РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ОБЩЕКУЛЬТУНОМУ НАПРАВЛЕНИЮ «Декоративная мастерская»
государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
Самарской области средняя общеобразовательная школа пос. Восточныймуниципального района Большечерниговский Самарской области
Утверждаю:
Директор ГБОУ СОШ пос. Восточный
_________ П.А. Кугушев
« ___ »___________ 20__г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ПО ОБЩЕКУЛЬТУНОМУ НАПРАВЛЕНИЮ
«Декоративная мастерская»
Автор-составитель:
Семёнова И.В., учитель информатики и ИКТ
ГБОУ СОШ пос. Восточный
2013 год
Пояснительная записка
Актуальность
Декоративное творчество является составной частью художественно-эстетического направления внеурочной деятельности в образовании. Оно наряду с другими видами искусства готовит обучающихся к пониманию художественных образов, знакомит их с различными средствами выражения. На основе эстетических знаний и художественного опыта у учащихся складывается отношение к собственной художественной деятельности.
Оно способствует изменению отношения ребенка к процессу познания, развивает широту интересов и любознательность, что «является базовыми ориентирами федеральных образовательных стандартов».
Мир, в котором сегодня живет человек, заставляет людей искать четкие ориентиры, преодолевать разноречивость многих представлений и знаний, образующихся в результате потока информации. В поисках цельности человек обращает свой взор к истории, стремится осмыслить себя в сложных связях не только не только с настоящим, но и с прошлым. Здесь внимание его устремляется на все, что рождает ощущение непреходящих ценностей. Именно к таким ценностям относит он нестареющее, никогда не утрачивающее своей привлекательности художественное мышление своих предков. Не случайно сегодня выходит изрядное количество книг и материалов по народному декоративно – прикладному искусству. Народное декоративно – прикладное искусство воспитывает чуткое отношение к прекрасному, способствует формированию гармонично развитой личности. Основанное на глубоких художественных традициях, народное искусство входит в глушь, благотворно влияет на формирование человека будущего. Все чаще произведения декоративно – прикладного искусства проникают в быт людей.
Видеть красоту предметов декоративно - прикладного искусства, попробовать изготовить их своими руками, это ли не важно, это ли не интересно для ребенка?
Программа вводит ребенка в удивительный мир творчества, дает возможность поверить в себя, в свои способности, предусматривает развитие у обучающихся изобразительных, художественно-конструкторских способностей, нестандартного мышления, творческой индивидуальности.
Большое внимание уделяется творческим заданиям, в ходе выполнения которых у детей формируется творческая и познавательная активность. Значительное место в содержании программы занимают вопросы композиции, цветоведения.
Программа способствует:
-развитию разносторонней личности ребенка, воспитание воли и характера;
-помощи в его самоопределении, самовоспитании и самоутверждению в жизни;
-формированию понятия о роли и месте декоративно – прикладного искусства в жизни;
-освоению современных видов декоративно – прикладного искусства;
-обучению практическим навыкам художественно – творческой деятельности, пониманию связи художественно – образных задач с идеей и замыслами, умению обобщать свои жизненные представления с учетом возможных художественных средств;
-созданию творческой атмосферы в группе воспитанников на основе взаимопонимания коллективной работы;
Цель программы:
-Воспитание личности творца, способного осуществлять свои творческие замыслы в области разных видов декоративно – прикладного искусства.
-Формирование у учащихся устойчивых систематических потребностей к саморазвитию, самосовершенствованию и самоопределению в процессе познания искусства, истории, культуры, традиций.
Цель может быть достигнута при решении ряда задач:
-Расширить представления о многообразии видов декоративно – прикладного искусства.
-Формировать эстетическое отношение к окружающей действительности на основе с декоративно – прикладным искусством.
-Вооружить детей знаниями в изучаемой области, выработать необходимые практические умения и навыки;
-Учить замечать и выделять основные средства выразительности изделий.
- Приобщать школьников к народному искусству;
-Реализовать духовные, эстетические и творческие способности воспитанников, развивать фантазию, воображение, самостоятельное мышление;
-Воспитывать художественно – эстетический вкус, трудолюбие, аккуратность.
-Помогать детям в их желании сделать свои работы общественно значимыми.
Программа курса «Декоративная мастерская» разработана на три года занятий с детьми 5-7 классов и рассчитана на поэтапное освоение материала на занятиях во внеурочной деятельности.
