Методические рекомендации по проведению минуток релаксации во время работы на компьютере Просто, быстро, полезно.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя школа №1 г.сычевки смоленской области
Просто, быстро, полезно
Методические рекомендации по проведению минуток релаксации во время работы на компьютере
Материал подготовлен учителем начальных классов высшей квалификационной категории Лазаревой Еленой Михайловной
2015
В представленной разработке содержатся эрг – упражнения и упражнения «методики игрового стрейчинга» - доступные, интересные, быстро выполнимые, а главное, полезные, позволяющие отдохнуть во время работы на компьютере, во время урока в качестве физкультминуток. Материал могут использовать учителя, учащиеся, родители
Варианты эрг - упражнений
1. «Глядя в небо»
И. п. — стоя, руки лежат на бедрах.
Медленно отклоняться назад глядя в небо.
Вернутся в исходное положение.
2. «Египтянин»
И. п. — сидя или стоя, взгляд направлен прямо, а не вверх и не вниз.
Надавив указательным пальцем на подбородок, сделать движение шеей назад.
В этом положении следует оставаться в течение 5 секунд.
3. «Абра-кадабра»
И. п. — сидя, руки лежат на подлокотниках, запястья должны быть вытянуты ладонями вниз.
Абра- (медленно сжать ладони в кулак). Кадабра (медленно разжать кулаки).
Для достижения желаемого результата эти упражнения следует повторять не менее 10 раз.
4. «Разговор с ладонью»
И. п. — сидя или стоя, левая рука вытянута на уровне плеч. Отогнув левую кисть назад, так, чтобы пальцы были направлены в потолок, правой рукой осторожно потянуть назад пальцы на левой руке, немного отгибая кисть назад. В этом положении следует оставаться в течение 10 секунд.
5. «Приподнимание крышки стола»
И. п. — сидя, предплечья лежат на подлокотниках, а кисти находятся под крышкой стола ладонями вверх. Надавить ладонями на внутреннюю поверхность крышки стола, напрягая мышцы предплечья, осуществляющие это движение. В этом положении следует оставаться в течение 10 секунд. Смысл упражнения состоит в том, чтобы активизировать мышцы с целью их укрепления. Для достижения желаемого результата эти упражнения рекомендуется повторять не менее 10 раз.
Методика игрового стрейчингаСреди оздоровительных методик восстановления можно выделить игровой стрейчинг. Методика упражнений стрейчинга основана на статичных растяжках мышц тела и суставно-связочного аппарата рук, ног, позвоночника, позволяющих предотвратить нарушения осанки и исправить ее, оказывающих глубокое оздоровительное воздействие на весь организм.
Методика стрейчинга не имеет возрастных ограничений. Эффективны занятия с детьми, начиная уже с дошкольного возраста. Упражнения, охватывающие все группы мышц, носят близкие и понятные дошкольникам и младшим школьникам названия животных или имитационных действий и выполняются по ходу сюжетно-ролевой игры, основанной на сценарии по сказочному материалу. На каждом уроке дается новая сказка-игра, в которой дети превращаются в различных животных, насекомых и т. д., выполняя в такой интересной форме сложные упражнения.
Стрейчинг повышает двигательную активность, выносливость, снижает эмоционально-психические напряжения. Упражнения стрейчинга рассчитаны на вовлечение в работу всего организма, включая психику, направлены на расслабление, настройку и восстановление функций мышц. Это позволяет без вреда, используя защитные силы организма, предупредить многие заболевания, т. к. в результате воздействия на позвоночник, органы, мышцы, железы внутренней секреции, дыхательную и нервную систему вырабатывается естественная сопротивляемость организма.
Комплекс упражнений может включать;
— упражнения для мышц живота путем прогиба назад;
— упражнения для мышц спины путем наклона вперед;
— упражнение для укрепления позвоночника путем его поворотов;
— упражнения для укрепления мышц спины и тазового пояса,
— упражнения для укрепления мышц ног;
— упражнения для развития стоп;
— упражнение для развития плечевого пояса или на равновесие.
Упражнение «Зернышко»
И. п. — Сесть на корточки. Пятки на полу. Пальцы рук сцепить в замок и вытянуть вперед, опустив голову, Чуть наклонить туловище.
1. Медленно поднимаясь, выпрямить ноги, а затем, одновременно поднимая туловище и прямые руки и не отрывая пяток от пола, вытянуться вверх, развернув ладони.
2. Руки через стороны опустить вниз. Дыхание произвольное.
Упражнение «Собачка»
И. п. — Сесть на пятки. Руки в упоре сзади, параллельно бокам. Пальцы рук обращены в противоположную от тела сторону.
