Методические материалы Коммуникативно-деятельностный подход в обучении
ГСУВУ «Кемеровская специальная
общеобразовательная школа»
Реализация коммуникативно-деятельностного подхода
в обучении на уроках русского языка
(система уроков по теме «Повторение в начале учебного года. 5 класс»)
Исполнитель:
Будникова Валентина Ивановна,
учитель русского языка и литературы,
ГСУВУ «Кемеровская специальная общеобразовательная школа»
Кемерово 2014
Оглавление
Введение 3 – 4
Система уроков по теме«Повторение в начале учебного года. 5 класс» 5 – 20
Список литературы 21
Приложение
Введение
Чем легче учителю учить, тем труднее ученикам учиться. Чем труднее учителю, тем легче ученику. Чем больше учитель будет учиться сам, обдумывать каждый урок и соизмерять с силами ученика, чем больше будет следить за ходом мысли ученика, чем больше вызывать на вопросы и ответы, тем легче будет учиться ученику.
(Л. Н. Толстой)
Модернизация российского образования ставит перед учителем средней общеобразовательной школы задачу переосмысления своей педагогической деятельности, пересмотра подходов и методов преподавания, использования комплекса средств,формирующих универсальные учебные действия, которые помогут школьнику стать полноценной социальной личностью, стремящейся реализовать свои возможности, способной делать осознанный и ответственный выбор.
Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения строится на системно-деятельностном подходе, что означает уход от традиционной передачи готовых знаний от учителя к ученику. Следовательно, в условиях модернизации образования вопрос осуществления коммуникативно-деятельностного подхода в обучении становится особо значимым, актуальным. Задачей учителя становится включение самого ученика в учебную деятельность, организация процесса самостоятельного овладения детьми нового знания, применения полученных знаний в решении познавательных, учебно-практических и жизненных проблем.
Русский язык, нам известно, является не просто учебным предметом школьной образовательной программы, но и средством обучения другим дисциплинам. В этом аспекте применение учителем- словесником различных средств формирования УУД (познавательные, личностные, коммуникативные, регулятивные) становится особо важным.
В предлагаемой работе даётся система уроков по русскому языку («Повторение в начале учебного года. 5 класс»). Три тематически связанных урока рассматриваются в аспекте коммуникативно-деятельностного подхода к обучению с опорой на методическое пособие Г. П. Лазаренко «Уроки русского языка в 5-м классе: поиски и находки»; уроки апробированы в условиях Кемеровской специальной школы (конспекты прилагаются.)
Система уроков по теме
«Повторение в начале учебного года.5 класс»
О большом любителе разбирать слова
Слова-родственники
Зри в корень! Проверяй слова!
Основные принципы урока
1.Востребованность грамматической темы учениками, интерес к уроку, понимание того, зачем, где и когда она ему пригодится.
2.Урок не должен быть обезличен, обращен к абстрактному ученику. Он должен учитывать возрастные и психологические особенности ребёнка, стать уроком сотрудничества, диалогом.
3.Исследовательский пафос урока, эвристическая доминанта.
4.Центром урока является текст – сгусток грамматического явления и источник многочисленных задач (грамматических, эстетических, нравственных, творческих) для наблюдений, исследования. Закладываются основы лингвоанализа. Тематическое и стилевое единство дидактического материала обязательно.
5.Большинство уроков по форме представляют новеллу, в которой есть интрига, выводящая на проблему урока, сюжетность, «сцеплённость» всех этапов работы.
6. Наглядность. Данный принцип обучения помогает реализовать интерактивная доска. Вот некоторые примеры использования интерактивной доски(страницы подготовлены заранее и выводятся на экран, работа осуществляется с помощью электронного маркера, а инструментом Ластик можно стереть неверный текст, интересно проходит изучение тем с помощью электронных таблиц, к каждой таблице прилагаются тестовые задания.- можно с помощью цветных маркеров вносить всевозможные коррективы, текст можно набирать, используя виртуальную клавиатуру. Использование интерактивной доски на уроке положительно влияет на познавательную активность воспитанников нашей школы, повышает мотивацию к изучению предмета. Все ученики, без исключения, желают выйти к доске и выполнить предложенные задания. Посредством использования интерактивной доски можно расширить виды совместной работы учащихся, обеспечивающей получение детьми коммуникативного опыта.
Композиция урока
Первая часть – вступление, интрига, разминка, ставящая детей перед интересным явлением языка и проблемой. Интрига работает на востребование темы и заканчивается её объявлением.
