Самоанализ и разработка урока по русскому языку по теме Тире между подлежащим и сказуемым 11 класс УМК: Н.Г.Гольцова.
Открытый урок в 11 классе. УМК: Н.Г.Гольцова. Учитель: Павлова Наталья Викторовна.
Тема: Тире между подлежащим и сказуемым (систематизация и углубление знаний)
Цель: систематизировать и углубить знания учащихся об условиях постановки-отсутствия тире между подлежащим и сказуемым.
Задачи:1. Схематизировать условия постановки-отсутствия тире между подлежащим и сказуемым, отработать правила постановки-отсутствие тире между подлежащим и сказуемым через работу с пословицами и текстом.
2. развивать образное и логическое мышление, умение обобщать, анализировать, схематизировать, сравнивать, развивать речь.
3. воспитывать любовь к слову, уважительное отношение к родине, людям, истории.
Ход урока.
1.Орг. Момент. Приветствие. Здравствуйте, ребята, я рада вас видеть. С каким настроением пришли на урок. Посмотрите за окно. Какая там прекрасная погода, светит солнце и на душе так же тепло и хорошо. Давайте улыбнемся такому прекрасному дню и друг другу.
В конце учебного года нам предстоит сдача ЕГЭ по русскому языку. Сейчас я предлагаю выполнить следующее задание: (Слайд 1) Что неправильно в этих предложениях?. Какие ошибки увидели?. Называют ошибки (орфографические и пунктуационные).
Работа в парах.
Учить ум тачить.
Смех точьно кашель.
Творчество втарая жызнь.
Курить здаровью вридить.
Шестью шесть сорок девять. ( математическая ошибка, интеграция)
Любить иных тижелый крест.
Беднасть не порок.
Он- великий человек
-На какое пунктуационное правило записаны предложения? (тире между подлежащим и сказуемым?
-Возникли ли у вас трудности со знаками препинания?
-Какая проблема возникает? Достаточными ли мы обладаем знаниями, чтобы прямо сейчас безошибочно поставить тире?
-Значит, о чем мы будем говорить на уроке. что мы будем повторять? Формулировка темы урока.
-Эта тема вам знакома? В каком классе её изучали?
- Каким способом мы достигнем цели урока? Что нам предстоит сделать? Какие цели поставим перед собой?
-Для чего нужны знания по этой теме лично вам, кроме сдачи ЕГЭ? Где в жизни могут пригодится эти знания?
2 Актуализация знаний. Полученных ранее(В 8 классе)
-Вспомните условия постановки- отсутствия тире между подлежащим и сказуемым.
-А теперь обратимся к теоретическому материалу учебника. Параграф 73, стр. 236. Внимательно его изучите, что нового вы узнали? Какие условия выбора тире а предложении вам были неизвестны?
Работа в группах. Схематизируйте условия постановки (1 группа) и отсутствия (2 группа) тире между подлежащим и сказуемым, используя материал учебника. Схемы условий начертите на доске 1 гр- в правую колонку, 2 гр.- в левую.
На доске учащиеся схематично изображают условия постановки- отсутствия тире между подлежащим и сказуемым.
-А теперь сравните правую и левую колонку, что общего и чем различаются условия постановки- отсутствия тире?
Каждая группа на каждое условие приводит примеры. Доказывает.
А теперь вернемся к пословицам (слайд1) и посмотрим, с каким предложениями возникли трудности. Попробуйте теперь объяснить пунктуацию в них, пользуясь нарисованной на доске таблицей. Запишите предложения, расставьте знаки препинания, вставьте буквы.
3. Отработка умения постановки- отсутствия тире между подлежащим и сказуемым.
Работа в парах. Выполнение упражнения 346
Взаимопроверка по слайду 2, на котором записаны предложения из упражнения с расставленными знаками препинания.
Все ли ошибки увидели? Все ли смогли объяснить? Объясните смысл пословиц.
Работа с текстом. Прочитайте выразительно текст (Читает ученик)
Прочитайте текст, определите тему, основную мысль и проблему текста. Выпишите предложения на изученную тему «Тире между подлежащим и сказуемым».
Память одно из важнейших свойств бытия
Это важнейший творческий процесс. Запоминается то что нужно; путем памяти накапливается добрый опыт образуется традиция.
Память противостоит уничтожающей силе времени.
Память преодоление времени преодоление смерти.
В этом величайшее значение памяти.
«Беспамятный» это человек неблагодарный безответственный а следовательно и не способный на добрые бескорыстные поступки.
Безответстве(н,нн)ость р..ждает отсутствие сознания того что (ни)что (не) происходит бе..следно. Человек с..вершающий (не)добрый поступок думает что поступок этот не сохр..нится в его личной памяти в памяти окружающих. Он сам очевидно (не) привык беречь память о прошлом испыт..вать чу..ство благодарности к предкам их труду их заботам и поэтому думает что и о нем все будет поз..быто.
Совесть это память к которой присо..диняется моральная оценка совершё(н,нн)ого. Но если совершё(н,нн)ое не сохраняется в памяти то (не) может быть и оценки. Без памяти нет совести.
(Д/З)Запишите последние два абзаца по правилам орфографии и пунктуации.
Беседа по тексту.
