Непосредственная образовательная деятельность. Тема: «Овощи и фрукты»


Непосредственная образовательная деятельность.
Тема:
«Овощи и фрукты»

Автор: Логинова Л.В.ПОЗНАНИЕ
ТЕМА: «Овощи и фрукты».
Младший возраст.
Образовательная: закрепить названия различных овощей и фруктов. Сформировать обобщающие понятия «овощи» и «фрукты». Закрепить отличительные особенности овощей и фруктов.
Старший возраст.
Закрепить обобщающие понятия «овощи» и «фрукты», закрепить названия различных овощей и фруктов. Рассказать детям о пользе овощей и фруктов для человека - это источник витаминов и жизненной силы для человека, очень вкусный продукт питания. Познакомить детей с заготовкой овощей и фруктов – консервирование, соление, маринование, приготовление варенья, компотов и соков.
Воспитательная: воспитывать у детей бережное и любовное отношение к природе, которая щедро одаривает нас своими богатствами; уважение к труду людей, работающих на земле.
Развивающая: развития воображения и творческого мышления, отработка понятия «плод», закрепление деление плодов на овощи и фрукты. Обучать составлению рассказа по картине.
Лексическая работа: сад и огород, садовод и огородник, различные виды овощей и фруктов.
Для формирования обобщающих понятий «овощи» и «фрукты» можно использовать на занятии стихотворение Я. Бжехвы «Овощи». Вместо названий овощей можно использовать картинки:

Притворяется, негодник, будто сам он огородник!
Возмутилась тетя (репа): « Это глупо и нелепо!»
Крикнул дядя (огурец): «Бездельник! Сорванец!»
Огорчился старый (лук): «Не терплю подобных штук!»
Покраснел сорванец, устыдился, наконец, -
И скатился чин по чину к огороднику в корзину!
Загадки.
1. Кругла, рассыпчата, бела; на стол она с полей пришла.
Ты посоли ее немножко. Ведь правда вкусная…..?
(картошка)
2. Летом в огороде свежие, зеленые,
А зимою в бочке – желтые, соленые.
Отгадайте, молодцы, как зовут нас?
(огурцы)
3. Микробов он сбивает с ног. Ну а зовут его……..
(ЧЕСНОК)
4. Нарядилась Алена в сарафанчик свой зеленый,
Завила оборки густо. Узнаешь ее?.......
(капуста)
5. Нужнее всех из овощей для винегретов и борщей
Из урожая нового красавица бордовая.
(свекла)
6. Все узнают молодца, что растет на грядке:
Он побольше огурца, толстый он и гладкий,
Тоже держится за плеть. Приходите посмотреть!
(кабачок)
7. Я вырос на грядке, характер мой гадкий:
Куда не приду, всех до слез доведу.
(лук)
8. Привязан кустик к колышку, на кустике – шары.
Бока подставив солнышку, краснеют от жары.
(помидор)
ПОЗНАНИЕ
ТЕМА: «ПОЕЗДКА НА ДАЧУ»
ЦЕЛИ:* развивать навыки ориентации на листе бумаги;
*развивать умение находить оптимальное решение путем сравнения двух чисел, выстраивания последовательности чисел по возрастанию или убыванию;
* формировать классифицирующую деятельность – формировать навыки классификации по форме, величине, цвету;
*закреплять навыки сложения и вычитания чисел в пределах 10 с помощью счетов (подготовительная группа); в пределах 5 с помощью счетов (старшая группа)
МАТЕРИАЛЫ:
*»математические» картинки – для каждого ребенка;
*цветные карандаши;
*набор картинок «овощи» и «фрукты»;
*план дороги к даче на листе формата А4, вложенный в файл ; фломастеры – на каждую подгруппу;
*план дачного участка на листах формата А2 – по количеству подгрупп;
*набор карточек с числами от 1 до 10;
*пустографки логических таблиц клетки 3*3 и наборы из 9карточек для каждой таблицы – на каждого ребенка;
*счеты – на каждую подгруппу детей;
*оборудование для игры «Магазин «Овощи – фрукты»;
ПЛАН:
1. математические картинки.
2. игра: «найди свою группу».
3. дорога на дачу, ориентировка по плану.
4. что растет на даче? Задания на классификацию.
5. логические таблицы, построение таблиц.
6. игра «магазин» (развитие навыков сложения и вычитания чисел в пределах 10).
