Разработка по индивидуальной теме самообразования Методика организации трудовой деятельности как метод воспитывающих ситуаций


Государственное областное автономное
профессиональное образовательное учреждение
«Липецкий колледж транспорта и дорожного хозяйства»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
ПО ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ТЕМЕ САМООБРАЗОВАНИЯ
МЕТОДИКА ОРГАНИЗАЦИИ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК МЕТОД ВОСПИТЫВАЮЩИХ СИТУАЦИЙ
Мастер производственного обучения
КОТОВА ТАТЬЯНА ИВАНОВНА
Липецк-2016
Успех любого дела зависит от человеческого труда, степени участия в общем труде. Поэтому важнейшим показателем оценки поведения человека в современных условиях является его отношение к труду на общую пользу. Но качество это не может быть сформировано само по себе, оно складывается в процессе трудового воспитания.
Важное значение имеют методы и формы воспитания в процессе трудового обучения, их соотношение с методами учения и преподавания.
Для начала рассмотрим, что такое:
Метод – способ достижения какой—либо цели, решения конкретной задачи; совокупность приемов или операций практического или теоретического освоения действительности.
Труд – целесообразная деятельность человека, направленная на сохранение, видоизменение, приспособление среды обитания для удовлетворения своих потребностей.
Важнейшими звеньями системы трудового воспитания обучающихся являются:
1. Формирование сознания того, что труд — источник благосостояния человека, что каждый человек должен трудиться и любить труд.
2. Формирование сознания необходимости трудиться дополняется выработкой привычки к труду. Если у обучающихся не будет этой привычки, они оставят начатое дело при первых же затруднениях. 3. Всякий труд возможен лишь при наличии у обучающихся трудовых умений и навыков. Поэтому в систему трудового воспитания входит формирование и закрепление таких умений и навыков. Большое значение в труде имеют такие качества, как сноровка, трудовая смекалка. Развитие этих качеств у обучающихся крайне необходимо для каждого человека.4. Труд в нашем обществе требует от каждого глубоких знаний и высокой культуры его организации. Надо приобретать необходимые знания и навыки соблюдения культуры труда: содержать в порядке рабочее место, инструменты, уметь правильно расположить все необходимое для работы.
И не зря в критериях оценок я обязательно включаю такие показатели, как: организация рабочего места, соблюдение правил выполнения безопасных приемов работ, правила соблюдения последовательности выполнения задания.
5. В современном обществе инструменты, машины, оборудование являются государственной собственностью. Бережное отношение к этой собственности является необходимым качеством человека и должно стать важным звеном трудового воспитания подрастающего поколения.
19 октября в электромонтажной мастерской № 11 я проводила открытый урок учебной практики по теме: «Соединение проводов с помощью цветных металлов: скрутка, спайка и опрессовывание». Студенты группы № Э-15 ознакомились с содержанием предстоящей деятельности, практически показала подготовку рабочего места; простую скрутку; соединение двух гибких многожильных проводов в виде параллельной скрутки; соединение с помощью параллельной скрутки медного монолитного и многожильного провода; электрическое соединение дополнительного провода с основной линией электропроводки без его разрыва; соединение в месте отвода из монолитного провода с гибким или монолитным основным проводом; соединение вместе двух проводов методом последовательной скрутки, для чего каждый соединяемый провод «навивается» на другой (только для двух проводов); соединение жестких проводов с помощью бандажной скрутки. Не у всех студентов всё получилось сразу. К каждому нужен индивидуальный подход, поэтому при выполнении практического задания я старалась неоднократно повторить упражнения с целью их усвоения.
В результате упражнения вырабатываются умения и навыки, привычки, расширяется и обогащается нравственный опыт студента.

