Конспект урока обучения грамоте по теме Чтение слов с изученными буквами. Введение понятия род и число
Урок обучения грамоте (чтение).
Учитель МАОУ СОШ №91 Руднева В.Ю.
Тема: Чтение слов с изученными буквами.
Введение понятий «рода» и «числа».
Учебная ситуация « Поможем Буратино».
Задачи:
Продолжить формировать навыки беглого, выразительного чтения;
Формировать первоначальное представление о понятиях «рода» и «числа».
Формировать первоначальные умения работать в группах, оценивать свою работу, анализировать, сопоставлять, делать выводы.
Оборудование:
Мультимедийная установка;
Куклы Мальвина и Буратино;
Учебник «Азбука»;
Разд . материал – деформированный текст.
Ход урока.
Организационный момент. Игра «Как живёшь?».
Артикуляционная гимнастика.
на ма май
ну му майка
ны мы чай
но мо чайка
ни ми мир
Работа со словами 3 столбика. Прочитать слова с различной интонацией.
Какое слово лишнее? (Ответы учеников). В словах , состоящих из двух слогов поставить ударение.
Разминка для читателя.
Как звали мальчика-луковку?
Кто автор сказки « Муха-цокотуха»?
Как звали сына папы Карло?
Физкультминутка для глаз. (Мультимедиа).
Работа над темой урока.
Учитель сообщает:
-Ребята, а Буратино прислал вам письмо. Возьмите конверт. Прочитайте письмо.
У каждого ученика на столе лежит конверт. В конверте находятся слова для составления текста. У каждого ребёнка только половина слов.
- Ребята, посмотрите, что Буратино натворил, он всё перепутал. Вам надо правильно собрать все слова, чтобы получилось предложение.
Ученики пытаются собрать. Предложение не получается. Если ученики не догадаются объединиться в пары, то учитель подсказывает им. Работа в парах.
Ученики читают письмо.
Я попал в беду. Карабас-Барабас запер меня в темнице. Помогите!
-Ребята, давайте выберем схему для 1 предложения.
_____________ _______________ .
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
Ответы учеников . Ученики выбирают 3 схему.
- Ребята , вы готовы помочь Буратино? (да)
- Если вы найдёте буквы на этой картинке , то мы сможем составить имя нашего помощника. (Задание на внимание).
Ученики находят буквы А,Л,М,Ь,В,И,А,Н. Составляют слово Мальвина.
Учитель выставляет табличку со словом «мальвина» и уточняет у учеников ,так ли мы составили слово.
Ученики находят ошибку. Имена пишутся с заглавной буквы.
Учитель вносит куклу Мальвина.
Мальвина сообщает, что чтобы помочь Буратино надо выполнить несколько заданий.
Музыкальная физкультминутка.
1 задание. Заменить слова, которые записаны на доске словами он, она, оно, они.
Дом, стол, майка, солнце, окно, чайка, зайка, ножницы.
Учитель вместе с учениками делают вывод:
Если название предмета можно заменить словом он, то это слово мужского рода.
Если название предмета можно заменить словом она, то это слово женского рода.
Если название предмета можно заменить словом оно, то это слово среднего рода.
Если название предмета можно заменить словом они, то это слово множественного числа.
Вывод проектируется на экран.
Учитель предлагает игру.
- Если я скажу «он» - встают мальчики.
-Если я скажу «она» - встают девочки.
- Если я скажу « они» - встают все.
-Если я скажу «оно» - никто не встаёт.
2 задание. Читаем текст учебника «Так, да не так» (стр.35) Исправляем ошибки.
Физкультминутка для глаз.
3 задание. Работа с карточками . Работа в парах.
Каждому слову из 1 столбика подобрать пару из 2 столбика.
дом столы
чайник дома
стол чайники
ворота
Почему одно слово осталось без пары? Подберите к слову ворота единственное число.
Ученики не могут подобрать.
Вывод. У этого слова нет единственного числа. В русском языке есть слова, которые не имеют единственного числа.
Вывод проектируется на экран.
- Мы выполнили все задания Мальвины.
Мальвина отдаёт ключик от темницы. Ученики выпускают Буратино.
Учитель вносит куклу Буратино.
Рефлексия.
- Ребята. Расскажите Буратино о нашем уроке по схеме.
Я узнал.
Я удивился.
Я запомнил.
Буратино принёс для ребят ключики. Он просит взять ключик учеников, которые считают , что хорошо поработали на уроке.