«Трехфазный ток», «Принцип действия Асинхронного двигателя»
JАЗАJСТАН РЕСПУБЛИКАСЫНЫR БІЛІМ Ж€НЕ BЫЛЫМ МИНИСТРЛІГІ
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
КМJК «ЭЛЕКТРОТЕХНИКА КОЛЛЕДЖІ»
КГКП «ЭЛЕКТРОТЕХНИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»
«Бекітемін»
«Утверждаю»
ДиректордыS оKу жaмысы
ж™ніндегі орынбасары
Заместитель директора
по учебной работе
______________Кем М.В.
АШЫJ САБАJТЫR €ДІСТЕМЕЛІК
ЗЕРТТЕМЕСІ
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОКА
ОТКРЫТОГО УРОКА
П‰ндер/предметы: «ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЭЛЕКТРОТЕХНИКИ» и «ЭЛЕКТРИЧЕСКИЕ МАШИНЫ И ТРАНСФОРМАТОРЫ»
СабаKтыS таKырыптары/Темы урока: «Трехфазный ток», «Принцип действия Асинхронного двигателя»
ОKытушылар/Преподаватели: Рахимжанова М. Т. и Полтораков Б.А
ЭлектроэнергетикалыK
ПЦК м‰жілісінде KарастырылCан
Рассмотрено на заседании ПЦК
электроэнергетического цикла
Хаттама/протокол № 1 «26» 11 2014 ж.
ПЦК меSгерушісі/зав.ПЦК__________Рахимжанова М.Т
СЕМЕЙ-2014
ПЛАН УРОКА № __________
Группа: ЭПП-331
Дата: 26.11.2014 г Предметы: «Теоретические основы электротехники» и «Электрические машины и трансформаторы»
Преподаватели: Рахимжанова М. Т. И Полтораков Б.А
Темы урока: «Трехфазный ток», «Принцип действия Асинхронного двигателя»
Цели урока:
-образавательная:
Организовать деятельность обучающихся по изучению устройства и принципа действия асинхронного двигателя, ознакомлению с примерами применения асинхронных двигателей.
-развивающая:
Способствовать развитию у обучающихся интеллектуальной культуры – умений сравнивать познавательные объекты (двигатели трансформаторы), умений использовать методы познания – наблюдение, умений переносить знания из одной предметной области(физика – законы электромагнетизма) в другую (электротехника – устройство электродвигателя).
-воспитательная:
Создать условия для формирования культуры и дисциплины труда – личностных качеств – ответственность, организованность, дисциплинированность; помочь студентам осознать социальную и практическую значимость учебного материала – воспитание чувства долга и ответственности за собственные результаты в учебе.
Тип урока: Интегрированный урок
Вид урока: Урок изучения и закрепления новых знаний
Межпредметные связи
1. Физика – «Законы электромагнетизма»,
2. ТОЭ – «Соединение потребителей электроэнергии звездой и треугольником»,
3. Производственное обучение – «Применение АД на предприятиях»
Обеспечение урока
1.Наглядные пособия: Компьютерная презентация, демонстрационный монтажный стол
2.Раздаточные материал: Опора «Расшифровка маркировки двигателя», кодопозитивы «Получение вращающегося магнитного поля», опорные схемы по устройству и принципу действия асинхронного двигателя.
3.Технические средства обучения: Кодоскоп, проектор, компьютеры, интерактивное обучение.
Вид самостоятельной работы студентов:
Литература:
1.Основная: В.С.Попов «Электротехника», М. 2001г., Гл. 10 §§5 – 10
М.М. Кацман «Электрические машины», М. 2003г., Гл. 11 §§ 11.1 – 11.4
2.Дополнительная: М.И. Кузнецов «Основы электротехники», М. 2000 г., Гл. 9 §§76-81, Гл. 12 §§105-112
Жизнь человека не вечна, но наука и знания
переступают пороги столетий.
И.В.Курчатов
Ход урока
№
Этапы урока
Вид работы
Участники
Время
1
Организационный
момент
Приветствие,
проверка присутствующих студентов
Преподаватель
2 мин
2
Опрос домашнего задания
Фронтальный вопрос.
Преподаватель студенты
10 мин
3
Изучение нового материала
План:
1. Устройство
2. Принцип действия
3. Скольжение ротора
4. Частота ЭДС и тока в обмотке ротора
5. ЭДС статора и ротора
6. Области применения АД
Лекция с обратной связью
Демонстрация
Объяснение
Рассказ, формулы
Рассказ, формулы
Беседа
Преподаватели
Преподаватели и студенты
Преподаватель
50 мин
4
Закрепление
Фронтальный опрос. Решение задачи, тесты .
Студенты
22 мин
5
Подведение итогов
Выставление оценок, комментарии, рефлексия
Преподаватели и студенты
5 мин
6
Домашнее задание
В.С. Попов «Электротехника», Гл. 10 §§5 – 10
М.М. Кацман «Электрические машины» Гл. 11 §§ 11.1 – 11.4
Преподаватели
1 мин
СабаK-жоспары / План – конспект открытого урока
Вступительное слово преподавателя:
Данный урок является началом изучения темы «Асинхронные двигатели», на изучение которой отводится 28 часов. В свою очередь тема «Асинхронные двигатели» являются составной частью темы «Основные сведения об электродвигателях». Изучаемая тема имеет большое значение при подготовке электромонтажников, так как на производстве они должны знать устройство и схемы соединения обмоток асинхронных электродвигателей для того чтобы выполнить установку и устранить неисправности и повреждения в электрических двигаелях технологического оборудования, выполнять подсоединение АД в электрической сети (токарные станки, вентиляторы, подъемники, помпы водных насосов).