Вторая часть – движение темы, развитие, углубление, раскрывающие многоаспектность грамматического явления.
Третья часть- итог урока(рефлексия),выводы, коррекция усвоенных знаний.
При чёткой структуре урока – полная иллюзия «дали свободного романа» (импровизация, игра, раскованность, ведущая роль детей)
Приёмы формирования УУД на уроке
Учителя нашей школы в своей деятельности сталкиваются с трудностями, обусловленными низкой мотивацией обучающихся на предмет получения новых знаний (речь идёт, напомним, о подростках с девиантным поведением) У воспитанников выявляются существенные пробелы в знаниях, что является следствием их педагогической запущенности, при этом интерес к предмету, к учебному труду, как правило, утрачен. Как же повысить учебную мотивацию обучающихся? Разрешением данного вопроса является использование активных средств формирования универсальных учебных действий на уроке. Охарактеризуем некоторые приёмы формирования УУД в процессе урочной деятельности.
Создание проблемной ситуации.
На таком уроке реализуется исследовательский подход к обучению, принцип деятельности, смысл которого заключается в том, что подросток получает знание не в готовом виде, а «добывает» его в процессе своего труда. Важно, чтобы собственное знание о незнании воспринималось детьми как ценный результат урока и становилось стимулом дальнейшего освоения содержания.
В процессе систематической работы на уроке формируются познавательные, регулятивные, коммуникативные и личностные действия. Учащиеся учатся фиксировать затруднения в собственной деятельности, выявлять причины этих затруднений, определять цель своей дальнейшей работы, выбирать средства и способы достижения поставленной цели, осуществлять поиск необходимой информации. Подростки учатся сравнивать, анализировать, делать вывод, формулировать своё мнение и позицию, координировать различные позиции в сотрудничестве
2.«Знаю – хочу узнать – узнал – научился». Этап «Знаю» предполагает работу в паре: что я знаю о теме урока; «Хочу узнать – формулирование цели; «Узнал» - соотношение старой и новой информации; «Научился – осознание результативности деятельности.
3. Работа с текстом. Навык чтения по праву считается фундаментом образования. Полноценное чтение – сложный и многогранный процесс, предполагающий решение таких познавательных и коммуникативных задач, как понимание, поиск конкретной информации, самоконтроль, восстановление широкого контекста, интерпретация, комментирование текста и многое другое. В деятельности чтения участвуют такие механизмы, как восприятие, узнавание, выводов понимание, осмысление, рефлексия и другое.
Приём тезирования представляет собой формулирование основных тезисов, положений и выводов текста.
Приём составления сводной таблицы позволяет обобщить и систематизировать учебную информацию.
Приём комментирования является основой осмысления и понимания текста и представляет собой самостоятельное рассуждение, умозаключение и выводы по поводу прочитанного текста.
Приём логического запоминания учебной информации включает следующие компоненты: самопроверка по вопросам учебника или вопросам, составленным самим учащимся; пересказ в парах с опорой на конспект, план и другое
Дискуссия - ещё одно средство формирования универсальных учебных действий школьников. Диалог учащихся может проходить не только в устной, но и письменной форме.
Работа в группе. Группы могут создаваться как по желанию учащихся, так и самим учителем. Смысл данной работы состоит в том, что каждый член группы будет исполнять отведённую ему роль, от качества исполнения которой будет зависеть результат деятельности всей группы. При этом внутри группы учащиеся будут одобрять, поддерживать члена своей команды. Учащиеся учатся в этом случае искать информацию, сообщать её другим, высказывать свою точку зрения, принимать чужое мнение, создавать продукт совместного труда. Это также обеспечивает формирование всех видов УУД.
Урок 1 «О большом любителе разбирать слова» (конспект урока)
Интрига
Учитель загадочно и с удовольствием произносит название урока и сразу классу предложит его написать
Кто же этот любитель разбирать слова? Поэт? Учёный? Учитель? Или, быть может, каждый из вас?
Кто попробует ответить на шуточный вопрос: «Что общего между морковкой и свёклой?» (Сладость, наличие съедобного корня)
Объясните лексическое значение слова корень(начало, источник, основа)
А что такое корень с точки зрения науки о языке(лингвистики)?
А какие части слова вам ещё известны?
Как по-другому можно озаглавить наш урок? (Морфемный разбор слова)
Движение темы
1.Однажды Константин Паустовский встретил в лесу необыкновенного лесника Послушаем его рассказ в передаче писателя.
