Статья на тему Управление процессом формирования творческой личности наставников одаренных школьников
Управление процессом формирования творческой личности наставников одаренных школьников
Статья посвящена вопросам организации мероприятий по созданию условий для сопровождения школьников с повышенным уровнем развития познавательных способностей в массовой школе. Особое внимание уделяется приемам развития творчества педагогов. На основе опыта работы авторы определяют эффективные направления формирования творческой личности педагогов, работающих с одаренными детьми.
Ключевые слова: массовая школа, психолого-педагогическое сопровождение, индивидуальные особенности учащегося, одаренность, творчество
Концепция современного российского образования определяет приоритетные цели и задачи, решение которых требует построения системы сопровождения развития личности и индивидуальных особенностей каждого учащегося. Управление системой работы с одаренными детьми можно рассматривать с позиции моделирования упорядоченной деятельности субъектов образовательного процесса. Реализация управленческих функций по развитию детской одаренности подразумевает:
организацию деятельности педагогического коллектива по реализации программы работы с одаренными детьми
контроль качества подготовки педагогов, работающих с одаренными детьми;
анализ условий для развития одаренных детей и повышения профессионального мастерства педагогов
внедрение системы стимулирования педагогических кадров и поощрительных мер для одаренных детей
Направлениями работы являются следующие мероприятия:
1.Создание банка данных и планирование психолого-педагогического сопровождения учащихся, имеющих повышенный уровень развития познавательных способностей, педагогов, родителей.
2.Составление циклограммы работы педагогов МО по созданию условий для развития познавательного интереса, склонностей, задатков, способностей учащихся с целью привлечения учащихся к мероприятиям предметной и научно-исследовательской деятельности. Учителями – предметниками и учащимися формируется и обсуждается банк мероприятий: олимпиады, конкурсы, проекты, мероприятия, предполагающие семейное участие. Затем детально планируются индивидуальные и коллективные маршруты работы по обозначенным направлениям.
3.Организация работы НОУ, проведение ежегодных школьных научно-исследовательских конференций и конкурсов проектных работ.
4.Организация работы классов дистанционной школы с целью развития школы открытого образования с ориентацией на ценностные и технологические доминанты новой технологической культуры посредством:
•создания условий для образования человека, способного к эффективной самореализации в эпоху шестого технократического уклада (эпоху нанотехнологий),
•качественного обновления естественнонаучного образования, поднятия престижа у подрастающего поколения естественных наук и связанных с ними отраслей производства, нанотехнологий,
•отбора и сопровождения одаренной молодежи способной к исследовательской, технологической, предпринимательской творческой деятельности,
•формирования поколения грамотных потребителей новаций.
5.Организация профильной смены летнего школьного лагеря.
6.Взаимодействие с высшей школой.
7.Привлечение доли внебюджетных материальных ресурсов в сопровождении одаренных детей в различных областях интеллектуальной и творческой деятельности.
8.Мониторинг достижений учащихся, педагогов, портфолио.
9.Система совершенствования педагогического мастерства и развитие личности учителя в области работы с одаренными детьми через деятельность школьной творческой группы учителей, самообразование, диссеминацию педагогического опыта, организацию тематических мастер-классов, методического калейдоскопа, педагогической мозаики.
10. Организация мультимедийного пространства через создание веб - страницы «Одаренные дети» на сайте школы, школьный телеканал и школьную газету.
Во всех перечисленных мероприятиях ключевое место отводится учителю, способному к нестандартным трудовым действиям, ответственному в принятии решений.
Меняется мир, изменяются дети, что, в свою очередь, выдвигает новые требования к квалификации педагога. Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18 октября 2013 г. N 544 "Об утверждении профессионального стандарта «Педагог» определен документ, включающий перечень профессиональных и личностных требований к учителю, действующему на всей территории Российской Федерации.
Введение нового профессионального стандарта педагога должно неизбежно повлечь за собой изменение стандартов его подготовки, переподготовки и самоподготовки, объективного измерителя квалификации педагога.
Личность учителя является ведущим фактором любого обучения. Не является исключением и ситуация с учителем для одаренных детей. Поскольку учитель должен быть образцом педагогических добродетелей, то учитель, работающий с высокоинтеллектуальными детьми, в глазах учеников и родителей превращается в образец образцов. Наиболее значима для успешности работы учителя его общая личностная характеристика- система взглядов и убеждений, в том числе представления о самом себе, других людях, а так же о целях и задачах своей работы. Именно эти составляющие постоянно проявляются в межличностном общении. Межличностное общение, способствующее оптимальному развитию детей с выдающимся интеллектом, должно носить характер помощи, поддержки.
