Статья об использовании некоторых приемов технологии критического мышления на уроках литературного чтения
тема работы:
Влияние технологии критического мышления на формирование осознанности восприятия и оценки содержания текста
работу выполнила
Малыгина Елена Васильевна
учитель начальных классов
«Неграмотным человеком завтрашнего дня
будет не тот, кто не умеет читать, а тот,
кто не научился при этом учиться»
Э.Тоффлер
Снижение интереса к чтению, замена письменного текста на видео и компьютерную информацию становятся чрезвычайно острой проблемой для развития подрастающего поколения.
Научить обучающихся воспринимать информацию, содержащуюся в текстах различного характера, перерабатывать ее, умело применять на практике в личных и общественных целях - актуальная задача современного начального образования.[2] Органичное включение работы по технологии развития критического мышления в систему школьного образования, в том числе в преподавание литературного чтения, даёт возможность научить ученика самостоятельно мыслить, определять главное, структурировать и передавать информацию, чтобы другие узнали о том, что нового открыл он для себя.
В основе технологии формирования критического мышления через чтение и письмо лежит теория осмысленного обучения Л.С. Выготского «…всякое размышление есть результат внутреннего спора, так, как если бы человек повторял по отношению к себе те формы и способы поведения, которые он применял раньше к другим» [1] а также идеи Д. Дьюи, Ж. Пиаже и Л.С. Выготского о творческом сотрудничестве ученика и учителя, о необходимости развития в учениках аналитически-творческого подхода к любому материалу. Американские учёные Чарльз Темпл, Джинни Стил, Куртис Мередит разработали структуру технологии развития критического мышления.
К российской образовательной системе технология адаптирована И.В. Муштавинской (кандидат педагогических наук), И .С. Загашевым (кандидат педагогических наук), С.И. Заир-Беком (кандидат педагогических наук, исполнительный директор программы развития критического мышления посредством чтения и письма).
По мнению авторов данной технологии критическое мышление это «…процесс соотнесения внешней информации с имеющимися у человека знаниями, выработка решений о том, что можно принять, что необходимо дополнить, а что отвергнуть. При этом иногда приходится корректировать собственные убеждения или даже отказываться от них, если они противоречат новому знанию. Критическое мышление учит активно действовать и помогает понять, как надо поступать в соответствии с полученной информацией» [3]
Определения критического мышления также включают в себя умение прогнозировать ситуацию, наблюдать, обобщать, сравнивать, выдвигать гипотезы и устанавливать связи, рассуждать по аналогии и выявлять причины, а также предполагает рациональный и творческий подход к рассмотрению любых вопросов.
Особенностью данной педагогической технологии вызов является то, что учащийся в процессе обучения сам конструирует этот процесс, исходя из реальных и конкретных целей, сам отслеживает направления своего развития, сам определяет конечный результат. С другой стороны, использование данной стратегии ориентировано на развитие навыков вдумчивой работы с информацией, с текстом.
Технология развития критического мышления через чтение и письмо представляет собой структуру урока, состоящую из трёх этапов: стадии вызова стадии осмысления содержания и стадии рефлексии. «Структура данной технологии стройна и логична, так как её этапы соответствуют закономерным этапам когнитивной деятельности личности [3]
Первая стадия – вызов. Эта стадия позволяет
- актуализировать обобщить имеющиеся у учеников знания по данной теме;
- вызвать устойчивый интерес к получению новой информации;
- конструировать цели своего обучения.
« В процессе реализации стадии вызова важно:
1. дать учащимся возможность высказывать свою точку зрения по поводу изучаемой темы свободно без боязни ошибиться и быть поправленным учителем;
2. фиксировать все высказывания: любое из них будет важным для дальнейшей работы. При этом на данном этапе нет «неправильных» или «правильных» высказываний;
3.сочетать индивидуальную и групповую работу: индивидуальная позволит каждому ученику актуализировать свои знания и опыт; групповая –услышать другие мнения. Обмен мнениями может способствовать выработке новых идей…» [3]
Вторая стадия- осмысление содержания. Этот этап можно назвать по –другому смысловой стадией. В процессе реализации этой стадии школьники вступают в контакт с новой информацией «Одним из условий развития критического мышления является отслеживание понимания учеником изучаемого материала. Именно данная задача является основной в процессе обучения на стадии осмысления содержания»[3]
На смысловой стадии учащиеся:
1.сопоставляют новую информацию с уже имеющимися знаниями и опытом;
2. акцентируют своё внимание на поиске ответов на возникшие ранее вопросы и затруднения;
3.обращают внимание на неясности, пытаясь поставить новые вопросы.
4. выясняют какие аспекты более или менее интересны и почему;
Третья стадия-стадия рефлексии. В процессе рефлексии происходит размышление и обобщение того, что дети узнали на уроке по данной проблеме, формируется собственное отношение к изучаемому материалу.
