Презентация урока по русскому языку на тему: Местоимение. 4 класс
Тема урока:«Личные местоимения. Роль местоимений в речи» Урок русского языка в 4 классесоставлен учителем начальных классов «Лянторской СОШ №3»Нестеровой Ираидой Ивановной Цель урока Формировать представление о местоимении, его роли в речи, умение определять лицо, число, падеж местоимений. Задачи урока Обучающие:Совершенствовать умения распознавать местоимения в тексте, заменять ими имена существительные, определять их лицо, число, падеж. Развивающие:Формировать учебно-познавательные, информационные, коммуникативные компетенции. Воспитывающие:Воспитывать бережное отношение к природе. Оборудование Учебники, памятки.Презентация в POWER POINT Универсальные (компьютер, проектор, экран) Видеофильм «Северные зарисовки»Сигнальные карточки с указанием рода и числа.Индивидуальные карточки для самостоятельной работыКартинки для рефлексии. ЭТАП 1 Организационный момент Цель Коррекция знаний и умений учащихся. На формирование каких компетенций направлена деятельность Коммуникативные (умение поддерживать контакт в общении), учебно-познавательные (использование разных методов познания). Деятельность учителя Деятельность учащихсяФорма работы Вид контроля Обеспечение полной готовности к работе. Эпиграфом к нашему уроку взяты слова древнеримского писателя Петрония «Чему бы ты ни учился, ты учишься для себя» ( слайд ) - Как вы понимаете слова эпиграфа? (Полученные на уроке знания вам пригодятся в жизни) фронтальная Самоконтроль ЭТАП 2 Актуализация опорных знаний .Постановка темы и целей урока Цель Выявить уровень знаний о местоимении. На формирование каких компетенций направлена деятельность Информационные (умение анализировать, делать выводы), коммуникативные (взаимодействие с окружающими), учебно-познавательные (умение ставить цель, делать выводы) Деятельность учителя Деятельность учащихсяФорма работы Вид контроля 1. - Прочитайте текст. (Слайд ) вставить-О ком идет речь?-Назовите местоимения.-Как понимаете «В слове мы- сто тысяч Я»?-Что такое местоимение?(Местоимение –это важная часть речи. Она не обозначает предмет, но указывает на него.). (Слайд ) - Попробуйте прочитать стихотворение без местоимений.- Какую роль они играют в тексте? Задача нашего сегодняшнего урока – определить местоимения в речи, научиться определять род, падеж и число местоимений. Мы с вами отправимся в путешествие по зимнему лесу. (Слайд 7) - Какие помощники будут с нами на уроке? (Словарь, учебник, памятки) Беседа.Рассуждение учеников.Фронтальная работа.Высказывание учащимися своего мненияПринятие учащимися решения ЭТАП 3 Изучение нового материала. Цель Совершенствовать умения распознавать местоимения в тексте, заменять существительные местоимениями, определять род, падеж и число местоимений. На формирование каких компетенций направлена деятельность Учебно-познавательные ( умение анализировать, сравнивать, обобщать), информационные (умение владеть различными источниками информации, преобразовывать, хранить и передавать полученную информацию), коммуникативные (взаимодействие в коллективе). Деятельность учителя Деятельность учащихся.Форма работы Вид контроля Запишите в тетради дату нашего путешествия.Минутка чистописания: Напишем буквы Я и Яя. (Слайд 8) Мы ,они, под, а, ты, и, в, о, он, без, вы, но, она, к, оно.–На какие группы можно разделить слова?(предлоги, союзы, местоимения)–Выпишите местоимения.-Это личные местоимения. Все местоимения указывают на предмет, не называя его.-На какие группы можно разделить местоимения? (по числам)-Значит, что можно определить у местоимения?-Местоимение – удивительная часть речи. Она похожа на существительное(изменяется по числам и падежам, но имеет собственное лицо.Личные местоимения: Каллиграфическое письмо.Фронтальная работа.Индивидуальная дифференцированная работа с памятками, учебником. Репродуктивное восприятие информацииФронтальная работа.Сравнение, обобщение. Самопроверка.Устное высказывание учащихся. Лицо Ед. число Мн.число 1 лицо Я Мы 2 лицо Ты Вы 3 лицо Он, она, оно они -Посмотрите внимательно на таблицу (она у каждого ученика) -На что указывает местоимение 3 лица, единственного числа? -Правильно, род можно определить только у местоимений 3 лица, ед.числа. ЭТАП 4 Закрепление полученных знаний Цель Закрепить полученные знания о местоимениях. На формирование каких компетенций направлена деятельность Информационные (использование полученной информации в реализации своей деятельности), коммуникативные (умение работать в паре и самостоятельно), учебно-познавательные (применение полученных знаний на практике) Деятельность учителя Деятельность учащихсяФорма работы Вид контроля 1.