Творческий проект Камзол и Кашмау вышитые бисером.


Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа села Сафарово
Муниципальный район Учалинский район Республики Башкортостан
КАМЗОЛ И КАШМАУ ВЫШИТЫЕ БИСЕРОМ.
Разработала: ученица 7 класса
Нутфуллина Руфина
Руководитель: учитель технологии
Мутагарова Р.Р.
Сафарово 2016

Содержание:
Введение
Обоснование возникшей проблемы. Цель и задачи проекта…………………. 3
Историческая справка……………………………………………………………4
Основная часть
Составление « схемы обдумывания» …………………………………………..10
Разработка и анализ идей и вариантов………………………………………....11
Выбор материала, инструментов, приспособлений…………………………...12
Правила техники безопасности…………………………………………………13
Технологическая карта проекта…………………………………………………14
Экономическое и экологическое обоснование………………………………...15
Заключение
Фотография изделия……………………………………………………………...16
Оценка изделия…………………………………………………………………...17
Реклама……………………………………………………………………………18
Литература ………………………………………………………………………..19
Приложение ……………………………………………………………………….20


1.Введение
1.1 Обоснование возникшей проблемы. Цель и задачи проекта.
В 5 классе учитель технологии научила нас бисероплетению. Мне этот вид рукоделия очень понравилась. Я быстро усвоила и начала плести браслеты, брелки, сережки. А когда я начала посещать танцевальный кружок, мне тетя сшила камзол, папа проколол монетки и мама зашила их к камзолу. Через некоторое время Розалия Рамильевна предложила мне украсить камзол бисером. Я начала плести длинную тесемку по схеме «восьмерка» и зашила по краям камзола. Вышила также башкирские орнаменты. Пока вышивала бисером камзол, пришла идея шить и украсить бисером головной убор (кашмау). И вот получился красивый комплект башкирской одежды, которая не продается в магазинах, выполненная в технике бисероплетения. Также себестоимость одежды низкая, материала затрачивается мало.
Цель: украсить камзол и кашмау бисером.
Задачи:
- изучить схему вышивания бисером;
- выбор материалов;
- выполнить эскизы орнаментов.

