Классный час на тему: Семья и семейные ценности (3 класс)


Тема: Семья и семейные ценности.
Цель: Определить понятие «семья», формировать понятие «счастливая семья».
Задачи:
1. Раскрыть понятия «семья» и «счастливая семья», выявить ее особенности.
2. Развивать речь, внимание, мышление, память. Создать комфортную ситуацию для творческого самовыражения учащихся, проявления их активности.
3. Воспитывать уважение к членам своей семьи, людям старшего поколения, эстетический вкус. Способствовать сплочению и развитию классного коллектива.
Ход
Определение темы занятия.
-Ребята, о чем сегодня будем говорить, узнаете, отгадав загадку.
А поговорим мы о том,
Без чего на белом свете
Взрослым не прожить и детям?
Кто поддержит вас, друзья?
Ваша дружная... (семья)
- Верно, и поговорим мы сегодня о семье и семейных ценностях, и это, поверьте мне, совсем не случайно
В семейном кругу мы с вами растём!
Основа основ – родительский дом!
В семейном кругу все корни твои!
И в жизнь ты выходишь из семьи!
- Нам с вами предстоит определить, что такое семья и выяснить, какая семья называется счастливой.
2. Беседа «Что такое семья. Что объединяет членов семьи»
( На доске семейные фотографии учащихся «Семьи счастливые моменты»)
- Семья — это самое дорогое, что есть у человека. Это близкие люди, которые вас любят, неустанно заботятся о вас, стараются сделать все возможное, чтобы вы были счастливы. А когда вы станете взрослыми и обзаведетесь своей семьей, то также будете заботиться о своих близких, как делали это ваши папа и мама, бабушка и дедушка и другие родственники — тети, дяди, прабабушки, прадедушки...
Главное предназначение семьи в том, чтоб на свет появлялись новые люди, чтоб не иссяк род человеческий. Но рождение ребенка — это и огромная радость, и огромная ответственность. От того, как родители воспитают ребенка, сумеют ли заложить в него понятие о том, что такое хорошо и что такое плохо, будет зависеть, как сложится его жизнь в дальнейшем, станет ли он достойным человеком или опасным для окружающих.
Любовь — это главное качество, которое объединяет всех членов семьи. Если человек ощущает на себе любовь и заботу близких, знает, что в любой жизненной ситуации он найдет помощь и поддержку в семье, то он чувствует себя уверенным, защищенным, сильным. Важно, чтобы теплота человеческих отношений, взаимопонимание, привязанность, сочувствие среди членов семьи были взаимными. Тогда семья будет крепкой и дружной, и не страшны ей никакие невзгоды.
-А как вы считаете, для чего человеку семья?   (в семье все друг друга понимают, любят, уважают; заботятся друг о друге, помогают).
- У каждого человека есть своя семья, свой дом.
И где бы мы не были, всегда помним о нём, он притягивает нас своим теплом.
- Когда строят дом? (Дом строят, когда надо где-то жить. Дом строят, когда создается семья)
-Давайте построим дом (На доске рисунок дома).- В нашем доме должно быть тепло. (На крыше нарисованного дома - «тепло»)- Чтобы всем в доме было тепло, давайте соберем то, что нам для этого необходимо. Мне нужно, чтобы в моём доме была доброта.А вам?- Уважение, понимание, уют, забота, любовь.(Во время проговаривания ученики записывают на доске в бревнах слова. В результате выстроен дом. На крыше записано слово «ТЕПЛО».)-Вот мы построили дом, в котором тепло.Соберите в ладони свое тепло, пусть его будет много.Почувствуйте это тепло, поделитесь теплом друг с другом.
- И кто живет в таком теплом, уютном доме? (Семья)
Кто в семье со всеми дружен?
Кто всегда нам очень нужен?
Кто готовит, шьет, стирает
И почти не отдыхает?
Кто заботится о нас
Каждый день и каждый час?   (Мама)
 
Детям он решит задачу,
Отвезет семью на дачу.
Починить готов утюг,
Если тот сломался вдруг.
Сильный, ловкий и отважный,
После мамы — самый важный.   (Папа)
 
Он стар, но это ничего,
Его добрее нет.
Он папа папы моего,
А для меня он ... (дед).
 
У мамы сестра.
Вы добрей не найдете!
Я очень горжусь,
Ведь она моя ... (тетя).
 
Радость в глазах, в глазах удивленье,
В семье у нас нынче еще прибавленье!
В доме у нас появилась девчонка!
Теперь я ей брат, а она мне ... (сестренка).
 
К нам приехал папин брат.
Встрече с ним я очень рад!
Он твердит, в глаза мне гладя: —
Руку жми, ведь я твой ... (дядя).
 
На Волге живут мои дядя и тетя.
Меня на каникулах там вы найдете.
От мамы и папы к ним я посланник,
Меня они любят, ведь я же ... (племянник).
 
Она совсем не старая,
Хотя совсем седая,
Она расскажет сказку мне,
На картах погадает.
Я сяду с нею рядышком:
Продолжи сказку,... (бабушка).
 
