Конспект урока по русскому языку на тему: Тире между подлежащим и сказуемым (11 класс)


Конспект по русскому языку «Тире между подлежащим и сказуемым»
Тип урока: Обобщающее повторение
Дата: 26.09.2015
Предмет: русский язык, 11 класс
Перечень оборудования: cлайд-презентация с основными учебными сведениями урока, проектор, ноутбук
Библиографический список: Русский язык, 10-11 класс: учебник для общеобразовательных учреждений Н.Г. Гольцовой, И.В. Шамина,
М. А. Мищерина. – 9-е изд. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2012. 448 с.
Классификация предложений [Электронный ресурс] URL: http://nsportal.ru/shkola/russkiy-yazyk/library/2013/10/03/klassifikatsiya-predlozheniy
Тема урока: Тире между подлежащим и сказуемым
Цель урока:
Актуализировать и дополнить знания учащихся о постановке тире в простом предложении.
Задачи урока
1. Обучающие задачи:
Повторить и обобщить сведения тире между подлежащим и сказуемым
Актуализировать знания учащихся о случаях постановки тире в неполных предложениях
Актуализировать знания учащихся о случаях, когда тире в простом предложении не ставится
2. Воспитательные:
Содействовать воспитанию уважения к одноклассникам через организацию слушания устного развернутого ответа товарища
Воспитывать умение объективно оценивать свои знания и умения в ходе выполнения заданий и оценочного слова учителя.
3. Развивающие:
Способствовать развитию связной устной речи
Развитие внимания, логического мышления учащихся
Содействовать развитию у учащихся разных видов памяти при организации различного восприятия исходного текста (на слух и зрительно);
Хронометраж урока:
Организационный этап урока – 2мин
Опорное повторение – 5 мин
Повторение пройденного материала – 7мин
Изучение нового материала – 15мин
Закрепление изученного материала – 10мин
Задание на дом – 4мин
Подведение итогов – 2мин
Методическое обоснование: Данный урок предполагает повторение по теме «Тире в простом предложении». В начале урока предлагается провести проверочную работу по теме «Простое предложение» для подготовки к ЕГЭ. Изучение материала урока предполагается провести с использованием таблицы на слайдах, для систематизации полученной информации. Учащиеся, воспринимая тему не только на слух, смогут ее понять лучше. Также учащимся разъясняется, что тире может использоваться для внесения ясности в смысл предложений, там, где это необходимо.
Этап урока Деятельность учителя Деятельность учащихся Примечания
I. Организац. этап Метод: слово учителя
Прием: приветственное слово учителя, вводное слово
Здравствуйте, ребята. Открываем тетради, записываем дату, вид работы и тему урока. Сегодня мы поговорим о постановке тире в простом предложении. Слушаем внимательно, если что-то будет непонятным, спрашиваем. Слушание (глобальное, нерефлексивное, некритическое, информативное). Письмо.
Образец записи в тетрадях:
Двадцать шестое сентября
Классная работа
Тире между подлежащим и сказуемым (Слайд 1)
II. Опорное повторение Метод, прием: Ведущее, инструктирующее слово учителя
Синтаксическая разминка.
Задание: записать предложения, найти грамматические основы, указать тип сказуемого и способ его выражения.
Простота есть необходимое условие прекрасного (К.Паустовский).
Хороший вкус – это прежде всего чувство меры (К.Паустовский).
Вставьте пропущенные знаки препинания, в ответе укажите только те цифры, на месте которых должны стоять запятые. Ответ вводите без запятых и пробелов.
В холодном батике (1) резервирующий состав наносится на ткань в виде замкнутого контура (2) в пределах (3) которого (4) специальными красками в соответствии с эскизом расписывается изделие.
Мелкое болотистое озеро (1) по берегу (2) которого (3) пробирались охотники (4) еще белело меж деревьев.
Детальное слушание
Образец записи:
Простота есть необходимое условие прекрасного (К.Паустовский).
Хороший вкус – это прежде всего чувство меры (К.Паустовский).
