основе экспериментальных данных.
Цели изучения физики
«Изучение физики в средних (полных) образовательных учреждениях на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:
освоение знаний о фундаментальных физических законах и принципах, лежащих в основе современной физической картины мира; наиболее важных открытиях в области физики, оказавших определяющее влияние на развитие техники и технологии; методах научного познания природы;
овладение умениями проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, выдвигать гипотезы и строить модели, применять полученные знания по физике для объяснения разнообразных физических явлений и свойств веществ; практического использования физических знаний; оценивать достоверность естественнонаучной информации;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе приобретения знаний и умений по физике с использованием различных источников информации и современных информационных технологий;
воспитание убежденности в возможности познания законов природы; использования достижений физики на благо развития человеческой цивилизации; необходимости сотрудничества в процессе совместного выполнения задач, уважительного отношения к мнению оппонента при обсуждении проблем естественнонаучного содержания; готовности к морально-этической оценке использования научных достижений, чувства ответственности за защиту окружающей среды;
применение приобретенных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности собственной жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды»
Место предмета в учебном плане
Федеральный базисный план отводит 210 часов для обязательного изучения физики на ступени основного общего образования. В том числе в 9-ых классах по 70 учебных часов из расчёта 2 часа в неделю. Рабочая программа курса физики в 9 классе построена исходя из 68 ч. учебного времени в соответствии с учебным планом МКОУ «СОШ №20» на 2015 -2016 уч.год ( 2 часа в неделю), и предназначена для преподавания физики в 9 Г,Д классах (с ОВЗ ).
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности.
Примерная программа предусматривает формирование у школьников общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. Приоритетами для школьного курса физики на этапе основного общего образования являются:
Познавательная деятельность:
использование для познания окружающего мира различных естественнонаучных методов: наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование;
формирование умений различать факты, гипотезы, причины, следствия, доказательства, законы, теории;
овладение адекватными способами решения теоретических и экспериментальных задач;
приобретение опыта выдвижения гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез.
Информационно-коммуникативная деятельность:
владение монологической и диалогической речью. Способность понимать точку зрения собеседника и признавать право на иное мнение;
использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации.
Рефлексивная деятельность:
владение навыками контроля и оценки своей деятельности, умением предвидеть возможные результаты своих действий:
организация учебной деятельности: постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств.
Формы организации учебного процесса
При организации учебного процесса будет обеспечена последовательность изучения учебного материала: новые знания опираются на недавно пройденный материал; обеспечено поэтапное раскрытие тем с последующей реализацией; закрепление в процессе практикумов, тренингов.
Основные типы учебных занятий:
урок введения нового учебного материала,
урок закрепления знаний, умений и отработки навыков,
урок применения знаний;
урок обобщающего повторения и систематизации знаний;
урок контроля знаний, умений, навыков.
Урок практического применения (лабораторная работа)
Основным типом урока является комбинированный
Для учащихся классов КРО характерны недостаточный уровень развития отдельных психических процессов (восприятия, внимания, памяти, мышления), снижение уровня интеллектуального развития, низкий уровень выполнения учебных заданий, низкая успешность обучения. Поэтому при изучении физики требуется интенсивное интеллектуальное развитие средствами физики на материале, отвечающем особенностям и возможностям учащихся.
Особое значение в классах КРО имеют различные виды педагогической поддержки в усвоении знаний:
обучение без принуждения (основанное на интересе, успехе, доверии);
урок как система реабилитации, в результате которой каждый ученик начинает чувствовать и сознавать себя способным действовать разумно, ставить перед собой цели и достигать их;
адаптация содержания, очищение учебного материала от сложных подробностей и излишнего многообразия;
одновременное подключение слуха, зрения, моторики, памяти и логического мышления в процессе восприятия материала;
использование ориентировочной основы действий (опорных сигналов);
формулирование определений по установленному образцу, применение алгоритмов;
взаимообучение, диалогические методики;
дополнительныеупражнения;
оптимальность темпа с позиции полного усвоения и др.
