План-конспект урока по композиции Выделение центра композиции — доминанта


План-конспект открытого урока по композиции для 1 класса по теме:
«Выделение центра композиции, доминанта»
Ленинградская область, город Сланцы, МУДО «Сланцевская детская художественная школа»
Преподаватель – Прокофьева Светлана Георгиевна
Тема выбрана в связи с её актуальностью. В модели урока используются приёмы и методы современной дидактики. Данная тема является своеобразным связующим междисциплинарным звеном: композиции, моделирование и история искусств. Изучение предложенной темы даёт дополнительные навыки в применении на практики приемов выделения композиционного центра, что является неотъемлемым условием создания успешной композиции.
Количество учебных часов: 3
Цель урока: создание натюрморта из фруктов на картинной плоскости с ярко выраженным композиционным центром.
Задачи:
Обучающие:
- закрепить определение и понятие композиции, знакомство со способами выделения композиционного центра в декоративной композиции,
- формирование навыков  и умений  при организации  композиционного пространства в соответствии с замыслом, применяя  полученные знания на практике.  
Развивающие:
- совершенствование способности образного мышления, развитие у учащихся творческой самостоятельности, способности анализировать собственное произведение, вызывать желание фантазировать и развивать умение мыслить формами и пятнами, выделять главное и второстепенное для создания образа; развитие творческих способностей.
Воспитательные:
- формирование художественного вкуса; способности ценить произведения искусства; аккуратности в работе.
Методы обучения:  по характеру познавательной деятельности – частично-поисковый методы; по способам организации и осуществления познавательной деятельности - объяснительно-иллюстративный.
Формы организации обучения:  групповая, индивидуальная.
Тип урока:
Урок комбинированный
Урок-практикум
Принципы обучения:
Научность
Наглядность
Последовательность
Доступность
Активность
Самостоятельность
Уровень усвоения знаний:
Через восприятие информации
Усвоение способов применения знаний по образцам
Творческое применение знаний
Материалы и оборудование: 
Для преподавателя:
- презентация «Центр композиции - доминанта», презентация «Натюрморты К. С. Петрова - Водкина»; работы учащихся из фонда школы прошлых лет по этой теме, карточки «Критерии оценки наброска» (самоанализ работ учащимися).
Для обучающихся:
- масляная пастель, бумага формата А3.
План урока:
Организационная часть. Проверка готовности к уроку.(5 мин.)
Актуализация знаний (5 мин.)
Мотивация (введение в тему урока,теоретическая часть, просмотр презентаций: «Центр композиции - доминанта», поиск приемов выделения центра композиции на примере натюрмортов К. С. Петрова – Водкина, презентация «Натюрморты К. С. Петрова - Водкина».(20 мин.)
Усвоение новых знаний и способов действий (выполнение эскизов на изучение приемов выделения композиционного центра,постановка художественной задачи).(15 мин.)
Перемена (10 мин.)
Первичное закрепление (практическое выполнение задачи).(45 мин.)
Перемена (10 мин.)
5.Первичное закрепление (практическое выполнение задачи).(25 мин.)
Контроль и самоконтроль знаний и способов действий. (подведение итогов, «Вернисаж работ»). (10 мин.)
Домашнее задание (закрепление материала урока). (5 мин.)
Подведение итогов занятия. (5 мин.).
Источник информации:
Логвиненко Г. М.
Декоративная композиция: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Изобразительное искусство»/ Г. М. Логвиненко.-М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2012.-144с.
http://www.tinlib.ru/kulturologija/osnovy_kompozicii_uchebnik_dlja_uch_5_8_kl/p5.php
http://paintmaster.ru/osnovy-kompozitsiji.php
http://arttower.ru/forum/?showtopic=22722
https://yandex.ru/images/search?p=2&text=полевые%20цветы%20в%20поле&http://www.tinlib.ru/kulturologija/osnovy_kompozicii_uchebnik_dlja_uch_5_8_kl/p5.php
http://paintmaster.ru/osnovy-kompozitsiji.php
http://arttower.ru/forum/?showtopic=22722
https://yandex.ru/images/search?p=2&text=полевые%20цветы%20в%20поле&http://paintinglessons.ru/Масляная_пастель
Модель урока
Этапы урока Деятельность преподавателя Деятельность обучающихсяОрганизацион-ный момент - Приветствие, фиксация отсутствующих;
- Проверка подготовленности обучающихся к учебному занятию;
- Организация внимания обучающихся. - Приветствие преподавателя;
- Подготовка к занятию.