Программа рассчитана на 102 часа (1 час в неделю).
Основной формой работы являются учебные занятия. На занятиях предусматриваются следующие формы организации учебной деятельности: индивидуальная, фронтальная, коллективное творчество.
Занятия включают в себя теоретическую часть и практическую деятельность обучающихся.
Теоретическая часть дается в форме бесед с просмотром иллюстративного материала (с использованием компьютерных технологий). Изложение учебного материала имеет эмоционально – логическую последовательность, которая неизбежно приведет детей к высшей точке удивления и переживания.
Дети учатся аккуратности, экономии материалов, точности исполнения работ, качественной обработке изделия. Особое внимание уделяется технике безопасности при работе с техническими средствами, которые разнообразят деятельность и повышают интерес детей.
Все задания соответствуют по сложности детям определенного возраста.
Изучение каждой темы завершается изготовлением изделия, т.е. теоретические задания и технологические приемы подкрепляются практическим применением к жизни.
Программа предполагает работу с детьми в форме занятий, совместной работы детей с педагогом, а также их самостоятельной творческой деятельности.
Содержание всех разделов построено по следующему алгоритму:
1.Исторический аспект
2.Связь с современностью
3.Освоение основных технологических приемов, выполнение учебных заданий
4.Выполнение творческих работ (индивидуальных, групповых или коллективных).
Предполагаются различные упражнения, задания, обогащающие словарный запас детей. Информативный материал, небольшой по объему, интересный по содержанию, дается как перед практической частью, так и во время работы. При выполнении задания перед учащимися ставится задача определить назначение своего изделия.
Программа ориентирует обучающихся на самостоятельность в поисках композиционных решений, в выборе способов приготовления поделок.
Программой предусмотрен творческий проект по теме декоративно-прикладного искусства, а также в нее включены участие в конкурсах и на выставках.Освоение детьми программы «Декоративная мастерская» направлено на достижение комплекса результатов в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта.
В сфере личностных универсальных учебных действий у учащихся будут сформированы:
- учебно – познавательного интерес к декоративно – прикладному творчеству, как одному из видов изобразительного искусства;
- чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мультикультурной картиной современного мира;
- навык самостоятельной работы и работы в группе при выполнении практических творческих работ;
- ориентации на понимание причин успеха в творческой деятельности;
- способность к самооценке на основе критерия успешности деятельности;
- заложены основы социально ценных личностных и нравственных качеств: трудолюбие, организованность, добросовестное отношение к делу, инициативность, любознательность, потребность помогать другим, уважение к чужому труду и результатам труда, культурному наследию.
Школьники получат возможность для формирования:
- устойчивого познавательного интереса к творческой деятельности;
- осознанных устойчивых эстетических предпочтений ориентаций на искусство как значимую сферу человеческой жизни;
- возможности реализовывать творческий потенциал в собственной художественно-творческой деятельности, осуществлять самореализацию и самоопределение личности на эстетическом уровне;
- эмоционально – ценностное отношения к искусству и к жизни, осознавать систему общечеловеческих ценностей.
В сфере регулятивных универсальных учебных действий учащиеся научатся:
- выбирать художественные материалы, средства художественной выразительности для создания творческих работ. Решать художественные задачи с опорой на знания о цвете, правил композиций, усвоенных способах действий;
- учитывать выделенные ориентиры действий в новых техниках, планировать свои действия;
- осуществлять итоговый и пошаговый контроль в своей творческой деятельности;
- адекватно воспринимать оценку своих работ окружающих;
- навыкам работы с разнообразными материалами и навыкам создания образов посредством различных технологий;
- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе оценки и характере сделанных ошибок.
Школьники получат возможность научиться:
-осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания;
- самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить коррективы в исполнение действия как по ходу его реализации, так и в конце действия.
- пользоваться средствами выразительности языка декоративно – прикладного искусства, художественного конструирования в собственной художественно - творческой;
- моделировать новые формы, различные ситуации, путем трансформации известного создавать новые образы средствами декоративно – прикладного творчества.
-осуществлять поиск информации с использованием литературы и средств массовой информации;
-отбирать и выстраивать оптимальную технологическую последовательность реализации собственного или предложенного замысла;
В сфере познавательных универсальных учебных действий учащиеся научатся:
- различать изученные виды декоративно – прикладного искусства, представлять их место и роль в жизни человека и общества;
- приобретать и осуществлять практические навыки и умения в художественном творчестве;
- осваивать особенности художественно – выразительных средств, материалов и техник, применяемых в декоративно – прикладном творчестве.