- Я большой любитель разбирать слова, - неожиданно сказал лесник и смущённо усмехнулся. – И вот, скажи на милость! Бывает же так, что пристанет к тебе одно слово и не даёт покоя.
- А какое слово к вам привязалось сейчас? – спросил я.
- Да вот этот самый родник. Я это слово давно приметил. Всё его обхаживаю. Надо думать, получилось оно от того, что тут вода зарождается. Родник родит реку, а река льётся – течёт через всю нашу матушку-землю, через всю родину, кормит народ. Вы глядите, как это складно выходит,- родник, родина, народ. И все эти слова как бы родня между собой. Как бы родня! – повторил он и засмеялся.
Простые эти слова раскрыли глубочайшие корни нашего языка.
(К. Паустовский. «Золотая роза»)
Что вы можете сказать о леснике, поразившем Паустовского? (Поэт, философ, талантливый человек, чувствующий корни родного языка, т. е. истоки. Интересный человек.)
2.Проверим вашу память. Какие родственные слова соединил лесник в целую поэму о родном языке и Родине? Выпишем их.
Родник, зарождается, роднит, родина, народ, родня.
Какое слово среди них «лишнее», имеющее свой корень как результат слияния приставки и исторического корня?(Народ.)
А что значит, по-вашему, «разбирать слова»? (Увидеть «строительные» морфемы, т. е. значащие части, образующие слово.)
Вспомните графическое изображение слов условными знаками.
Прочитайте схему, отражающую состав слова и порядок выделения морфем: 3 – приставка; 2 – корень; 4 – суффикс; 1 – окончание.
Разберите по составу первые два выписанных слова.
3.А теперь сконструируем слово.
Возьмите приставку в слове поехал, корень в слове второй, суффикс и окончание в слове учение. Какое слово получилось? (По-втор-ение.)
Повторением знакомых понятий русской грамматики мы сейчас и займёмся.
4.Приставка.
На примере слов выбросить, набросить, забросить ответьте на два обобщающих вопроса.
Зачем нужны приставки?
Имеют ли приставки лексическое значение?
Объясните значение приставок в приведённых словах (работа в паре).
Расставить, рассорить (разъединение, разобщение);
вслушаться, вдуматься действие, направленное в глубь явления);
доползти, добрести (достижение цели);
отойти, отбежать, отнять (оторваться от чего-то).
5.Суффикс.
Хотите немного юмора? Известный поэт-сатирик написал стихотворение об одной семье:
В чудном городе Хищинске,
В тихой улочке Крадевской
Жил один злодей известный –
Пан ЗлодиславЗлодиевский.
И супруга – Злодеюга,
И дочурка – Злодеюрка,
И сыночек – Злодеёчек,
И собачка – Злодеячка.
И котёнок? И котёнок
По прозванью Злодеёнок.
Есть ещё и канарейка,
Презабавная Злодейка.
(В. Иванов)
Что роднит слова Злодеюга, Злодеюрка, Злодеёчек, Злодеячка, Злодеёнок,Злодейка? (Корень –зл- .)
Что их отличает? (Суффиксы.)
Подумайте, как построил необычные имена и прозвища сатирик? Где он взял суффиксы? Запишем несколько примеров.
Супруга – Злодеюга, дочурка – Злодеюрка, котёнок – Злодеёнок
Чем похожи слова в парах? (Суффиксами.) Выделим их.
Эта работа полезна для умения выделять суффиксы по аналогии с похоже звучащими словами.
6. Корень.
а) К. Паустовский в начале урока помог нам увидеть однокоренные слова с корнем – род
А вот его другой пример. Внимательно слушаем текст.
Мы заводили разговор о старом народном выражении «дремучие леса». Мы восхищались точностью русского языка. Действительно, лесные дебри как бы цепенели в дремоте. Дремали не только леса, но и целые озёра и ленивые лесные реки с красноватой водой. По берегам этих рек росли цветы – кувшинкины слёзы. В народе их звали «дрёмой». Венчики кукушкиных слёз сонно висели, согнувшись до самой земли.
Что называется корнем слова? (Общая часть родственных слов, заключающая основное лексическое значение.)
Выпишите при вторичном чтении текста родственные слова.
Дремучие леса, в дремоте, дремали, дрёма.
Что значит корень – дрем – в толковании Паустовского?
б) Запись толкования. Вставить пропущенные буквы, недостающие знаки препинания.