Информация, которая была новой, становится присвоенной, превращается в собственное знание. Она становится основной целью деятельности учащихся и учителя.
В технологии критического мышления существует множество методических приемов для реализации целей разных фаз базовой модели урока. Создание синквейнов, кластеров, инсерта к тексту, приём «толстых» и тонких» вопросов позволят учащимся осмыслить всю полученную информацию, присвоить новое знание, сформировать у каждого ученика собственное отношение к изучаемому материалу.
Приём «Толстые» и «тонкие» вопросы
Большое значение в технологии развития критического мышления отводится приемам, формирующим умение работать с вопросами. Вопросы – основная движущая сила мышления.
Уровень задаваемых вопросов определяет уровень нашего мышления. Детей необходимо учить различать те вопросы, на которые можно дать однозначный ответ («тонкие» вопросы), и те, на которые ответить столь определенно не возможно («толстые вопросы»). Толстые вопросы – это проблемные вопросы, предполагающие неоднозначные ответы
«Тонкие» вопросы «Толстые» вопросы
Кто… Почему вы думаете…..
Что…. В чём разница…..
Когда…. Дайте 3 объяснения почему….
Может….. Предположите, что будет, если…
Будет…. Как бы ты поступил?..»,
Как звали… «Где в обычной жизни?..»). Согласны ли вы… Почему вы так считаете?
Было ли… Мог ли Таблица "Толстых" и "Тонких" вопросов может быть использована на любой из трех стадий урока: на стадии вызова – это вопросы до изучения темы; на стадии осмысления – способ активной фиксации вопросов по ходу чтения, слушания; при рефлексии – демонстрация пройденного.
Приём толстых и тонких вопросов можно использовать и при проверке домашнего задания.
Например, при изучении рассказа Д.Н.Мамина-Сибиряка «Приёмыш» обучающимся было дано задание:
-Составить тест из 3 тонких и 3 толстых вопросов.
На следующем уроке дети, работая в парах, отвечают на вопросы. Выбирая лучшие вопросы, доказывают свою точку зрения, определяют магистров «тонких» и «толстых» вопросов.
Данная работа способствует развитию мышления и вниманию учащихся, а также развивается умение задавать ''умные'' вопросы.
Классификация вопросов помогает в поиске ответов, заставляет вдумываться в текст и помогает лучше усвоить содержание текста. Развивает вариативность мышления, а также способность к осознанию своих поступков. Происходит развитие творческого мышления (умение вжиться в роль другого, стремиться находить новое применение известным вещам, склонность к прогнозам, фантазия, тяга к изобретениям).
Прием «инсерт»
Приём «инсерт» помогает снять проблему неосмысленного чтения текста. Чаще всего приём инсерт используется на стадии осмысления.
Этот прием применяю при знакомстве с биографией автора произведения. При изучении рассказа Е.И. Чарушина «Кабан» дети самостоятельно читают сведения из биографии писателя, выставляя пометы на полях:
V – уже знал
+ – узнал новое
! – не понял
?? – меня удивило
Для детей становится важным не только найти информацию, а выделить то, что является новым и интересным. Прежде чем поставить тот или иной значок, ученики задумываются, просматривают текст, решают какой знак поставить.
Сведения о детстве писателей и поэтов помогают детям осмыслить причины, по которым разные авторы обращаются к различной тематике: одни пишут о природе и её красоте, другие – о животных и их удивительной жизни, третьи сочиняют стихи.
Таким образом, работа со сведениями из жизни великих писателей и поэтов способствует формированию навыка чтения, глубокому восприятию произведений искусства, их эстетическому осмыслению. Происходит формирование нравственных ценностей, понимания духовной сущности произведений. После такого вида работы, во время чтения текста, детям легче понять чувства автора и его отношение к героям произведения. Как правило, возрастает читательский интерес, формируется духовная потребность в книге как средстве познания мира и самопознания. [4]
Приём «СинквейнКак показывает опыт, синквейны могут быть очень полезны в качестве одной из форм подведения итогов по полученной информации, способа изложения сложных идей, чувств и представлений в нескольких словах.
Синквейн можно составлять в группах, в паре, индивидуально. Учащиеся могут составлять синквейн на уроке или дома. Как правило, учителя используют этот приём для составления характеристики литературного героя.
Интересно использовать синквейн для прогнозирования темы урока. Например, при изучении рассказа Д. Н. Мамина - Сибиряка «Приёмыш» учащимся предлагается готовый синквейн, но без первой строчки:
_______________________________
Нежная, преданная
Заботится, оберегает, жалеет
Жить ради других.
Чувство!
- Определите первое слово синквейна. (Любовь)
Сегодня мы поговорим о любви к животным. Нужно ли говорить об этом сейчас. Почему?