-О чем текст? Тема текста? Идея? Какую проблему поднимает автор текста? Как вы относитесь к этому?
-Почему совесть- это память?
-Почему память противостоит времени, смерти?
-Как вы понимаете смысл слов бессовестный, неблагодарный, безответственный? Выделите морфемы в этих словах. К какому человеку применимы данные прилагательные?
Основная мысль текста? К чему он призывает нас?
-На будущее, что бы взяли для себя из текста?
-Как бы вы озаглавили текст? (Без памяти нет совести)
4. Контроль усвоенных знаний и умений. Самостоятельная работа. Выпишите из данного текста только те предложения, в которых пунктуация оформляется по теме нашего урока (постановка- отсутствие тире)
Индивидуальная работа. Кто справился, получает карточку с заданием по уровню учебных возможностей (дифференциация). Учитель проверяет.
5. Рефлексия . А теперь давайте проверим, правильно ли вы справились с заданием по тексту. На слайде записаны предложения (самопроверка)
Память- одно из важнейших свойств бытия.
Память- преодоление времени, преодоление смерти.
«Беспамятный»- это человек неблагодарный,
безответственный.
Совесть- это память, к которой присоединяется
моральная оценка совершенного.
6. Подведение итогов урока. Итак, что вы повторили и узнали нового на уроке? Теперь к доске выйдите по одному человеку из группы и обобщите знания по постановке- отсутствию тире. Сделайте выводы.
7.
Домашнее задание: на выбор
Записать предложения последних двух абзацев по правилам орфографии и пунктуации .
Напишите сочинение-рассуждение «Без памяти нет совести», используя предложения с изученной пунктограммой.
Самоанализ урока по русскому языку в 11 классе по теме: «Тире между подлежащим и сказуемым»
В 11 классе 8 человек.
На уроке присутствовало- 8
Из них имеют высокий уровень учебных возможностей 2 человека, средние у 4 человек, низкие у 2 .
Тип урока: систематизация и углубление знаний
Данный урок входит в раздел « Предложение. Виды предложений по структуре»-7 часов.
Этот урок 5-ый.
Цель: систематизировать и углубить знания учащихся об условиях постановки-отсутствия тире между подлежащим и сказуемым.
Задачи:1. Схематизировать условия постановки-отсутствия тире между подлежащим и сказуемым, отработать правила постановки-отсутствие тире между подлежащим и сказуемым через работу с пословицами и текстом.
2. развивать образное и логическое мышление, умение обобщать, анализировать, схематизировать, сравнивать, развивать речь.
3. воспитывать любовь к слову, уважительное отношение к родине, людям, истории.
Все этапы урока были направлены на выполнение этих задач .
Формы организации учебной деятельности –самостоятельная, парная, групповая работа. На уроке также имела место дифференцированная работа( работа с карточками) . На уроке применялась ИКТ.
На вводно-мотивационном этапе были предложены предложения- пословицы с ошибками, детям предложено было найти ошибки, объяснить орфографию и пунктуацию. Но возникла проблема правильной постановки знаков препинания, учащиеся не смогли сразу обозначить пунктограммы (забыли некоторые условия постановки-отсутствия тире между подлежащим и сказуемым). Поэтому из проблемы определили тему урока и поставили учебные задачи. (мотивация и целеполагание)
Далее класс разделен был на две группы, каждая группа работала с теоретическим материалом учебника, выбирая нужную информацию об условиях постановки –отсутствия тире. Целью этого этапа было развитие умений выбирать важную информацию, анализировать научный текст, получать теоретические знания по теме урока. Чтобы систематизировать теоретический материал по теме, было предложено составить схемы с условиями постановки- отсутствия тире между подлежащим и сказуемым. Каждая группа с этим заданием справилась и на каждое условие привела примеры. Таблица со схемами была записана учащимися на доске.
На этапе отработки знаний и умений по теме проведена работа с пословицами, дети нашли и исправили ошибки в предложениях, таким образом повторим орфограммы в словах и применили полученные знания по пунктуации на практике. Цель этого этапа- отработка правила постановки-отсутствия тире между подлежащим и сказуемым.
Так как учащимся предстоит сдача ЕГЭ, то далее на уроке был предложен текст публицистического стиля, содержанием которого был материал для анализа содержания текста. К тексту был задан ряд вопросов , помогающих в выполнения части С ЕГЭ (Анализ текста). . А также к тексту было дано задание по теме урока. Выполнение этого задания было проведено в форме самостоятельной работы, тем, кто быстрее справился с этим задание были предложены индивидуальные карточки с дифференцированными заданиями по тексту( задания по лексике, фонетике, словообразованию).
После выполнения заданий был проведен самоконтроль. За выполнение этого задания ученики поставили себе оценки.
Итогом урока стало обобщение полученных знаний с помощью таблицы на доске. Учащиеся друг друга опросили по теме урока. Рефлексия была проведена.
Домашнее задание было дано по уровню возможностей каждого ученика. Они сами выбрали для себя, либо 1. Записать последних два абзаца по правилам орфографии и пунктуации. (подготовка к заданиям ЕГЭ часть А и В)
2.Напишите сочинение-рассуждение, используя предложения с изученной пунктограммой (подготовка к ЕГЭ часть С)
«Без памяти нет совести»
Цель урока была достигнута, план урока реализован.
15