- развивать художественный вкус как способность чувствовать и воспринимать многообразие видов и жанров искусства;
- художественно – образному, эстетическому типу мышления, формированию целостного восприятия мира;
- развивать фантазию, воображения, художественную интуицию, память;
- развивать критическое мышление, в способности аргументировать свою точку зрения по отношению к различным произведениям изобразительного декоративно – прикладного искусства;
Школьники получат возможность научиться:
-создавать и преобразовывать схемы и модели для решения творческих задач;
- понимать культурно – историческую ценность традиций, отраженных в предметном мире, и уважать их;
- более углубленному освоению понравившегося ремесла, и в изобразительно – творческой деятельности в целом.
В сфере коммуникативных универсальных учебных действий учащиеся научатся:
-первоначальному опыту осуществления совместной продуктивной деятельности;
- сотрудничать и оказывать взаимопомощь, доброжелательно и уважительно строить свое общение со сверстниками и взрослыми
- формировать собственное мнение и позицию;
Школьники получат возможность научиться:
- учитывать и координировать в сотрудничестве отличные от собственной позиции других людей;- учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
-задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;
-адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;
В результате занятий декоративным творчеством у обучающихся должны быть развиты такие качества личности, как умение замечать красивое, аккуратность, трудолюбие, целеустремленность.Оценка планируемых результатов освоения программы
Система отслеживания и оценивания результатов обучения детей проходит через участие их в выставках, конкурсах, фестивалях, массовых мероприятиях, создании портофолио.
Выставочная деятельность является важным итоговым этапом занятий
Выставки могут быть:
•однодневные - проводится в конце каждого задания с целью обсуждения;
•постоянные - проводятся в помещении, где работают дети;
•тематические - по итогом изучения разделов, тем;•итоговые – в конце года организуется выставка практических работ учащихся, организуется обсуждение выставки с участием педагогов, родителей, гостей.
Создание портфолио является эффективной формой оценивания и подведения итогов деятельности обучающихся.
Портфолио – это сборник работ и результатов учащихся, которые демонстрирует его усилия, прогресс и достижения в различных областях.
В портфолио ученика включаются фото и видеоизображения продуктов исполнительской деятельности, продукты собственного творчества, материала самоанализа, схемы, иллюстрации, эскизы и т.п.
Содержание программы «Декоративная мастерская»
Первый год обучения (34 ч.)
5 класс
Первый год обучения направлен на удовлетворение интересов детей в приобретении базовых знаний и умений о простейших приемах и техниках работы с материалами и инструментами (пластилин, бумага и картон, ткань и т.д.), знакомство с историей данных видов декоративно – прикладного искусства, изготовление простейших декоративно – художественных изделий, учатся организации своего рабочего места.
I. Введение: правила техники безопасности
Знакомство с основными направлениями работы на занятиях; материалами и оборудованием; инструктаж по правилам техники безопасности.
II. Работа с необычным материалом
1. Вводное занятие. Виды необычных материалов
План занятий. Основные виды необыкновенных материалов. Демонстрация изделий. Инструменты и материалы, необходимые для работы. Организация рабочего места. Правила техники безопасности, ППБ.
2. Изделия из пластиковых стаканчиков
Стакан — сосуд, близкий по форме к цилиндру или усечённому конусу, без ручки. Применяется для напитков. Стаканы бывают самых разных размеров и изготавливаются из различных материалов: стекла, пластмассы, пластика, жести и металла, фаянса и фарфора. Но из чего бы не были изготовлены эти сосуды, в руках мастеров стаканы и стаканчики превращаются в прекрасный материал для творчества. Стаканы декорируют в различных техниках: роспись, HYPERLINK "http://stranamasterov.ru/taxonomy/term/722" декупаж, аппликация, торцевание. Стеклянные, фарфоровые стаканы используют для изготовления ароматических свечей. Из одноразовых — мастерят всевозможные вазочки, подставки, карандашницы, органайзеры, конструируют человечков, животных, птиц, башни и замки. Простор для фантазии при работе со стаканчиками поистине безграничный.