1.2. Историческая справка.
Бисер – (от араб. Бусра – фальшивый жемчуг) – мелкие разноцветные стеклянные бусины с отверстиями, употребляемые главным образом для вышивания (на предметах быта, женской одежде и т. Д.).
До сих пор ученые спорят о том, когда именно в истории происходит первое упоминание об этом древнейшем искусстве – бисероплетении. При археологических раскопках было обнаружено, что бисером были расшиты еще одежды древнеегипетских фараонов. Современная история бисера начинается одновременно с изобретением стекла. Существует две версии появления современного бисера.Версия №1
По одной из версий стекло изобрели египтяне. Археологи находят украшения из бисера в гробницах фараонов и жрецов датируемые 5 веком до нашей эры. Египтяне любили добавлять при плавке стекла, различные вещества и тем самым получали разноцветные бисеринки. Украшения из бисера приобрели огромную популярность у египтян, их носили и женщины и мужчины. Например, дома у женщин не принято было носить одежду и они прикрывали наготу украшениями из бисера.Версия №2
Вторая версия появления стекла связана с финикийскими купцами. Финикийские купцы очень много путешествовали по миру. Однажды высадившись на берег, они пытались разжечь огонь, но подручных средств, для розжига они не нашли. Тогда они достали с корабля селитру и разожгли огонь. От высокой температуры селитра расплавилась и оплавила песок, превратив его в стекло. Купцы заметили это и, вернувшись домой, начали производить стекло.
История бисерных украшений
И все-таки, считается, что история бисера начинается с Римской империи.
Co временем совершенствовалась технология изготовления стекла: во II тысячелетии до н. э. появилось полупрозрачное стекло, а в 1 в. До н. э. люди научились варить стекло прозрачное, бесцветное и окрашенное.
С появлением способа выдувания изменился и процесс изготовления бус и бисера. Их делали не только из нити, а и из пустотелых стеклянных трубочек-дротиков, которые мастер-стеклодув выдувал из капли расплавленного стекла с помощью трубки – понтии. Получение стеклянной трубки постоянного диаметра, длины и заданной толщины требовало от мастера большой сноровки, ловкости и отличного глазомера. Затем тонкие стеклянные разноцветные трубочки разрезали ножницами гильотинного типа на мелкие кусочки, на сите отсеивали их от осколков и обрабатывали во вращающемся барабане увлажненной шлифовальной смесью из толченого угля с известью или огнеупорной глиной. После заполнения отверстий смесью бисер высушивали, смешивали с небольшим количеством песка и нагревали до вишнево-красного каления в медленно вращающихся чугунных барабанах. При этом размягченные стеклянные колечки округлялись, сглаживались неровности, вращение не давало им сплющиться, а порошковая смесь — заплыть отверстиям. После охлаждения бисер промывали, высушивали и с помощью полировального порошка возвращали ему блеск, утраченный при нагревании. Таким способом изготовляли и стеклярус, который в отличие от бисера представляет собой отрезки стеклянной трубочки длиной 3 мм и более.
Первые упоминания об использовании «шариков» для вышивания орнаментов на одежде встречаются в древнерусских письменных источниках IX-XII веков, тогда как слово «бисер» вплоть до ХVII века толковали в словарях как «жемчуг». И только в первой половине XVII века изделие и его название наконец-то «встретились».  Тем не менее, уже в IX веке в Киеве, столице Древней Руси, были мастерские, в которых делали не только сосуды, смальту для мозаик, но и бусины, качество и необычность которых удивляли даже венецианских купцов. Киевские стеклоделы XIII века уже умели изготавливать маленькие чёрные и жёлтые бусины из стекла, напоминающие по форме бисер XVIII века. Позднее бисер стали изготавливать и в Чернигове, Владимире, Рязани
 Вместе с другими товарами торговцы завозили в Киев и заморский зелёный бисер. В древних курганах археологи находят самые разнообразные стеклянные бусины. По цвету встречаются зелёные, синие, жёлтые, фиолетовые, чёрные, серебряные и золочёные; по форме – и круглые, и цилиндрические, и винтообразные, и бочонком, попадаются и биконические – в виде двух усечённых конусов, сложенных друг с другом широкими основаниями. 
К сожалению, распространение бисера на Руси было надолго остановлено нашествием монголо-татар – изготовление бисера и его использование практически прекратилось. Только к XVII веку он снова стал популярен во многом благодаря торговле русских купцов с народами Сибири. Сибиряки охотно отдавали меха, золото и другие ценные предметы в обмен на разноцветные бусы и стеклярус, которые торговцы, отправляясь в путь, брали с собой по несколько десятков фунтов. 
Великий ученый Л.В. Ломоносов внес большой вклад в развитие производства стекла и бисера. Его исследования в области теории цвета и эксперименты по получению цветных стекол положили основу новой технологии. На основе данной технологии в 1753 году началось строительство фабрики под Ораниенбаумом в городе Усть-Рудице. В 1754 году фабрика выпустила свою первую партию продукции: бисер, стеклярус, цветные стекла для мозаики, граненые камни и броши.
Но всё же популярность бисера в России до XVIII века была не так велика, как в Европе. Намного больше ценился жемчуг. Украшать им одежду предпочитали не только знатные особы, но и простые крестьянки. Богатые могли позволить себе купить крупный привозной жемчуг, а бедным был доступен только мелкий речной «отечественный». А цветным бисером люди украшали одежду очень редко.
Интересно, что в древности на Руси бисер отмеряли так же, как и в наши дни – по весу. А вот стеклярус, который в те времена называли «одекуй», продавали поштучно. 
Виды бисера
Из изученных источников я узнала, что сейчас существует большое количество видов бисера, которые отличаются друг от друга. Классификация видов бисера представлена в таблице:
Классификация бисера
№ Название бисера, рисунок Отличительные особенности
Стеклярус
трубочки из цветного стекла изготовляются разных размеров, цветов, формы (в том числе витой и граненый).
Парчовый (с серебряной нитью, «огонек»)
бисер из прозрачного стекла, поверхность отверстия которого покрыта блестящей «серебряной» краской. Отверстия в таком бисере могут быть не только круглого, но и квадратного сечения, который выглядит граненым.
«Хамелеон» (с цветной нитью)
бисер из цветного прозрачного стекла, поверхность отверстий которого покрыта краской, отличающейся по цвету от стекла. Такой бисер «играет» в изделии и может менять цвет в зависимости от освещения.
Обливной (мокрый) бисер слабо прозрачный бисер, как правило, пастельных оттенков, со слегка блестящим покрытием
Перламутровый (цейлонский) чуть прозрачный бисер пастельных тонов со слегка блестящим белесым покрытием, напоминающим жемчуг.
Непрозрачный натуральный бисер (естественный, обычный), матовый, глухой бисер из непрозрачного стекла без покрытия, почти без блеска.
Металлический бисер стеклянный бисер с покрытием «под металл» разных цветов. Это покрытие непрочное и при работе с бисером или в процессе носки стирается.
Блестящий (люстровый) бисер с глянцевым, сильно блестящим покрытием без переливов — лакированный.
Прокрашенный внутри бисер из бесцветного прозрачного стекла с прокрашенной внутренней поверхностью отверстия (с тайваньского бисера такого типа в воде полностью смывается краска).
Костинский выпускаемый на фабрике в Костино, похож на Клинский, но ровнее его.
Клинский
крупный прозрачный бисер, выпускаемый на лыжной фабрике в городе Клин. Это бисер низкого качества, ярких цветов, с большими отверстиями. По размеру он близок к рубленому бисеру № 7/0, 8/0.
Асфальтовый (графитовый)
темно-серый, почти черный бисер с металлическим блеском.
Тертый
полупрозрачный бисер с тусклой, шершавой поверхностью без блеска, при встряхивании пакетика издает характерное шуршание. Такой «тертый» бисер с квадратным отверстием обладает оптическим эффектом — светящейся продольной полоской внутри бисеринки, похожей на «кошачий глаз».
Полосатый
бисер из стекла, в которое были вплавлены цветные полосы
Радужный бисер с блестящим, прозрачным, слегка переливающимся покрытием.
Бензиновый (переливчатый)  бисер с блестящим, сильно переливающимся разными цветами покрытием, напоминающим разводы бензиновой пленки на воде.
Мраморный (меланжевый) бисер с неоднородным покрытием, как будто из плохо перемешанного цветного стекла. Бисеринки слегка отличаются друг от друга оттенком или тоном.
С золотой нитью- бисер из прозрачного бесцветного стекла, поверхность отверстия которого покрыта блестящей «золотой» (бронзовой, медной) краской.
Волокнистый (снежок, соломка) рубленый бисер или стеклярус, который как бы склеен из продольных трубочек (волокон).
2. Основная часть.
2.1. Составление « схемы обдумывания».
Форма, цвет, орнамент по желанию

