Классный час по профилактике правонарушений ЗАКОНЫ ДОЛЖНЫ ИМЕТЬ ДЛЯ ВСЕХ ОДИНАКОВЫЙ СМЫСЛ(5 класс)


Классный час в 5 классе по профилактике правонарушений
«ЗАКОНЫ ДОЛЖНЫ ИМЕТЬ ДЛЯ ВСЕХ ОДИНАКОВЫЙ СМЫСЛ»
(Ш.Монтескье)
Только слабые совершают преступления:
сильному и счастливому они не нужны.
Вольтер
Вступительное слово учителя.
«От тюрьмы и сумы не зарекайся». Это суровое предупреждение пришло в наш быт из прошлого. Она напоминает о самых неблагоприятных поворотах судьбы.
Самые безрассудные поступки свойственны молодости: плохо учатся, а потом бросают школу; курят и выпивают; грубят и сверстникам и взрослым; унижают маленьких и слабых; лгут даже без причины; стараются выяснить отношения только с помощью силы; играют в карты; разрисовывают стены; портят школьное имущество и многое другое. Именно в раннем возрасте сам человек нередко протаптывает тропинку к высокому забору с орнаментом из колючей проволоки.
Одна из задач таких классных часов предупредить вас об опасностях в игре с законом. Преступность растет, и общество ищет пути эффективной борьбы с нею.
Постарайтесь вникнуть в содержание занятия.
ПРЕСС-КОНФЕРЕНЦИЯ (изложение теоретического материала занятия).
ЖУРНАЛИСТ.
В кинотеатре города шел очередной фильм. Через полчаса после начала в зале появилась группа 16-17-летних парней и девиц. Смотреть фильм стало невозможно: выкрики, комментарии, нецензурные выражения. Потом выяснилось, что бутылку вина они успели распить прямо в первом ряду. Кто-то из зрителей позвонил в милицию. Наряд прибыл мгновенно.
Задержанные искренне не понимали, за что их держат в дежурной части милиции, с какой стати лейтенант составляет протокол, почему в разговоре милиционеров упоминается административное ПРАВОНАРУШЕНИЕ.
Товарищ прокурор, объясните, почему «невинные шалости» превратились в правонарушение.
ПРОКУРОР.
ПРАВОНАРУШЕНИЕ – это антиобщественное деяние, причиняющее вред обществу, запрещенное законом и влекущее наказание.
ЗАКОН- это нормативный акт (документ), принятый высшим органом государственной власти в установленном Конституцией порядке.
А в статье 158 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушения говорится: «Мелкое хулиганство, есть нецензурная брань в общественных местах, оскорбительное приставание к гражданам и другие подобные действия, нарушающие общественный порядок и спокойствие граждан, - влечет наложение штрафа или исправительные работы, или арест на срок до 15 суток».
ЖУРНАЛИСТ.
А что поэты пишут по этому поводу?
ПОЭТ.
Коль ты невинного избил.
Несправедливо оскорбил, -
Презренье ты себе купил!
Кто так ведет себя с людьми.
Глупец, дубина он, пойми:
Все возликуют ведь, когда
ПРИДЕТ И НА НЕГО БЕДА. (Себастион Брант)
ЖУРНАЛИСТ. Что приводит к правонарушениям. Слово юристу.
ПСИХОЛОГ.
Большинство людей обладает духовностью, т.е. подразумевается наличие в человеке души, умение ее слушать, обладание внутренним миром.
Бездуховность – одна из причин, которая приводит детей к правонарушениям.
Как же формируется бездуховность?
Первый источник – пренебрежительное отношение к учебе, знаниям. Пустое сознание может давать телу только самые примитивные команды – пей, ешь, получи удовольствие. Сведения по различным наукам, общение с искусством, природой – основа духовности.
Второй источник – стремление к примитивному времяпровождению. Большинство правонарушителей в городе назвали своим любимым занятием просмотр западных видефильмов.
Третий источник – преобладание материальных потребностей, т.е. приобретение различных вещей и других материальных ценностей.
Общеизвестным признаком бездуховности являются зависть и жадность.
ЖУРНАЛИСТ.
Во многих видеофильмов встречается такой эпизод. Друзья попадают в переделку, одного из них тяжело ранят и он лежит в госпитале без движения. Надежды на выздоровление нет. К нему подключены аппараты, поддерживающие жизнь. Его друг, оставшийся целым, тайно проникает в палату и, оказывая последнюю услугу своему другу, отключает все аппараты. Вопрос педагогу. Как бы вы расценили этот поступок с точки зрения добра и зла?
ПЕДАГОГ.
У всех людей на земле есть понимание того, что такое добро и что такое зло. И никакая милиция, никакие суды не заставят человека быть добрым. Они могут под страхом наказания заставить его не совершать противозаконных действий, но заставить его быть добрым, они не смогут. Поэтому что добро – это душа человека. Есть душа – есть добро. Нет души – есть страх перед наказанием, но нет добра. Человек без души – животное.
Злость – спутник несчастий. Древняя пословица гласит: злой плачет от зависти, добрый от радости.