Актуализация знаний - Выявление степени усвоения обучающимися заданного учебного материала (проверка домашнего задания «поиск репродукций работ художников работающих в жанре «натюрморт»);
- Определение затруднений и обнаружение причин невыполнения. - Обучающиеся сдают преподавателю домашнее задание на проверку.
Мотивация (введение в тему урока, теоретическая часть, просмотр презентаций: «Центр композиции - доминанта». - Тема учебного занятия
«Выделение центра композиции, доминанта»
- Исходя из названия темы, вам предлагается несколько целей. Как вы считаете, какова  цель данного учебного занятия?
Для того что бы познакомиться с приемами выделения центра композиции вспомним значение слова композиции, познакомимся с термином ДОМИНАНТА,
«Центр композиции - доминанта» - просмотр презентации.
Композиция (лат – сочинение, соединение) – построение произведения (построение изображения на картинной плоскости).
Создавая композицию, необходимо позаботиться о том, что будет главным в картине и как выделить это главное, то есть сюжетно-композиционный центр, который часто также называют «смысловым центром» или «зрительным центром» картины.
Композиционный центр должен, в первую очередь, привлекать внимание.
Композиционный центр, доминанта, является завязкой композиции, которой подчиняются все остальные элементы. Можно сказать больше: все остальные элементы усиливают значимость доминанты и "подыгрывают" ей.
ДОМИНАНТА (лат. dominantis — "господствующий, повелевающий") — композиционный элемент, которому придается наибольшее значение.
У нас есть главное действующее лицо- доминанта и второстепенные элементы. Второстепенные элементы могут также разделяться по значимости. Более значимые - акценты, и менее значимые- второстепенные элементы.
Доминанта всегда располагается в активной части композиции (первый план картинной плоскости).
Приемы выделения (композиционного центра – доминанты)
Сгущение элементов на одном участке плоскости по сравнению с довольно спокойным и равномерным их рассредоточением на других участках.
Контрастность форм, например, среди определенных одинаковых форм встречается совсем другая форма, которая отличается от основных.
Увеличение в размерах одного из элементов в композиции или наоборот: среди более крупных располагается мелкий, который также может резко отличаться и доминировать.
Образовавшаяся пустота (композиционная пауза) будет доминировать над другими участками плоскости, более или менее заполненными элементами.
Возможны и два композиционных центра, но один из них должен быть ведущим (основным), а другой подчиненным первому.
Выделение элемента цветом, остальные параметры, размер и форма одинаковые.
Выделение доминанты
Выделение тоном. Использование графических средств выразительности (точка, линия, штрих, пятно).
Использование: ахроматические цвета, хроматический цвет среди ахроматических цветов.
Использование: ахроматические цвета, хроматический цвет среди ахроматических цветов.
- Практическая значимость проведения данной темы (мотивация)
Композиционный центр, доминанта, является завязкой композиции, которой подчиняются все остальные элементы. Можно сказать больше: все остальные элементы усиливают значимость доминанты и "подыгрывают" ей. Обучающиеся внимательно слушают вопрос преподавателя и отвечают на поставленный вопрос.
- Цель занятия – познакомиться с приемами выделения центра композиции.
Обучающиеся внимательно выслушивают теоретическую часть данной темы.Усвоение новых знаний и способов действий (Поиск приемов выделения центра композиции на примере натюрмортов К. С. Петрова – Водкина, презентация «Натюрморты К. С. Петрова - Водкина». Постановка художественной задачи). Обсуждение основ композиции. Примеры работ в технике масляной пастели. Принципы работы масляной пастели. - Основная идея изучаемого материала в словесной и иллюстративной формах
Поиск приемов выделения центра композиции на примере натюрмортов К. С. Петрова – Водкина, презентация «Натюрморты К. С. Петрова - Водкина» и репродукций работ художников работающих в жанре «натюрморт».