ПОЗНАВАТЕЛЬНО-РЕЧЕВОЕ(подготовительная группа)
ТЕМА: «ЗАГАДКИ НА ГРЯДКЕ»
Связанная речь: продолжать учить детей полно и точно отвечать на вопрос, строя предложение из 4 – 6 слов. Развивать навыки составления рассказа из опыта детей.
Развития словаря: активизировать названия овощей. Закрепить обобщающее понятие «овощи». Учить согласовывать существительные с прилагательными в роде, числе и падеже. Учить детей понимать образный смысл загадок.
Формирование грамматического строя речи: упражнять в образовании прилагательных от существительных. Учить образовывать формы родительного падежа множественного числа существительных.
Звуковая культура речи: закреплять правильное произношение звука «р» в начале, середине и конце слова. Учить выкладывать схему слова.
Материалы:
*картинки с изображением различных овощей и фруктов;
*муляжи овощей;
*игрушечная собака;
*игрушка «бабушка»;
*схема для определения характеристик звука;
*круги красного, синего и зеленого цвета для выкладывания схемы слова – на каждого ребенка, и большого размера – для работы на доске;
Организация: не требует 30 – минутной работы детей за столами. 1,2 часть – воспитатель собирает детей в кружок вокруг себя, 3 часть – сидя на ковре, 4 часть – требует работы за столом (выкладывание схем).
ТЕМА: «ОВОЩИ».
Связанная речь:
Младший возраст:
Развитие умения правильно называть овощи, описывать их цвет, форму и другие качества.
Словарь:
Уточнить представления детей об овощах; учить выделять в овощах определенные свойства, правильно классифицировать овощи.
Старший возраст:
учить строить связанные высказывания типа рассуждений, объяснять свое мнение.
Учить образовывать уменьшительно-ласкательную форму существительных, прилагательные от существительных. Учить согласовывать существительные с прилагательными при изменении падежа.
Введение: загадывание загадок. Обобщающий вывод – сегодня на занятии речь пойдет об овощах.
Ход занятия:
- У нас на картинках изображены картофель, помидоры, огурцы, капуста, лук. Как назвать их одним словом?
- Где выращивают овощи? Как называют люди, которые выращивают овощи? Как называют тех, кто работает на огороде? Что нужно для того, чтобы вырастить овощи? Правильно, сначала в землю сажают семена; потом поливают ростки; освобождают их от сорняков – пропалывают; рыхлят землю, чтобы корни дышали.
- Давайте вспомним, какие из овощей растут под землей, а какие над землей.
- Когда овощи выросли, их собирают. Как это делают? Картошку (выкладывают), помидоры и огурцы (срывают), лук (выдергивают), морковь (выдергивают), горох (срывают), капусту (срезают), укроп и петрушку (срывают) и ит.д..
- Каждый овощ похож на какую-то геометрическую фигуру. Посмотрите, у вас на столах лежат листы бумаги, на которых изображены круги, треугольник, овалы. Подумайте, в какие овощи вы можете превратить эти геометрические фигуры? Возьмите карандаши и поработайте немного художниками - волшебниками, превращая фигуры в овощи.
- Для чего нужны овощи?
- Что можно приготовить из овощей? Какие блюда можно приготовить на первое (борщ, щи, гороховый, картофельный и свекольные супы, рассольник, окрошку и т. д.)? на второе (солянку, голубцы, капустные и картофельные котлеты, овощное рагу, фаршированный перец и т. д.)? Какие овощные соки можно приготовить на третье? (Из моркови – морковный, из свеклы – свекольный, из огурцов – огуречный, из помидоров или томатов, - томатный.)
- Какие из этих овощей нужны для приготовления салатов, щей, солянки, голубцов, супа, борща?
- Как готовят овощи? (Их моют, режут, жарят, варят, тушат, запекают, солят, маринуют, замораживают.)
Рассказ «Огурец»
Ребята давайте придумаем вместе рассказ вот об этом красивом зеленом огурце. Я буду начинать предложения, а вы должны вставлять в них словосочетания «Зеленый огурец». Итак, на грядке вырос сочный…(зеленый огурец). А вокруг него растут другие….(зеленые огурцы). Я сделаю из этого ….(зеленого огурца) салат и угощу маму. Мама обрадуется…..(зеленому огурцу) и будет восхищаться….(зеленому огурцу). Мы с вами говорили о ….(зеленом огурце).
ОЗНАКОМЛЕНИЕ ДЕТЕЙ С ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРОЙ.
ТЕМА: Чтение и обыгрывание сказки В. Сутеева «Яблоко».
