Развитие творческой личности в условиях дополнительного образования












































АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
ГОРОДСКОЙ ДОМ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА













«Развитие творческой личности в условиях дополнительного образования»







Составила: Янголенко И.А.,
педагог дополнительного
образования















Радужный, 2012
10
Работая над развитием творческой активности детей, заметила, как у них появился устойчивый интерес к творчеству. Повысился уровень самостоятельности, изобретательской активности, мастерства, появились результаты положительного влияния такой деятельности на детей. Обучающиеся из объекта деятельности превратились в субъект, которому дозволено творить, порождать новое. А ведь это именно то, без чего ребенок просто не может существовать, без чего не может в полной мере развиваться его личность, его индивидуальная мотивационно-потребностная сфера. И если мы хотим видеть своих детей всесторонне развитыми, творчески свободными личностями, то, вступая в контакт с ними, должны уметь понять их мотивы и потребности и умело направлять ход их развития.
С усилением стремления к творческой активности, постепенно увеличился объём работы на занятии, как следствие повышения внимания и хорошей работоспособности детей. Ребята ждут новых интересных заданий, сами проявляют инициативу в их поиске. Улучшается и общий психологический климат на занятиях: ребята не боятся ошибок, помогают друг другу, с удовольствием участвуют в различных мероприятиях, проводимых как в объединении, так и на городском уровне.
Движущей силой развития творческой активности является формирование мотивов, стимулирующих личность к самостоятельным творческим действиям, к проявлению собственной уникальности, включение обучающихся в процесс творческого поиска нестандартных решений, возможность демонстрации продуктов учебно-творческой деятельности.
Пробудить заложенное в каждом ребенке творческое начало, научить трудиться, помочь понять и найти себя, сделать первые шаги в творчестве для радостной, счастливой и наполненной жизни – к этому и стремимся мы в меру своих сил и способностей, организуя наши занятия. Конечно, эту задачу не под силу решить одному педагогу. Но если каждый из нас задастся этой целью и будет стремиться к ней, то выиграют, в конечном счете, наши дети, наше будущее.











3

«Ребенок не кувшин, который надо наполнить, а лампада, которую надо зажечь».

Средневековые гуманисты



Объединение «ШАРМ» (Швейное Ателье Рукодельниц-Мастериц) - это детский коллектив, в который привлекаются подростки, желающие научиться изготовлению швейных изделий, развить свой эстетический вкус, научиться одеваться модно и красиво.
Шитьё – особая деятельность, в области которой можно преуспеть только тогда, когда знания тесно переплетаются с умениями, способностью что-то делать своими руками. И умения эти понадобятся ребёнку не в отдалённом будущем, когда он станет самостоятельным, совсем взрослым, а сегодня, сейчас, сию минуту.
Для осуществления деятельности в данном направлении была написана программа «ШАРМ», 12 лет реализуемая на базе Городского Дома детского творчества.
Цель работы: нравственно-эстетическое развитие личности путем приобщения обучающихся к истокам народной культуры и традициям, формирование мировоззрения творческого человека в процессе изготовления одежды и изделий из текстиля.

Основная цель формирует задачи.
Образовательные:
познакомить обучающихся с истоками возникновения и развития декоративно-прикладного искусства и ремесел;
пробудить интерес у обучающихся к процессу создания

одежды для себя и других своими руками;
расширять представление обучающихся о моде, законах и направлениях её развития.
Воспитательные:
воспитывать любовь к России и малой родине через приобщение к традициям и культуре народов;
воспитывать трудолюбие, аккуратность;
воспитывать бережное отношение и понимание красоты родного края, приобщать к традициям народов Севера;
способствовать воспитанию уважения к человеку труда.

4
Развивающие:
развивать творческое мышление;
выявлять и развивать все заложенные в ребенке творческие способности;
содействовать выработке собственного стиля;
формировать художественно-эстетический вкус.

