Урок биологии на мему Вид. Критерии вида


КРИТЕРИИ ВИДА
Задачи: изучить понятие вида, его критерии и структуру.
Элементы содержания: вид, критерии вида: морфологический, физиологический, генетический, экологический, географический, исторический.Тип урока: комбинированный.
Оборудование: изображения нескольких организмов, относящихся к одному виду.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Проверка знаний учащихся.
Тест по теме «Селекция»
Вопросы:
1. Популяция растений, характеризующаяся сходным генотипом и фенотипом, полученная в результате искусственного отбора, – это:
а) вид;
б) подвид;
в) порода;
г) сорт.
2. Каким путем осуществляется в селекции растений выведение новых сортов?
а) Выращиванием растений на удобренных почвах;
б) вегетативным размножением с помощью отводков;
в) скрещиванием растений различных сортов и последующим отбором потомства с ценными признаками;
г) выращиванием растений на бедных почвах.
3. При искусственном отборе формируются признаки, полезные:
а) человеку;
б) виду;
в) биогеоценозу;
г) породе.
4. Метод получения новых сортов растений путем воздействия на организм ультрафиолетовыми или рентгеновскими лучами называют:
а) гетерозисом;
б) полиплоидией;
в) мутагенезом;
г) гибридизацией.
5. Явление гетерозиса связано:
а) с новой комбинацией генов;
б) с изменчивостью генов;
в) с модификационной изменчивостью;
г) с хромосомными перестройками.
6. Группу наиболее сходных по строению и жизнедеятельности животных, созданных для сельскохозяйственных целей человеком, называют:
а) сортом;
б) видом;
в) породой;
г) родом.
7. Чистая линия растений – это потомство:
а) гетерозиготных форм;
б) одной самоопыляющейся особи;
в) межсортового гибрида;
г) двух гетерозиготных особей.
8. Что лежит в основе создания новых пород сельскохозяйственных животных?
а) Скрещивание и искусственный отбор;
б) естественный отбор;
в) хороший уход за животными, режим их питания;
г) борьба за существование.
9. Н. И. Вавилов разработал:
а) хромосомную теорию наследственности;
б) эволюционную теорию;
в) гипотезу происхождения жизни;
г) учение о центрах многообразия и происхождения культурных растений.
10. Близкородственное скрещивание в селекции животных используют для:
а) закрепления желательных признаков;
б) улучшения признаков;
в) увеличения гетерозиготных форм;
г) отбора наиболее продуктивных животных.
Ответы: 1 – г, 2 – в, 3 – а, 4 – в, 5 – а, 6 – в, 7 – б, 8 – а, 9 – г, 10 – а.III. Изучение нового материала.
Вид является основной структурной единицей живой природы. Он возникает, развивается, а при изменении условий существования может исчезнуть или преобразоваться в другие виды.
Вид – совокупность особей, занимающих определенную область распространения, сходных по строению, свободно скрещивающихся между собой и дающих плодовитое потомство
На сегодняшний день описано около 1,5 млн видов животных и более полумиллиона видов растений. Процесс описания новых видов продолжается. Каждый год описывается до тысячи новых видов живых организмов. Одни виды отличаются от других рядом признаков, совокупность которых составляет критерии вида.
Критерии вида – совокупность определенных признаков, позволяющих характеризовать какую-либо группу организмов как вид.
Критерии вида Содержание критерия
1. Морфологический Сходство внешнего и внутреннего строения особей одного вида, особенностей строения представителей одного вида
2. Физиологический Сходство всех процессов жизнедеятельности, и прежде всего процесса размножения (свободное скрещивание особей вида)
3. Генетический Каждый вид характеризуется определенным, присущим только ему набором хромосом и их особой структурой (размеры, форма, состав ДНК)
4. Экологический Вид занимает определенное место в природе, имею свою специализацию, набор факторов среды, необходимых для его существования
5. Географический Вид обладает определенной областью распространения в природе – ареалом
6. Исторический Общность предков, единая история возникновения и развития вида
Все критерии в отдельности имеют относительный характер. Например, морфологическое сходство могут иметь разные виды (виды-двойники), но они не скрещиваются между собой (например, шесть видов-двойников у малярийного комара). Поэтому для установления того, является ли какая-либо группа организмов видом, недостаточно использовать какой-либо один критерий; только совокупное их изучение может дать правильный ответ на этот вопрос.
Структура вида

IV. Закрепление изученного материала.
Беседа по вопросам:
1. Что такое вид?
2. Какие критерии вида вам известны?
3. Можно ли по одному критерию установить принадлежность организма к конкретному виду?
4. Почему необходимо использовать в совокупности все критерии для установления видовой принадлежности?
5. Сколько видов обитает на нашей планете?
Домашнее задание: § 4.1.