Технология изготовления
Материал (вид бисера)

Изделие из бисера

Инструменты и приспособления
Эстетика


Разработка и анализ идей и вариантов.
Вариант1.
Вариант 2
Вариант 3
Вариант 4 Вариант 5
-46990175260
Браслет, плетеный на станке, по всему браслету – имя будущей обладательницы
Браслеты в воде кольца
Плетеные цветы из бисера
Сложный браслет с растительным рисунком
Брошь из бисера

Выбор оптимального варианта проекта.
Проанализировав все возможные варианты, а их оказалось очень много, я решила
вышить свой камзол, которого я надеваю, когда танцую. Меня заинтересовали работы в комбинированной технике. На ткань прикрепляю рисунок, бисером вышиваю орнаменты, чтобы подчеркнуть красоту башкирского костюма. А по краям камзола зашиваю отдельно плетеную бисером ленточку.
2.3.Выбор необходимого материала, инструментов и приспособлений.
Наименование материалов Назначение
материалов Характеристика материалов
Основа –камзол Основа будущего изделия Бумага с нанесенным рисунком фона и схемой пришивания бусин.
Нитки х/б белого цвета (тонкие), или с лавсаном № 44 ЛЛ Для пришивания бусин Нитки должны быть тонкие и прочные, лучше подойдут с лавсаном.
Бисер разных цветов в соответствии с рисунком. Для вышивки бисером Бисер должен быть хорошего качества, чтобы работа не теряла своей эстетичности во время её эксплуатации.
Монеты (5копеек). Для украшения камзола и головного убора(кашмау). Маленькие монеты смотрятся аккуратнее.
Ракушки. Для украшения головного убора. Мелкие ракушки, чтобы смотрелись красиво.
Ножницы Для отрезания ниток. Должны быть маленького размера, чтобы не повредить основу работы.
Эскиз Для вышивания орнамента Сделать самому.
Игла для вышивки бисером Для пришивания бисеринок Очень тонкая игла, из прочной стали, чтобы могла проходить через любую бисеринку.
Наперсток Для предохранения пальца от уколов иглой Правильного размера
Пяльцы Для удобства работы Желательно прямоугольной формы, для предохранения вытягивания ткани при натяжении на пяльцы другой формы
2.4.Правила техники безопасности.
Общие санитарно-гигиенические требования при шитье:
1 .Перед началом работы для удобства уберите волосы
2.. Свет должен падать на рабочую поверхность с левой стороны или спереди;
Техника безопасности при работе с нитками и фурнитурой:
1. Все рукоделие в промежутках между работой храните в упаковке;
2. Все мелкие детали набора храните в специальных пакетах;
3. Во время работы нельзя перекусывать нити зубами или рвать их руками;4. Длина нити при шитье не должна превышать длину расстояния до локтя;
5. При работе с бисером следует использовать неглубокие емкости(н-р, блюдце);
Техника безопасности при работе с иглами:
1. Храните иголки в определенном месте (специальной коробке, подушечки и т.д.), не оставляйте их на рабочем месте. Ни в коем случае не берите иголку в рот и не вкалывайте их в одежду. Не оставляйте иголку в изделии;
2. Используйте при шитье наперсток;
3. Не используйте при шитье ржавые иголки;
4. Куски сломанных иголок и булавок собирайте и выбрасывайте, завернув в бумагу;
Техника безопасности при работе с ножницами:
1.Храните ножницы в футляре и в недоступном месте для детей;
2.Во время работы не оставляйте лезвия ножниц открытыми;
3.Не держите ножницы острыми частями вверх, а также не используйте их при ослабленном центральном креплении;
4.Во время работы удерживайте материал левой рукой так, чтобы пальцы были в стороне от лезвия.
Технологическая карта проекта.
Цепочка в полромба, или «восьмерка»
Эта цепочка используется как основа для выполнения различных ожерелий и колье, так как она ажурная и эластичная.
Наберите 7 бисерин и пропустите пить в 1-ю бисерину набора снизу вверх (она будет бусинкой-связкой для первого элемента цепочки) (рис. 27 а).Нанижите еще 4 бисерины и проденьте иглу в 6-ю бисерину первого набора сверху вниз (она будет связкой для второго элемента цепочки) (рис. 27 б).
 