Практическая часть. Выполнение работы с использованием пластиковых стаканчиков
3. Изделия из разных видов салфеток
Салфетка (фр.serviette) — кусок ткани прямоугольной (реже другой) формы, применяющейся в быту и хозяйстве для удаления различных веществ с поверхностей. Их основной функцией является поглощение грязи и влаги с целью обеспечить чистоту обрабатываемой поверхности.
Бумажные — используются в основном в процессе еды. Некоторые бумажные салфетки применяются также и при бытовой уборке дома для очистки поверхностей от пыли и грязи.
Тканевые — изготавливаются из различных тканей (хлопка, льна, синтетических тканей и др.). Применяются в основном для сервировки стола и уборки поверхностей.
Безворсовые — изготавливаются из различных материалов и подвергаются специальной обработке, удаляющей ворс с их поверхности. Применяются для протирки оптических поверхностей — линз, зеркал и т. п., а также различных экранов, особенно жидкокристаллических мониторов.
Салфетки из микроволокна — изготавливаются из ткани из рассеченного специальным химическим составом микроволокна. Такие салфетки втягивают грязь с поверхности точно так же, как природные капилляры втягивают воду и питательные вещества.
Асбестовые салфетки сейчас не применяются. Изготавливались из волокон асбеста. Применялись при еде. Негорючи, что и использовалось для их очистки путём прокаливания. Из истории известно, что такие салфетки использовались при дворах ближневосточных монархов. Простые люди не могли позволить себе использовать салфетки этого типа из-за их высокой стоимости.
Косметические (гигиенические) — заранее пропитываются ароматическими веществами и служат для той же цели, что и дезодоранты. Должны храниться в герметичной упаковке.
Протирочные — салфетки, заранее пропитываемые каким-либо несильным растворителем жиров. Протирочные салфетки служат для протирки дверных ручек, клавиатур, компьютерных мышей и т. п. Иногда, кроме растворителя, содержат ещё и антистатик. Должны храниться в герметичной упаковке.
Абразивные для мытья посуды — куски синтетического (капронового, тефлонового и т. п.) войлока толщиной около 5 мм. Салфетки этого типа позволяют эффективно удалять загрязнения с металлических, стеклянных и керамических поверхностей, не повреждая их. Однако некоторые типы пластмасс после протирания могут быть испорчены. Несмотря на название, никакого абразива не содержат.
Практическая часть. Выполнение работы с использованием различных видов салфеток.
4. Фольга.
Фольга — металлическая «бумага», тонкий (толщиной от 0,001 до 0,2 мм) и гибкий металлический лист, например из алюминия, меди, олова или золота.
Слово «фольга» обычно не используется для железа и его сплавов, в этом случае употребляют слово жесть. Для тонкой фольги из олова и оловянных сплавов используют термин станиоль. Очень тонкая золотая фольга называется "сусальное золото", которое очень часто используется в поделках при декорировании.
Фольга часто используется в электротехнике.
Хотя алюминиевая фольга используется в фармацевтической (блистеры) и пищевой промышленности для упаковки, мы с большим удовольствием используем её для поделок. В чём вы можете убедиться сами, просмотрев эту категорию.
Практическая часть. Выполнение работы с использованием фольги.
III. Бумагопластика.
1. Вводное занятие «Технология изготовления поделок на основе использования бумаги».
История возникновения и развития бумагопластики, сведения о материалах, инструментах и приспособлениях, знакомство с техникой создания работ с использованием бумаги. Способы декоративного оформления готовых работ. Инструктаж по правилам техники безопасности.
Бумагопластика по виду творчества очень похожа на скульптуру. Но, в бумагопластике все изделия внутри пусты, все изделия — оболочки изображаемого предмета. А в скульптуре — либо идёт наращивание объёма дополнительными элементами, либо убирается (отсекается) лишнее.
Не имея специальной художественной подготовки, вы можете освоить простые сувенирные изделия и пластические композиции, предварительно потренировавшись на готовых выкройках и схемах.
В результате сгиба листа бумаги, создаётся система рёбер жесткости для любой конструкции. Для более сложных изделий применяются, помимо прямых линий, криволинейные.
Объектами для изображения в этой технике может быть всё, что лепится из пластилина: фрукты, цветы, насекомые, птицы, животные, рыбки, люди, модели машин, архитектурные элементы, упаковки, макеты...Резак (главный инструмент), канцелярское шило, вязальные спицы, ножницы, линейка, угольник, пробойник - вот перечень необходимых инструментов для работы в технике бумагопластика.