Учебная деятельность осуществляется при использовании учебно-методического комплекта:
Физика 9: учеб. для общеобразоват. учреждений / А.В. Пёрышкин и Е.М. Гутник. – М.: Дрофа, 2009
Рабочая тетрадь по физике: 9 класс: к учебнику А.В. Пёрышкина «Физика. 9 класс» / Р.Д. Минькова, В.В. Иванова. – М.: Экзамен, 2012
А.В.Перышкин Сборник задач по физике 7-9 классы, М.: «Экзамен», 2013г.
В.И.Лукашик Сборник вопросов и задач по физике 7-9 классы, М «Просвещение», 2007
Авторская программа Е.М. Гутника, А.В. Перышкина «Физика» 7-9 классы.- Москва: Дрофа, 2009.
Контрольные и проверочные работы по физике. 7-11 кл.: Метод. пособие / О.Ф.Кабардин, С.И.Кабардина, В.А.Орлов. - М.: Дрофа,  2013.
О.Ф.Кабардин, В.А.Орлов. «Физика. Тесты». 7-9 классы. – М.: Дрофа, 2013.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ
В результате изучения физики ученик должен:
знать/понимать
смысл понятий: волна, атом, атомное ядро, ионизирующие излучения
смысл физических величин: ускорение, импульс
смысл физических законов: Ньютона, всемирного тяготения, сохранения импульса и механической энергии
уметь
описывать и объяснять физические явления: равноускоренное прямолинейное движение, механические колебания и волны, электромагнитную индукцию
использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин: расстояния, промежутка времени, массы, силы, силы тока, напряжения, электрического сопротивления
представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости: периода колебаний маятника от длины нити, периода колебаний груза на пружине от массы груза и от жесткости пружины
выражать результаты измерений и расчетов в единицах Международной системы
приводить примеры практического использования физических знаний о механических, электромагнитных и квантовых явлениях
решать задачи на применение изученных физических законов
осуществлять самостоятельный поиск информации естественнонаучного содержания с использованием различных источников (учебных текстов, справочных и научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета), ее обработку и представление в разных формах (словесно, с помощью графиков, математических символов, рисунков и структурных схем)
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для
обеспечения безопасности в процессе использования транспортных средств, электробытовых приборов, электронной техники; контроля за исправностью электропроводки в квартире; оценки безопасности радиационного фона
Основное содержание программы 9 класс
Глава 1. Законы взаимодействия и движения тел (26 ч)
Материальная точка. Система отсчета. Перемещение. Скорость прямолинейного равномерного движения. Прямолинейное равноускоренное движение: мгновенная скорость, ускорение, перемещение. Графики зависимости кинематических величин от времени при равномерном и равноускоренном движении. Относительность механического движения. Инерциальные системы отсчета. Первый, второй и третий законы Ньютона. Свободное падение. Закон всемирного тяготения. Искусственные спутники Земли. Импульс. Закон сохранения импульса. Ракеты.
          Демонстрации
Равномерное прямолинейное движение. Относительность движения. Равноускоренное движение. Свободное падение тел в трубке Ньютона. Направление скорости при равномерном движении по окружности.  Второй закон Ньютона. Третий закон Ньютона. Невесомость. Закон сохранения импульса. Реактивное движение.
         Лабораторные работы:
1.Исследование равноускоренного движения тела без начальной скорости.
2.Исследование свободного падения.
Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий): 
Рассчитывать путь и скорость тела при равномерном прямолинейном движении. Представлять результаты измерений и вычислений в виде таблиц и графиков. Определять путь, пройденный за данный промежуток времени, и скорость тела по графику зависимости пути равномерного движения от времени. Рассчитывать путь и скорость при равноускоренном прямолинейном движении  тела. Вычислять ускорение тела, силы, действующей на тело, или массы на основе второго закона Ньютона. Измерять силы взаимодействия двух тел. Вычислять силу всемирного тяготения. Нахождение примеров инерциальных и неинерциальных систем отсчёта. Решение задач на динамику равноускоренного движения тела по вертикали
Глава 2. Механические колебания и волны. Звук (11 ч)
Колебательное движение. Колебания груза на пружине. Свободные колебания. Колебательная система. Маятник. Амплитуда, период, частота колебаний.
