Конспект педагогического семинара Электронные образовательные ресурсы
КОНСПЕКТ СЕМИНАРА ПО ТЕМЕ
«Электронные образовательные ресурсы»
Дата проведения: 04 февраля 2016 года
Цель: побудить педагогических работников к созданию системы использования электронных образовательных ресурсов в образовательном процессе.
Задачи:
-познакомить с классификацией и отличительными особенностями ЭОР; -продемонстрировать технические возможности для использования и создания ЭОР в учреждении;
-познакомить с возможностями презентации использования ЭОР в портфолио профессиональной деятельности педагога;
-провести самоанализ готовности педагогов к использованию ЭОР; -побудить к использованию современных педагогических технологий в учебно-воспитательном процессе.
Участники: педагогические работники учреждения.
Оборудование:
-интерактивная доска, мультимедийный проектор -ноутбук
-компьютерный класс с выходом в интернет -тест «Что такое ЭОР» (приложение 1)
-раздаточный материал «Материалы к практическому занятию «Электронные образовательные ресурсы» (приложение 2)
-Глоссарий (приложение 3)
Ход семинара
№
п/п Этап проведения практического занятия Использование ЭОР
1. Понятие «электронные образовательные ресурсы». 1.1. Знакомство с темой занятия. Демонстрация слайда
1.2. Постановка цели.
В настоящее время в образовательный процесс любого учебного заведения внедряются новые формы обучения, так или иначе связанные с информационными технологиями.
Квалификационные характеристики практически всех должностей работников образования предъявляют требования по знанию основы работы с персональным компьютером (текстовыми редакторами, электронными таблицами), электронной почтой и браузерами, мультимедийным оборудованием, по использованию современных образовательных технологий, включая информационные, а также цифровые образовательные ресурсы.
Сегодня мы попытаемся разобраться, что же такое ЭОР, как можно их использовать. 1.3. Тест «Что такое ЭОР»
Отметьте любым символом правильные на ваш взгляд №
п/п Этап проведения практического занятия Использование ЭОР
определения 1.3.1 Самостоятельная работа с тестом «Что такое ЭОР» (приложение 1) 1.3.2 Коллективное обсуждение результатов теста «Что такое ЭОР»
Понятие «образовательный ресурс»
-Какие виды образовательных ресурсов знаете и используете в работе?
Понятие «электронный образовательный ресурс»
-Назовите ЭОР, которые вы используете в работе Понятие «электронное цифровое устройство»
-Какие, на ваш взгляд устройства относятся к электронным цифровым устройствам? Демонстрация слайдов
2. Классификация ЭОР. Демонстрация слайдов
2.1 Классификация ЭОР по цели создания 2.2. Классификация ЭОР по природе основной информации 2.2.1 Текстовые ЭОР 2.2.2 Изобразительные ЭОР 2.2.3 Звуковые ЭОР 2.2.4 Программные продукты 2.2.5 Мультимедийные ЭОР 2.3. Кчассификация ЭОР по наличию печатного эквивалента 2.4. Классификация ЭОР по технологии распространения 2.5. Кчассификация ЭОР по характеру взаимодействия пользователя и ЭОР 2.5.1 Детерминированные ЭОР 2.5.2 Интерактивные ЭОР 2.6. Кчассификация ЭОР по функция в учебном процессе 2.6.1 Предъявление информации 2.6.2 Организация практической деятельности
учащихся 2.6.3 Организация самостоятельной работы
учащихся 2.6.4 Контроль и оценка знаний учащихся Отличительные особенности ЭОР:
-обеспечение всех компонентов образовательногопроцесса
-интерактивность
-возможность удалённого (дистанционного), полноценного обучения Демонстрация слайдов
4. Демонстрация применения ЭОР при проведении инструктажа по охране труда и технике безопасности с педагогическими работниками. Демонстрация мультимедийной презентации «Безопасность на занятиях»
5. Презентация использования ЭОР в портфолио профессиональной деятельности педагогического работника
Мы увидели, что ЭОР стали неотъемлемой частью УМК. Педагогические работники широко их используют. ЗУН использования ЭОР необходимо продемонстрировать и при5.1
Критерии и показатели экспертного заключения об уровне профессиональной деятельности педагогического работника УДОД, при подтверждении которых возможна презентация использования ЭОР. Демонстрация слайдов
5.1.1 Варианты перечня ЭОР Демонстрация слайдов
5.1.2 Образовательные Интернет – ресурсы:
-коллективная работа - знакомство сайтом www.infourok.ru-самостоятельная работа: зайдите на один из предложенных сайтов (приложение 2) и найдите интернет - ресурс, который может пригодиться Вами в работе Работа в интернете
5.1.3 Создание своих сайтов или наличие страницы на сайтеwww.infourok.ruРабота в интернете
5.1.4 Создание скриншота:
-понятие «скриншот»
-создание скриншотов слушателями Демонстрация слайдов
Работа на ПК
5.1.4 Размещение публикаций в Интернете Работа в интернете
6. Итог семинара
-Как видно из сегодняшнего занятия ЭОР прочно вошли в нашу жизнь. И мы широко их используем, часто даже не осознавая этого. Сегодня мы увидели широкий спектр возможностей презентации своего опыта, и обмена опытом с коллегами не только нашего города, но и всей России.