Корень -дрем-озн.чает «почти спать, быть в сост.янии сна, оцпенения, т. е. неподвижности, как будто прикован ц.пями к чему-то.»
Объясняем правописание пропущенных орфограмм и постановку запятой между однородными членами.
Мы записали с вами законченную мысль, т. е. предложение.
С помощью какой морфемы слова связываются в предложения?
Выделим вслух окончания некоторых слов: означает, сонного, цепями.
Итог урока (рефлексия)
Вот и закончился наш урок о любителях разбирать слова.
А один любитель создал «бестолковый словарь», т. е. словарь, в котором как-то странно, смешно толкуются слова. Какие корни он перепутал?
Заморыш – это иностранец (море и уморить).
Весельчак – это гребец (вёсла и весёлый).
Известняк – это популярный певец (известь и известный)
Интересно ли вам было разбирать слова?
Возникали трудности? В чём?
Урок 2 «Слова-родственники» (конспект урока)
Интрига
Запишем небольшую фразу: А знания накапливаются.
Как вы поняли смысл глагола накапливаться?
От какого слова образовался этот глагол – от существительного капля или глагола копить? (Оказывается, эти два слова – родственники, так как содержат общий корень - коп- (-капл-), что означает «собирать, умножать». Корни имеют неодинаковый звуковой состав благодаря чередованию гласных о – а и согласных п – пл.
Корней Иванович Чуковский как-то заметил, что «русский человек, хозяин своего языка, не терпит, чтобы в этом языке звучали слова, корня которых он не может понять и почувствовать. Ему нужно, чтобы в самом звуке был смысл».
Подумайте, почему лингвист К. И. Чуковский считает, что всякому говорящему на русском языке важно понять смысл корня. (Корень – начало слова, его лексический центр, от которого зависит понимание смысла всего слова.)
Вам понравилась игра в «бестолковый словарь»? На доске написаны толкования нескольких слов. Почему мы воспринимаем их с юмором?
(работа в паре)
Банкир – приёмщик стеклотары.
Радист – это жизнелюб.
Хворостина – болезнь.
«Толкователь слов», юморист, воспользовался внешней похожестью слов при несходстве смысловых значений, и возникли каламбуры. Мы поняли, что не все похоже звучащие слова являются однокоренными, т. е. «родственниками».
(Объявление темы урока)
Движение темы
1.Иной раз незатейливое стихотворение западает в душу, особенно , если автор его – любитель собирать слова, обыгрывать их звучание.
Задание: вставить пропущенные орфограммы и запятые.
У шиповника – шипы.
На шиповнике бутоны.
Вот он блещ.т у тропы,
Ярко-красный и зелёный
Он глаза мои сл.пит
Он к.стёр напоминает.
Он шиповник. Он шипит
Искры алые р.ня.т.
(А. Кушнер)
Выразительно прочитайте стихотворение.
Объясните пропущенные орфограммы(фронтально).
Найдите сложные предложения в тексте. Как выделяются в них простые?
На каких сравнениях строится стихотворение(а это делает его художественным, выразительным)? (шиповник – костёр, шиповник – змея.)
Найдите похожее звучание слова. Являются ли они однокоренными? (Шиповник, шипы, шипит. 1-е и 2-е слова однокоренные, так как куст именуется так по названию колючек – шипов; 3-е слово обозначает действие, напоминающее шипение змеи,которое содержит протяжный, сдавленный звук ш.)
Почему поэт ввел слово шипит после сравнения куста с костром? (Костёр, разгораясь, сначала шипит, а только потом трещит.)
Ещё об одном интересном слове: слепит.
Сравните два похожих: слепит и слипаться. Проверьте лексическое значение корней в них словами-родственниками.
Слепит – слепой, ослепнуть.
Слипаться – липкий, липучка.
2.Грамматические задачи
(групповая работа)
Задача1. Слова-родственники живут семьями. Подберите «семью» к корням в приведённых словах.
Гора (Горный, гористый, горняк, горец, пригорок.)
Горе (Горевать, пригорюниться, горемыка.)
А слово «горький» имеет ли отношение к этим «семьям»? (Нет. Горький родственно слову горечь. Горькая судьба – не от слова горе, а от слова горечь.)
Задача 2 Найдите «третье лишнее».
Водичка, водитель, водяной.
Задача 3.Вопросы для эрудитов(устно).
Можно ли считать родственными, однокоренными слова угол, голыш, гол?