В холодном батике (1) резервирующий состав наносится на ткань в виде замкнутого контура, (2) в пределах (3) которого (4) специальными красками в соответствии с эскизом расписывается изделие.
Мелкое болотистое озеро, (1) по берегу (2) которого (3) пробирались охотники, (4) еще белело меж деревьев.
III.Повторение пройденного материала
Метод, прием: опрос, фронтальный опрос
Обратимся к теме урока. И для начала давайте вспомним.
Какие члены предложения являются главными?
Какой член предложения называется подлежащим??
Назовите основные способы выражения подлежащего. Приведите примеры.
Какой член предложения называется сказуемым? Назовите способы его выражения.
Какие виды сказуемых вы знаете?
Какое сказуемое называется составным глагольным?
Какое сказуемое называется составным именным?
Какой частью речи может быть выражена именная часть?
Оценочное, обобщающее слова учителя
Молодцы, вы все правильно вспомнили! Слушание (детальное, нерефлексивное, критическое, информативное). Говорение.
Подлежащее и сказуемое
Подлежащее – это главный член предложения, который обозначает предмет речи и отвечает на вопрос именительного падежа (кто? что?).
Подлежащее может быть выражено одним словом (именем сущ, числит, прилагат., местоим, причастием, инфинитивом, неизменяемой частью речи в значении имени сущ.,синтаксически неделимым словосочетанием).
Сказуемое – это главный член предложения, который обычно согласуется с подлежащим (в числе, в лице или в роде) и имеет значение, выраженное в вопросах: что делает предмет? что с ним происходит? каков он? что он такое? кто он такой? Способы выражения: глагол в форме какого-либо наклонения, независимый инфинитив, междометные глагольные формы, фразеологический оборот с главным словом – глаголом в спрягаемой форме, глагол в спрягаемой форме с модальной частицей .Простое глагольное сказуемое – ПГС Составное глагольное сказуемое – СГС Составное именное сказуемое – СИС.
Составное глагольное сказуемое (СГС) состоит из двух частей:
а) вспомогательная часть (глагол в спрягаемой форме) выражает грамматическое значение (время и наклонение);б) основная часть (неопределённая форма глагола – инфинитив) выражает лексическое значение.
Составное именное сказуемое (СИС) состоит из двух частей:
а) вспомогательная часть – связка (глагол в спрягаемой форме) выражает грамматическое значение (время и наклонение);б) основная часть – именная часть (имя, наречие) выражает лексическое значение.
IV.Изучение нового материала  Метод, прием: Ведущее, инструктирующее слово учителя
А теперь мы можем перейти к изучению новой темы. Но какой, я вам не скажу. Это я пока держу в секрете. Вы сами потом догадаетесь. Будьте внимательны.
Сегодня вы – юные исследователи.
На доске вы видите несколько предложений.
-Давайте определим грамматическую основу каждого из них.
Языковой материал:
Хорошая книга  ‌‌‌‌| просто праздник.
О решенном говорить только путать. ( М. Горький)
Долг наш защищать крепость до последнего издыхания.
Дважды два четыре.
Большая Медведица семь ярких звёзд.
Чтение вот лучшее учение. ( А. Пушкин)
Что общего в структуре этих предложений?
  - Какими частями речи выражены подлежащее и сказуемое?  
- Какой знак препинания ставится на месте пропущенной связки?
Оценочное слово учителя
Правильно, молодцы! Всё вы знаете. Теперь вы сами можете сказать, чем мы будем сегодня заниматься. Какая тема урока? Запишем, ТИРЕ МЕЖДУ ПОДЛЕЖАЩИМ И СКАЗУЕМЫМ.
Вводное слово:
Конечно, известно, что общее представление о постановке тире между подлежащим и сказуемым, когда каждый из главных членов выражается существительным в И.п., давалось вам в 5 классе. В 7 классе вы более подробно рассматривали эту тему.
- А наша задача сегодня - вспомнить, в каких же случаях употребляется тире между подлежащим и сказуемым, а в каких – отсутствует; и сформировать навыки, потренироваться.