-Давайте посмотрим, какое настроение, какие мысли и эмоции вызвало у вас занятие. Поставьте любой знак в столбце, отражающем ваше состояние.
-Спасибо за внимание и активную работу. До новых встреч.
Работа на интерактивной доске
Приложение 1
Что такое ЭОР
1 Ресурс это:
средство, к которому обращаются в необходимом случае запасы, источники чего-нибудь
Электронные образовательные ресурсы это:
учебные материалы, для воспроизведения которых используются электронные цифровые устройства
каталог материалов методического кабинета (в рукописном виде) образовательный ресурс, представленный в электронно-циф.ровой форме
Электронные цифровые устройства это:
компьютер
электронная книга
видеомагнитофон
медиа плеер
DVD плеер
интерактивная доска
планшетный ПК
аудиомагнитофон мультимедийный проектор
Приложение 2
Ресурс:
-средство, к которому обращаются в необходимом случае -запас, источник чего-нибудь Электронные образовательные ресурсы:
-образовательные ресурсы, представленные в электронно-цифровой форме, -учебные материалы, для воспроизведения которых используются электронные цифровые устройства
Скриншот (screenshot) - снимок экрана, картинка, которая точно отображает то, что показывает ваш монитор в конкретный момент времени. Классификация ЭОР по цели создания:
педагогические информационные ресурсы, разработанные специально для целей учебного процесса;
культурные информационные ресурсы, существующие от учебного процесса независимо;
по природе основной информации:
текстовые, содержащие преимущественно текстовую информацию, представленную в форме, допускающей посимвольную обработку;
изобразительные, содержащие преимущественно электронные образцы объектов, рассматриваемых как целостные графические сущности, представленные в форме, допускающей просмотр и печатное воспроизведение, но не допускающее посимвольной обработки;
звуковые, содержащие цифровое представление звуковой информации в форме, допускающей ее прослушивание;программные продукты как самостоятельные, отчуждаемые произведения, представляющие собой программы, на языке программирования или в виде исполняемого кода;
мультимедийные, в которых информация различной природы присутствует равноправно и взаимосвязано для решения определенных разработчиком задач;по наличию печатного эквивалента:
представляющие собой электронный аналог печатного ресурса;
самостоятельные ресурсы, воспроизведение которых на печатных носителях ведет к потере их свойств;
по технологии распространения:
локальные, предназначенные для локального использования, выпускающиеся в виде определенного количества идентичных экземпляров (тиража) на переносимых машиночитаемых носителях;сетевые, доступные потенциально неограниченному кругу пользователей через телекоммуникационные сети;комбинированного распространения, которые могут использоваться как в качестве локальных, так и в качестве сетевых;
по характеру взаимодействия пользователя и ЭОР:
•детерминированные ЭОР, параметры, содержание и способ взаимодействия с которыми определены разработчиком и не могут быть изменяемы пользователем;
интерактивные ЭОР, параметры, содержание и способ взаимодействия с которыми прямо или косвенно устанавливаются пользователем в соответствии с его интересами, целью, уровнем подготовки и т. п. на основе информации и с помощью алгоритмов, определенных разработчиком;
по функция в учебном процессе:
предъявление учебной информации, в том числе демонстрация объектов, явлений и процессов;
информационно-справочное обеспечение всех видов занятий; -
моделирование объектов, явлений и процессов;
•расширение сектора самостоятельной учебной работы за счёт использования активно - деятельностных форм обучения;
•тренаж навыков и умений различного характера, решение задач;
•контроль и оценка знаний учащихся и др.
Мультимедийность ЭОР:
синтез различных видов информации — текстовой, графической, анимационной, звуковой и видео, при котором возможны различные способы структурирования, интегрирования и представления информации. Интерактивность ЭОР:
манипулирование экранными объектами с помощью мыши;
линейная навигация;
иерархическая навигация;
интерактивные справки;
обратная связь;
конструктивное взаимодействие;
рефлексивное взаимодействие;
имитационное моделирование;
поверхностная контекстная интерактивность;
углубленная контекстная интерактивность.