1. Выгнуть спину и откинуть голову назад. Прогнуться. Задержаться нужное время.
2. Вернуться в И. п. дыхание; вдох в 1-й фазе, выдох во 2-й. Повторить нужное количество раз.
Упражнение «Колечко»
И. п. — Встать на колени, руки сзади («полочкой»).
1. Медленно наклониться назад, пока голова не коснется ног. Задержаться нужное время.
2. Медленно вернуться в и. п. Дыхание нормальное. Повторить нужное число раз.
Упражнение «Кошечка»
И. п. — Встать на колени, прямые руки поставить на уровне плеч (четвереньки).
1. Поднять голову, максимально прогнуть спину (ласковая «кошечка»),
2. Опустить голову, максимально вытянуть спину (сердитая «кошечка»).
Дыхание: вдох во 2-й фазе, выдох в 1-й.
Упражнение «Морская звезда»
И. п. — Встать прямо. Ноги поставить чуть шире плеч. Руки развести в стороны на уровне плеч ладонями вниз.
1. Медленно наклониться вправо, не сгибая ноги и руки, коснуться правой рукой правой ноги, посмотрев на ладонь вытянутой вверх левой руки. Задержаться нужное время.
2. Вернуться в И. п.
3. 4. Повторить все в левую сторону. Дыхание: вдох во 2-й, 4-й фазах, выдох в 1-й, 3-й.
Упражнения для глаз
И. п. — Сесть на пятки, спина прямая, руки лежат на ногах
1. Глаза смотрят на точку вправо, затем влево. Повторить несколько раз.
2. Глаза смотрят на точку вверху, затем внизу. Повторить несколько раз.
3. Глаза смотрят в верхний правый угол, затем в нижний левый угол и обратно. Повторить несколько раз. Проделать то же самое в другую сторону.
4. Глаза смотрят в правый верхний угол, в правый нижний угол, в левый нижний угол, в левый верхний угол. То же самое проделать в обратную сторону.
5. Глазами рисовать лодочку, качающуюся на волнах.
6. Глазами рисовать радугу.
7. Глазами рисовать круг в одну сторону и в другую.
8. Вытянуть вперед руку и поднять указательный палец на уровне глаз медленно приблизить его к глазам, не опускать и не поднимать его до тех пор, пока он будет четко виден.
9. Посмотреть вдаль не моргая.
10. Быстро заморгать, затем закрыть и расслабить глаза. Заканчивая Упражнение, потрите ладони друг о друга, прикройте глаза вогнутой частью ладоней, почувствуйте тепло.
Разминка музыкальная
На море
(под медленную и спокойную музыку)
1. «Горизонт»
1-4 — чертим кончиком пальца правой руки (как карандашом) линию горизонта («на море») слева-направо, глаза сопровождают движение, голова прямо.
5-8 — повторить линию горизонта справа-налево.
2. «Лодочка»
1-4 — чертим «лодочку» (дуга книзу), глаза повторяют движение, голова прямо.
5-8 — повторить движения счета 1-4 в другую сторону.
3. «Радуга»
1-4— чертим «радугу» (дуга кверху), глаза сопровождают движение, голова прямо.
5-8— повторить движения счета 1-4 в другую сторону.
4. «Солнышко»
1-8. «На море солнышко» — чертим «солнышко» (круг вправо), глаза повторяют движение, голова прямо. Затем можно повторить упражнение в другую сторону.
5. «Пловец плывет к берегу»
1-4 — правую руку поставить вперед, смотреть на кончик пальца.
5-8 — медленно приблизить кончик пальца правой руки к носу, а левую руку поставить вперед. Повторить упражнение с левой руки.
6. «Яркое солнышко»
1-8 — зажмуриться — «солнце ослепило», закрыть глаза ладонями, затем поморгать глазами.
Разминка общая
1. И. п. — стоя. Наклоны головы вперед и назад, влево и вправо по 10 раз, вращение по (против) часовой стрелки.2. И. п. — стоя. Вращение согнутых и приставленных к плечам рук по 10 раз вперед и назад.
3. И. п. — стоя. Вращение кистей рук по кругу, по 10 раз по и против часовой стрелки.4. И. п. — стоя. Наклоны влево и вправо по 5 раз, вперед и назад по 5 раз.
5. И. п. — стоя. Руки на поясе, вращение таза по и против часовой стрелки по 5 раз.
6. И. п. — стоя. Прыжки на месте в течение минуты.
7. И. п. — стоя. Сжимать и разжимать пальцы по 20 раз.
Разминка танцевальная
Шире круг
Шире круг, шире круг,
Музыка зовет
(Хлопки перед собой, руки вверх — потянуться.)
Всех друзей, всех подруг
В дружный хоровод.
