Проект ЛОГОСКАЗКИ — КАК СПОСОБ КОРРЕКЦИИ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД «СКАЗКА» КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА КУПИНСКОГО РАЙОНА
Проект
ЛОГОСКАЗКИ - КАК СПОСОБ КОРРЕКЦИИ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ
(Проект рассчитан на один год для работы с детьми старшего дошкольного возраста)
lefttop
Составитель: учитель - логопед Коцолапенко Галина Васильевна
Речь-это удивительное сильное средство,
но нужно иметь много ума,
чтобы пользоваться им.
Г. Гегель.
Овладение родным языком является одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Именно приобретений, так как речь не дается человеку от рождения. Должно пройти время, чтобы ребенок начал говорить. А взрослые должны приложить немало усилий, чтобы речь ребенка развивалась правильно и своевременно.
Наиболее эффективным развивающим и коррекционным средством для развития всех сторон речи в работе с детьми, имеющими речевые нарушения, является сказка.
Ведь сказка - это образность языка, его метафоричность, психологическая защищенность. Сказка, как известно, соответствует детской системе мироощущения. Их любят все, но в жизни ребенка она значит гораздо больше, чем в жизни взрослого. Сказка для ребенка - это не просто вымысел, фантазия, это особая реальность мира чувств. Волшебный мир раздвигает рамки обычной жизни. Именно в сказочной форме ребенок сталкивается с такими сложнейшими явлениями и чувствами, как жизнь и смерть, любовь и ненависть, гнев и сострадание, измена и коварство.
Когда работаешь с детьми, имеющими нарушения речи, очень трудно бывает
удержать их внимание, пробудить интерес к содержанию занятия, процессу обучения в целом, добиться, чтобы усвоенный материал сохранялся надолго в памяти и использовался в новых условиях.
Для решения проблемы мною был разработан проект «ЛОГОСКАЗКИ - КАК СПОСОБ КОРРЕКЦИИ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ».
Что же такое логосказки?
Логосказки - это целостный педагогический процесс, способствующий развитию всех сторон речи, воспитанию нравственных качеств, а также активизации психических процессов (внимания, памяти, мышления, воображения).
Учитывая форму речевых нарушений детей и этап коррекционной работы, можно использовать следующие виды логосказок:
- артикуляционные (развитие дыхания, артикуляционной моторики);
- пальчиковые (развитие мелкой моторики, графических навыков); - фонетические (уточнение артикуляции заданного звука, автоматизация, дифференциация звуков);
- лексико-грамматические (обогащение словарного запаса, закрепление знаний грамматических категорий);
- сказки, способствующие формированию связной речи;
- сказки по обучению грамоте (о звуках и буквах).
Развитие личности и речи посредством логосказки осуществляется по следующим направлениям:
Активность (от потребности в эмоциональной разрядке к положительным эмоциональным проявлениям).
Самостоятельность (от ориентировки в средствах языковой выразительности к поиску лучших способов самовыражения в речи и движении).
Творчество (от подражания взрослому к словесному фантазированию).
Эмоциональность (эмоциональное заражение образами сказки).
Произвольность (от переживания эмоциональных переживаний сказочных героев – через оценку своих поступков – к динамическому равновесию исполняемых действий в игре).
Связная речь (от продолжения фраз взрослого к творческим импровизациям по сюжету).
Все эти направления логически связаны и осуществляются в комплексе.
Цель проекта: Коррекция речи детей путём использования логосказок.
Задачи:
1.Систематизировать методический и дидактический материал по темам логосказок.
2.Разработать цикл логосказок и апробировать их в практике работы.
3.Обогатить предметно-развивающую речевую среду.
Этапы реализации проекта:
I этап подготовительный.1.Изучение литературы по данной теме, опыта работы коллег средствами информационных ресурсов.
2 Диагностика детей с нарушениями речи.
3.Консультация родителей и педагогов по теме проекта.
4. Изучение возможности участия родителей в реализации проекта.
5. Подготовка материальной и методической базы.
6. Разработка критериев эффективности проекта.
Критерии эффективности.
• Звукопроизношение
• Фонематические процессы
• Лексико-грамматические категории
• Связанная речь
• Общая и мелкая моторика
II этап – основной.1. Разработать цикл логосказок и апробировали их в проекте.