Особое внимание в программе уделяется развитию творческих способностей обучающихся.
В течение учебного года в объединение могут вливаться новые подростки, которые распределяются по возрастным особенностям с учетом их способностей и умений. Принимаются дети с различным уровнем способностей. Творческие способности, творческое отношение к труду воспитываются у обучающихся постоянно при изучении каждой темы программы.
В объединении сформирована творческая группа, в которой обучающиеся изготавливают более сложные швейные изделия, чаще других обучающихся принимают участие в мероприятиях различного уровня.
При отборе детей в творческую группу стараюсь представлять себе уровень мышления каждого ребёнка, развитие его творческих способностей и учитывать имеющийся у него опыт предшествующей творческой работы.
Для этого использую шкалу, отражающую три уровня творческой подготовленности обучающихся:
1-й уровень - обучающийся может изготовить изделие по предъявленной документации;
2-й уровень - обучающийся справляется с изготовлением изделий и самостоятельным внесением изменений в технологическую документацию или схему;
3-й уровень - обучающийся способен самостоятельно обосновать и сформулировать оригинальную идею изделия, разработать документацию и изготовить изделие.
Необходимо отметить, что сформулированные уровни творческой
подготовленности использую не только для оценки творческого потенциала ребёнка, а для учета возможностей творческого продвижения каждого обучающегося и дифференцированного подхода к использованию имеющихся методов и приемов включения обучающихся в творческий процесс.
Обучающиеся, имеющие третий уровень подготовленности, проходят психологическое исследование для подтверждения психологом творческой одарённости данного контингента подростков. После этого дети зачисляются в творческую группу, а также в банк одарённых ГДДТ.


9
Работа по развитию творческих способностей обучающихся – это не только одно из благороднейших дел педагога дополнительного образования, но и важнейшее средство профориентации их на труд в сфере материального производства.
Многие выпускницы объединения выбрали основным занятием своей жизни профессию, связанную со швейным делом. Они поступили в учебные заведения по данному профилю Так:
Иванина Татьяна закончила ПЛ – 67 и работает в ателье г.Иваново;
Голбан Елена закончила в г.Тюмени колледж по профессии закройщик – модельер и в данный момент работает в ателье г.Тюмени, закончила курсы «М.Мюллер и сын» в г.Тюмени по построению точных выкроек на все швейные изделия;
Чумаченко Ксения: колледж г. Омска по профилю закройщик трикотажных изделий;
Беда Евгения обучается в г.Ханты-Мансийске в школе одарённых детей на факультете «Текстиль»;
Москалец Анна : г.Санкт-Петербург факультет дизайнерского мастерства, специальность дизайнер ланшафта;
Лукина Евгения г.Самара факультет дизайнерского мастерства;
Борисова Настя, обучаясь в медицинском институте г.Екатербурга, в свободное время шьёт исторические костюмы;
Иваникина Надежда закончила Гомельский колледж по профессии закройщик – модельер, продолжила обучение в высшем учебном заведении по тому же профилю;
Ирназарова Земфира обучается в г.Ханты-Мансийске в школе одарённых детей.
Занятия в условиях дополнительного образования способствуют личностному росту обучающихся, помогают им ощутить себя способным к самовыражению и саморазвитию. В ходе занятия необходимо создать возможности для личного творческого роста и развития, обеспечить успех в усвоении предлагаемого материала. Каждое занятие – ступенька вверх в развитии творческого потенциала подростка. Всесторонние и глубокие знания, умения и навыки, формируемые у обучающихся в период обучения, оставляют неизгладимый след в жизни каждого воспитанника, определяют и закрепляют его интересы, развивают волю, стремление к преодолению трудностей и творческую направленность в любой трудовой деятельности.
Не каждый ребенок приходит в мир, чтобы стать творцом. И этого не изменят самые лучшие педагогические методики. Но верно и то, что определенным творческим потенциалом развития
обладает каждый, вступающий в этот мир, человек. И потенциал этот нужно раскрыть. Поэтому педагог должен настраиваться и вести себя так, будто весь детский коллектив состоит из потенциальных творцов.
8














«Толерантноть и дружба»
2011 год
























«Знайка ГДДТ» «Шаг в будущее»
2012 год 2012 год
5
Для привлечения к творчеству учитываю многие факторы, которые развивают обучающихся.
1. Интересы ребёнка, личные качества, навыки, склонности.
2. Нужно учитывать то, что никто, кроме него, не даст верного решения стоящей перед ним творческой задачи. Например, если ребенок ищет, выбирает материалы для работы, чтобы создать интересный, характерный образ, он решает творческую задачу.
3. При выборе форм занятий учитываю то, что лучше всего может увлечь детей, а именно выбираю те занятия, где можно пофантазировать, и насколько возможно окружить ребенка такой средой и такой системой отношений, которая стимулировала бы самую разнообразную его творческую деятельность. А именно, детское творчество особенно ярко проявляется в игровых занятиях.
4. Как в игровых занятиях, так и в обычных, учитываю то, что ребенок начинает самовыражаться, начиная с первого года обучения. И поэтому ему нельзя слишком сильно навязывать свое видение, а только подсказать, намекнуть, направить на правильный путь, поощрить нестандартный подход.
Для формирования богатого внутреннего мира обучающихся использую такие приемы и способы побуждения к активной творческой
деятельности, которые раскрывают перед ним заманчивую перспективу преодоления трудностей, развитие творческого мышления.
Одно из первых педагогических требований, которое предъявляю к процессу обучения с точки зрения творческого мышления, состоит в том, чтобы ни в коем случае не подавлять индивидуальность обучающегося. Часто встречаются ситуации, когда обучающиеся, высказав догадку или предположение, не могут их логически обосновать. Тем не менее, поощряю их за попытку использовать интуицию и направляю на дальнейший логический анализ выдвинутой идеи.
Для того, чтобы у подростков развивался творческий потенциал, формирую у них уверенность в своих силах, веру в способность решать творческие задачи. Тот, кто не верит в себя, уже обречен на неуспех.
Стараюсь стимулировать стремление обучающихся к самостоятельному выбору целей, задач и средств их решения. Человек, не привыкший действовать самостоятельно, брать на себя ответственность за принятое решение, теряет способность к творческой деятельности.
Развиваю воображение и не подавляю склонность к фантазированию. Особенно это касается начальных этапов обучения.
На своих занятиях перед организацией практических работ применяю чаще всего объяснение, сопровождаемое демонстрацией трудовых приёмов и