(Поворот направо, правую руку в сторону. Повторить движение в другую сторону.)Руки на пояс
Поставим вначале,
(Руки на пояс.)
Влево и вправо
Качнем мы плечами.
(Наклоны влево-вправо.)
Ногу на пятку
Поставим вперед,
(По очереди правую, левую ноги на пятку вперед.) Сделаем дружно
Мы поворот.
(Поворот на 360° с переступанием на носках.)
Ну а теперь глубоко
Все вздохнем,
(Глубокий вдох.)
Дружно присядем
И песню споем.
(Выдох — полуприсед.)
Шире круг, шире круг,
Музыка зовет
(Хлопки перед собой, руки вверх — потянуться.)
Всех друзей, всех подруг
В дружный хоровод.
(Поворот направо, правую руку в сторону. Повторить в другую сторону.)Разминка танцевальная
Мы танцуем «Хлопай-топай»
Мы танцуем «Хлопай-топай»
(Шагаем на месте.)
Утром, днем и вечером!
Лучший танец
(Хлопаем в ладоши.)
«Хлопай-топай»,
(Топаем ногами.)
Когда делать нечего...
(Шагаем на месте.)
Кем бы ни был ты — отличник,
(Приседаем.)
Иль совсем наоборот,
(Повороты влево-вправо.)
Разучите танец этот
(Хлопаем в ладоши.)
И танцуйте целый год!
(Топаем ногами.)
Размикка танцевальная
Под веселые напевы
Под веселые напевы
Повернемся вправо, влево.
Руки вверх! Руки вниз!
Вверх! И снова наклонись!
Вправо, влево головою!
Руки вверх! Перед собою!
Топни правою ногой!
Вправо шаг. На месте стой!
Топни левою ногой!
Влево шаг! И снова стой.
Повернись направо к другу.
Правую дай руку другу.
Разминка танцевальная
МилашкиЭх раз, еще раз,
Наклонимся мы сейчас.
(Наклоны вправо-влево, руки на пояс.)
Начинаем перепляс,
Постараемся для вас.
(Тройной притоп — повторить 2 раза.)
Мы — милашки,
Куклы-неваляшки.
(Наклоны вперед, руки в стороны.)
Взгляд туда и взгляд сюда,
Делай раз и делай два.
(Повороты головы направо-налево.)
Ой беда, беда, беда,
Закружилась голова.
(Круговые движения головой 4 раза направо-налево.)
Мы — милашки,
Куклы-неваляшки.
(Два наклона вперед прогнувшись.)
Глазками похлопали,
(Поморгать глазами, руки вниз.)
Ножками потопали.
(Ходьба с притопами на месте.)
Влево-вправо наклонились,
(Наклоны влево-вправо, руки на пояс.)
Всем знакомым поклонились.
(Наклон вперед.)
Мы — милашки,
Мы — очаровашки.
(Наклоны вправо-влево.)
Разминка танцевальная
Если весело живетсиЕсли весело живется,
Хлопай так.
(Два хлопка в ладоши.)
Если весело живется,
Хлопай так.
(Два хлопка в ладоши.)
Если весело живется,
Мы друг другу улыбнемся.
Если весело живется,
Хлопай так.
(Два хлопка в ладоши.)
Если весело живется,
Щелкай так.
(Два щелчка пальцами.)
Если весело живется,
Щелкай так.
(Два щелчка пальцами.)
Если весело живется,
Мы друг другу улыбнемся.
Если весело живется,
Щелкай так.
(Два щелчка пальцами.)
Если весело живется,
Топай так.
(Два притопа)
Если весело живется,
Топай так.
(Два притопа)
Если весело живется,
Мы друг другу улыбнемся.
Если весело живется,
Топай так.
(Два притопа)
Если весело живется,
Хорошо! Хорошо!
Если весело живется,
Хорошо! Хорошо!
Если весело живется,
Мы друг другу улыбнемся.
Если весело живется,
Делай все!!!
(Два хлопка, два щелчка, два притопа.)
Если весело живется,
Мы друг другу улыбнемся.
Если весело живется,
Делай все!
(Два хлопка, два щелчка, два притопа.)
Комплекс упражнений
«Все умеют танцевать»
Все умеют танцевать,
Прыгать, бегать, рисовать,
(Нога на пятку, руки на пояс, повторить с другой ноги.)
Но не все пока умеют
(Четыре прыжка на двух ногах.)
Расслабляться, отдыхать.
(Восемь шагов на месте.)
Есть у нас игра такая,
Очень легкая, простая:
(Руки вверх — вдох.)
Замедляется движенье,
(Руки расслабленно вниз — выдох.)