- Вопрос к классу: в названии темы урока слова « подлежащим и сказуемым», какими  членами предложения являются?
- Почему же тогда не стоит запятая?
Метод, прием: слово учителя, объяснительное слово учителя
Тире в русскую пунктуацию ввёл Н.М. Карамзин. Пунктуационный термин тире восходит к французскому слову "tiret" (от глагола "tirer" - "тянуть") , что значит «чёрточка». В старых русских грамматиках тире называли «молчанка», термин подсказывал, что на месте тире необходима пауза.
Итак, чтобы выяснить в каких случаях ставится тире в простом предложении, обратимся к таблице на слайде. Изучите ее внимательно.
Проговорите, в каких случаях ставится тире в простом предложении?
Какие из приведенных случаев постановки тире встречаются наиболее часто?– Какова же функция тире в этих предложениях?
А сейчас давайте обратимся к случаям, когда тире не ставится.
Проговорим, в каких случаях не ставится тире в простом предложении?
Языковой материал:
Тире ставится:
Сущ (и.п.) – сущ. (и.п.) Книга— лучший друг человека.
Инфинитив - инфинитив Охранять природу — любить родину.
Перед словами это, это есть, вот, значит, это значит Чтение — вот лучшее учение.
Читать — значит вырабатывать вкус, постигая прекрасное.
Сущ. (им.п.) - инфинитив Ходить босиком —  большое удовольствие.
Колич. числит. – колич. числит.
Колич. числит. – им. сущ. (и.п.) Пятью шесть – тридцать.
Тысяча шестьсот двадцать метров – глубина озера Байкал.
В неполном предложении, когда пропущенный член восстанавливается из текста самого предложения и в месте пропуска делается пауза Золою пахнет резеда и яблоком – любовь… (А. Ахматова)
В неполном предложении, при отсутствии сказуемого На сцене – две скамейки и несколько кустов.
Тире не ставится:
В простых предложениях разговорного стиля Моя мать учительница
Перед сказуемым стоят сравнительные союзы как, словно, будто, точно, вроде как, все равно что и т.д. Глаза будто вишни
При сказуемом есть отрицательная частица НЕ Бедность не порок
Между подлежащим и сказуемым стоит вводное слово, союз, частица, наречие, несогласованный второстепенный член, относящийся к сказуемому Собака, известно, друг человека
Личн. местоим. Им. сущ.(и.п.) Он порча, он чума, он язва здешних мест.
Если сказуемое выражено именем прилагательным, местоименным прилагательным, предложно-именным сочетанием Я златострунный и пригожий. (Н. Клюев)
Слушание (детальное, нерефлексивное, критическое, информативное).. Письмо
.
Говорение:
Хорошая книга  ‌‌‌просто праздник.
О решенном говорить – только путать. ( М. Горький)
Долг наш – защищать крепость до последнего издыхания.
Дважды два - четыре.
Большая Медведица – семь ярких звёзд.
Чтение - вот лучшее учение. ( А. Пушкин)
Устные ответы:
Все предложения распадаются на 2 речевых звена. Первое речевое звено произносится с повышением тона голоса, второе- с понижением. Между речевыми звеньями делается пауза.
Отсутствует глагол- связка
-существительное, числительное, глагол
-тире
- однородные обстоятельства места, «где?»)
- есть союз ИФункция тире между подлежащим и сказуемым в простых предложениях – обозначить нулевую словоформу: тире ставится на месте нулевой связки.
V.Закрепление изученного материала Метод, прием: слово учителя, инструктирующее слово учителя, списывание, осложненное списывание
Итак, для того, чтобы проверить, как вы поняли изученную тему, выполним следующее задание.
Обратите внимание на слайд. Вам необходимо прочитать эти предложения, списать их к себе в тетрадь, изменяя их так, чтоб между подлежащим и сказуемым стояло тире. Кто не понял?
Языковой материал (на слайде)
1. Повесть «Капитанская дочка» была историческим произведением.
2. Основу повести составляют картины восстания Емельяна Пугачева
3. Маша Миронова стала любимым женским образом автора.