lefttop






Теперь рассмотрим другое понятие:
Воспитание – целенаправленное развитие человека, включающее освоение культуры, ценностей и норм общества. Осуществляется через образование, а также организацию жизнедеятельности определённых общностей.
Методы воспитания – общественно обусловленные способы педагогически целесообразного взаимодействия между педагогами и студентами, способствующие организации жизни обучающихся, деятельности, отношений, общения, стимулирующие их активность и регулирующие их поведение.
Все методы в совокупности влияют на многие сущностные сферы человека. Однако каждый метод воспитания отличается от другого тем, на какую сущностную сферу человека он оказывает доминирующее, более сильное и направленное воздействие.
Воспринимая предложенную информацию, студенты усваивают не столько понятия и суждения, сколько логичность изложения мастером своей позиции, ее доказательность. При этом они, оценивая полученную информацию, или утверждаются в своих взглядах, позициях, или корректируют их. Убеждаясь в правоте сказанного, студенты формируют свою систему взглядов на мир, общество, социальные отношения.
Основные качества педагогического требования: целесообразность, принципиальность, справедливость, доступность и посильность, определенность и однозначность, тактичность, твердость, доведенность до конца, гласность, постоянство, опора на мнение ученического коллектива, последовательность. Создание воспитывающих ситуаций — это те ситуации, в процессе которых студент ставится перед необходимостью решить какую-либо проблему, реально сделать нравственный выбор и совершить соответствующие поступки.
Это может быть проблема нравственного выбора, проблема способа организации деятельности, проблема выбора социальной роли и др. Мастер умышленно создает условия для возникновения ситуации. Когда в ней возникает проблема для студента и существуют условия для самостоятельного ее решения, создается возможность социальной пробы (испытания) как метода самовоспитания. В процессе включения в эти ситуации у студентов формируется определенная общественная позиция и ответственность, которые и являются основой для их дальнейшего вхождения в социальную среду.
Трудовое воспитание студентов.
Важнейшими звеньями системы трудового воспитания студентов являются:
1. Формирование сознания того, что труд — источник благосостояния человека, что каждый человек должен трудиться и любить труд.
2. Формирование сознания необходимости трудиться дополняется выработкой привычки к труду. Если у студентов не будет этой привычки, они оставят начатое дело при первых же затруднениях.
3. Всякий труд возможен лишь при наличии у студентов трудовых умений и навыков. Поэтому в систему трудового воспитания входит формирование и закрепление таких умений и навыков. Большое значение в труде имеют такие качества, как сноровка, трудовая смекалка. Развитие этих качеств у учащихся крайне необходимо для каждого человека.
4. Труд в нашем обществе требует от каждого глубоких знаний и высокой культуры его организации. Надо приобретать необходимые знания и навыки соблюдения культуры труда: содержать в порядке рабочее место, инструменты, уметь правильно расположить все необходимое для работы.
5. В современном обществе инструменты, машины, оборудование являются государственной собственностью. Бережное отношение к этой собственности является необходимым качеством советского человека и должно стать важным звеном трудового воспитания подрастающего поколения.
6. Большое значение имеет также воспитание у учащихся творческого отношения к труду. Такое отношение к труду может сформироваться лишь в том случае, если человек относится к работе с любовью, понимает ее пользу и необходимость, если труд является для него основным содержанием жизни. Если обучающиеся будут бояться работы, будут стремиться как можно скорее отделаться от нее, то в этом случае не может быть и речи о формировании у них творческого отношения к своему труду. Поэтому воспитание любви к труду — одна из важнейших задач трудового воспитания обучающихся. Данный Арт-объект «Красная лента жизни» выполнили студенты группы № Э-15 Духанин Влад, Звездин Кирилл, Чигринский Евгений.

7. В процессе трудового воспитания необходимо добиваться формирования навыков коллективизма у студентов. Совместное трудовое усилие, работа в коллективе могут создать правильное отношение людей друг к другу. Студенты группы № Э-15 оказывают помощь интернату для пожилых и престарелых людей.



В воспитании обучающихся следует поощрять различные коллективные формы труда, развивать чувство дружбы, товарищества, взаимопомощи между обучающимися. В результате такой постановки трудового воспитания и может быть создано правильное отношение к товарищу. Если студент сам будет отдавать все силы обществу, он не будет терпеть рядом с собой тунеядца, он решительно выступит против лентяев и бездельников.


