Статья Влияние семьи на развитие личности ребенка
Карнаухова Наталья Юрьевна
Учитель математики МБОУ «Солянская средняя общеобразовательная школа»
ВЛИЯНИЕ СЕМЬИ НА РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА, ЕГО БЛАГОПОЛУЧИЕ.
Известно, что “проблемные”, “трудные”, “непослушные”, “всевозможные” дети, так же как дети с “комплексами”, “забитые”, “несчастные”- всегда результат неправильно сложившихся отношений в семье.
Как правило, трудности детей служат проекцией отношений в семье. Личность ребенка, степень ее гармоничности-дисгармонии личности выступает своеобразным зеркалом, отражающим скрытое и явное влияние семьи.
Иногда семья - благополучная, бес проблемная, а ребенок сложный, имеет массу психологических и психосоматических отклонений в поведении. Откуда все это?
“Внутренний мир ребенка”,- пишет Т.А. Флоренская (
·)-это всегда отражение мира внешнего. А что есть внешний мир для ребенка? Конечная, его семья. И как отмечает священник Валентин Марков, "ребенок вырос не сам по себе. Он, как веточка на дереве, которое корнями уходит в глубину прошлого. Семья-это целостный организм. И проблема молодого росточка - это, в первую очередь, проблема почвы, на которой он растет. Дерево семьи питается соками родительской любви. Те, кто хочет действительно справиться с проблемами детей, пусть посмотрит, прежде всего, на себя! "
Влияние родителей на развитие ребенка очень велико. В семьях с прочным, теплым контактом, уважительным отношением к детям у них формируются такие качества, как коллективизм, доброжелательность, внимательность, способность к сопереживанию, самостоятельность, инициативность, умение разрешать конфликтные ситуации и др.
В атмосфере любви и близости общение ребенка с родителями становится эмоционально насыщенным, удовлетворяются его потребности в положительных эмоциях, в которых он нуждается с момента рождения. Общение в атмосфере близости, любви, сердечности, доверия, сплоченности, заботы друг о друге оказывает сильнейшее влияние на детскую психику и в дальнейшем дает широкий простор для эмоциональных переживаний ребенка, реализации его потребностей, а тем самым становится для него подлинной школой социальных чувств. У ребенка развиваются природные способности, независимость, формируются положительные эмоциональные установки к окружению, доверие, которое стимулирует стремление к кооперации, сотрудничеству, творчеству, он высоко активен, имеет взаимодополняющие образы отца и матери, позволяющие сделать правильный брачный выбор и воспроизвести адекватные родительские отношения своей семье.
Первым учителем и воспитателем в этом процессе является для ребенка мать. Именно она создает атмосферу взаимопомощи и поддержки или отторжения и отвержения, придавая эмоциональную окраску всем окружающим ребенка вещам. И если у матери не будет такой возможности, то душевный вакуум ребенка обязательно будет заполнен какой-либо другой привязанностью - ведь известно, свято место пусто не бывает! Хорошо, если рядом окажется порядочный человек, а если нет? И многие родители спохватываются, когда уже бывает поздно; ребенок, не получивший дома любви и тепла, ищет их на стороне и становится легкой добычей злых сил.
Однако для нормального воспитания, а значит, и развития личности ребенка в семье, необходимо наличие обоих родителей. Мать и отец существенно дополняют друг друга при воспитании детей. С возрастом детей увеличивается степень влияния на них отцовского воспитания. Его социальный статус очень важен для чувства уверенности и стабильности психики ребенка. Для гармоничного развития личности необходимо, чтобы ребенок приобрел опыт общения с обоими родителями через адекватные модели материнского и отцовского поведения, исключение из воспитательной ситуации мужчины ограничивает раскрытие индивидуальных возможностей ребенка, снижает адаптационные способности, ведет к нарушению гармонической структуры личности. Из- за дефицита мужского авторитета образ мужчины формируется обедненным и неадекватным, что приводит впоследствии к упрощенности в межличностных отношениях.