Превращения энергии при колебательном движении. Затухающие колебания. Вынужденные колебания. Распространение колебаний в упругих средах. Поперечные и продольные волны. Связь длины волны со скоростью ее распространения и периодом (частотой). Звуковые волны. Скорость звука. Высота и громкость звука. Эхо.
          Демонстрации
Механические колебания. Механические волны. Звуковые колебания. Условия распространения звука.
         Лабораторная работа:
3. Исследование зависимости периода и частоты свободных колебаний нитяного маятника от его длины.
Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий): 
         Измерять амплитуду, периоду, частоту колебаний. Вычислять превращение энергии при колебательном движении.  Вычислять энергию колебания груза на пружине. Вычислять связь длины волны со скоростью ее распространения и периодом (частотой). Объяснять процесс колебаний маятника. Исследовать зависимость периода колебаний маятника от его длины и амплитуды колебаний. Вычислять длину волны и скорость  распространения звуковых волн.
Глава 3. Электромагнитное поле (15 ч)
Однородное и неоднородное магнитное поле. Направление тока и направление линий его магнитного поля. Правило буравчика. Обнаружение магнитного поля. Правило левой руки. Индукция магнитного поля. Магнитный поток. Электромагнитная индукция. Генератор переменного тока. Преобразования энергии в электрогенераторах. Экологические проблемы, связанные с тепловыми и гидроэлектростанциями. Электромагнитное поле. Электромагнитные волны. Скорость распространения электромагнитных волн. Электромагнитная природа света.
          Демонстрации
Устройство конденсатора. Энергия заряженного конденсатора. Электромагнитная индукция. Правило Ленца. Самоиндукция. Получение переменного тока при вращении витка в магнитном поле. Устройство генератора постоянного тока. Устройство генератора переменного тока. Устройство трансформатора. Передача электрической энергии. Электромагнитные колебания. Свойства электромагнитных волн. Принцип действия микрофона и громкоговорителя. Принципы радиосвязи.  Дисперсия белого света. Получение белого света при сложении света разных цветов.
         Лабораторная работа:
4.  Изучение явления электромагнитной индукции.
Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий): 
Экспериментально изучать устройство конденсатора. Изучать правило Ленца.  Экспериментально изучать явление электромагнитной индукции.Обнаруживать действие магнитного поля на проводник с током. Обнаруживать магнитное взаимодействие токов. Получение белого света при сложении света разных цветов.
Глава 4. Строение атома и атомного ядра (16 ч)
Радиоактивность как свидетельство сложного строения атомов. Альфа-, бета- и гамма-излучения. Опыты Резерфорда. Ядерная модель атома. Радиоактивные превращения атомных ядер. Протонно-нейтронная модель ядра. Зарядовое и массовое числа. Ядерные реакции. Деление и синтез ядер. Сохранение зарядового и массового чисел при ядерных реакциях.
          Демонстрации
Модель опыта Резерфорда. Наблюдение треков частиц в камере Вильсона. Устройство и действие счетчика ионизирующих частиц.
         Лабораторные работы:
5.  Изучение треков заряженных частиц по готовым фотографиям.