ЭОР способны обеспечить:
все компоненты образовательного процесса: получение информации, практические занятия, аттестацию или контроль учебных достижений;
расширение сектора самостоятельной учебной работы;
изменение ролей преподавателя (поддержка учебного процесса и его координация) и учащихся (активная вовлеченность в учебный процесс);
ощущение способности управлять ходом событий и чувство ответственности за получаемый результат;
переход ученика от пассивного восприятия представленной информации к активному участию в образовательном процессе;
реализацию принципиально новых форм и методов обучения, в том числе самостоятельного индивидуализированного обучения.
Перечень электронных образовательных ресурсов к образовательной программе «»
ВАРИАНТ 1
Раздел (тема)
образовательной
программы ЭОР для педагога ЭОР для учащихся
Лицензионные ЭОР
Основы
экскурсионного дела Санкт-Петербург TOPPLAN 2007, лицензия МПТР России ВАФ № 77-225 ЭОР, создан ые педагогом
Вводное занятие, инструктаж по технике безопасности Мультимедийная презентация «Правила поведения при ЧС»
Интернет-ресурсы
Электронные
образовательные
ресурсы Памятка по созданию методических материалов. Сост. Попова 0.0. [Электронный ресурс] /Режим доступа: http: //nsportal.ru/shkola/ dopolnitelnoe -obrazovanie /library/pamyatka-po-sozdaniyu-metodicheskikh- materialov - Социальная сеть работников образования.
ВАРИАНТ 2
Раздел (тема)
образовательной
программы Информационные обучающие материалы Аудио/ видео записиМультиме
дийныепрезентации
Лицензионные ЭОР
ЭОР, созданные педагогом
Интернет-ресурсы
ВАРИАНТ 3
Перечень электронных образовательных ресурсовКоллекции электронных образовательных ресурсов
«Единое окно доступа к образовательным ресурсам»- http://windows.edu/ru«Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов» - http://school- collektion.edu/ru3. «Федеральный центр информационных образовательных ресурсов»
- http://fcior.edu.ru,http://eor.edu.ru Образовательные Интернет-порталыСайт Министерства образования и науки РФ http://www.mon.gov.ruСайт Министерства образования Тульской области http://www.education.tularegion.ruСайт Рособразования http://www.ed.gov.ruФедеральный портал «Российское образование» http://www.edu.ruРоссийский образовательный портал http://www.school.edu.ruФедеральный портал «Дополнительное образование» http://www.dopedu.ruКаталог учебных изданий, электронного оборудования и электронных образовательных ресурсов для общего образования http://www.ndce.edu.ruФедеральный портал «Информационно-коммуникационные технологии в образовании»
http://www.ict.edu.ruРоссийский портал открытого образования http://www.opennet.edu.ruМетодика
Памятка по созданию методических материалов. Сост. Попова 0.0. [Электронный ресурс] /Режим доступа: http: //nsportal.ru/shkola/ dopolnitelnoe -obrazovanie /library/pamyatka-po-sozdaniyu-metodicheskikh- materialov - Социальная сеть работников образования.
Сеть творческих педагогов. Материалы и ресурсы по обучению с использованием HKThttp: //www.it-n.ruМетоды обучения в дополнительном образовании
http ://www. vfmgiu.ru/sovremennie_tendencii.../Metody.../index.html
Методы и методики обучения в УДОД http://crtdiuzelbor.ucoz.ru/.../metody_i_ metodiki obuchenija v sisteme udodРабота с одаренными детьми http://nsportal.ru/nachalnaya-shlcola.
Методы и принципы обучения в учреждениях дополнительного образования
http://vvolddt.narod.ru/files/metod pamiatka.doc
Педагогические технологии в дополнительном образовании http://nsportal.ru/shkola/. ../pedagogicheskie-tekhnologii-v-dopolnitelnomСовременные тенденции в воспитании http://orenipk.ru/rmo 2009/rmo- dou-2008...
Учебное занятие в учреждении дополнительного образования детей http://alekscdt.narod.ru/uczanytie.html
Нетрадиционные формы занятий в учреждении дополнительного...
http://festival.lseptember.ru/articlesОценка качества образования в УДОД
http://pandia.ru/text/77/107/1287.phpПримерный алгоритм написания самоанализа | НООС Методистам http://metodist.edu54.ru/node/17095Учебноезанятие в учреждении дополнительного образования детей http://alekscdt.narod.ru/uczanytie.htmlМетодика проведения занятий по декоративно-прикладному искусству http://lib.znate.ru/docs/index-57549.html копия
Развивающие методики - мышление, память, внимание, речь, творчество... http://adalin.mospsy.ru/l 01 OO.shtml
УмныеДети - Развивающие игры, методики и материалы для занятий дома http://smartlcids.ru копия
Система коррекционно-развивающих занятий по подготовке детей к школе http://uchmag.ru/estore/e453 61 ?s=20
Формирование учебной деятельности младших школьников, развивающие... http://рsyparents.ru/rеad/bоoks/15469
Персональный сайт - В помощь начинающему педагогу-психологу http://ks 120184.narod.ru/index/0-16
Методика проведения методического семинара http:// fe sti val. 1 september.ru/articles..