Исчезает напряженье,
(Четыре шага на месте.)
И становится понятно —
Расслабление приятно.
(Повороты, туловища, направо-налево, руки расслабленно вниз, затем потрясти кистями.)
Мы готовимся к рекорду,
Будем заниматься спортом.
(Руки в стороны — вдох, руки вниз — выдох.)
Штангу с пола поднимаем,
(Присед.)
Держим, держим... и
Бросаем.
(Встать, руки вверх, руки вниз.)
Наши мышцы не устали
И еще послушней стали.
(Расслабить руки, потрясти кистями, пальцы расслаблены.)
Нам становится понятно —
Расслабление приятно,
(Сесть за парту.)
Танцевально-ритмические физкультурные минутки
Мы отлично потрудились
Мы отлично потрудились
И немного утомились
Приготовьтесь, все ребятки!
(Хлопки в ладоши.)
Танцевальная зарядка!
(Прыжки на месте.)
Мы похлопаем в ладоши
(Хлопки в ладоши.)
Дружно, веселее.
Наши ножки постучали
(Топаем ногами.)
Дружно, веселее.
По коленочкам ударим
Тише, тише, тише
Наши ручки поднимайтесь
Выше, выше, выше.
Наши ручки закружились,
Ниже опустились,
Завертелись, завертелись
И остановились.
Физкультурно-спортивные минутки
• И. п. — основная стойка. Руки через стороны вверх, подняться на носки, подтянуться; вернуться в И. п.
• И. п. — стойка, руки к плечам, локти прижаты к туловищу. Вращение рук вперед, вращение рук назад.
• И. п. — ноги на ширине плеч, руки на поясе. Наклоны вперед, руки в стороны; вернуться в И. п.
• И. п. — присед на носках, руки на коленях. З прыжка на месте
в приседе, выпрямиться.
• И. п. — основная стойка. Выпад правой ногой вперед, руки вверх, в стороны; вернуться в и. п. То же левой ногой.
• И. п. — стойка ноги врозь, руки в стороны. Наклониться вперед, расслабить мышцы, уронить руки вниз и потрясти ими; вернуться в и. п.
Двигательно-речевые физкультурные минутки
Предполагают речевое сопровождение выполнения упражнений. Подготовка двигательно-речевых минуток развивает творческие способности самого учителя и способствует развитию интереса учащихся к изучению того или иного учебного предмета.
Вверх рука и вниз рука
Вверх рука и вниз рука.
Потянули их слегка.
Быстро поменяли руки!
Нам сегодня не до скуки.
(Одна прямая рука вверх, другая вниз, рынком менять руки.)
Приседание с хлопками:
Вниз — хлопок и вверх — хлопок.
Ноги, руки разминаем,
Точно знаем — будет прок.
(Приседания, хлопки в ладоши над головой.)
Крутим-вертим головой,
Разминаём шею. Стой!
(Вращение головой вправо и влево.)
И на месте мы шагаем,
Ноги выше поднимаем.
(Ходьба на месте высоко поднимая колени.)
Потянулись, растянулись
Вверх и в стороны, вперёд.
(Потягивания — руки вверх, в стороны, вперёд.)
И за парты все вернулись —
Вновь уроку нас идёт.
(Дети садятся за парты.)
Сколько раз
Сколько раз ударю в бубен,
Столько раз дрова нарубим.
Приседаем столько раз,
Сколько мячиков у нас.
Сколько покажу кружочков,
Столько сделаем прыжочков.
(Дети выполняют движения за учителем по содержанию текста.)
Мы словно деревья
Мы словно деревья в чаще лесной,
Ветвями качаем под ветром зимой.
Весною мы выше и выше растем,
И тянемся к солнышку ночью и днем.
А осенью листья стряхнем постепенно.
И кружит, и кружит их ветер осенний.
(Дети выполняют движения вслед за учителем.)
Когнитивные (познавательные) физкультурные минутки
Кто стучит за окном?
Кто стучит за окном?
Дождь идет по траве.
(Постучать пальцами по парте.)
Кто шуршит за окном?
Ветер в мокрой траве.
(Махи руками вправо-влево.)
Кто журчит за окном?
Ручейки, ручейки.
(Перебирать пальцами по парте.)
Кто кричит за окном?
Стаи птиц у реки.
(Руки согнуты в стороны, махи кистями.)
Кто молчит за окном?
(Поднять плечи и опустить.)
Так никто не молчит:
(Постучать пальцами по парте.)
Там и дождик стучит,
(Руки согнуты в стороны.)
Там и птица кричит.
(Махи кистями рук.)
Только я и молчу,
(Руки поднять вверх.)
Всех послушать хочу.
(Руки опустить вниз.)