ЖУРНАЛИСТ.
Когда была открыта Америка, Фауст в сопровождении Мефистофеля побывал в Новом Свете. Они обнаружили среди невиданных растений – табак. Мефистофель заявил:
-Полезная травка, она осчастливит Старый Свет. Кто хоть раз закурит, тот не оставит этой забавы. Они будут похожи на чертей. Не набить ли вам табаком трубку, уважаемый доктор?
-Не надо. Это забава для дураков, решительно ответил Фауст.
Об этом мы хотели бы спросить у врача.
ВРАЧ.
Сейчас о вреде курения мы знаем довольно многое. Появился даже новый термин: «болезни, связанные с курением». Ежегодно погибает, около миллиона человек, т.е. курение вызывает рак легких, полости рта, глотки, гортани, и др., гангрену ног. Табачный дым опасен не только тем, кто курит, но и всем, кто душит этим дымом, прежде всего детям. Расстройства сна и аппетита, нарушение деятельности желудка и кишечника, повышенная раздражительность, плохая успеваемость и даже отставание в физическом развитии – вот перечень явлений, причина которых в пачке сигарет.
ЖУРНАЛИСТ. А что по этому поводу думает спортсмен.
СПОРТСМЕН.
Многократный чемпион мира по шахматам А.А.Алехин писал: «Никотин ослабляюще действует на память и ослабляет силу воли, способности, столь необходимые для шахматного мастера. Я могу сказать, что сам получал уверенность и выигрыше матча за мировое первенство лишь тогда, когда отучился от страсти к табаку».
Ни один выдающийся спортсмен в нашей стране не курит.
Сейчас вы услышите стихотворение 12-летнего мальчика еще об одном очень пагубном воздействии на человека. Не знаю, кто меня поймет
И кто мне даст совет –
Что делать, если папа пьет,
А мне 12 лет?
Мне жаль его, когда домой
Приходит пьяным он,
Ведь это все же папа мой
И бывший чемпион.
Ходили вместе мы в кино,
И мяч я с ним гонял.
И он меня уже давно
На водку променял Что водка – это тот же яд,
Об этом знаю я,
Не зря соседи говорят:
-Несчастная семья!
Я вам пишу, а папа спит,
Не сняв ботинок с ног.
На днях он где-то был избит,
А где – сказать не смог.
Об обещал: «Я брошу пить!»
Но слово не сдержал.
Когда бы мог один я жить –
Из дома бы сбежал!
А ведь когда-то он не пил,
И в прошлые года
Всегда он с мамой ласков был
А грубым - никогда
Мне это горько вам писать,
Но пьянству нет конца.
Так что же делать? Как спасать
Запойного отца?
О последствиях пьянства и алкоголизма можно говорить много. Нет оправдания пьяницам! Эти люди вредят и самим себе, и семье, и государству.
АУКЦИОН
Какие виды нарушений и моральных и правовых вы можете назвать?
(Дети называют).
Что бы не было этих нарушений, ПОСТАРАЙТЕСЬ ПОНЯТЬ И ЗАПОМНИТЬ:
1.Понятие правонарушения.
2.Понятие духовности и источник бездуховности.
3.Понятиедобра и зла.
4.Понятие вреда курения не только себе, но и окружающим.
Я И МОЙ КЛАСС
Если вы внимательно прислушаетесь к своему я, то назовете много положительного, но, вероятно, найдете и что-то отрицательное. Так и в нашем классе есть белые полосы, но, когда мы совершаем плохие поступки, появляются и черные полосы в жизни нашего класса.
Сейчас вы подумаете и назовете по 1 качеству хорошему и плохому. (Черный свиток стирается).
ТЕСТ «ПОЗНАЙ САМОГО СЕБЯ»
Постарайтесь сами себе честно ответить на следующие вопросы:
1.Взял (украл) бы блок импортной жевательной резинки у другого школьника, если бы знал точно, что не попадусь?
2.Если бы у меня была возможность отомстить обидчикам при помощи кулаков, сделал бы я это или нет?
3.Если бы у меня появилась возможность застрелить лося и продать мясо так, чтобы никто не узнал, сделал бы я это или нет?
4.Если бы не было машин, побежал бы я через дорогу на красный сигнал светофора?
Мы договорились, что отвечать будем честно. Так вот, если на все вопросы или большинство из них вы ответили утвердительно, то советуем вам всерьез задуматься о жизни. Дело в том, что многие будущие правонарушители именно так и отвечали, а когда их спрашивали, что их привело на скамью подсудимых, они говорили: нас об этом в детстве не спрашивали, а мы не задумывались.
МЫ СПРАШИВАЕМ, А ВЫ ЗАДУМАЙТЕСЬ.
Вот и подошел к концу наш классный час. Я предлагаю заполнить древо мнений.
Если с сегодняшнего занятия вы взяли для себя что-то полезное, вас что-то заставило задуматься, оно не прошло даром, то приклейте зеленый листочек. Если сегодняшнее занятие не пополнило вашего багажа знаний, приклейте желтый листочек.