Работа в парах. Прочитайте правило на странице 28, расскажите его друг другу.Задание по рядам: замените существительные местоимениями:Воробей-он, дерево-оно, синица-она, зима-она, ветка-она, солнце-оно;Дятел-он, клест-он, белка-она, береза-она, окно-оно, пруд-он;2 Сегодня мы путешествуем по зимнему лесу. (Видеофрагмент)-Посмотрите, как красиво в зимнем лесу! Кажется, лес спит, но кругом идет своя жизнь. Надо лишь присмотреться и прислушаться, и вы услышите стук дятла, теньканье синичек , а может увидите и след зайца. 3Словарная работа.-Мы встретили много зимних слов. Спишите, вставьте пропущенные буквы, рядом запишите местоимения.-В…р..бей-…., в…рона-…, сн…гирь-…, к…ньки-…., б…реза-…, обл…ко-… . -Какой частью речи являются данные слова?-Можно ли их заменить местоимениями?Вывод: Значит, местоимение может заменить существительное.-Назовите местоимение во множественном числе? (коньки-они) Физминутка (Релаксация )Мы в зимнем лесу. Вокруг тишина…..4. Морфологический разбор местоимения , как части речи-У каждого из вас на столе порядок морфологического разбора местоимения. Он на экране:1 .Часть речи;2.Нач.форма (И.п.)3.Неизменяемые признаки:(лицо)4.Изменяемые признаки(Число, падеж, род-если это 3 лицо ,ед.число)5.Член предложения; Работа в парах.Частично-поисковая работа.Самостоятельная работа в парах.Фронтальная работаСамостоятельная работа. Определение рода и числа у местоимения.Снятие зрительного напряжения, релаксацияДифференцированная работа с дидактическим материалом.Совершенствование умения делать морфологический разбор местоимения Взаимоконтроль.ВзаимопроверкаКонтроль учителя ЭТАП 4 Закрепление полученных знаний Цель Закрепить полученные знания о местоимениях. На формирование каких компетенций направлена деятельность Информационные (использование полученной информации в реализации своей деятельности), коммуникативные (умение работать в паре и самостоятельно), учебно-познавательные (применение полученных знаний на практике) Деятельность учителя Деятельность учащихсяФорма работы Вид контроля 5. Задание (по вариантам)- Выписать из текста местоимения, указать лицо, число, падеж;1 Вариант – Как, милый петушок, поешь, ты громко, важно!2 Вариант – А вы, друзья, как ни садитесь, все в музыканты не годитесь.Самопроверка по интерактивной доске6. Задание (творческое)Озаглавить текст, списать с доски, продолжить его несколькими предложе-ниями, используя местоимения. «Мы в зимнем лесу. Вокруг тишина. Слышен стук дятла… Вот звонко запела синичка. …» Продолжение ЭТАП 5 Подведение итогов занятия. Объяснение домашнего задания. Рефлексия. Цель Дать анализ и оценку успешности достижения цели. Объяснить домашнее задание. На формирование каких компетенций направлена деятельность Учебно-познавательные (умение формулировать выводы, оценивать свою учебно-познавательную деятельность), коммуникативные (владение способами взаимодействия с окружающими). Деятельность учителя Деятельность учащихсяФорма работы Вид контроля - Что такое местоимение? -Что можно определить только у местоимений?-Назовите местоимения 1,2,3 лица;-Просклоняйте местоимение он, она;2. Чтение стихотворения детьми. За то , друзья, мы так Отчизну любим, что на земле прекрасней всех она. -Назовите личные местоимения.-Что мы зовем своей малой Родиной? За что мы любим родной край?Выставление оценок. 3. Д/з стр. 30 упр. 8. Знать правило о местоимении..4. Рефлексия (Слайд 22) Если вам понравилось работать на уроке, покажите эту картинку. Наклейте ее.Если вам не интересно было работать на уроке, покажите эту картинку. Наклейте ее.Если вы ничего не поняли на уроке, покажите эту картинку. Наклейте ее. (Слайд 23) Выводы учащихсяОбсуждение заданного.Оценка собственных знаний СамооценкаСамооценка своей деятельности на уроке. Чему бы ты ни учился,Ты учишься для себя. Петроний МЕСТОИМЕНИЯ, ИХ РОЛЬ В РЕЧИ Я, ты, он, она, Вместе – целая страна, Вместе – дружная семья, В слове «мы» - сто тысяч «я», Большеглазых, озорных, Черных, рыжих и льняных, Грустных и веселых В городах и селах. Над тобою солнце светит, Родина моя. Ты прекрасней всех на свете, Родина моя. Мы Они Под А Ты И В О Я Он Без Вы Но Она К Оно Раздели слова на 3 группы:местоимения, предлоги, союзы. Мы Они Под А Ты И В О Я Он Без Вы Но Она К Оно Раздели слова на 3 группы:местоимения, предлоги, союзы. Местоимения Предлоги Союзы Личные местоимения ВоробейДеревоСиницаЗимаВеткаСолнце Задание по рядам: замените существительные местоимениями: ОНОНАОНО Спишите, вставьте пропущенные буквы, рядом запишите местоимения В … Р … БЕЙ - ОН О О В … РОНА - ОНА О СН…ГИРЬ - Е ОН К …НЬКИ - О ОНИ Б …РЁЗА - ОНА Е ОБЛ …КО - ОНО А Часть речи;Нач.