В основе отбора содержания учебного материала лежат следующие принципы:
Научность (ознакомление школьников с объективными научными фактами, понятиями, законами, теориями, с перспективами развития физики, раскрытие современных достижений науки)
Генерализация (фундаментальность) знаний (объединение учебного материала на основе научных фактов, фундаментальных понятий и величин, теоретических моделей, законов и уравнений, теорий)
Целостность (формирование целостной картины мира с его единством и многообразием свойств)
Преемственность и непрерывность образования (учитывание предшествующей подготовки учащихся)
Систематичность и доступность (изложение учебного материала в соответствии с логикой науки и уровнем развития школьников)
Гуманитаризация образования (представление физики как элемента общечеловеческой культуры
Экологичность содержания (обсуждение социальных и экономических аспектов охраны окружающей среды, рассмотрения влияния на живой организм факторов природной среды)
Учебно-тематический план уроков физики 9 класс
 Тема Количество
часов Кол-во
лабораторных
работ Кол-во
контрольных
работ
Законы взаимодействия и движения тел 26 2 2
Механические колебания и волны. Звук. 11 1 1
Электромагнитное поле 15 1 1
Строение атома и атомного ядра 16 1 1
Всего 68 5 5
 
            
Четверть л/р К/р
I 2 1
II 1 1
III 1 2
IV 1 1
Всего 5 5
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 20»
РАССМОТРЕНО
на заседании методического совета
Протокол №____от
«___» _________20__г.
СОГЛАСОВАНО
с заместителем директора по УВР
_________________/____________ /
УТВЕРЖДАЮ
Директор МКОУ «Средняя
общеобразовательная школа № 20»
_________________/__Ю.В.Павлов_/
Приказ №______ от
«___» _________20 __ г.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ,
ПРИЛОЖЕНИЕ К РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ
по ______________ФИЗИКЕ 9 Г,Д классы ( с ОВЗ )___________
учебный предмет (образовательная система), класс
___________________2015-2016 уч. год________________________
срок реализации программы
__________Нечеухина Елена Анатольевна, 1 категория__________
Ф.И.О. составителя, квалификационная категория
г. Шадринск
Календарно-тематическое планирование по физике 9 класс
№ урока Тема урока Тип урока Требования к уровню подготовки Вид контроля Демонстрации Домашнее задание Дата
РАЗДЕЛ 1. ЗАКОНЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ И ДВИЖЕНИЯ ТЕЛ (26 ЧАСОВ)
1/1 Материальная точка. Система отсчёта Изучение нового материала Знать понятия: механическое движение, система отсчета
Уметь привести примеры механического движения Физический диктант, упражнения после § Демонстрация различных видов механического движения
Демонстрация равноускоренного движения
Сборники познавательных и развивающих заданий
§1, упр. 1 2/2 Перемещение Комбинированный Знать понятия: траектория, путь и перемещение
Уметь объяснить их физический смысл Физический диктант, упражнения после § §2, упр. 2 3/3 Определение координаты движущегося тела. Комбинированный Знать понятия: прямолинейное равномерное движение
Уметь описать и объяснить Самостоятельная работа, упражнения после § §3, упр. 3 4/4 Перемещение при прямолинейном равномерном движении. Комбинированный Уметь строить графики x(t), v(t) Самостоятельная работа, упражнения после § §4 5/5 Прямолинейное равноускоренное движение. Ускорение Комбинированный Знать понятия: прямолинейное равноускоренное движение
Уметь описать и объяснить Физический диктант Демонстрация равноускоренного движения
Сборники познавательных и развивающих заданий
Оборудование для лаб.раб.