Практическая часть. Поделки на основе использования бумаги
IV. Лепка. Пластилин
1.Вводное занятие «Путешествие в Пластилинию».
Историческая справка о пластилине. Виды пластилина, его свойства и применение. Материалы и приспособления, применяемые при работе с пластилином. Разнообразие техник работ с пластилином.
Пластилин (итал. plastilina, от др.-греч. πλαστός — лепной) — материал для лепки. Изготовляется из очищенного и размельченного порошка глины с добавлением воска, сала и других веществ, препятствующих высыханию. Окрашивается в различные цвета. Служит для выполнения фигур эскизов для скульптурных работ, небольших моделей, произведений малых форм.
Вопрос о том, кого считать изобретателем пластилина, является спорным. В Германии им считают Франца Колба (патент 1880 года), в Великобритании — Уильяма Харбута (патент 1899 года).
Пластилин так таковой представляет из себя кладовую для фантазии и игры воображения. Сединив его с ловкими руками, можно оживить всё, что захочешь. Вы можете дать вторую жизнь поделке из этого материала. Недаром одним из жанров анимационного фильма является пластилиновая анимация, которая создается при помощи фигур, вылепленных из пластилина.
Пластилин используется в работе с детьми в качестве материала для поделок. Игры с пластилином способствуют развитию координации пальцев и в большой мере удовлетворяют любознательность в новизне и творческом искании. Игра, как труд, позволяет добиваться более севершенных результатов.
Пластилин - замечательный материал для лепки детьми дошкольного и младшего школьного возраста.
Занятие лепкой из пластилина способствует развитию мелкой моторики рук. А поделки из пластилиновых шариков по технике напоминают мозаику.
Пластилинография — новый вид декоративно-прикладного искусства. Представляет собой создания лепных картин с изображением более или менее выпуклых, полу объемных объектов на горизонтальной поверхности. По сути своей, это редко встречающийся, очень выразительный вид «живописи». Вы практически «рисуете» пластилином. Изготовление пластилиновых картин ярких расцветок с применением различных изобразительных приёмов — увлекательное занятие, дающее радостное и эстетическое удовлетворение от подобного творчества, делая его оригинальным и декоративным.
Обратная аппликация — ещё одна разновидность аппликации из пластилина. как правило, выполняется на гладкой и прозрачной поверхности стекла или пластмассы. Обозначив (выложив) пластилином контур будущего рисунка, начинаем последовательно заполнять открытые участки пластилином. По окончании работы, перевернув изделие гладкой стороной к себе, Вы получите удивительный рисунок для картины или панно!
Практическая часть. Изготовление аппликации из пластилина
V. Работа с тканью.1. Вводное занятие «Технология изготовления поделок на основе использования тканей»
При помощи иглы или швейной машинки, можно из куска ткани создать одежду, предметы быта, украшения, игрушки и еще массу нужных и полезных вещей.
Практическая часть. Изготовление изделий из ткани
VI. Итоговое занятие.
Выставка работ.
Второй год обучения (34 ч.)
6 класс
Второй год обучения направлен на использование обучающимися приобретенных умений и навыков при изготовлении более сложных по технике выполнения изделия, работая по эскизам, образцам, схемам и доступным знаковым условиям.
I. Введение: правила техники безопасности
1.Чему будем учиться на занятиях.
Знакомство с разнообразием технологий и материалов для созданий изделий декоративно – прикладного искусства. Правила техники безопасности. ППБ.
II. Работа с необычным материалом
1.Изделия из ватных дисков
Ватные диски чрезвычайно удобны в использовании. Ими можно в мгновенье ока нанести лосьон или смыть косметику. Спасая нас от бактерий и загрязнений, ватные диски делают нашу жизнь более комфортной. Все, что делают ватой, можно делать и при помощи ватного диска, только диск гораздо удобнее. При этом не важно, что вы делаете: смываете макияж или избавляетесь от старого лака для ногтей. Вата не имеет шансов выиграть в этой борьбе! Ватные диски — отличный материал для творчества: их можно использовать целиком или делить на части, вырезать из них любые заготовки и красить в любые цвета.
Практическая часть. Изготовление изделий из ватных дисков
2. Изделия из банок
Несколько тысячелетий назад стекло стали изготавливать в Египте и научились выдувать из него тарелки, чаши, флакончики для духов и косметических средств.
В России искусство стеклоделия появилось в 17 веке. В списке изготавливаемых изделий были — скляницы, колбы, реторты и т.д.
