Статья Взаимодействие семьи и образовательного учреждения
Взаимодействие семьи и образовательного учреждения на психосоциальное развитие ребенка
Теоретическая часть
Жизнь каждого человека, так или иначе, связана с семьёй. В семье человек рождается, в семье он делает свои первые шаги, узнает радости и огорчения, из семьи уходит в большой мир, к ней он устремляется, когда ему становится неуютно в этом мире. Все социальные проблемы современности в той или иной степени касаются семьи, отражаются в её самочувствии, способности выполнять свои многочисленные функции, справляться с трудностями. Роль семьи в обществе очень велика, так как именно в семье формируется и развивается личность человека, происходит овладение им социальными ролями, необходимыми для безболезненной адаптации ребенка в социуме. Семья является одним из главных источников социальной ориентации ребенка.
Критерием благополучия или неблагополучия семьи, может служить её воздействие на ребёнка, стиль отношения к ребёнку. Даже внешне благополучные семьи (материально обеспеченные, с хорошими жилищными условиями, с высоким социальным статусом, уровнем образования), если у них наблюдаются серьёзные нарушения в межличностных внутрисемейных отношениях, по сути, являются неблагополучными. Так как эти нарушения приводят к деформации личности в процессе социализации детей и развитию у них девиантного поведения (агрессия, вызов, попытки суицида, алкоголизм, отклонения от учёбы, антиобщественные действия сексуального характера).
В таких семьях процветает потребительство и бездуховность, что может сформировать у детей гипертрофированные потребности или, напротив, не сформировать эмоциональные связи детей с родителями, совместные положительные эмоциональные переживания, что препятствует к развитию нравственных чувств. Необходимо серьезное изучение индивидуальной и социальной психологии семей, этических норм, традиций общественного и семейного воспитания и работа с такими семьями.
Исследования показали, что родители девиантных подростков не смогли добиться четкого отношения детей к социальным нормам, сформировать прочные убеждения. В семьях, где отношения детей и родителей характеризуются равнодушием, лицемерием, подростки с трудом овладевают положительным социальным опытом. Подросток в такой семье рано утрачивает потребность в общении с родителями. В воспитании преобладает декларативность, не подкрепленная аргументами, разъяснениями нравственных норм. Анкетирование таких подростков показало, что общение с родителями часто ограничивается упреками, чтением морали, отвержением самостоятельного мнения подростков. Если взрослые не могут своевременно изменить характер отношений с подростками, сохранить влияние на них, одновременно предоставляя им больше инициативы, самостоятельности в решении проблем, то это может отрицательно повлиять на формирование их жизненных установок.
Выделяют следующие типы неблагополучных семей:
Конфликтная семья - наиболее распространенный тип (до 60%), где их интересы, потребности, намерения и желания постоянно приходят в столкновение, порождая особо сильные и продолжительные отрицательные эмоции.
Аморальная семья - семья, которую характеризует забвение всяких моральных и этических норм (пьянство, драки, сквернословие, наркотизм и др.).
Педагогически несостоятельная семья - семья с низким уровнем психолого-педагогической культуры. Такая семья сознательно или невольно настраивает ребенка на игнорирование общественных норм и требований.
Асоциальная семья - семья, в которой дети с ранних лет находятся в обстановке пренебрежения к общепринятым социальным и моральным нормам.
Причины, вызывающие семейное неблагополучие, весьма разнообразны, они взаимосвязаны и взаимозависимы, между ними существуют разноуровневые причинно-следственные связи. Можно выделить три группы причин:
1. Причины социального характера, то есть кризисные явления в социально-экономической сфере, которые непосредственно влияют на семью и ее воспитательный потенциал.
2. Причины психолого-педагогического характера, связанные с внутрисемейными отношениями и воспитанием детей в семье.
3. Причины медико-психологического характера (физически или психически больные родители, неблагоприятная наследственность у детей, наличие в семье детей-инвалидов).
Анализ семьи и ее воздействий на психосоциальное развитие ребенка показывает, что у большой группы детей нарушены условия их ранней социализации. Часть из них находится в условиях стрессовых ситуаций с риском физического или психического насилия, вовлечены в преступную деятельность с формированием устойчивых форм криминального поведения. Негативные последствия неблагополучия в семье проявляются довольно быстро и подчас становятся необратимыми. Это и дефекты психического развития ребенка, и его трудный характер, и социальная дезадаптация. В результате страдает не только семья и вступивший в жизнь человек, но и все общество в целом, то есть первоначально личностная проблема, внутрисемейная трансформируется в проблему социальную.