Контрольно-измерительные материалы по данной теме §5,6 6/6 Скорость прямолинейного равноускоренного движения. График скорости. Комбинированный Уметь решать графические задачи Самостоятельная работа §6,7 7/7 Перемещение при прямолинейном равноускоренном движении Комбинированный Знать понятия: перемещение при равноускоренном движении
Уметь объяснить физический смысл Самостоятельная работа §7,8 8/8 Перемещение тела при прямолинейном равноускоренном движении без начальной скорости. Закрепление знаний Применяют изученные законы к решению комбинированных задач по механике Самостоятельная работа §6,7,8 9/9 ЛР №1 «Исследование равноускоренного движения без начальной скорости» Практикум Приобретение навыков при работе с оборудованием (секундомер, измерительная лента) Оформление работы, вывод Подготовиться к оцениванию знаний 10/10 Относительность механического движения Комбинированный Понимать и объяснять относительность перемещения и скорости Самостоятельная работа §9 11/11 Контрольная работа №1 по темам «Прямолинейное равномерное и прямолинейное равноускоренное движения» Контроль и оценивание знаний Уметь решать задачи на прямолинейное равномерное и равноускоренное движение Контрольная работа: чтение графиков, определение искомой величины Повторить §1-9 12/12 Инерциальные системы отсчета. Первый закон Ньютона Изучение нового материала Знать содержание первого закона Ньютона, понятие инерциальной системы отсчета Тестирование (определения, примеры) Демонстрация относительности движения,
второго и третьего законов Ньютона,
свободного падения,
Оборудование для лаб.раб.
движения тела, брошенного вертикально вверх
Демонстрация закона сохранения импульса,
реактивного движения; демонстрация совершения механической работы
Сборники познавательных и развивающих заданий
Контрольно-измерительные материалы по данной теме §10 13/13 Второй закон Ньютона Изучение нового материала Знать содержание второго закона Ньютона, формулу, единицы измерения физических величин в системе СИ. Написать формулу и объяснить Физический диктант §11 14/14 Третий закон Ньютона Комбинированный Знать содержание третьего закона Ньютона. Написать формулу и объяснить Фронтальный опрос §12 15/15 Три закона Ньютона. Решение задач Закрепление знаний Знать границы применимости законов Ньютона, приводить примеры Решение качественных задач §10,11,12 16/16 Свободное падение. Движение тела, брошенного вертикально вверх Комбинированный Объясняют свободное падение (физический смысл) Самостоятельная работа §13,14 1717 ЛР №2 «Исследование свободного падения.»
Решение задач на свободное падение Практикум Приобретение навыков при работе с оборудованием
Уметь решать задачи на расчет скорости и высоты при свободном падении Оформление работы, вывод Самостоятельная работа §13,14 18/18 Закон всемирного тяготения Комбинированный Знать понятия: гравитационное взаимодействие, гравитационная постоянная. Написать формулу и объяснить Самостоятельная работа §15 19/19 Сила тяжести и ускорение свободного падения Комбинированный Знать зависимость ускорения свободного падения от широты и высоты над Землей Самостоятельная работа §16,17 20/20 Равномерное движение по окружности Комбинированный Знать: природу, определение криволинейного движения, приводить примеры;
Физическую величину, единицу измерения периода, частоты, угловой скорости Самостоятельная работа §18,19 21/21 Решение задач на движение по окружности Закрепление знаний Уметь применять знания при решении соответствующих задач Решение качественных задач §18,19 22/22 Движение искусственных спутников Изучение нового материала Уметь рассчитывать первую космическую скорость Самостоятельная работа §20 23/23 Импульс. Закон сохранения импульса Комбинированный Знать понятия: импульс тела и импульс силы Самостоятельная работа §21,22 24/24 Реактивное движение Комбинированный Знать практическое использование закона сохранения импульса. Написать формулы и объяснить Физический диктант §22,23 25/25 Обобщающий урок по теме «Законы динакмики» Закрепление знаний Обобщение и систематизация знаний Самостоятельная работа Подгот-ся к тематическому оцениванию знаний 26/26 Контрольная работа №2 по теме «Законы динамики»
Контроль и оценивание знаний Уметь применять знания при решении типовых задач Контрольная работа Повторить §10-23 РАЗДЕЛ 2. МЕХАНИЧЕСКИЕ КОЛЕБАНИЯ И ВОЛНЫ (11 ЧАСОВ)
27/1 Колебательное движение. Свободные колебания. Колебательные системы. Маятник. Изучение нового материала Знать условия существования свободных колебаний, привести примеры Физический диктант Демонстрация механических колебаний (набор грузов и пружин)
Оборудование для лаб.раб.