А в 1975 году, готовясь к завоеванию Европы, французский император Наполеон Бонапарт издал указ, что наградит того, кто найдет способ надолго сохранять продукты . К мысли о том как можно сохранять продукты очень длительное время пришел весьма далекий от изучения наук повар и кондитер Никола Франсуа Аппера. Он сообразил, что если продукты подвергнуть тепловой обработке и герметически укупорить в стеклянной банке, то они долго остаются пригодными для пищи. Вот так и появилась в быту каждой хозяйки стеклянные банки без которых невозможно обойтись и по сей день
В наши дни стеклянные банки и бутылки применяются не только для сохранения продуктов питания, и являются объектом декорирования в декоративно-прикладном творчестве
Практическая часть. Изготовление изделий из стеклянных банок
III. Бумагопластика.
Бумага – один из самых простых, доступных, легко обрабатываемых материалов. С изделиями из бумаги мы знакомимся с самого раннего детства.
В зависимости от замысла и назначения изделия, применяют бумагу, различающуюся по толщине, фактуре, текстуре и цвету. Для аппликации подходит цветная бумага, бархатная, картон. Для работы, связанной со складированием, используют тонкую писчую и цветную бумагу. Картон, полукартон, плотная бумага - применяются для изготовления различных конструкций.
Существуют различные типы изделий из бумаги: изделия из полосок, изделия в технике аппликации, изделия на основе коробочек, конусов, цилиндров; изготовление различных макетов…
Из бумаги можно делать кульки, коробки, корзинки, ёлочные игрушки, костюмы и украшения. Изделия, выполненные в технике папье-маше – это тоже бумага. Чем богаче фантазия, тем большее количество поделок можно придумать.
Очень интересен способ создания композиций - оригами. Это древнейшее искусство складирования из бумаги. Складывая бумагу определённым способом, вы получите множество интересных поделок от самых простых до сложных. Этим искусством увлечены и дети, и взрослые.
Практическая часть. Поделки на основе использования бумаги
IV. Изделия из ниток.
1. Вводное занятие «Технология изготовления поделок на основе использования ниток».
Сегодня мало кто задумывается о том, когда нитки появились на свет. Историки доподлинно не могут рассказать нам о том, как это произошло и кто был тем изобретателем-новатором. Ученые сходятся во мнении о том, что нитки изобрели в период неолита, когда человек научился охотиться и стал собираться в племена. Именно тогда, чтобы согреться в суровом климате, люди начали сшивать шкуры убитых животных, чтобы создать первый комплект одежды. Предшественниками ниток были тонкие жилы животных, затем стали использовать прочные тонкие стебли растений и, наконец, волокна, выделенные из листьев (агава, банан), стеблей (лен) и других частей растений. Шло время, нитки совершенствовались и настало время, когда человек научился делать нитку тонкой и гладкой. Нитки для шитья и вязания в том виде, в каком они существуют в настоящее время, появились лишь в средние века с изобретением ленточной машины и ткацкого станка. Современные же нитки — это настоящий триумф человечества. Тонкие и прочные, всех цветов и любой толщины. По своему назначению нитки делятся на швейные, вязальные (пряжа), вышивальные (нитки мулине и ирис), штопальные. По составу бывают льняные, вискозные, шерстяные, полиэфирные, полиамидные, ацетатные, смешанные. В зависимости от того, что хочет изготовить мастер, он выбирает определенные нитки и... на свет появляются чудесные игрушки, одежда, вязаные кофточки, свитера, пуловеры, вышивки и многое-многое другое.
Сведения о материалах, инструментах и приспособлениях, знакомство с техникой создания работ с использованием ниток. Способы декоративного оформления готовых работ. Демонстрация работ. Инструктаж по правилам техники безопасности.
Практическая часть. Изготовление поделок из ниток
V. Лепка. Пластилин
Торцевание на пластилине - это её интереснейшая разновидность, в результате применения которой получаются удивительные фигуры и формы! Объёмные и пушистые. Попробовав выполнить какую-нибудь поделку, Вам захочется вновь и вновь испытывать своё мастерство на новых формах.
Практическая часть. Торцевание на пластилине.
Практическая часть. Аппликация из пластилина
VII. Работа с тканью.
Практическая часть. Изделия в из ткани
Практическая часть. Игрушка своими руками.
Игрушка — предмет, предназначенный для игры.