ЦЕЛИ:
*учить понимать смысл сказки, заключенную в ней мораль;
*учить домысливать, понимать «написанное между строк»;
*развивать пантомимические навыки, учить создавать выразительные образы с помощью мимики, жестов, интонации.
ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ТВОРЧЕСТВО
подготовительная группа.
ТЕМА: «Натюрморт с овощами и фруктами»
ЦЕЛИ:
*продолжать знакомить детей с натюрмортом;
*учить рисовать с натуры различные овощи и фрукты, окружающий их фон, созданный из цветного покрывала, вазы, другие предметы, подбирать нужные цвета для изображения овощей и фруктов, создавать нужные оттенки путем смешивания красок, наложения красок различных цветов; учить создавать сочетания цветов – красный бочок на желтом яблочке, желто-зеленый виноград и т. д.;
*развивать навыки рисования с натуры;
*развивать чувство композиции.
МАТЕРИАЛЫ:
*репродукции картин И. Репина «Яблоко», П. Кончаловского «Персики», «Розовые яблоки на круглом столе», И. Грабаря «Груши на зеленой драпировке» А. Лентунова «Овощи».
*бумага для рисования;
*акварельные краски, кисти, банки с водой, подставки для кистей; *муляжи для составления натюрморта: муляжи овощей и фруктов, вазы разной формы, кувшины.
ТЕМА: «Натюрморт из овощей и фруктов»
Цели: знакомить детей с новым жанром живописи – натюрмортом, показать репродукции картин (И.И.Машкова и других художников)
Младший возраст:
Учить составлять несложную композицию из знакомых предметов. Учить рисовать предметы похожими на настоящее по форме, цвету, положению на столе. Формировать умение рисовать красками по фону. Учить видеть эстетическую красоту в натюрморте.
Старший возраст:
Учить рисовать гуашью несложную композицию из 3-4 предметов (арбуз, яблоко, слива, груша). Познакомить с понятием «блик» и способами его рисования. Развивать умение тонировать бумагу известковыми мелками. Учить определять и передавать в рисунке форму, цвет и размер предметов.
Материалы:
Восковые муляжи овощей и фруктов. Альбомные листы, мелки, гуашь, кисти. Для детей младшего возраста – листы бумаги, тонированной известковыми мелками.
АППЛИКАЦИЯ:
ТЕМА: «Дары осени»
ЦЕЛИ:
Воспитывать у детей навыки коллективного творчества, учить согласованно работать.
Организация детей: дети работают в паре старший – младший или подгруппами, в которых есть один старший ребенок и 2-3 младших.
Младший возраст:
Отработка навыков самостоятельного вырезывания различных форм из листа бумаги, сложенной вдвое, в несколько раз.
Старший возраст:
Учить составлять композицию из вырезанных деталей на листе бумаги, развивать навыки работы с клеем и кисточкой.
Подготовительная подгруппа:
Учить нетрадиционным способам выполнения аппликации:
*аппликация - мозаика из кусочков пластиковых трубок,
*-------------- из яичной скорлупы,
*-------------- из кусочков поролона,
*-------------- из бумажных комков;
Развивать навыки выполнения аппликации методов обрывания, сочетания различных видов аппликации для получения выразительного образа;
Воспитывать у детей навыки коллективного творчества, учить согласованно работать.
Материалы:
*контуры различных овощей и фруктов, ягод и грибов, вырезанные из картона;
*различный бросовый материал;
*клей ПВА, цветная бумага и ножницы;
*гуашь и кисти, подставки под кисти, банки с водой;
*клеенки, тряпочки для рук и кисточек.
ЛЕПКА:
ТЕМА: «Собираем урожай»
Младшие и старшие вместе:
ЦЕЛИ: воспитывать у детей уважение к труду людей, выращивающих овощи и фрукты. Учить лепить из глины, с последующим раскрашиванием, различные овощи и фрукты.
Подготовительная подгруппа:
ТЕМА: «Магазин «Овощи – фрукты».
ЦЕЛИ:
*учить лепить из соленого теста различные овощи и фрукты – в качестве атрибутов для сюжетных игр;
*развивать навыки лепки фигурок из составных частей;
*учить раскрашивать поделки для придания изделию законченной формы.
Материалы:
Соленое тесто для лепки. Пластмассовые ножи или стеки для отрезания теста. Противни для запекания готовых форм.
КОНСТРУИРОВАНИЕ из различных конструкторов: ТЕМА: «Ящики для овощей и фруктов».
Младший возраст:
Конструирование из настольных строительных наборов. Учить различать детали конструктора – кубики, кирпичики, пластины. Учить конструировать по рисунку или схеме.
