Дидактический материал по русскому языку Простые и сложные предложения


Простые и сложные предложения. Однородные члены предложения
Ф.И. _____________________
1. Соедини название предложения и его схему.
А) Простое предложение без однородных членов. [ ___ ___ , ].
Б) Простое предложение с однородными членами. [___ ___], [___ ___ ].
В) Сложное предложение. [___ ___ ].
2. Прочитай. Найди и подчеркни грамматические основы. Если пропущена запятая, то вставь её. Составь схемы предложений.
Друзья шли глухим лесом. Ветви деревьев сплетались и не пропускали солнечных лучей. Элли очень устала тогда Железный Дровосек взял её на руки. Страшила плёлся сзади и сгибался под тяжестью топора. (А. Волков)
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3.Прочитай текст. Подчеркни грамматические основы. Найди и выпиши предложения, которые соответствуют схемам:
А) [___ ___],[___ _ , _ , _ ].
Б) [ ___ _ , _ ].
В) [___ ___ ].
Виталик живёт в Москве и учится в школе. Мальчик очень любит животных, каждое лето он ездит на дачу, там подбирает каких-нибудь птенцов, кормит их.
Первого мая папа купил ему однодневных цыплят. Как обрадовался Виталик! Вместе с папой они тут же смастерили ящик, сверху затянули его сеткой. Снаружи папа подвесил электрическую лампочку для тепла. (В. Чаплина)
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4. Из данных простых предложений составь несколько сложных. Запиши предложения, расставь знаки препинания. Нарисуй схемы предложений.
А) Солнце село за горизонт.
Б) Спустились сумерки.
В) Ветерок принёс прохладу.
Г) Мы скользим на лодке по глади озера.
Д) Только плеск вёсел нарушает тишину.
Е) Кувшинки качнули жёлтыми головками и снова застыли.
Ж) Мы осторожно проплыли мимо белых лилий.
И) Они даже не шевельнулись.
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
5. Прочитай предложения. Укажи буквой «П» простые предложения, буквой «С» - сложные.
А) Дует ветер со снежком, Дед Мороз идёт с мешком. ( )Б) Тихо дремлет и плещет река. ( )В) Тёмный бор не шумит. ( )Г) Соловей не поёт, дергач не кричит. ( )Д) Своим блеском луна всё вокруг серебрит. ( )Е) Едва лишь в полдень солнце греет, краснеет липа в высоте. ( )6. Прочитай предложения, подчеркни главные члены предложения. Выпиши простое предложение с однородными членами и сложное предложение. Начерти к ним схемы.
Море на рассвете ещё спит. Вдоль полосы прибоя сидят чёрным строем бакланы. Я выстрелил вверх, бакланы разом взмахнули крыльями. Они летели в море и трогали концами крыльев тихую воду.
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
7. Спиши. Поставь, где надо запятые.
В полдень от горячих лучей солнца плавится снег. Пройдут дни загудит весна. В лучах солнца оживают на час или два жучки паучки мошки. Иногда перелетают комарики. Солнце распаривает землю чернеет вокруг снег.
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
8. Добавь, где нужно в схемы предложений запятые.
А) [ и ___ ]. В) [___ ___ ] [___ ___ ]. Б) [ и ___ ___ ]. Г) [___ ___ ] [___ ___ ] [___ ___ ].