План конспект урока с использованием сингапурской методики по русскому языку на тему
Тема урока: Самостоятельные и служебные части речи.
Цели урока:
Систематизировать знания о самостоятельных и служебных частях речи.
Доказать значимость служебных частей речи.
Совершенствовать устную и письменную речь.
Задачи урока:
Организовать работу в деятельном режиме.
Исследовать тему и обосновать выводы.
Воспитательная цель: воспитывать толерантность к чужому мнению и личную ответственность за выполнение коллективной работы.
Ход урока
Организационный момент. Доброе утро, ребята. Поприветствуйте наших гостей, помашите им руками, и своих партнеров по команде: дайте «пять» партнерам по лицу, прикоснитесь плечами с партнером по плечу. Садитесь.
Тема нашего сегодняшнего урока (СЛАЙД 1)
Самостоятельные и служебные части речи.
3.Цели урока: (СЛАЙД 2)
4.Лингвистическая разминка. (СЛАЙД 3)
Структура «Рели Робин». Участники по плечу будут комментируют свои ответы друг другу.( Участники работают с партнером по плечу. По очереди называют знакомые части речи).Проверка правильности ответов: называю номер стола и участника, он зачитывает части речи
Участник под номером 1 называет все существительные
Участник под номером 2 называет все прилагательные и т.д— Обозначьте знакомые части речи в предложениях:
Вот уже третью ночь мне, увы, не спалось из-за встревожившего меня известия.
Чуть-чуть подмораживает, и на лужах, ломаясь под ногой, хрустит тонкий ледок.
Комментарий. Имена существительные — ночь, известия, лужах, ногой, ледок; имена прилагательные — тонкий; имена числительные — третью; местоимения — мне, меня; глаголы — хрустит; причастия — встревожившего; деепричастия — ломаясь; наречия — уже, чуть-чуть; слова категории состояния — спалось, подмораживает; предлоги — из-за, на, под; частицы — вот, не; союзы — и; междометия — увы.-Какие самостоятельные части речи вам известны и почему они так называются? (СЛАЙД 4,5)
5. Изучение новых понятий и способов действия.
1) Учащимся дается задание. (СЛАЙД 6)
РАУНД ТЭЙБЛ. (ROUND TABLE)
Составьте и запишите предложения из данных слов, употребляя глаголы в форме прошедшего времени, а существительные и прилагательные в нужном падеже.
1.Арина Родионовна, нянчить, Пушкин. (Арина Родионовна нянчила Пушкина)
2.Она, говорить, он, русские сказки. (Она рассказывала ему русские сказки)
3.Она, верная, подруга , быть, поэт. (Она была верной подругой поэта.)
4.Любить, Сергеевич, Александр, очень, Арина, Родионовна.(Александр Сергеевич очень любил Арину Родионовну.)
Мы проведем с вами РАУНД ТЭЙБЛ. (ROUND TABLE) Участник №1 составляет первое предложение, записывает его и передает листочек участнику №2. Участник №2 составляет второе предложение, записывает его и передает листочек участнику №3. Участник №3 –составляет третье предложение , записывает его и передает листочек участнику №4. Участник №4 –составляет четвертое предложение, записывает его. И листок с предложениями ставит на середину. У каждого участника 30 сек. Начинает участник №1. Участник №1. Вы готовы? Ваши 30 сек. (выполняет) Участник №2 – ваши 30 сек. (выполняет). Участник №3 – ваши 30 сек. (выполняет) Участник №4 – ваши 30 сек. Успели? Ещё 10 сек. Завершили работу. Спасибо большое.
Теперь проверим, как вы выполнили задание. Отвечают участники №4. Участник №4 со стола №2. У всех так получилось. Спасибо. Садись. Участник №4 со стола №1. У всех так получилось. Спасибо. Садись. Участник №4 со стола №2. Все согласны. У всех так получилось.. У всех так получилось. Спасибо. Садись. Молодцы, все справились с заданием!
- Из каких частей речи состоят данные предложения?
2) Попробуйте составить предложения из данных слов.(СЛАЙД 7)
В, И, НЕ, ОТ, ПРО,
С, А, К, ПО, ЗА, У,
ИЗ, О, КАК
Удалось ли вам это? Почему?
Как называются эти части речи? (СЛАЙД 8)
3)Физкультминутка ФОЛОУ ЗЕ ЛИДЕР (Follow the Leader)(СЛАЙД 9)
4) Прочитайте данный ряд слов. (Слайд 10)а)Из какого стихотворения А.С.Пушкина они взяты?
Голубыми, небесами, великолепными, коврами, блестя, солнце, снег, лежит, прозрачный, лес, один, чернеет, ель, сквозь иней, зеленеет, речка, льдом, блестит.С помощью каких слов можно восстановить стихотворение.
Проверь себя!(СЛАЙД 11)
Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит;
Прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит.
Б) Выпишите словосочетания «предлог + существительное» (СЛАЙД 12)
Сформулируйте: для чего служат в предложении предлоги?
(Под небесами, на солнце, подо льдом)
Предлоги служат для связи слов в словосочетании и предложении.
В)Подчеркните грамматические основы предложений (СЛАЙД 13)
( снег лежит, лес чернеет, ель зеленеет, речка блестит)
Сформулируйте: для чего нужны союзы в предложениях?
Союзы соединяют однородные члены, простые предложения в составе сложного и предложения в тексте.
Г) Найдите частицы. Сформулируйте: «Какую роль они играют в данном предложении?» (СЛАЙД 14)
Никто не дерзал отказываться от приглашения Троекурова и в известные дни не являться с должным почтением в село Покровское.
Частицы вносят различные оттенки значений в предложении.
5) Вывод: (СЛАЙД 15)
6) А сейчас мы с вами отправимся в королевство морфологии. (СЛАЙД 16)
7) А теперь чуть – чуть отдохнем, ответим на вопросы: (СЛАЙД17)
Какой предлог является нотой?(до)
Какие два предлога укажут на количество лекарства на один прием?(доза)
К какому предлогу нужно прибавить загородный дом, чтобы получить то, что требует решения? (задача)
6.Итог урока. (СЛАЙД 18)
А теперь давайте подведем итог.
Для чего используют служебные части речи?
1.Предлоги служат для связи слов в словосочетании и предложении.
2.Союзы соединяют однородные члены, простые предложения в составе сложного и предложения в тексте.
З. Частицы вносят различные оттенки значений в предложении.
7. Домашнее задание :П. 51, написать миниатюру «Утро в селе», подчеркнуть служебные части речи.
(СЛАЙД 19)
8.ПАРКОВКА (СЛАЙД 20)
-Напишите свои впечатления об уроке на стикерах и приклейте к парковке.
- Спасибо за урок. Я на следующем уроке отвечу на все ваши вопросы.