Игрушка помогает ребёнку познавать окружающий мир, приучает его к целенаправленной, осмысленной деятельности, способствует развитию мышления, памяти, речи, эмоций. Игрушка широко используется в учебно-воспитательной работе с детьми, в частности для развития детского, технического и художественного творчества. Типы, характер, содержание и оформление игрушки определяются воспитательными задачами применительно к возрасту детей с учётом их развития и интересов. Как произведения декоративно-прикладного искусства игрушки, особенно национально-традиционные, используются в качестве декоративных элементов в современном интерьере.
Содержание и формы игрушки находятся в непосредственной связи с социальным строем общества, с уровнем его культуры.
Игрушки позволяют так же более естественно организовать общение ребёнка с родителями, что является в современном мире весьма актуальной проблемой.
VIII. Итоговое занятие.
Выставка работ.
Учебный план занятий по программе «Декоративная мастерская»
5-6 класс
№
раздела Название разделов Количество часов
всего
5 класс 6 класс
теорпрактеорпрак1 Введение: правила техники безопасности 2 1 1 2 Работа с необычным материалом 18 1 11 6
3 Бумагопластика16 1 9 6
4 Изделия из ниток 6 1 5
5 Лепка. Пластилин 12 1 4 7
7 Работа с тканью 12 1 4 7
8 Итоговое занятие 2 1 1 Итого: 68 6 28 3 31
Учебный план занятий по программе «Декоративная мастерская»
7 класс
№
раздела Название разделов Количество часов
всего 7 класс теорпрак1 Введение: правила техники безопасности 1 1 2 Искусство создания топиария33 6 27 Итого: 34 7 27 Тематический план занятий по программе «Декоративная мастерская»
1 год обучения. (1 час в неделю)
Номер раздела,
темы Название разделов и тем Количество часов
всего теор. практI Введение: правила техники безопасности. 1 1 II Работа с необычным материалом 12 1 Вводное занятие. Виды необычных материалов 1 1 2-3 Выполнение работы с использованием пластиковых стаканчиков 2 2
4-10 Выполнение работы с использованием различных видов салфеток 7 7
11-12 Выполнение работы с использованием фольги 2 2
III Бумагопластика10 1 Вводное занятие «Технология изготовления поделок на основе использования бумаги». 1 1 2-9 Поделки на основе использования бумаги 9 9
IV Лепка. Пластилин 5 1 Вводное занятие. «Путешествие в Пластилинию». 1 1 2-5 Изготовление аппликации из пластилина 4 4
V Работа с тканью 5 Вводное занятие «Технология изготовления поделок на основе использования тканей» 1 1 Изготовление изделий из ткани 4 4
VII Итоговое занятие 1 Выставка работ 1 1 Тематический план занятий по программе «Декоративная мастерская»
2 год обучения. (1 час в неделю)
Номер раздела,
темы Название разделов и тем Количество часов
всего теор. практI Введение: правила техники безопасности. 1 1 II Работа с необычным материалом 6 2 Изготовление изделий из ватных дисков и ватных палочек 3 3
3 Изготовление изделий из стеклянных банок 3 3
III Бумагопластика6 Поделки на основе бумаги 6 6
IV Изделия из ниток 6 Вводное занятие «Технология изготовления поделок на основе использования ниток» 1 1 Изготовление поделок из ниток 5 5
V Лепка. Пластилин 7 Торцевание на пластилине 4 4
Аппликация на пластилине 3 3
VII Работа с тканью 7 Изделия из ткани 3 3
Игрушка своими руками 4 4
VII Итоговое занятие 1 Выставка работ 1 1 Тематический план занятий по программе «Декоративная мастерская»
3 год обучения. (1 час в неделю)
№
раздела Название разделов Количество часов
всего
7 класс теорпрак1 Введение: правила техники безопасности 1 1 2 Искусство создания топиария33 6 Топиарий из салфеток «Моя фантазия» 6 1 5 Топиарий «Букет пионов» 6 1 5 Топиарий «Новогоднее чудо» 5 1 4 Топиарий методом торцевания из гофрированной бумаги 6 1 5 Топиарий из фетра 5 1 4 Летний топиарий из бумаги 5 1 4 Итого: 34 7 27 Третий год обучения (34 ч.)
7 класс
Третий год обучения направлен на использование обучающимися приобретенных умений и навыков при изготовлении более сложных по технике выполнения изделия топиарии.