6
действий различными средствами наглядности (иллюстрации, образцы, технологические карты). Прежде, чем приступить к демонстрации трудового приёма или движения, раскрываю сущность этой операции, создаю образ действия и только потом показываю и закрепляю на практике.
Во время практических работ широко использую специальную документацию: технологические инструкционные карты, карточки-задания. Это своего рода руководство к действию, поэтому важно научить обучающихся анализировать учебную технологическую документацию. Чтобы научить обучающихся пользоваться этой документацией, следует её проанализировать. Это лучше сделать в ходе беседы, которой руководит педагог.
Технологические карты позволяют обучающимся контролировать себя самостоятельно, продвигаться дальше выполнения практических работ, сокращают потери рабочего времени.
Большое влияние на обучающихся оказывают беседы о культуре ношения одежды, о том, что одежда образует с человеком единое целое, а умение опрятно, со вкусом одеваться, свидетельствует о внутренней культуре человека.
Планом работы педагога дополнительного образования предусмотрен довольно обширный перечень мероприятий воспитательного характера.
Отдельно следует сказать о широких возможностях педагога в формировании у подростков интереса к творческой деятельности. Именно на внеклассных мероприятиях можно успешно развивать у них те качества, без которых творческая личность может не состояться.
В этой связи роль различных внеклассных мероприятий (выставки творческих работ,конкурсы, демонстрации моделей, круглые столы, мастер-классы, экскурсии и т.п.) значительно возрастает.
Проведению мероприятий предшествует большая подготовительная работа: разработка сценариев, пошив изделий, разучивание различных видов танцевального шага и отработка их под музыку.
Так, при знакомстве с этнокультурой коренных народов Севера на протяжении многих лет организовывались поездки в посёлок Варьёган,
где дети неоднократно смогли принять участие в празднике «Прилёт серой вороны», посмотреть концерты местных артистов, посетить местный краеведческий музей.
Не могу не сказать несколько слов о творческих достижениях обучающихся творческих групп. Эти дети постоянно принимают участие в различных выставках, как ГДДТ, так и городских. Принимают участие в научно-практической конференции молодых исследователей «Шаг в будущее».




7

Год
Наименование мероприятия

Участники
Награды


Городские фестивали, конкурсы.


2007
VII-ая городская научная конференция молодых исследователей «Шаг в будущее».
Сенченко О.
Диплом
II степени

2008
Городской фестиваль декоративно –прикладного творчества
«Весенняя фантазия» в номинации «Моделирование швейных изделий».
Атавова С.,
Бушкова О., Вышегородцева Ю, Сенченко О., Савельева Е., Ульянова Ю.
6 Грамот

2010
X-ая Городская научная конференция молодых исследователей «Шаг в будущее» - автор работы «Возрождение северных мотивов в современном костюме».
Каратаева Д.

Диплом
II степени

2011
Городской конкурс презентаций «Толерантность и дружба».
Макарова В.
Сертификат участника

2012
Конкурс ГДДТ молодых исследователей «Знайка»
Феталиева М,
Диплом
II степени

2012
Конкурс ГДДТ молодых исследователей «Знайка»
Лисейко М,
Диплом
III степени

2012
XII-ая Городская научная конференция молодых исследователей «Шаг в будущее».
Лисейко М,
Диплом
I степени

2012
XII-ая Городская научная конференция молодых исследователей «Шаг в будущее».
Феталиева М,
Диплом
II степени
















15