«Влияние семьи на духовно-нравственное развитие личности ребёнка»
«Влияние семьи на духовно-нравственное
развитие личности ребёнка»
Рыбакова Светлана Фёдоровна
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Прибрежненская средняя школа
с. Прибрежное
Старомайнский район
Ульяновская область
Во все времена люди ценили нравственную воспитанность. Сегодня в современном обществе происходят глобальные изменения, которые заставляют нас размышлять о будущем России. Всё чаще подрастающее поколение обвиняют в бездуховности, безверии, агрессивности. Именно сейчас, как никогда актуальным является духовно-нравственное воспитание.
В школах много внимания уделяется духовно-нравственному воспитанию, но конечный результат не всегда удовлетворителен. В современных условиях получается, что семья и школа являются главными ответчиками за все неудачи, связанные с воспитанием молодого поколения. Исходя из опыта работы в школе, можно сделать вывод, что неудовлетворительный результат достигается в тех случаях, когда сама семья не соответствует тому, что мы хотим получить от детей. Разрушение традиционных устоев семьи – одна из основных причин и одновременно и следствие кризиса современного общества в духовно-нравственной сфере. Сегодня многие семьи утеряли духовность и нравственность, заботясь лишь об удовлетворении материальных потребностей. Приоритет земных интересов над духовно-нравственными ценностями, разрушение семьи, утрата ею воспитательных функций приводит к тому, что дети превращаются в инфантильных, нравственно и духовно неполноценных, это приводит к потере ориентиров, следовательно, к подрыву стабильности российского общества.
Исходя из этого, становится понятным, насколько важно для детей общаться с людьми высокой нравственности и культуры, не только в школе, но и дома, в кругу семьи. Если же ребёнок воспитывается в семье с неустойчивыми нравственными ценностями, ему трудно получить духовно-нравственное воспитание, самореализоваться, сделать правильный выбор ценностей.
В связи с этим, прежде чем воспитывать детей, учитель сталкивается с тем, что занимается воспитанием родителей. Так как для достижения хороших результатов, родители должны осознать важность этой задачи - воспитание духовно-нравственной личности. Учителю предстоит подготовить родителей, максимизировать положительное и минимизировать отрицательное влияние семьи на воспитание ребёнка, убедить в ошибочности и несостоятельности их точки зрения, указать методы и пути нравственного воспитания ребёнка в семье. Это сложная и ответственная работа, добиться положительных результатов можно лишь при взаимодействии семьи и школы. Необходимо выстроить работу с родителями так, чтобы они были заинтересованы в формировании духовно-нравственной личности ребёнка.
Духовно-нравственное просвещение должно проходить в ненавязчивой форме, во время внеклассных мероприятий, где присутствуют родители, при проведении родительских собраний, при индивидуальных беседах. Если не работать с семьёй, то и в воспитании ребёнка будет сложно достичь результатов, поэтому работа учителя очень ответственна. Ведь семья – это первая инстанция на пути ребёнка в жизнь. Родители являются образцами, на которые ребёнок ориентируется. Личности родителей играют существенную роль в жизни ребёнка. В нравственной семье у ребёнка формируются духовно-нравственные потребности и убеждения, чувства и эмоции, моральные знания. Только в семье можно воспитать совестливость, умение считаться с другими, чувство собственного достоинства. Семья – это главный институт воспитания. Задача школы не допустить отрицательного фактора воспитания, а помочь семье выступить как положительный фактор, научить родителей понимать и любить детей, систематически вести просветительскую работу, повышать психологические и педагогические знания, включать родителей в разнообразную общественно полезную деятельность, социально значимые дела класса, школы.
Детство всегда с надеждой обращено в будущее, каким бы беспощадным оно не было. Дети, как правило, ждут, чтобы взрослые показали им путь, который определит им жизнь. От вовремя оказанной поддержки зависит наш завтрашний день, будущее страны.