I. Введение: правила техники безопасности
1.Чему будем учиться на занятиях.
Знакомство с разнообразием технологий и материалов для созданий топирия. Правила техники безопасности. ППБ.
1. Вводная беседа
Топиарий — это сад с художественно подстриженными растениями, зелёными скульптурами. Искусство топиария насчитывает многовековую историю. В Древнем Египте и Персии люди научились придавать деревьям и кустарникам геометрические формы. Наиболее известным примером топиарного искусства является одно из семи чудес света — висячие сады Семирамиды в Вавилоне. Как и любое увлечение, топиарное искусство в 18 веке переживало периоды роста и спада. Когда в моду вошли так называемые естественные ландшафты, топиарии были практически преданы забвению. Однако, стремление к созданию более уютных садов в поместьях вызвало новый всплеск интереса к топиариям в 19 веке. Самые прогрессивные садоводы оформляли загородные дома редкими фигурно подстриженными кустарниками, тисовыми изгородями и полуформальными узловыми садами и аккуратно подстриженными газонами.
Так родился стиль, считающийся в настоящее время исключительно британским.
Сегодня топиарное искусство снова расцветает. В садах на клумбах дизайнеры-садоводы создают много живых топиарных фигурок. Их можно увидеть и в частных поместьях, и на городских и сельских улицах.
Оригинальные маленькие деревца, для изготовления которых используются натуральные и искусственные материалы, также называют топиарий или европейское дерево. Это декоративная вещь, и только от фантазии создателя зависит, какую крону будет иметь его деревце.
Хоть мода на топиарии пришла к нам из Европы, однако этот талисман – из фэн-шуй: по старинному китайскому учению, он призван приносить счастье, благоденствие, богатство, здоровье, крепкий дух и долголетие. Дерево счастья" - так часто называют декоративные деревья ручной работы. Считается, что цветы символизируют счастье, а плоды - достаток. "Дерево счастья" - модное украшение интерьера и один из лучших вариантов hand-made подарка.
Топиарий в интерьере
Актуальность наших дней такова, что мода на необычные и стильные растения плавно переместилась в наши интерьеры, так как далеко не у всех есть собственные парки, да и затруднять себя ухаживанием за живыми комнатными цветами нынче имеют охоту не многие, или попросту не хотят иметь на своих подоконниках стандартные решения, и поэтому топиарий в интерьере дома приобретает определенную популярность. Он имеет круглую форму, и изготовляется из всевозможных материалов: ткань, дерево, пластик. Особое очарование придают этому интерьерному чуду натуральные материалы. Мастера, творящие топиарии, любят играть цветом композиции, поэтому нередко они совмещают в себе несколько оттенков, ведь важно, донести гармонию во всем. Возможно благодаря тому, что эти прекрасные декоративные деревья бывают чаще круглой формы, их называют «Деревом счастья».
5. Материалы, инструменты, приспособления:
Для дальнейших занятий нам понадобятся: горшочки для композиций, кисточки, краски, аэрозоль, веточки, шпажки, клеевой пистолет, гипс, алебастр, ножницы, газеты, нитки, пластиковые шарики, веревка, ПВА, бумажные салфетки, гофрированная бумага, лак и т. д. Практическая часть:
Топиарий из салфеток «Моя фантазия»
Топиарий «Букет пионов»
Топиарий «Новогоднее чудо»
Топиарий методом торцевания из гофрированной бумаги
Топиарий из фетра
Летний топиарий из бумаги
Список литературы
Закон Российской Федерации «Об образовании» от 10 июля 1992 г. (с изменениями и дополнениями, принятыми в 2010г.).
Стандарт основного общего образования [Утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря2010г. №1897].
Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников: методический конструктор: пособие для учителя / Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. - М.: Просвещение, 2010.
Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование/[В. А. Горский, А. А. Тимофеев, Д. В. Смирнов и др.]; под ред. В. А. Горского. – М.: Просвещение, 2010.-111с. – (Стандарты второго поколения)
Григорьев, Д. В. Программы внеурочной деятельности. Художественное творчество. Социальное творчество: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / Д. В. Григорьев, Б. В. Куприянов. - М.: Просвещение, 2011.
Шилкова Е.А. Квиллинг. Поделки из бумажных лент. - Рипол Классик, 2012
Ковалив Т.В. Декоративные бутылки. - АСТ-Пресс, 2013
http://stranamasterov.ru