Проверка – спросить 1-2 человек с места.
Метод, прием: слово учителя, инструктирующее слово учителя,
Для того, чтобы проверить, умеете ли вы объяснять, почему тире в предложении ставится/не ставится выполним следующее упражнение.
Обратите внимание на слайд. Прочитайте предложения, записанные на слайде. Вам необходимо объяснить с помощью схем наличие или отсутствие тире между подлежащим и сказуемым. В тетрадь сами предложения записывать не надо, только схемы. После выполнения, для проверки вы должны будете устно прокомментировать постановку тире или его отсутствие в предложении.
Кто не понял?
Языковой материал (на слайде)
1) Невежество – тяжкое бремя.(Ф.Милетский) 
2) Судьба изобретателя – это судьба его изобретений. (М. Ильин)
3) Щи да каша – пища наша. (Пословица) 
4) Слово – серебро, молчание – золото. (Пословица)
 5) Учиться добродетели – это значит отучаться от пороков. (Сенека) 
6) Душа Печорина не каменистая почва… (В. Белинский)  
7) После школы печать, несомненно, первый учитель языка (К. Федин) 
8) Пятью восемь – сорок.
9) Иван Иваныч, бесспорно, уважаемый всеми человек.
Метод, прием: слово учителя, объяснительное слово учителя
Есть в русском языке еще случаи, когда в простом предложении ставится тире. В нем есть предложения, которые допускают двоякое толкование (оказываются двузначными). Как, например, понять смысл такого предложения: Старший брат мой учитель?
Если предложение не произнесено, а написано, то ясность внесет постановка тире.
Прочитайте следующие два предложения, записанные на доске, объясните смысловую функцию тире в них.
Языковой материал:
1) Старший брат мой учитель
2) Старший брат – мой учитель
3) Старший брат мой – учитель
1) Ходить долго – не мог.
2) Ходить – долго не мог. Слушание (детальное, нерефлексивное, критическое, информативное). Говорение.
Образец выполнения в тетрадях:
1. Повесть «Капитанская дочка» - историческое произведение.
2. Основа повести - это картины восстания Емельяна Пугачева
3. Маша Миронова - любимый женский образ автора.
Детальное слушание
Образец выполнения в тетрадях:
Невежество – тяжкое бремя.(Ф.Милетский)
2) Судьба изобретателя – это судьба его изобретений. (М. Ильин)
3) Щи да каша – пища наша. (Пословица) 
4) Слово – серебро, молчание – золото. (Пословица) 
5) Учиться добродетели – это значит отучаться от пороков. (Сенека)
 6) Душа Печорина не каменистая почва… (В. Белинский) 
7) После школы печать, несомненно, первый учитель языка (К. Федин) 
8) Пятью восемь – сорок.
9) Иван Иваныч, бесспорно, уважаемый всеми человек.
Слушание (детальное, нерефлексивное, критическое, информативное). Говорение.
Устные ответы учеников
В первом случае он не мог ходить долго, например, потому что устал. Во втором случае VI.Задание на дом Метод, прием: слово учителя, ведущее, инструктирующее
Открываем дневники, записываем домашнее задание. Параграф 73, правило. Откройте 238 стр упр 346(1-5пред) Вам нужно переписать предложения и поставить тире, подчеркнуть подлежащее и сказуемое и объяснить чем они выражены. Объяснить постановку тире.
Слушание: детальное, критическое, рефлексивное, информативное
Запись в дневниках
Пр. 73. упр. 346., (1-5 предложения) VII.Подведение итогов Метод, прием: слово учителя, обобщающее слово учителя
Итак, сегодня мы поговорили о тире в простом предложении. Тире как знак препинания очень выразительно. Его смысловую, синтаксическую, интонационную функции, графическую выразительность, способность выражать ритмомелодию речи широко используют писатели и поэты.  Довольно часто можно наблюдать у некоторых художников слова сознательное отступление от правил: знак «тире» мастера слова используют как стилистическое средство. Слушание (детальное, нерефлексивное, критическое, информативное). Говорение.