Моделисеминаров, семинаров-практикумов с педагогами и родителями http://dohcolonoc.ru/cons/503-modeli...
Методикаи формы работы с родителями - Методическая копилка -... http://musatova.ucoz.ru/publ/metodiches..
Мир вокруг нас /для 1 класса/ DVD.
Мир вокруг нас. Как устроен город./DVD.
Живая природа. /Для 1,2,3 класса/DVD.
Материалы по окружающему миру
http://pedsovet.suПрезентации, разработанные педагогом
Бесплатные конструкторы сайтов
www.a5.ruwww.ru.jimbo.cоmwww.spaced.ruwww. saitodrom. ruwww.setur.ruwww.taba.ruСвой мини-сайт или страницу можно создать на порталах:
www.nsportal.ruСоциальная сеть работников образования«Нашасеть»
www.infourok.ruМатериалы для учителей
www.multirok.ruПроект для учителей
www.proshkolu.ru Бесплатный школьный портал ПроШколу.ру -все школы России
Свои работы можно опубликовать в Интернете:
www.kopilkaurokov.ruwww.infourok.ruwww.multirok.ruwww.prezentacii.ruwww.it-n.ruwww.методкабинет.рф
www.pedsovet.su
Сайт для учителей
Материалы для учителей
Проект для учителей
Каталог презентаций
Сеть творческих учителей
Всероссийский педагогический портал
сообщество взаимопомощи учителей
Приложение 3
Глоссарий
Ресурсы - средства, имеющиеся в наличии, но к которым обращаются лишь при необходимости. Источник чего-л.
Ефремова Т. Ф. Новый словарь русского языка. Толковословообразовательный. - М.: Русский язык, 2000 [Электронный ресурс] / - Режим доступа: http://www.efremova.info/word/resurs.html Электронный образовательный ресурс - образовательный ресурс, представленный в электронно-цифровой форме. ГОСТ Р 52653-2006 «Информационно-коммуникационные технологии в образовании. Термины и определения.», 3.2.12 [Электронный ресурс] / Образовательный ресурс «ГОСТы, СНиПы. СанПиНы и др.» - Режим доступа: http://www.gostedu.ru/30.html - Учебный портал стандартов
Мультимедиа — это взаимодействие визуальных и аудиоэффектов под управлением интерактивного программного обеспечения с использованием современных технических и программных средств, они объединяют текст, звук, графику, фото, видео в одном цифровом представлении.
Википедия [Электронный ресурс]/-Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki^y^bTHMeflHaИнтерактивность (от англ. Interaction- «взаимодействие») - понятие, которое раскрывает характер и степень взаимодействия между объектами. Википедия [Электронный ресурс]/-Режим доступа: http: //ru.wikipedia.org/wiki/ Интерактивность
Локальный - ограниченный определенным местом, не выходящий за известные пределы.
Ефремова Т. Ф. Новый словарь русского языка. Толковословообразовательный. - М.: Русский язык, 2000 [Электронный ресурс] / - Режим доступа: http: http://www.efremova.info/word/lokalnyj.html
Детерминировать - обусловливать, предопределять. Ефремова Т. Ф. Новый словарь русского языка. Толковословообразовательный. - М.: Русский язык, 2000 [Электронный ресурс] / - Режим доступа: http://www.efremova.info/word/determinirovat.html
Скринтшот - снимок экрана (скриншот, скрин или скриншот, англ. screenshot) - изображение, полученное компьютером и показывающее в точности то, что видит пользователь на экране монитора.
Википедия [Электронный ресурс]/-Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki/СкринтшотДистанционные образовательные технологии: Образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационных и телекоммуникационных технологий при опосредованном (на расстоянии) или частично опосредованном взаимодействии обучающегося и педагогического работника.
ГОСТ Р 52653-2006 «Информационно-коммуникационные технологии в образовании. Термины и определения.», п. 3.2.1. [Электронный ресурс] / Образовательный ресурс «ГОСТы, СНиПы. СанПиНы и др.» - Режим доступа: http://www.gostedu.ru/30.html - Учебный портал стандартов