Календарно-тематическое планирование по русскому языку по системе Занкова 2 класс

Календарно-тематическое планирование по русскому языку

№ п.п
Дата план
Дата
факт
Тема урока
Характеристика деятельности учащихся
Предметные результаты

Раздел «Что нужно для общения» 14 ч.




Компоненты речевой ситуации. Использование средств устного общения.
Анализ речевых ситуаций; сравнение разных приветствий по их соответствию речевой ситуации. Выбор средств устного общения в соответствии с местом, адресатом и историческим временем. Воспроизведение заданного учителем образца интонационного выделения звука в слове. Классифицирование звуков по заданному основанию.

Анализировать особенности речевой ситуации; сравнивать уместность–неуместность выбранных приветствий; использовать средства устного общения в соответствии с речевой ситуацией. Различать звуки и буквы. Выделять звуки речи. Уметь отличать произношение и написание слов. Уметь определять качественную характеристику звука.
Уметь использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для решения учебных задач.




Слова вежливого обращения. Однокоренные слова.
Группирование слов по первому (последнему) звуку, по наличию близких звуков. Определение наличий изученных орфограмм в словах. Объяснение написания слов.
Адекватно использовать средства устной речи при выразительном чтении, при общении
Анализировать средства грамотной письменной речи
Уметь подбирать родственные (однокоренные) слова и формы слов с целью проверка изученных орфограмм в корне слова. Уметь находить орфограммы в указанных учителем словах.
Уметь принимать и сохранять учебную задачу; строить сообщение в устной форме; находить в материалах учебника ответ на заданный вопрос.




Многозначность слов.  Различение предложений по цели и интонации.
Определение наличий изученных орфограмм в словах. Обоснование написание слов с непроверяемыми орфограммами с помощью различных опор при запоминании слов.
Уметь определять качественную характеристику звука. Уметь осознавать собственную устную речь: с какой целью, с кем и где происходит общение.
Уметь проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом; воспринимать другое мнение и позицию.




Признаки предложения. Большая буква в словах.
Различие предложений по цели высказывания и по интонации. Оформление предложений.
Прогнозирование наличий изученных орфограмм: письмо с пропуском определённых орфограмм.
Различать предложения по цели высказывания и по интонации; знать правила записи предложения. Расширять опыт парной работы, участия в инсценировке.Уметь находить орфограммы в указанных учителем словах; использовать орфографический словарь как средство самоконтроля.
Уметь в сотрудничестве с учителем, классом находить несколько вариантов решения учебной задачи.




Правописание гласных после шипящих
Упражнение в написании гласных после шипящих.Смысловая связь предложений в тексте, слов в предложении. Сопоставление набора слов и текста, пунктирование текста.
Оформление предложений.
Моделирование звукового состава слова. Орфографический анализ слов.

Уметь выполнять фонетический и звукобуквенный анализ слова; находить слова, обозначающие предмет, определять их род. Знать правила правописания
гласных после шипящих.Уметь определять качественную характеристику звука.
Уметь подводить анализируемые объекты (явления) под понятия разного уровня обобщения




Входной контрольный диктант.
Контролирование правильности записи
предложений и слов под диктовку и при списывании, внесение исправлений в случае необходимости.
Уметь находить орфограммы в указанных учителем словах; применять правила правописания: безошибочно списывать текст.
Уметь выполнять учебные действия в устной, письменной речи, во внутреннем плане.




Работа над ошибками. Правописание гласных после шипящих.
Различие лексического и грамматического значения слова. Установление лексической и грамматической сочетаемости
слов (подбор слова). Узнавание родственных слов, нахождение корня. Фонетический анализ. Наблюдение над использованием многозначных слов. Различение слов по грамматическим признакам. Классификация слов.

Уметь различать понятия «лексическое значение слова» и «грамматическое значение слова».
Сочетать слова по грамматическим признакам и по лексическому значению.
Находить родственные слова, выделять корень.
Уметь учитывать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале.