форма (именительный падеж)Неизменяемые признаки: (лицо)Изменяемые признаки (число, падеж, род- если это 3 лицо , ед.число)5. Член предложения Морфологический разбор местоимения Мы – местоимение2. н.ф. мы;3. Н.пр., - 1 лицо;4. Изм.п. – (в И.п.,в мн.ч.,)5. подлежащее Мы в зимнем лесу. Вокруг тишина… 1 вариант: Как, милый петушок, поешь, ты громко, важно!2 вариант: А вы, друзья, как ни садитесь, все в музыканты не годитесь Задание (по вариантам)Выписать из текста местоимения, указать лицо, число, падеж; Мы в зимнем лесу. Вокруг тишина. Слышен стук дятла….Вот звонко запела синичка. ….. Задание (творческое)Озаглавить текст, списать с доски, продолжить его несколькими предложениями, используя местоимения. За то, друзья, мы так отчизну любим, что на земле прекрасней всех она Домашнее задание:Страница 30, упражнение 8 Спасибо за урок Самоанализ урока.Учитель: Нестерова И.И.Класс: 4 «Б»Предмет: «Русский язык»Тема : «Личные местоимения. Роль местоимений в предложении.»Тип урока: усвоение новых знаний.Преподавание русского языка в 4 классе ведется по учебнику Зеленина , 5 часов в неделю. Тема «Личные местоимения» идет после изучения тем «Имя существительное» и «Имя прилагательное». Тема очень важна, т.к. после данной темы начинаем изучать «Глагол», спряжение которого полностью зависит от лица местоимения. Анализируемый урок первый по теме «Местоимения» . ( Всего по теме «Местоимения» -8 уроков.На уроке решались следующие задачи:1 .образовательные: формирование знаний о новой части речи, ознакомление с формами изменения местоимений, определением у местоимений лица, числа и падежа.2 .развивающие: способствовать развитию коммуникативных навыков, познавательной активности, мыслительных операций, внимания, памяти, речи детей.3. воспитательные: воспитание интереса к русскому языку как науке, любознательности, любви к природе родного края.Поставлены реальные цели образовательного, развивающего и воспитательного аспектов.Цель и задачи данного урока соответствуют стандартным требованиям программы и связаны с предыдущим учебным материалом. Структура урока соответствует типу урока и его дидактическим задачам. Основным этапом является этап изучения нового материала. При изучении использованы материалы, активизирующие познавательную активность учащихся.На уроке были использованы следующие методы обучения:По виду источника информации:словесные (объяснение, беседа с учащимися);наглядные (иллюстрации, демонстрация видеозарисовки, демонстрация презентации учебного материала)практические ( работа в рабочей тетради)По виду учебной деятельности:Проблемно- поисковый метод (поиск решения поставленных перед учащимися задач).На уроке использовались информационные компьютерные средства для активизации познавательной активности, повышения качества образования учащихся. Были применены следующие формы познавательной активности: общеклассная индивидуальная.Время, отведенное на все этапы урока, было рационально распределено. Поддерживался высокий темп работы учащихся.Урок начинается с организационного момента, цель которого настроить учащихся на работу и на восприятие материала. На следующем этапе- повторение ранее изученных тем и постановка учебной задачи.Учебно-познавательная, информационная и коммуникативная компетенции формировались на основном этапе – этапе изучения нового материала. Использовался метод наглядности ( демонстрация слайдов) и фронтальная беседа. Словесный метод объяснения материала чередовался с наглядным. (Справочный материал для каждого ученика)По мнению психологов , после 30 минут урока внимание учащихся снижается. Поэтому на этапе закрепления полученных знаний использовался видеофрагмент « Природа нашего города зимой». Музыка, красивая природа позволили детям отдохнуть, но и помнить о теме урока.На этапе проверки знаний были предложены учащимся дифференцированные задания.Между всеми этапами четко прослеживалась логическая связь и завершенность каждого этапа. В ходе урока была достигнута триединая дидактическая цель. Учащиеся получили знания о новой части речи, научились находить его в тексте, определять лицо, число и падеж у местоимений, употреблять их в речи.При планировании урока были учтены психологические особенности учащихся.Перегрузка учащихся предупреждалась сменой одного вида работы другим.Выбранные формы и методы обучения способствовали созданию на уроке положительной психологической атмосферы.Урок прошел на высоком эмоциональном уровне. Все поставленные дидактические цели и задачи успешно реализованы.