Конспект интерактивного занятия: Волонтерское движение в решении проблемы повышения эффективности функционирования «Телефонов Доверия» г. Тольятти
тема: Волонтерское движение в решении проблемы повышения эффективности функционирования
«Телефонов Доверия» г. Тольятти
Все существующие на сегодня Телефоны доверия в городе Тольятти отличаются типом отношений, складывающихся между консультантом и абонентом, и условно дифференцируются на четыре модели:
-профессиональная (психологи, врачи, психотерапевты, юристы и т.дт
-профессионально-волонтерская (специалист-волонтеры)
-специализированная (куда обращаются с определенными проблемами: наркология, инвалиды, ВИЧ /СПИД инъецированные и т.д)
- псевдо- телефоны доверия : пожарной безопасности, ГБДД, УВД ФСБ, милиции и других ведомств Телефонов Доверия. Службы различных государственных организаций и ведомств, должны работать в первую очередь по замыслу организаторов и способствовать эффективному выполнению задач организации или ведомства (Федеральная служба безопасности, Управление внутренних дел, Таможенный комитет, наркологический диспансер и т.п.) Эти ТД в основном ориентированные на получение от населения необходимой информации, консультирования населения по вопросам деятельности организации или ведомства, а так же экстренное реагирование в случае чрезвычайной ситуации. К этим же псевдо- Телефонам Доверия могут относится, создаваемые службы для реализации конкретных политических задач в течение определенного заранее ограниченного времени. Все псевдо - телефоны доверия , службы для активности населения используют хорошо зарекомендовавшее себя в обществе словосочетание «Телефон Доверия» но ни одна из них не руководствуется их принципами и тем более не оказывает психологическую помощь и эмоциональную поддержку.
Первые три выше перечисленные модели призваны оказывать экстренную психологическую помощь в соответствии с общепризнанными базовыми международными принципами (Уставные документы РАТЭПП и IFOTES - международная федерация служб неотложной помощи по телефону)
Принцип уважения к абоненту (принятие абонента, уважение на свободу и право выбора, не допускать манипуляций)
Принцип безопасности: строгая Анонимность и полная Конфиденциальность абонент
Принцип добровольности (относится как к защите прав абонента так и консультанта
Принцип доступности (позвонить может любой нуждающийся)
Одновременно это определяет и основные методы работы: телефонная психотерапия, телефонное консультирование, «дружеская помощь». Большинство консультантов ориентируется на смешанный вариант телефонного консультирования и дружеской поддержки. Главным критерием при этом определяется «запрос клиента».
Что касаемо абонентов то в большинстве случаев людям, обратившимся за помощью на Телефон Доверия, требуется не психологическая консультация, а умение слушать, сопереживать, понимать, сочувствовать. Но иногда звонящему нужна профессиональная консультация, по серьезным проблемам таким как кризисные переживания (утрата, насилие, зависимости, ВИЧ, суицидальные проблемы и др.) проблемы с которыми не сразу абонент может обратиться к специалисту. Подход к обращению дифференцируется в зависимости от проблематики, и вектором ведения консультации всегда будет являться «запрос» абонента.
Телефон Доверия это служба:
1. В которую, может обратиться каждый не зависимо от: возраста, вне зависимости от статуса, социального положения, материального
достатка и т.п.
2. Где обращение происходит о проблемных (критических) жизненных ситуациях клиента.
3. Клиенты ожидают получение помощи, в первую очередь психологической,
4. Клиенты могут быть уверенными в особой атмосфере защищенности, понимания и доверия.
5. На всех Телефонах Доверия присутствуют особенности телефонной коммуникации: пространственные и временные, максимальная анонимность, и свобода выбора прервать контакт - «эффект ограничений коммуникации» и «эффект доверительности».
А на сколько об особенностях оказания психологической помощи по телефону знают те для кого эта помощь предназначена?
Каков уровень осведомленность потребителя?
В рамках этого подхода можно попробовать оценить влияние и полезность телефонной помощи «для фактических и потенциальных потребителей».
В 2013 году наша служба провела опрос студентов ВУЗов города Тольятти (300 человек) факультета:
- соц работа - 36%,
- психология 30% ,
- другие 34 %
курс 1-3, возраст 17 – 21, были получены следующие результаты:
2) Имеете ли Вы представление о деятельности Телефона Доверия?
1.Да. - 64,3%
2.Имею общие представления.(какое) 17,3%, по фильмам 10,6%, Интернет 1,7%
3.Нет. - 6%
3) Как Вы считаете, нужна ли служба экстренной психологической помощи по телефону в нашем городе?
1.Да, такая служба необходима - 56%
2.Должна быть и такая служба 38,3%
3.Такая служба не нужна 5,7%
4) Из каких источников Вы узнали о Телефоне Доверия
ТД на конференции, семинаре 30,6% , от сверстников - 43,3%,
жизненный опыт 0,3% , интернет 1,7%., СМИ 12%, другое 12,6%
5) Обращались ли Вы (родственники, Знакомые) на Телефон Доверия для подростков и молодежи?
Да, обращался, обращались мои родственники, знакомые (нужное подчеркнуть) 2,3%
Знаю, что такая служба есть в городе, но не обращался; - 41,3%
Мне ничего не известно о подобной службе в нашем городе; - 56,3%
11) Если у Вас возникнут проблемы, Вы обратитесь в подобную психологическую службу?
Да, - 37,3%
Не знаю; - 55,3%
Нет. - 7,6%
12) Напишите, пожалуйста, свои пожелания в адрес работы Телефона Доверия:
информировать население о службе ТД 39,3%,
привлекать волонтеров 13,6%, профессионализма 4,3% , удачи, терпения, процветания, развития, радости, проводить пропаганду, и т.д.
Учитывая выше приведенные данные можно заключить, что необходимо обеспечение на необходимом уровне системного информирования граждан о существовании «Телефона доверии», его функциях, задачах и принципах работы. В свою очередь это будет влиять на повышение эффективности и наивысшую результативность деятельности. Наш Телефон Доверия использует в основном листовки и участия в семинарах для молодежи, классные часы.
Так же необходимо информировать и о результативности деятельности Телефона доверия в виде статистических данных: с какими проблемами обращаются чаще, обращения по возрастным категориям, полу, социальным и семейным проблемам и т.д.
Добровольцам желающим помочь в распространении информации о Телефонах доверия раздаются буклеты, бланки объявлений, визитки.