Безударные гласные в корне. Сочетание слов по смыслу.
Фонетический анализ. Упражнение в узнавании и подборе родственных слов.
Наблюдение над использованием многозначных слов. Различение слов по грамматическим признакам: по роду, по отношению к живому и неживому, по числу.
Классификация слов.
Маркировка сильной и слабой позиции гласного в корне.
Расширение активного словаря

Уметь подбирать родственные (однокоренные) слова и формы слов с целью проверки изученных орфограмм в корне слова. Сравнивать слова по лексическому и грамматическому значению, группировать их.
Определять сильную и слабую позиции звуков

Уметь задавать вопросы, адекватные данной ситуации, позволяющие оценить ее в процессе общения.




Лексическое и грамматическое значение слов. Родственные слова.
Знакомство с лексическим и грамматическим значением слова. Определение
грамматических признаков: род, число.
Упражнение в узнавании и подборе родственных слов. Соотношение слова и набор его грамматических характеристик, выбирание из ряда имён существительных слово с заданными характеристиками
Уметь различать лексическое и грамматическое значение слова; находить грамматические группы слов (части речи). Уметь подбирать родственные (однокоренные) слова. Находить среди данных родственные слова. Обозначать сильную и слабую позицию звука в корне слова. Обнаруживать орфограммы. Учиться работать в группе
Уметь договариваться, приходить к общему решению (во фронтальной деятельности под руководством учителя).






Слабые и сильные позиции гласного  в корне.
Соотношение слова и набор его грамматических характеристик, выбирание из ряда имён существительных слово с заданными характеристиками. Анализ текста с точки зрения наличия в нём слов с определённой орфограммой.
Уметь подбирать родственные (однокоренные) слова и формы слов с целью проверки изученных орфограмм в корне слова. Уметь различать лексическое и грамматическое значение слова.
Уметь принимать установленные правила в планировании и контроле способа решения; пользоваться знаками, символами, таблицами, схемами, приведенными в учебной литературе; формулировать собственное мнение и позицию.







Слова, называющие предметы одушевленные, неодушевленные; собственные, нарицательные.
Различие одушевленных и неодушевленных
названий предметов, имен собственных и
нарицательных.
Маркировка орфограмм. Соотношение слова и набор его грамматических характеристик, выбирать из ряда имён существительных слово с заданными характеристиками.
Уметь определять у имени существительного значение, начальную форму, опознавать одушевленные и неодушевленные, собственные и нарицательные существительные. Находить орфограммы и выделять их.
Уметь осуществлять пошаговый контроль по результату под руководством учителя; воспринимать смысл предъявляемого текста; строить понятные для партнера высказывания.





Звуки речи. Непроверяемые безударные гласные в корне.
Повторение разных способов проверки правописания слов: изменение формы слова; подбор однокоренных слов; использование орфографического словаря. Различие звуков: гласные/согласные, согласные твердые/мягкие, звонкие/глухие. Моделирование звукового состава слова.
Уметь определять качественную характеристику звука, делать словесный отчет о выполненной работе. Уметь пользоваться орфографическим словарем.
Уметь устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений; воспринимать другое мнение и позицию.




Звуки речи. Средства устной  и письменной речи 
Различие звуков: гласные/согласные, согласные твердые/мягкие, звонкие/глухие. Характеристика особенности звуков. Моделирование звукового состава слова.
Уметь находить орфограммы в указанных учителем словах; использовать орфографический словарь(см. в учебнике) как средство самоконтроля.
Уметь учитывать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале; проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.




Обучающее изложение.
Контроль этапы своей работы, оценивание процесса и результата выполнения задания.
Уметь находить орфограммы.
Уметь задавать вопросы, адекватные данной ситуации, позволяющие оценить ее в процессе общения.


Раздел «Речь начинается со звуков и букв» 11 ч.





Дифференциация согласных и гласных звуков.
Дифференциация звуков: гласные–согласные, мягкие–твердые согласные. Выделение звука в слове, его характеристика. Упражнение в соотнесении звука и буквы. Анализ орфоэпических норм. Анализ предложенной модели звукового состава слова, подбор слова, соответствующий модели.