В процессе трудового воспитания необходимо шире знакомить молодежь с различными видами труда и формировать склонности к определенным видам знаний и практической деятельности. Пример тому служит мероприятие, которое прошло 20 октября 2016 года под названием «Однажды 10 лет спустя…», это встреча с выпускниками Демиденко Евгением (2001-2004 года обучения) и Бухтияровым Алексеем (2010-2014 года обучения) студентов групп №№ Э-14, Э-15.
Приступая к работе, человек стремится узнать, чем закончится его труд. Перед студентами Липецкого колледжа транспорта и дорожного хозяйства, совсем недавно стояла сложная проблема выбора – профессии. Ведь правильный выбор – залог успеха трудовой профессиональной деятельности, а зачастую и всей жизни. При этом важно, чтобы профессия,  дело которым вы занимаетесь, было интересным, любимым! Вы выбрали не простую,  важную и нужную дорогу – дорогу профессиональных знаний, решив для себя получить профессиональное образование, став электромехаником по торговому и холодильному оборудованию. Это профессия считается одной из наиболее востребованных на рынке труда.
Итак, Демиденко Евгений учился в колледже, а тогда это был Профессиональный лицей № 12, с 2001 по 2004 учебный год. Окончил с повышенным разрядом, проходил учебную и производственную практику в ОАО «Липецком хладокомбинате». Затем заочно окончил высшее учебное заведение. В настоящее время Женя является руководителем отдела супермаркета «МЭТРО». Студентам было интересно, как он мог достичь таких результатов? Ответ был простой: «Надо поставить себе цель и реализовать её в жизнь». Женя рассказал, что после окончания школы у него не стоял вопрос: «Куда пойти учиться?». Он уже знал это, потому что его дядя работал на холодильном оборудовании, он неоднократно помогал ему. Понравилось, узнал, где готовят по данной профессии и вот так пришел учиться в колледж. Получив высшее образование, зарекомендовав себя только с положительной стороны: инициативный, коммуникабельный, ответственный, трудолюбивый, а такие качества работников всегда нравятся работодателям, Женя стал руководителем отдела. Он пожелал студентам не останавливаться на достигнутом, продолжать дальше обучаться в ВУЗах, повышать свой профессиональный уровень.


Бухтияров Алексей обучался в колледже с 2010 по 2014 учебный год.
Алексей был целеустремленным, ответственным, добросовестным студентом. За время обучения в колледже он получил дополнительно несколько профессий, а именно: электрогазосварщика, слесаря по ремонту автомобилей, водитель автотранспортных средств категории «В»«С», машиниста автокрана, машиниста бульдозера, экскаватора, тракториста и, конечно, повышенный разряд по профессии «Электромеханик по торговому и холодильному оборудованию». Учебную и производственную практику Алексей проходил в ООО «Липецкая климатическая компания». Будучи практикантом, ему доверяли ответственные работы по установке кондиционеров различных типов. В настоящее время, придя из ВС РФ, Алексей продолжает работать у ИП Жестик В.В. по установке кондиционеров. В будущем он собирается поступать в ВУЗ.
Целью данного мероприятия на тему: «Однажды 10 лет спустя…» было создание условий для саморазвития личности, привития любви к избранной профессии, уважения и чувства гордости за нее, оказания студентам помощи в осознании себя в профессиональном мире.
Встреча с выпускниками колледжа, достигшими определенного успеха в своей профессии, дало настрой студентам на серьезное отношение во владении профессиональными и общими компетенциями, обеспечивая тем самым себе высокую конкурентно способность специалиста.
И в заключении я хочу сказать: Целью данного мероприятия на тему: «Однажды 10 лет спустя…» было создание условий для саморазвития личности, привития любви к избранной профессии, уважения и чувства гордости за нее, оказания студентам помощи в осознании себя в профессиональном мире.
Автором был использован  информационный материал, организована встреча с выпускниками колледжа, достигшими определенного успеха в своей профессии, что дало настрой студентам на серьезное отношение во владении профессиональными и общими компетенциями, обеспечивая тем самым себе высокую конкурентно способность специалиста.