Повторение пройденного материала:
1.Фронтальный опрос.
Изменится ли действующее значение трехфазной Э.Д.С при изменении направления вращения обмо
·ток генератора?
A)изменится, точнее уменьшится
B)изменится, точнее увеличится;
C)не изменится;
D)изменится, так как уменьшится амплитуда;
E) изменится, так как увеличится амплитуда;
Сколько соединительных проводов подводят к генератору, обмотки которого образуют звезду (учтите, что к нулевой точке может быть присоединен провод)?
A)6 проводов;
B)3 или 4 провода;
C)только 3 провода;
D)всегда 4 провода;
E) достаточно 1 провод, если он нулевой;
Как соединяются обмотки между собой при соединении их звездой?
A)конец первой фазы с началом второй фазы;
B)конец второй фазы с началом первой фазы;
C)конец третьей фазы с началом первой фазы;
D)начала всех фаз в одной общей точке;
E)концы всех фаз в одной общей точке, которая называется нулевой точкой и к ней присоединяется нулевой провод;
Укажите неправильное определение фазы?
A)фаза – это угол, под которым в данный момент времени находится виток обмотки якоря генератора к плоскости геометрической нейтрали;
B)фаза – это обмотка генератора;
C)фаза – это аргумент косинуса;
D)фаза – это аргумент синуса;
E) фаза – коэффициент мощности;
Укажите неправильное определение симметричной звезды.
«Звезда называется симметричной, если»
A)все фазные точки равны между собой;
B)все фазные нагрузки равны межу собой;
C)ток в нулевом проводе равен нулю;
D)фазные токи больше линейных;
E) нулевой провод отсутствует.
Объяснение нового материала:
План:
1. Устройство
2. Принцип действия
3. Скольжение ротора
4. Частота ЭДС и тока в обмотке ротора
5. ЭДС статора и ротора
6. Области применения АД
Закрепление нового материала:
1.Фронтальный опрос.
Почему меняется частота тока в роторе?
Почему двигатель называется асинхронным?
Способы подсоединения АД к сети?
Под каким напряжением находятся обмотки статора?
Где применяются АД?
2.Решение задач.
Может ли ток в нулевом проводе четырехпроводной системы, при соединении звездой, равняться нулю?
A) не может никогда;
B) может, если звезда симметричная;
C) он в любом случае равен нулю;
D) может, если какая – либо фаза отключена;
E) может только в случае аварийной ситуации;
При соединении обмоток генератора звездой фазный ток равен линейному. Это утверждение справедливо:
A) в любом случае, всегда;
B) в случае равномерной нагрузки на фазах;
C) в случае несимметричной звезды;
D) в случае обрыва фазы;
E) в случае малых токов;
Симметричная нагрузка соединена звездой. Фазное напряжение Uф=220В. Определить линейное напряжение Uл.
A) Uл=440В;
B) Uл=220В;
C) Uл=110В;
D) Uл=660В;
E) Uл=380В;
Симметричная нагрузка соединена звездой Uл=380В.Определиь фазное напряжение Uф.
A) Uф=200В;
B) Uф=220В;
C) Uф=440В;
D) Uф=380В;
E) Uф=660В;
Трехфазный потребитель соединен звездой. Если произошел обрыв фазы «А», что произойдет?
A) сгорит вся система;
B) перегорят предохранители во всех фазах;
C) сгорит нулевой провод;
D) оборвутся остальные фазы;
E) ток на фазе «А» будет равен 0 (фаза обесточена).
Подведение итогов урока:
1.Анализ выполненных работ.
2.Отметить лучшие работы.
4. Выставить оценки.
Домашнее задание:
Литература:
В.С. Попов «Электротехника», Гл. 10 §§5 – 10
М.М. Кацман «Электрические машины», Гл. 11 §§ 11.1 – 11.4
Казакстан РеспубликасыныS білім ж‰не Cылым министірлігі
Министерство образования и науки Республики Казахстан
КМJК «Электротехника колледжі»
КГКП «Электротехнический колледж»
«Бекітемін
ДиректордыS оKу жaмысы
Ж™ніндегі орынбасары
«Утверждаю
Заместителъ директора
По учебной работе
___________Кем М.В.
АшыK сабаKтыS ‰дістемелік зерттемесі
Методическая разработка открытого урока
П‰н/предметы: «Теоретические основы электротехники» и «Электрические машины и трансформаторы»
СабаKтыS таKырыбы/Темы урока: «Трехфазный ток», «Принцип действия Асинхронного двигателя»
ОKытушы/Преподаватели: Рахимжанова М. Т. и Полтораков Б.А
ЭлектроэнергетикалыK ПЦК
Отырысында KарастырылCан
Рассмотрено на заседании ПЦК
Электроэнергетического цикла
Хаттама/протокол № 1 «26» 11 2014 ж._
ПЦК меSгерушісі/заведуюший ПЦК
__________Рахимжанова М.Т
Семей 2014 ж/г
15