Дифференцировать звуки речи. Уметь выполнять звуко- буквенный анализ. Осваивать орфоэпические нормы языка, обнаруживать ошибки. Уметь определять качественную характеристику звука.
Уметь принимать и сохранять учебную задачу; строить сообщение в устной форме, выбирать адекватные речевые средства в диалоге с учителем, одноклассниками.




Дифференциация звуков речи. Различение слов по категории рода.
Группировка звуков и букв. Преобразование
слов. Наблюдение смысла местоимения.
Орфографический анализ слов. Соотнесение звука и буквы.
Соотношение слова и набор его грамматических характеристик. Анализ грамматических признаков.

Осознавать смыслоразличительную функцию звуков.
Знать характеристики звуков.Уметь выполнять звукобуквенный и орфографический анализ.Уметь определять качественную характеристику звука.
Уметь учитывать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале; воспринимать другое мнение и позицию.





Характеристика согласных звуков (твердые/мягкие, глухие/звонкие).
Дифференциация звуков: гласные–согласные, мягкие–твердые согласные. Моделирование звукового состава слова. Применение изученных правил при списывании и записи под диктовку. Обоснование принадлежности текста к художественному.

Уметь определять качественную характеристику звука. Уметь обозначать звуки буквами при расхождении написания и произношения (на изученные правила). Приобретать опыт различения текстов художественного и научного стиля.
Уметь договариваться, приходить к общему решению (во фронтальной деятельности под руководством учителя).





Слабая и сильная позиция согласного.
Группировка звуков и букв. Преобразование
слов. Наблюдение смысла местоимения.
Орфографический анализ слов. Соотнесение звука и буквы. Наблюдение смысло-различительной роли звуков. Звукобуквенный разбор. Инсценирование.
Осознавать смыслоразличительную функцию звуков.
Знать характеристики звуков.
Уметь выполнять звукобуквенный и орфографический анализ.
Участвовать в инсценировке.
Уметь принимать установленные правила в планировании и контроле способа решения.




Ознакомление с правописанием И, Ы после Ц.
Звукобуквенный анализ слов с непарными твердыми согласными. Упражнение в различении самостоятельных и служебных частей речи. Использование средств устной и письменной речи в составлении предложения. Упражнение в соотнесении звука и буквы.

Осознавать понятие «непарный согласный». Различать самостоятельные и служебные части речи. Различать орфоэпическую и орфографическую нормы. Осознавать понятия «предложение» и правила
его оформления в письменной речи. Уметь применять правила правописания.
Уметь учитывать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале; проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.




Правописание слов с И после Ж и Ш. Работа с деформированными предложениями.
Звукобуквенный анализ слов с непарными твердыми согласными. Формирование умения писать слова с сочетаниями жи_ши, ча_ща, чу_щу.
Уметь определять качественную характеристику звука. Уметь писать слова с сочетаниями жи_ши, ча_ща, чу_щу.
Уметь проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом; воспринимать другое мнение и позицию.






Йотированные гласные. Мягкий, твердый знак. Слова-указатели.
Упражнение в звукобуквенном анализе слова. Моделирование звукового состава слова. Деление слов для переноса. Составление текста по картинке по данному началу с использованием словарных слов. Определение типа текста.

Уметь определять качественную характеристику звука.Уметь писать словарные слова, записывать их в алфавитном порядке. Понимать значение алфавитного порядка слов при составлении словарей.
Уметь переносить слова.

Уметь принимать роль в учебном сотрудничестве; выполнять учебные действия в устной, письменной речи, во внутреннем плане.




Показатели мягкости согласных. Роль Ь.
Звукобуквенный разбор слов (звук [й’],
разделительные Ь и Ъ). Запись слов по алфавиту, деление слов для переноса Моделирование звукового состава слова. Анализ предложенных моделей звукового состава слова, подбор слова, соответствующим моделям.
Выполнять звукобуквенный разбор слов, обнаруживать позиции в слове со звуком [й’], переносить слова, записывать слова в алфавитном порядке, анализировать слова. Использовать орфографический словарь как средство самоконтроля; применять правила правописания.
Уметь вносить необходимые коррективы в действия на основе принятых правил.