2.Разработать дидактический материал по теме (картотека артикуляционной гимнастики, пальчиковых игр, игр на развитие мелкой моторики, развитие речевого дыхания);
3. Показ театрализованных представлений для детей и родителей.
III этап- заключительный.1. Итоговое мероприятие «Праздник красивой речи».
2. Анализ достигнутых результатов.
3. Презентация опыта, видеоматериалы, фотосессия, выставка по теме проекта.
Участники проекта:
1.Дети.
2.Воспитатели.
3. Учитель-логопед.
4. Родители.
Заключение
Проведенный проект с сентября 2014года по апрель 2015 года позволил подтвердить правомерность наших подходов к процессу речевого развития старших дошкольников посредством сказки, что является одной из насущных проблем современной педагогики сотрудничества.
В данном проекте нашло подтверждение то, что совокупность различных методов и приемов, предметная среда, общение являются внутренними движущими силами речевого и умственного развития старших дошкольников. Но при этом необходима опора на фольклорный материал (сказку), которая исключает нравоучительность и включает игровое общение. Разнообразие методов и приемов, используемых при обучении дошкольников позволяет варьировать задания, обогащать содержание и формы работы, использовать материал, как в виде самостоятельных занятий, так и в качестве структурных элементов в других видах деятельности. Это позволяет адаптировать методику как к внешним объективным, так и внутренним субъективным условиям, учесть индивидуальные возможности каждого ребенка, с одной стороны, и возрастные возможности дошкольного детства – с другой. Главное – вовремя обратить на это внимание, не пропустить сенситивный период речевого развития и творчества детей. Сказка помогает ребенку самосовершенствоваться, саморазвиваться, активизировать различные стороны мыслительных процессов.
У детей повысился уровень знаний о сказках; умение узнавать сказки, определять её героев и отношения между ними; понимание детьми сказки; способность понимать связь между событиями и строить умозаключения; повысилась речевая активность. Прослеживается связь сказки с приобретённым опытом, знаниями, развито воображение, выявляется выразительность речи, активность в процессе создания сказочных образов.
Использование сказки способствовало совершенствованию звуковой стороны речи в сфере произношения, восприятия и выразительности; совершенствованию лексико-грамматических средств языка; расширению словарного запаса. Создание на занятии благоприятной психологической атмосферы способствовало обогащению эмоционально-чувственной сферы ребенка.
Педагогическими условиями эффективности данного процесса являются: диалоговое взаимоотношение логопеда, воспитателя, родителей и старшего дошкольника на основе сказки; взаимодействие ребенка с окружающим миром посредством сказки; насыщение самостоятельной игровой деятельности детей атрибутами сказки.
Отбирая обучающий материал, необходимо руководствоваться эмоциональной содержательностью заданий, их влиянием на развитие детского творчества, самостоятельностью, стремиться формировать не только речь ребенка, но и его личность в целом. Ведь сказка учит не отвечать злом на зло, не быть равнодушным к чужому горю, активно противостоять любым проявлениям несправедливости (пусть и в сказочных формах), воспитывать в себе честность, искренность, гуманизм – главные общечеловеческие ценности.
Особую роль в своей педагогической работе нужно отводить просвещению родителей, консультациям по использованию в воспитании сказок, разъяснить им большую значимость семейного чтения, подчеркивая его весомость при формировании у ребенка нравственных положительных эмоций.
Вместе с детьми, родителями изготавливали атрибуты, костюмы, продумывали декорации. С детьми разучивали стихи, скороговорки, разыгрывали сценки, отгадывали загадки.
Логосказки проводились в группе, в музыкальном и спортивном зале, там, где дети могли свободно двигаться, выполнять различные задания, закреплять навыки и умения, полученные в ходе совместной предварительной работе.
В результате работы у 54% детей улучшилось звукопроизношения.
Этот проект был рассчитан на 1 год, но проанализировав - мы пришли к выводу, что работа будет продолжена.
Проведённое в данном проекте исследование подтверждает, что систематическое привлечение сказки в педагогический процесс может быть важнейшим источником и резервом успешного речевого и эмоционального развития старшего дошкольника.