В литературе часто встречается мнение о феномене массового социального одиночества детей из неполных семей и их невысокой способности строить конструктивно межличностное взаимодействие. Опросив старшеклассников своей школы из полных и неполных семей , я выяснила, что дети из неполных семей чаще пользуются советами своих друзей и подруг, 30% детей из неполных семей отвергают все возможные варианты советчиков и принимают важные для себя решения самостоятельно. У детей из неполных семей наблюдается высокий уровень тревожности. У подростков наблюдается тревога по причине финансовых трудностей семьи (в неполной- 39%, в полной- 22% ), беспокойство за здоровье родных ( 46% и 35% )сравнение полных и неполных семей с детьми-подростками свидетельствует, что школьники из неполных семей чаще характеризуются низкой успеваемостью, ориентированы на учебу в СУЗах ( в неполной-32%, полной-30% ), чем на поступление в ВУЗ ( в неполной-0%, полной-38% )
Обобщая сказанное выше, можно утверждать, что ситуация не полной семьи часто оказывает негативное влияние на развитие ребенка, как показали результаты исследования , у 11 % детей нашей школы из неполных семей чаще возникают нарушения поведения, формируется дефектный тип личности и наблюдается множество трудностей психологического характера. В то же время холодная, конфликтная атмосфера полной семьи не может быть признана, благоприятной для развития ребенка - слишком важна для него эмоциональная связь с родителями.
Такие семьи относятся к числу неблагополучных. В ходе (методика Р. Жиля.5) исследования в нашей школе выявлено 7 семей группы риска. Полученные результаты показывают наличие определенных проблем: у детей занижена социальная адекватность поведения, в ряде случаев дети демонстрируют повышенный уровень агрессии, любознательность напротив на недостаточном уровне. Иногда можно наблюдать стремление к уединению. В качестве возможных причин, повлекшим за собой возрастание этих черт является то, что:
-ребенок не чувствует себя в семье;
-дети растут в условиях нехватки ласки; боятся наказания;
-в семье - неблагоприятная обстановка;
-установлена закономерность: дети, воспитанные в конфликтной семье, оказываются, плохо подготовлены к семейной жизни, а браки, заключенные выходцами из них, распадаются значительно чаще, чем браки заключенные выходцами из гармоничных семей.
Таким образом, все эти моменты формируют духовно-душевно телесную гармонию( или дисгармонию ) личности ребенка. Семья служит той почвой, из которой вырастают практически все побеги детской психики. Что же формирует в ребенке семья?
Семья формирует у ребенка базовые смысловые понятия. В первую очередь:
-отношения к себе;
-стиль отношения с другими людьми;
-представление о себе как о мужчине или о женщине;
-нравственные ценности, представления о том, что такое хорошо и что такое плохо;
-жизненный смысл;
-стремления, идеалы;
-чувство связи поколений, ощущение сопричастности к своему народу, Родине.
Испокон веков воспитание послушного и доброго ребенка связывалось с родительским примером. Об этом свидетельствует в пословицах мудрость православного русского народа: " Мать, праведная - ограда каменная"; " Отец сына не на худо учит" и т.д.
Таким образом, семья – основа жизни ребенка, и ничем ее заменить нельзя. Базовым моментом, формирующим личность ребенка, выступает безусловная родительская любовь. Только такой тип любви может обеспечить развитие всех потенциальных возможностей ребенка и раскрыть его духовное, уникальное "Я". Безусловная любовь к ребенку – та почва, на которой вырастает как прекрасный цветок целостная личность.
Таким образом, семья – это та среда, которая влияет на развитие личности ребенка, его будущее духовное и душевное благополучие.
Список используемой литературы:
Флоренская Т.А. Диалог в практической психологии: Наука о душе.
Игумен Евмений. Аномалии родительской любви. Иваново 2005 г
Калабухина И.Е. Неполные семьи: проблемы и перспективы. Семья в России. Москва 1995. 1-2. с. 166-175.
Кевля Ф.И. Семья и развитие личности ребенка. Семья в России. Москва 1997. 2. с. 78-88.
Каменева Т.А., Степашов Н.С. Дети в неполных семьях как обьект социальной помощи. Курск 2001.
Варга А.Я. Структура и типы родительского отношения.
15