Демонстрация механических волн,
звуковых колебаний,
условий распространения звука;
сборники заданий
Контрольно-измерительные материалы по данной теме §24,25 28/2 Величины, характеризующие колебательное движение Комбинированный Знать уравнение колебательного движения. Написать формулу и объяснить Фронтальный опрос §26,27 29/3 ЛР №3 «Исследование зависимости периода и частоты свободных колебаний математического маятника от его длины» Практикум Приобретение навыков при работе с оборудованием Самостоятельная работа §26,27 30/4 Превращение энергии при колебаниях. Затухающие колебания. Вынужденные колебания. Резонанс. Комбинированный Объяснять и применять закон сохранения энергии для определения полной энергии колеблющегося тела Самостоятельная работа §28,29 31/5 Распространение колебаний в упругой среде. Волны. Продольные и поперечные волны. Изучение нового материала Знать определение механических волн. Основные характеристики волн Фронтальный опрос §31,32,33 32/6 Длина волны. Скорость распространения волн. Комбинированный Знать характер распространения колебательных процессов в трехмерном пространстве Беседа по вопросам параграфа §33 33/7 Источники звука. Звуковые колебания. Комбинированный Знать понятие «звуковые волны», привести примеры Фронтальный опрос §34 34/8 Высота и тембр звука. Громкость звука Комбинированный Знать физические характеристики звука: высота, тембр, громкость Беседа по вопросам §35,36 35/9 Распространение звука. Звуковые волны. Скорость звука Комбинированный Знать и уметь объяснить особенности распространения звука в различных средах Беседа по вопросам §37,38 36/10 Отражение звука. Эхо. Решение задач. Комбинированный Знать особенности поведения звуковых волн на границе раздела двух сред, уметь объяснить Самостоятельная работа (решение типовых задач) §39,40 37/11 Контрольная работа №3 по теме «Механические колебания и волны. Звук» Контроль и оценивание знаний Уметь решать задачи по теме «Механические колебания и волны. Звук» Контрольная работа Повторить §30-40 РАЗДЕЛ 3. ЭЛЕКТРОМАГНИТНОЕ ПОЛЕ (15 ЧАСОВ)
38/1 Магнитное поле и его графическое изображение. Изучение нового материала Знать понятие «магнитное поле» Беседа по вопросам Демонстрация действия электрического поля на электрический заряд, действия магнитного поля на магнитную стрелку;
взаимодействия двух параллельных проводников с током, действия постоянного магнита на проводник с током
Демонстрация электромагнитной индукции, правила Ленца
Демонстрация получения переменного тока при вращении витка в магнитном поле
Наглядные пособия,
демонстрация свойств электромагнитных волн
Получение белого света при сложении света разных цветов.
Контрольно-измерительные материалы по данной теме §42 39/2 Неоднородное и однородное магнитные поля. Комбинированный Понимать структуру магнитного поля, уметь объяснять на примерах графиков и рисунков Решение качественных задач §42,43 40/3 Направление тока и направление линий его магнитного поля. Комбинированный Знать/понимать смысл понятий и основные свойства электрического и магнитного полей; знать правило буравчика Решение качественных задач §44 41/4 Действие магнитного поля на проводник с током Комбинированный Знать силу Ампера, силу Лоренца (физический смысл) знать правило левой руки; Самостоятельная работа §45 42/5 Индукция магнитного поля Комбинированный Знать силовую характеристику магнитного поля – индукцию Самостоятельная работа §46 43/6 Решение задач Закрепление знаний Уметь решать задачи на применение силы Ампера, силы Лоренца Решение типовых задач §44-46 44/7 Магнитный поток Комбинированный Знать понятия: магнитный поток; написать формулу и объяснить Беседа по вопросам §47 45/8 Явление электромагнитной индукции Изучение нового материала Знать понятия: электромагнитная индукция; написать формулу и объяснить Самостоятельная работа §48-49 46/9 ЛР №4 «Изучения явления электромагнитной индукции» Практикум Знать: понятие «электромагнитная индукция»; технику безопасности при работе с электроприборами Оформление работы, вывод §48 47/10 Получение переменного электрического тока Комбинированный Знать способы получения электрического тока.