Что общего в словах акваланг и водолаз? Можно ли их считать родственными?
3.Учитель. Вы догадались, что составление словарей, толкующих и смысл слов (толковые) и правописание (орфографические), - дело нелёгкое, но необычно интересное. Давайте попробуем составить словарик трудных корней.
Лексико-орфографическая работа. На каждый корень вызываем ученика к доске. Придумыванием слов занят весь класс. Выделяем корни, подчёркиваем гласные в корне
( работа в паре)
-див- (дивл-): дивный, удивлённый, дивятся;
-един-: единство, объединение, соединение;
-тряс- : тряский, трясина, сотрясение, трясогузка;
-сед- : седой, седенький, поседеть;
-сид- : сиденье, сидя, засиделся(в гостях).
Как же мы назовём слово в каждой строке, имеющее лексическое значение? (Однокоренными, родственными)
Итог урока (рефлексия)
Урок русского языка – дело серьёзное, но сегодня мы, подобно знакомому леснику Паустовского, собирали слова с одинаковыми корнями и поняли, что это очень интересно
Домашнее задание: подобрать по орфографическому словарю по 3-5 родственных слов к корням: - слав-и–слов- ; -свет-и свят- и придумать с интересными словами по предложению (4-6 предложений)
Урок 3 «Зри в корень! Проверяй слова!» (конспект урока)
Интрига (По следам домашнего задания)
Как поработали дома собиратели слов?
Какие трудные корни в безударном положении гласных нельзя путать? (-слав-, -слов-; -свет-, -свят-.)
Прочитайте подборку слов с этими корнями:
(групповая работа)
- свет-(-свещ-): светлый, светлячок, освещение, светозарный, посветлело;
- свят-(-свящ-): святость, священник, освящать, посвящение;
- слав-: слава, прославление, славить;
- слов: дословный, пустослов, словарь, благословить.
Прочитаем придуманные простые предложения с интересными словами. Работаем так: три человека у доски прочитают свою подборку. После каждого слова слова с контрольным корнем какой-либо ученик, назначенный «орфографическим словарём», называет гласный корня.
А почему гласные в этих корнях мы считаем трудными? Безударными гласными в корне слова мы и займёмся сегодня на уроке. (Объявление новой темы)
Движение темы
1.Запишем несколько слов, поставим ударение, выделим корень и объясним, почему корневой гласный слышится неясно, неотчётливо.
Подберём проверочное слово. (Учитель, диктуя, напишет на доске с пропуском.)
Стр.лок -
уд.ляться -
ч.стокол -
ж.леющий -
св.зист -
подч.щать -
На каждую пару примеров вызываем ученика и отрабатываем анализ слов: постановка ударения, выделение корня, его лексическое значение, подбор проверочного слова из числа однокоренных, в котором гласный в сильной позиции.
Осмысление проделанной работы.
В русском языке ударение в словах может падать на любой слог, и чем дальше безударный слог от ударного, тем менее отчётливо слышен гласный звук. Пример: дом – о слышен отчётливо; домище - в 1-м слоге слышим уже не о, а а; в слове домовой – в 1 – м слоге слышится а менее отчётливо, чем во2 – м.
Вот так возникают гласные в слабой позиции, т. е. безударные, которые нужно проверять словом, где ударение падает на этот гласный.
Устно. Подберём к словам с безударными гласными в корне проверочные. Учитель иногда подсказывает слова, объясняя их лексическое значение и тем самым обогащая словарь детей.
Замахнуться, (мАшет, отмАшка), оживление (жИть, жИзнь, жИвчик), выпадает (пАдать, пАдающий, пАдаль), диковина (дИкость, дИкий, дИчь), испарение (пАр, пАрит, выпАривать), кататься (кАтится, скАтка, покАтый), растянуть (тЯнет, потЯнет), мокрёхонек (мОкрый)
Всегда ли можно проверить корневой гласный?
Первого сентября вы пришли в школу с красивыми букетами осенних
цветов Называя цветок, дайте к нему определение.
Коллективная творческая работа («Составим осенний букет»)
У доски ученик – ассистент учителя.
Примерный словарь работы: пунцовые геОргины, сИреневые флоксы, Оранжевые глАдиолусы, рОзовощёкие астры, фиОлетовые ирисы, АрОматныегвОздики.
Назовите слова, корневой гласный в которых проверяется ударением.
Назовите словарные слова, которые мы не можем проверить и должны запомнить.