Обсуждение основ композиции. Примеры работ в технике масляной пастели. Принципы работы с техникой. Законы смешивания цветов. Фактура.
- При выполнении эскиза  необходимо помнить о композиции, размещении изображения на листе бумаги.
Размещение доминанты
Схема листа делится на три части. Композиционный центр (доминанта) расположен в одном из четырех мест пересечения линий.
Компоновка предметов на эскизе выбранного формата. Набросок. Пропорции. Построение.
Цветовая подкладка. Раскладка натюрморта на простые базовые цвета. Композиционное решение листа на основе расположения пятен. Перенос эскиза на формат А3.
Свет, полутень, тень. Оттенки. Усложнение колорита. Детали. Контраст. Завершающая обработка.
Выполнение работы масляной пастелью(перед началом работы выполнить ряд упражнений на определение свойств и методов работы масляной пастели)
Масляная пастель
При их изготовлении пигмент смешивают с животным жиром и воском.
Масляная пастель тверже и плотнее мягких пастельных мелков, она меньше крошится. Так как масляная пастель не размазывается, то фиксатива требуется мало или не требуется совсем.
Работа с масляной пастелью предполагает уверенный и твердый подход к рисунку, поэтому она поможет вам развить уверенность в собственных силах и использовании цветов. Масляная пастель не подходит для небольших рисунков, изобилующих деталями. Вы сможете использовать различные по текстуре штрихи и создать насыщенную патину воскообразного цвета.
С помощью масляной пастели, как и с помощью других типов пастельных мелков и карандашей, вы сможете создать иллюзию цвета, используя
штриховку,
перекрестную штриховку,
наложение штрихов разного цвета друг на друга.
- Преподаватель снова проговаривает цель занятия и план его проведения. Уточняет задание.
Выполните эскизы к натюрмортам из фруктов на закрепление знаний приемов выделения центра композиции.
Выберите один из перечисленных приемов выделения ДОМИНАНТЫ.
Выполните по эскизам композицию на формате А3 по теме «Натюрморт» с применением выбранного приема выделения доминанты.
- На выполнение практической части заданий вам будет отведено 2 урока, по 45 минут, с учетом времени на эскиз.
- Включение в содержание изучаемого материала субъективного опыта обучающегося. - Обучающиеся внимательно выслушивают теоретическую часть нового материала.На первом этапе выполняю ряд упражнений по ознакомлению со свойствами новых графических материалов.
Первичное закрепление (Практическое выполнение задачи). - Проверка преподавателем понимания обучающимися того, что является сущностью основного содержания (опрос).
- Выявление пробелов первичного закрепления в изучении нового материала.
- Организация деятельности обучающихся, для выполнения заданий используя систему знаний, предусмотрено постепенное нарастание сложности задания. - Обучающиеся отвечают на поставленные преподавателем вопросы.- Ребята приступают к выполнению задания.
- Во время работы обучающихся преподаватель помогает затрудняющимся детям советом, напоминанием, показом.
Контроль и самоконтроль знаний и способов действий (Подведение итогов. «Вернисаж работ»)- Организация активной деятельности всего класса, в ходе проверки знаний пройденной темы (выставляются мольберты в ряд с работами).
- Разъяснение подхода к оцениванию (из класса выбираются 2-3 человека которые будут проводить анализ работ по предложенным критериям (карточки).- Корректировка анализа и похвала. - Обучающиеся выставляют свои мольберты с работами для самоанализа. Выявление «+» и «-» в работах своих одноклассников.
Домашнее задание - Информация о домашнем задании.
- Выполнение в рабочих альбомах примеры композиций на формате А5 с применением всех приемов выделения доминанты (жанр любой – натюрморт, пейзаж, портрет) - Обучающиеся запоминают или записывают домашнее задание.
Подведение итогов занятия - Качественная оценка работ (похвалить всех учащихся о проделанной работе) - Снимают свои работы с мольбертов и сдают на проверку преподавателю, вместе с карточками самоанализа.
Критерии оценки работы
Критерии «+» «-»
Использование приема для выделения доминанты Компоновка на листе    
Пропорции    
Техника владения масляной пастелью    
Выполнение объема предметов Итог    
_________________________Ф. И (обучающегося, класс)