Уметь объяснить Самостоятельная работа §50-51 48/11 Электромагнитное поле Комбинированный Знать понятие «электромагнитное поле» и условия его существования Тест §52 49/12 Электромагнитные волны Изучение нового материала Понимать механизм возникновения электромагнитных волн Беседа по вопросам §53 50/13 Конденсатор. Колебательный контур Принципы радиосвязи Изучение нового материала Знать зависимость свойств излучений от их длины, приводить примеры Решение качественных задач §54-56 51/14 Электромагнитная природа света. Преломление света. Физический смысл показателя преломления. Дисперсия света. Цвета тел
Изучение нового материала Знать историческое развитие взглядов на природу света
уметь объяснять электромагнитную природу света Беседа по вопросам (шкала э-м волн) §58-59 52/15 Контрольная работа №4 по теме «Электромагнитное поле» Контроль и оценивание знаний Систематизация знаний по теме Контрольная работа Повторить §43-64 РАЗДЕЛ 4. СТРОЕНИЕ АТОМА И АТОМНОГО ЯДРА, ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭНЕРГИИ АТОМНЫХ ЯДЕР (16 ЧАСОВ)
53/1 Радиоактивность как свидетельство сложного строения атома Изучение нового материала Знать альфа-, бета-, гамма-лучи (природа лучей) Беседа по вопросам Демонстрация модели опыта Резерфорда;
наглядные пособия
Наглядные пособия,
справочная литература
Наглядные пособия
Наглядные пособия, справочная литература
Дозиметры, справочная литература, информационно-коммуникативные средства
Наглядные пособия, справочная литература
Контрольно-измерительные материалы по данной теме §65 54/2 Строение атома. Схема опыта Резерфорда Комбинированный Знать строение атома по Резерфорду, показать на моделях Самостоятельная работа §66 55/3 Радиоактивные превращения атомных ядер Комбинированный Знать природу радиоактивного распада и его закономерности Физический диктант §67 56/4 Экспериментальные методы регистрации заряженных частиц Комбинированный Знать современные методы обнаружения и исследования заряженных частиц и ядерных превращений Тест §68 57/5 Открытие протона и нейтрона Комбинированный Знать историю открытия протона и нейтрона Беседа по вопросам §69,70 58/6 Состав атомного ядра. Ядерные силы Комбинированный Знать строение ядра атома, модели Физический диктант §71 59/7 Энергия связи. Дефект масс Комбинированный Знать понятие «прочность атомных ядер» Самостоятельная работа §72 60/8 Энергия связи. Дефект масс Закрепление знаний Уметь решать задачи на нахождение энергии связи и дефекта масс Физический диктант §73 61/9 Деление ядер урана. Цепные ядерные реакции Комбинированный Понимать механизм деления ядер урана Самостоятельная работа §74-75 62/10 Ядерный реактор Комбинированный Знают устройство ядерного реактора Физический диктант §76-77 63/11 ЛР №5 «Изучение деления ядер урана по фотографии треков»
Практикум Приобретение навыков при работе с оборудованием Оформление работы, вывод §66,67 64/12 Термоядерные реакции Комбинированный Знать условия протекания, применение термоядерной реакции Тест §79 65/13 Атомная энергетика Комбинированный Знать преимущества и недостатки атомных электростанций Беседа §77 66/14 Биологическое действие радиоактивных излучений Комбинированный Знать правила защиты от радиоактивных излучений Беседа §78 67/15 Контрольная работа №5 по теме «Строение атома и атомного ядра» Контроль и оценивание знаний Уметь решать задачи по теме «Строение атома и атомного ядра» Тест 68/16 Итоговый урок Закрепление знаний Обобщение и систематизация полученных знаний Тест