Учитель разрабатывает гибкие индивидуальные программы; создаёт тёплую, эмоционально безопасную атмосферу в классе; предоставляет учащимся обратную связь; использует различные стратегии обучения; уважает личность, способствует формированию положительной самооценки ученика, уважает его ценности; поощряет творчество и работу воображения, стимулирует развитие умственных процессов высшего уровня; проявляет уважение индивидуальности ученика.
Специфическими качествами наставника одаренных школьников определены энтузиазм, уверенность в себе, умение оказать помощь ученику и прогнозировать его успех, увлеченность деятельностью. Современная образовательная ситуация требует от учителя, работающего с одаренными детьми, быть многопрофессиональным, грамотным специалистом: он должен владеть методикой, быть педагогом-исследователем, способным выстраивать отношения с социальными партнерами, быть наставником одаренному ребенку, владеть новейшими технологиями, включая информационные, уметь приспосабливать различные среды на благо развития личности ребенка [1].
Модель наставника талантливых школьников предложили П. Торренс (США), П. Дебари-Ритзен (Франция). Специфическими качествами такого учителя ими названы энтузиазм, уверенность в себе, умение оказать помощь ученику, прогнозировать его успех, увлеченность. Кроме этого, обязательно наличие гибкого профессионального мышления, открытость для общения, способность пробудить интерес к предмету, умение защитить своего ученика. Критериями эффективности деятельности учителя в развитии личности и познавательных возможностей школьника могут выступать:
• организация активной деятельности ученика в учебно-воспитательном процессе;
• формирование мотива предстоящей деятельности;
• использование различных, в том числе и технических, источников знаний;
• обучение учащихся различным способам переработки информации;
• личностно-ориентированный подход;
• опора на сильные стороны, на самостоятельность и самодеятельность ученика.
Лучший способ для учителя воспитывать творчество в детях - это самому быть творческой личностью. С точки зрения философии каждый человек занимается в своей жизни творчеством, когда он не просто механически выполняет свою работу, но и пытается внести в нее что-то от себя, хоть в чем-то ее усовершенствовать. Везде, где цель деятельности рождается из глубины человеческого духа, имеет место творчество. Когда человек работает с любовью, вкусом и вдохновением, он становится мастером.
Творчество в деятельности педагога характеризуется разными уровнями. Выделяют следующие уровни педагогического творчества [2].
уровень элементарного взаимодействия с классом: Педагог использует обратную связь, корректирует свои воздействия по ее результатам, но он действует "по методичке", по шаблону", по опыту других учителей;
уровень оптимизации деятельности на уроке, начиная с его планирования, когда творчество проявляется в умелом выборе и целесообразном сочетании уже известного педагогу содержании, методов и форм обучения;
эвристический, когда педагог использует творческие возможности живого общения с учениками;
высший уровень творчества педагога, который характеризуется его полной самостоятельностью, использованием готовых приемов, но в которые вкладывается личностное начало, поэтому они соответствуют его творческой индивидуальности, особенностям личности воспитанника, конкретному уровню развития класса.
Формирование творческой личности
3590290165100018719804826000
15240106045 Выработка необходимых качеств творческой личности учителя
00 Выработка необходимых качеств творческой личности учителя
3589151106198 Формирование у учителя опыта творческой деятельности
00 Формирование у учителя опыта творческой деятельности
Учителю необходимы особые качества, связанные с определённым типом одарённости учеников: интеллектуальной, творческой, социальной, психомоторной, художественной. Неизбежно возникает вопрос: "Существует ли такой учитель, образец образцов в природе и можно ли такие качества, умения развить?" К счастью, ответ на вопрос по отношению к большой части качеств и умений положительный.
Учителям можно помочь развить указанные личностные и профессионально - личностные качества:
с помощью тренингов - в достижении понимания самих себя и других;
предоставлением знаний о процессах обучения, развития и особенностях разных видов одарённости;
тренировкой умений, необходимых для того, чтобы обучать эффективно и создавать индивидуальные программы.
Учитель для одарённых детей должен обладать исключительной силой, должен быть личностью [3]. Всё это можно развивать, основываясь на знании путей и способов изменения Я - концепции, используя технику групп личного роста.
Список литературы:Тоболкина И.Н. Концепция Академического лицея по работе с одаренными детьми: Научно-методическое пособие. Томск: Томский ЦНТИ, 2005.
Вишнякова Н.Ф. Креативная психопедагогика. Психология творческого обучения. - Ч.1. - Минск, 1995.
Голубева Э.А. Способности и индивидуальность. — Москва, 1993. '