Приём Прогнозирование (антиципация)
На уроках литературного чтения, предусматривающих антиципацию, чаще всего мы используем приём предвосхищения содержания последующего изложения. Этот вид работы дает возможность соотнести части текста по содержанию, привлекать собственные знания для правильного понимания связей и отношений в тексте. В итоге текст осмысливается глубоко и критически. Очень интересно проходят уроки, когда компонентами учебного творчества выступают:
Предвидение и самостоятельное формулирование учащимися темы и цели уроков:
Например, при изучении рассказа А.И. Куприна «Барбос и Жулька» дети, объясняя смысл пословиц:
Легко подружиться, тяжело разлучиться.
Кто не испытал дружбы, тот не жил.
определяют тему урока. По названию рассказа уточняют, что это произведение о дружбе собак.
Предопределение авторов произведения, предназначенного для изучения, его названия, жанра рассказа.
Так, детям предлагается задание:
-Определите фамилию автора, с произведением которого сегодня познакомимся на уроке. Её можно исключить из данного перечня по двум признакам одновременно.
Даётся перечень фамилий:
М.М.Пришвин
С. А. Есенин
И.С. Никитин.
Из данного перечня исключается фамилия М.М. Пришвин, так как эта фамилия принадлежит писателю, а остальные фамилии поэтов, В фамилиях Есенин, Никитин - 3 слога, а в фамилии Пришвин- 2 слога.
С помощью приёма группировки слов можно определить не только автора и название произведения, но и его жанр.
Например, учитель сообщает детям: «Послушайте несколько названий произведений: «Ребята и утята» «Приёмыш», « Кабан» Определите жанр произведения, с которым мы будем работать на уроке. Обоснуйте свой ответ».
Приблизительный ответ детей: «Мы будем читать рассказ, потому что все названные произведения этого жанра»
Для обеспечения высокого уровня интеллектуального развития, данные приемы надо использовать систематически. Младшие школьники с живым интересом и желанием выполняют задания, благодаря чему у них создается установка на плодотворную работу, задается положительный эмоциональный настрой, повышается активность, творческая деятельность, техника чтения.
Использование инновационных педагогических технологий, в частности, технологии критического мышления, позволило добиться хороших результатов в достижении оптимального чтения.
Хочется отметить стремление учеников принять более активное участие в учебном процессе, дети стали больше внимания уделять подготовке к уроку, появилась уверенность в своих творческих возможностях, не боясь брать ответственность на себя, способны делать выводы. Кроме того, учащиеся готовы к взаимодействию и умению сотрудничать и работать в группе.
Активное участие ребята принимают во внеурочной деятельности. Дети стали чаще посещать библиотеку. В этом году вместе с работниками сельской библиотеки было проведено 2 мероприятия:
«А.Невский - герой земли русской» « М. Ю. Лермонтов –великий поэт России»
У ребят появились читательские пристрастия. Дети уже делают осознанный выбор книг, многие выбирают книги о природе и о животных, причём не только художественные произведения, но и научно - популярные статьи. Выросла экологическая культура учащихся.
Ребята провели экологический утренник, на который были приглашены родители и учащиеся 1-2 классов. Был поставлен музыкальный спектакль –экологическая сказка «Осенняя история» . Ученица нашего класса Васянина Елена была призёром ( II место) районного конкурсе стихов «Природа родного края» Ребятами после изучения раздела «Природа и мы» была создана книга , в которую вошли интересные сведения о животных, сочинения детей о своих домашних животных, лучшие тесты, загадки о животных, сочинённые самими ребятами.
Чтение и письмо – неотъемлемая часть нашей жизни, и от того, как человек владеет этими процессами, зачастую зависит его профессиональная успешность. Поэтому так необходимо ещё в школе сформировать навык эффективного, вдумчивого чтения и использовать для этого все возможные средства.
Литература:
Современные технологии проведения урока в начальной школе с учётом требований ФГОС: Методическое пособие / Под ред.Н.Н. Деменевой.- М: АРКТИ, 2013-152с (Начальная школа) с. 23
.Выгодский.Л.С. Собрание сочинений в 6-ти т. Т.4. Детская психология/под ред.Д.Б. Эльконина-М.:Педагогика,1984 .с 243
Заир-Бек С.И. Развитие критического мышления на уроке: Пособие для учителей общеобразоват. учреждений / С.И.Заир-Бек, И.В. Муштавинская.-2-е изд., дораб. - М:Просвещение 2011-223с : ил- (Работаем по новым стандартам),- ISBN 978-5-09019218-7 с.5, с.16, с.17, с.21
Стефаненко Н.А. Литературное чтение. Методические рекомендации.4 класс: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / Н.А. Стефаненко, Е.А. Горелова.- М.: Просвещение,2013. 189.- (Школа России) с.68
Климанова Л.Ф., Бойкина М.В. Литературное чтение Школа России. Рабочие программы 1-4 классы. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений.- Москва: Просвещение. 2011.с 37