Старший возраст:
Конструирование из легоподобных конструкторов. Учить делать различные соединения деталей, составлять конструкцию по схеме или рисунку.
Подготовительная подгруппа: «из бумаги»
ЦЕЛИ:
Закреплять умения и навыки, создавая поделки в технике «оригами»; продолжать совершенствовать навык делать правильные, четкие сгибы, внутренние сгибы, складывать квадрат по диагонали; учить выполнять базовую форму «Двойной треугольник»; развивать пространственное воображение, память, творческие способности, мелкую моторику рук.
Материалы:
Образец корзинки, схема выполнения поделки: листы цветной бумаги квадратной формы (размер 20-20 см) (одна сторона у бумаги белая, другая – цветная), небольшие обрезки цветной бумаги для выполнения аппликации, ножницы, клей
Организация детей:
Дети сидят за рабочими столами по 3-4 человека., взаимно обучая друг друга.
Коллективный труд:
Тема: «Готовим салаты из овощей».
Цели:
*учить мелко и аккуратно нарезать овощи для салата (готовить по рецепту);
*формировать навыки коллективного труда, организаторские способности;
*воспитывать желание оказать помощь, чувство ответственности за коллективный результат работы.
Материалы:
*фартуки – для каждого ребенка, косынки, шапочки;
*разделочные доски;
*пластмассовые ножи;
*четыре подносы;
*миски, салатницы, ложки;
*продукты для салатов.
Утренние беседы с детьми.
Тема: «Прогулка по саду и огороду»
Вопросы к беседе:
*Что мы называем овощами? Какие овощи ты знаешь?
*Что мы называем фруктами? Какие фрукты ты знаешь? Как ты думаешь, чем отличаются овощи от фруктов?
*Назови свой любимый фрукт. А ты знаешь, где он растет – на веточке дерева, на кустике?
*Какой из овощей тебе нравится больше всего? Ты знаешь, как выращивают этот овощ?
При проведении беседы можно использовать дидактическую игру «Угадай овощ (фрукт) по ответам и вопросам». В этот игре ведущий загадывает овощ, остальные игроки пытаются его отгадать, задавая вопросы:
*размер?
*форма?
*цвет?
*хвостик есть?
*какая кожица на ощупь?
*вершок или корешок?
*какой вкус?
*кто из животных его любит?
*что из него готовят?
*можно ли заготовить на зиму?
Работа в книжном уголке.
Расставляем и рассматриваем иллюстрации различных овощей и фруктов, а также иллюстрации, изображающие труд людей по выращиванию овощей и фруктов. В книжном уголке также могут быть представлены муляжи плодов.
Читаем детям.
1 Э. Хогарт, Мафин и его знаменитый кабачок.
2 Я. Тайц. Послушный дождик. Ю. Тувим. Овощи.
ИГРА
Сюжетно-дидактические игры.
1. «Магазин фруктов».
Цель: закрепить знание названий фруктов; закрепить знание правил поведения в магазине, профессиональных действий продавца.
2. «Овощной магазин».
Цель: закрепит названия овощей, формировать обобщающее понятие «овощи».
3. «Семья» - «Летние заготовки».
Цель: закрепить знания о переработке овощей и способах фруктово-овощных заготовок на зиму.
4. «Консервный завод».
Цель: закрепить знания об овощах и фруктах, их промышленной переработке.
ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ.
«укрась слово» - для развития образного мышления, творческого воображения, ассоциативного процесса.
«отгадай-ка» - для развития памяти, внимания и речи.
«кузовок» - для развития внимания, мышления, сообразительности; активизации словаря.
«буквы алфавита» - для развития активного внимания.
«не ошибись» - для развития быстроты мышления, сообразительности.
«звук потерялся» - для развития внимания, фонематического слуха.
ВЫСТАВКА-КОНКУРС ПОДЕЛОК
Совместных родителей с детьми.
ЦЕЛИ:
Учить детей работе с природным материалом. Познакомить детей с новым для них материалом – овощами, формировать навыки работы с ними; учить различать овощи для придания им нужной формы;
*развивать творческую фантазию детей;
*поощрять совместные занятия детей и родителей к жизни детского сада.
РЕКОМДАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ.
Уважаемые родители!
Тема этой недели на занятиях по ознакомлению с окружающим – «Овощи и фрукты».
Чтобы дети лучше запомнили названия овощей и фруктов, загадайте им загадки.
Для закрепления названий рекомендуем вам поиграть с ребенком в игру «Отгадай овощ (фрукт) по ответам на вопросы».