Диктант «Пишу на«5»»
Осенний сад
Мой сад с каждым днём увядает. Помят он, поломан и пуст,
Хоть пышно ещё доцветает
Настурций в нём огненный куст.
(А. Майков)
Найдём корень в выделенных словах, объясним правописание. Прокомментируем постановку знаков препинания.
Сколько слов в вашем собственном словаре? Это зависит от нашей начитанности, интереса к словам. Например, в орфографическом словаре насчитывается до 60 слов с корнем – чиств течение двух минут?
Занимательное задание. Кто больше придумает слов с корнем–чист- в течение двух минут?
-чист-: чистый, чистота, чистильщик, чистотел, зачистить, чистовик, чистописание, чистюля, чистокровный, чистка
(При проверке каждое новое слово учитель быстро запишет на доске или после чтения 2-3 работ попросит детей назвать из своих с лов только те, которые не встречались в предыдущих работах)
С каким корнем можно спутать – чист -? (-част- :частота, частый.)
Итог урока (рефлексия)
Чему посвящён наш урок? Просмотрим, отталкиваясь от задания, весь ход урока. Тем временем, учитель на доске напишет шутливые строки: Корневая гласная – самая опасная!
Заключение
Итак, наши уроки характеризуются
деятельностным подходом при предъявлении учебного материала;
«пошаговостью» в подаче теоретического и практического материала;
алгоритмизацией действий учителя и ученика;
формированием информационной образовательной среды;
развитием учебной рефлексивности (рефлексия – одно из важнейших средств формирования умения учиться. К средствам, формирующим универсальные учебные действия на стадии рефлексии, помогающие творчески интерпретировать информацию, относятся: написание эссе, памятки, инструкции, стихотворение по алгоритму, письмо по кругу, синквейн.)
Список литературы
Иванникова, Н.А. Коммуникативно – деятельностный подход к обучению на уроках в начальной школе. – Режим доступа: http://festival.1september.ru/articles.4156761
Кулиева, Р.И. Работа с интерактивной доской на уроках информатики [Электронный ресурс]
Лазаренко, Г.П.Уроки русского языка в 5 классе: поиски и находки: Учеб. – метод. пособие. – М.: Дрофа, 2004г. – 480 с.
А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская и др. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя: под ред. А. Г. Асмолова. М., 2008.
Ожегов, С.И. Толковый словарь русского языка: Ок. 100000 слов, терминов и фразеологических выражений / С.И. Ожегов; Под ред. проф. Л.И. Скворцова. – 27-е изд., испр. – М.: ООО «Издательство Оникс»: ООО «Издательство «Мир и Образование», 2011. – 736с.
Приложение
Урок в краеведческом музее (МОУ Верхотомская общеобразовательная школа)
Мониторинг успеваемости по русскому языку за 2013-2014учебный год
(средний балл)
(7-а, 7-б классы)
№ 7-а
Фамилия, имя
1ч.
2ч.
I полугодие
1.
Баулин Евгений
3,09
3,25
3,16
2.
Богомолов Владислав
3,38
3,77
3,55
3.
Бут Алексей
3,23
3,36
3,29
4.
Володин Никита
-
3,44
3,44
5.
Воронков Николай
3,19
3,43
3,32
6.
Горбунов Евгений
3,13
3,26
3,18
7.
Жуйков Александр
3,30
3,44
3, 36
8.
Плюснин Евгений
3,66
3,90
3,78
9.
Рондик Андрей
3,83
3,81
3,82
10.
Рыбаков Роман
3,09
3,29
3,17
11.
Рябовол Кирилл
3,28
3,92
3,55
12.
Степанов Игорь
-
2,40
2,40
13.
Ханевский Сергей
3,45
3,46
3,45
14.
Шилов Владислав
3,26
3,69
3,44
7-б
1.
Банявичус Роман
3,25
3,42
3,32
2.
Евдокимов Юрий
3,17
3,14
3,15
3.
Егоров Владимир
3,33
выбыл
-
4.
Забаров Сергей
3,15
3,42
3,26
5.
Курганов Станислав
2,52
2,75
2,65
6.
Менжулин Никита
2,85
2,94
2,89
7.
Пирогов Александр
2,57
2,78
2,74
8.
Порошин Илья
3,27
3,67
3,44
9.
Ракицкий Станислав
3,19
3,30
3,24
10.
Решетников Денис
3,15
3,33
3,23
13 PAGE \* MERGEFORMAT 141915
Рисунок 015