Долгие годы в нашей стране теоретически и практически утверждался приоритет общественного воспитания над семейным. Поэтому многие родители считали, да и считают, что их главная задача - обеспечить содержание ребенка в семье, создать для него условия жизнедеятельности, а воспитание - дело школы. Порой самоустранение родителей достигает гипертрофированных форм, когда они бросают своих детей на произвол судьбы или отказываются от них. Причинами, вызывающими разрыв семейных связей, являются: сверхзанятость родителей, конфликтная ситуация в семье; пьянство родителей; случаи жестокого обращения с детьми; отсутствие в семье благоприятной эмоциональной атмосферы; типичные ошибки родителей в воспитании детей; особенности подросткового возраста и др.
Практическая часть
Рассказ о школе БОУ г. Омска «Специальная ОШ № 153»
Статистика по школе:
В школе – около 300 обучающихся
Неблагополучные – 70%
Неполные семьи – 85%
В социально - опасном положении – 10%
Стоящие на ВШК – 87%
На учёте ОДН УВД – 53%
Условно-осужденные – 24%
Последствия семейного неблагополучия
Насилие в семье
Бродяжничество
Плохие компании
Наркомания
Правонарушения
Детский алкоголизм
Ранняя беременность
Сиротство при живых родителях
В нашей школе разработана система выявления причин антисоциального поведения подростков и пути их корректировки. Для этого введен институт посредничества, который способствует улучшению психологического климата школы. Основной механизм профилактики состоит в выявлении нарушений и их коррекции на основе координации усилий всех взрослых представителей образовательной среды (родители, классный руководитель, психологи, воспитатели). Образовательная среда является оптимальным пространством для защиты психического здоровья детей, поскольку объединяет ребенка, его родителей, учителей в систему межличностных отношений. Три направления психопрофилактической работы в школе: семья, школа и подростки, позволяют с позиций системного подхода исследовать каждого ребенка в контексте развития среды обитания. Главная стратегия - предупреждение нарушений, выступает как приоритетное направление, эффективность которого зависит от своевременного вмешательства специалистов.
Цель вмешательства - предотвращение завершения формирования личностных расстройств и оказание помощи в адаптации личности. Овладевая опытом оказания помощи подросткам в разрешении конфликтных ситуаций, дети более внимательно и корректно строят свои отношения с окружающими, что способствует развитию более эффективных межличностных отношений. Посредничество способствует развитию саморегуляции школьников.
- В рамках этого проекта проводится диагностика школьников на выявление видов отклонений с помощью различных методик. Например, методика исследования шкалы тревожности, шкалы фрустрации, шкалы агрессии (опросник Айзенка). Проводить диагностику подростков. Например, "Методика изучения личности дезадаптированного подростка и его ближайшего окружения". Данная методика направлена на изучение социального развития подростка, семейного и личностного развития.
- Помимо диагностики самих детей логично провести диагностику родителей этих детей. При диагностике можно использовать различные опросники, анкеты, тесты. Например, "Анкета для родителей детей 14-18 лет", тест – опросник «Определение психологической атмосферы в семье». Данные методики полезны тем, что ответы дают не сами подростки, а родители своих детей-подростков описывают их поведение, видя их как бы "со стороны".
- Проведение тематических родительских собраний. Например, «Структура и воспитательные возможности современной семьи», «Правила «хорошей» ссоры», «Духовные традиции семьи» и другие, что поможет родителям понять причины сложных взаимоотношений со своими детьми и найти пути выхода из сложившихся ситуаций.
- Для реализации профилактических и реабилитационных мероприятий на сегодняшний день заключено соглашение с Городским психологическим оздоровительно - образовательным центром о создании экспериментальной площадки на базе нашей школы.
Циклограмма профилактической работы в школе на учебный год
Сроки
Мероприятия
Ответственные
Обеспечение
Сентябрь
Тестирование и анкетирование учащихся и родителей
Психолог
Тест «Определение психологической атмосферы в семье»
«Анкета для родителей 14-18 лет»
Классные часы
Классные руководители
Классный час «Семья залог успеха»
Октябрь
Опросники для учащихся
Психолог
Опросник Айзенка по выявлению тревожности и агрессии
Родительские собрания
Завуч по УВР
Тематическое родительское собрание «Структура и воспитательные
возможности современной семьи»
Ноябрь
Диагностика для учащихся
Психолог
«Методика изучения личности дезадаптированного подростка и его ближайшего окружения»
Классные часы
Классные руководители
Классный час «Родители и мы: конфликт или компромисс?»
Декабрь
Тренинг для учащихся
Психолог
Тренинг по выявлению отношения подростков к жизни»
Январь
Родительское собрание
Завуч по УВР
Тематическое родительское собрание по теме «Правила «хорошей» ссоры»
Февраль
Классные часы
Классные руководители
Классный час « Простые правила общения»
Март
Беседа для родителей
Психолог
Беседа « Как мы понимаем благо и благодать?»
Апрель
Родительское собрание
Завуч по УВР
Тематическое родительское собрание по теме «Духовные традиции семьи»
Май
Диагностика
Психолог
Оценка социально-психологических свойств личности
Классные часы
Классные руководители
Классный час «Не допустить беды»
15