Она все на свете помнит и знает,
И бабушка мамой ее называет.
И часто приходят к ней в дом доктора,
Она же мне пра..., она же мне пра....   (Прабабушка)
Автор:  А. Шевченко
Игра «Свеча любви»
- Давайте поиграем в игру, которая называется «Свеча любви».
Конечно же, каждый из вас любит свою семью, какой бы она ни была — большой или маленькой, полной или неполной. Но наверняка вы редко задумываетесь о своих чувствах к членам семьи. Просто любите их — и все. Сейчас же я предлагаю вам задуматься именно об этом — о том, как дороги вам ваши близкие.
Описание игры. Дети становятся в круг. Каждый получает маленькую сувенирную свечку. Учитель зажигает свечу одного из учащихся и просит всех подумать о своей семье, вспомнить какие-либо волнующие моменты из истории семьи и т. д., а затем предлагает ученику, чья свеча уже зажжена, сказать, глядя на пламя, слова благодарности конкретному лицу (лицам — маме, папе, бабушке, сестренке и т. д.) и пояснить, за что он его (их) благодарит. После этого ученик зажигает своей свечой свечу соседа. Игра продолжается, пока в кругу не зажгутся все свечи. Затем учитель предлагает детям повторить три раза слова «Мир дому моему», глядя на свечу любви, после чего свечи одновременно тушатся.
«Школьная семья».
-Видите как здорово, когда есть семья.
-А как вы считаете, можно ли наш класс назвать семьей?....
-Конечно, мы не родственники, но мы видимся каждый день в школе и во дворе, вместе узнаем что-то новое, радуемся победам и огорчаемся из-за неудач. Не зря учителей называют классными мамами. Хочется, чтобы наш класс остался такой семьей до окончания школы и стал еще дружнее. И впереди год совместной учебы, жизни. И как в любой семье нам тоже нужны: тепло, уважение, уют… Мы тоже будем заботиться друг о друге, помогать друг другу. А значит у каждого из нас, будут свои обязанности.
- Каковы ваши обязанности в семье? (Ответы учеников.)- Точно так же у нас в классе – никто за нас не придет и не наведет порядок, никто не может учиться за нас, заботиться друг о друге.Каждый из нас может внести свой вклад, чтобы в нашей школьной семье было тепло, уютно. А для этого давайте все вместе произнесем важные правила и будем по ним жить в нашей дружной семейке.Мы будем
-Называть друг друга по именам.
-Защищать наших друзей, если их обижают.
-Помогать им в беде.
-Помогать им в учебе.
Мы не будем
-Грубить друг другу.
-Пускать в ход кулаки.
-Говорить друзьям обидные слова.

- Да мир в семье дороже всего.
Давайте посмотрим, а какая наша семья.
Класс наш в школе самый умный,
Пятерок много в дневнике!
Мы вам скажем непременно:
Это класс наш – третий «а»! (Проговариваем все вместе)
Класс наш в школе самый шумный,
Все кружится в голове!
Мы вам скажем честно-честно:
Это класс наш – третий «а»!»
Класс наш в школе всех активней
И при деле он везде!
Мы вам скажем откровенно:
Это класс наш – третий «а»!
Класс наш в школе самый дружный,
Всех поддержим мы в беде!
Мы вам скажем без сомнений:
Это класс наш – третий «а»!
А какой веселый самый?
Улыбка сияет на лице!
Мы вам громко все воскликнем:
Это класс наш – третий «а»!
Третий «а» наш самый лучший,
Потому что мы – семья!
Мы вам скажем дружно-дружно:
Мы – надежные друзья!
-Вот такая наша дружная школьная семья. Ей уже третий год. И год от года она будет все дружней, все крепче. И у меня, и у ваших родителей - забота, чтобы вы выросли хорошими людьми. И для этого мы прикладываем все силы. Любовью и терпением ваших родителей достигается семейное согласие; непрестанным трудом – достаток и благополучие. Помните мудрую заповедь: «Почитай отца своего и мать, и будет тебе хорошо, и ты будешь долго жить».
5. Обобщение.
- И так, о чем мы сегодня говорили? (о семье).
-Что же такое семья?  (мама, папа, я, бабушки, дедушки).
-Но количество членов семьи может быть разным. Семья может быть многодетной, где больше трех детей. У нас в классе есть такие семьи? Может быть неполной, где кроме детей, только мама или только папа. Есть такие?
-А какую семью можно назвать счастливой?  Да, главное, чтобы в семье царили лад, дружба, взаимопонимание, доброта,…. – тогда и будет в этой семье все хорошо. Тогда и назовут ее счастливой.
Я в свою очередь хочу выразить вам благодарность за участие, за вашу активность. Мне было приятно с вами общаться. Очень хочется, чтобы всё то, что вы сегодня узнали и вспомнили, осталось с вами, чтобы ваш дом и наш класс были теплыми, добрыми, и уютными. Чтобы царили в них лад и согласие.