Наберите еще 4 бисерины и пропустите иглу в 3-ю бисерину предыдущего набора снизу вверх.Продолжайте плести цепочку, набирая всегда по 4 бисерины. Иголку вводите в фиксирующую бисерину то сверху, то снизу (рис. 27 б), то есть в обратном направлении.

Цепочку можно сделать более ажурной. Для этого в первом наборе должно быть 10 бисерин, а в последующих 6 бусинок, между фиксирующими бисеринками будет не по 1 бусинке, а по 2, а по верхнему и нижнему краям по 3.
Башкирские орнаменты.
На бумаге нарисовать орнаменты, прикрепить к изделию и по бумаге вышивать узор.
Потом бумагу убираем. Затем пришиваем монетки к камзолу. Кашмау также вышиваем бисером, пришиваем монетки и украшаем ракушками.
Экономическое и экологическое обоснование.
Расчет себестоимости изделия
Материал Количество Цена, р Стоимость ,р
Бисер
Желтый
Синий
Красный
Зеленый
Стеклярус
Ракушки 1 пач.по 50 гр.
1 пач.по 50 гр.
1пач.
1пач.
1пач.
- 50
50
10
10
10
- 50 р.
50 р.
10 р.
10 р.
10р.
-
5 копеечная монета 32 1 руб.60к. 1 руб.60к.
Нитки 1 10 10
Нитки для бисера 1 15 15
Итого 156 руб.60 к.
1.Вся работа проводилась днем, поэтому стоимость электроэнергии не учитывается
2. Расходы на оплату труда тоже не учитываются.
Итого стоимость работы составила: 156 рублей 60 копеек.
Экологическое обоснование.
Во время работы использовались инструменты , приспособления и материалы, допущенные к реализации в торговых точках для покупателей и поэтому не повлекут за собой изменения в окружающей среде, нарушения в жизнедеятельности человека, так как мой комплект изготовлен из экологически чистых материалов. Остатки материалов пригодятся мне для выполнения следующих проектных работ.Я считаю, что мой проект-это экологически чистое изделие.
 
3.Заключение:
-4705354425953.1. Фотография изделия.
3340102093595
Оценка изделия.
В результате выполнения работы я узнала много новых сведений из истории бисера, способа его производства, разнообразных видах бисера..Освоила технологию вышивки бисером и украсила свой камзол и головной убор бисером.
Моя работа получилась красивой, аккуратной. Она понравилась моим родителям и друзьям, учителям.
Изготовленное изделие, вышитое из бисера полностью соответствует намеченной задаче.
Положительные стороны:
-цель достигнута;
-материалы общедоступны;
-технология изготовления посильна;
- дизайн соответствует назначению;
-стоимость изделия не высокая;
-изделие имеет художественную ценность.
Отрицательные стороны:
Работа требует особой внимательности и аккуратности.
Реклама.
left0

Фантазии полёт и рук творенье
С восторгом я держу в своих руках…
Не знает, к счастью, красота старенья,
Любовь к прекрасному живёт в веках.
Умелец может сделать из железки,
Из камня, дерева – шедевры красоты.
Из разноцветья бисера и лески,
Как в сказке, чудеса творим и мы.
Цветов касаюсь осторожно,
Они чаруют и ласкают взор.
Представить трудно, как это возможно
Создать невиданной красы узор.
Как результат терпенья и уменья –
Изящество, и цвета чистота,
И совершенство формы…
Нет сомненья,
Наш мир спасут талант и красота!
(Андреева Анжела
Литература.
Гусева Н.А.365 фенечек из бисера.-М: Айрис-пресс, 2003.
2.История и Культура Башкортостана.Хрестоматия .Под. ред.Ф.Г. Хисаметдиновой.-М.:АО МДС, 1997.
3.Интернет- ресурсы.
Приложение.