Правописание разделительного Ь. Правила переноса.
Дифференциация: проверяемые и непроверяемые орфограммы. Анализ
случаев написания Ь (показатель мягкости согласного, разделительная функция).
Определение рода у слов, обозначающих предмет. Звукобуквенный анализ слов с/без Ь. Различение грамматических групп слов
по значению (предмет, признак предмета, действие предмета).
Дифференцировать проверяемые и непроверяемые орфограммы. Выполнять фонетический и звукобуквенный анализ; определять роли Ь и Ъ.
Различать изученные самостоятельные части речи, устанавливать их грамматические признаки (род, число).
Уметь проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным критериям при указании количества групп.




Грамматические группы слов. Роль Ь 
Фонетический смысл Ь и Ъ.Анализ содержания упражнения в целях самостоятельного формулирования задания. Звукобуквенный анализ. Составление словосочетаний по вопросу. Лексическая работа (подбор эпитетов).Самооценка.
Сочетать слова по смыслу и грамматическим признакам (в соответствии с заданным вопросом). Расширять опыт само_ и взаимопроверки, формулирования задания к содержанию упражнения.






Контрольный диктант по теме «Правописание слов с изученными орфограммами»
Применение изученных правил при списывании и записи под диктовку.
Уметь находить орфограммы в указанных учителем словах
Уметь пользоваться знаками, символами, таблицами, схемами; формулировать собственное мнение и позицию.



Правописание удвоенных согласных в корне слов.6ч.




Работа над ошибками. Удвоенные согласные.
Анализ языкового материала в целях
формирования понятия об орфограмме
«Удвоенные согласные в корне слова».
Упражнение в написании слов с этой орфограммой.
Уметь находить орфограммы в указанных учителем словах.
Уметь учитывать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале; проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.




Правила переноса слов с удвоенными согласными.
Лексическая работа (смысл слов), сравнение слов-омонимов. Чтение и анализ правила написания удвоенных согласных
в корне. Звукобуквенный анализ слов.

Различать по смыслу и написанию слова-омонимы. Уметь читать лингвистический текст (правило).Уметь применять правила правописания: безошибочно списывать текст.
Уметь принимать роль в учебном сотрудничестве; подводить анализируемые объекты под понятия разного уровня обобщения.




Нахождение слов с орфограммой «Удвоенные согласные». Перенос слов
Анализ текста с точки зрения наличия в нём слов с определённой орфограммой. Контроль правильности записи текста. Работа со
справочником слов с удвоенными согласными. Составление своего словаря слов с удвоенными согласными. Расширение
активного словаря.
Выполнять звуко-буквенный анализ слов (по количеству звуков и букв).С помощью учителя составлять словарь слов с удвоенными согласными. Уметь находить орфограммы в указанных учителем словах.
Уметь проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям при указании количества групп.




Исследование значения служебных слов в предложении.
Анализ правила переноса слов с удвоенными согласными. Упражнение в написании и переносе таких слов. Запись слов в алфавитном порядке. Дополнение словаря слов с удвоенными согласными. Создание собственного текста с максимальным количеством включённых в них заданных слов.
Уметь писать слова с орфограммой «Удвоенные согласные в корне слова», переносить слова с этой орфограммой. Проводить звукобуквенный анализ. Уметь использовать орфографический словарь как средство самоконтроля.
Уметь пользоваться знаками, символами, таблицами, схемами, приведенными в учебной литературе.





Компоненты объявления. Составление объявления.
Создание собственного текста объявлений с учетом структуры. Обоснование целесообразности выбора языковых средств.
Уметь строить устное монологическое высказывание на определенную тему, делать словесный отчет о выполненной работе. Составлять тексты малых форм: письмо, записка, объявление.
Уметь принимать роль в учебном сотрудничестве; выполнять учебные действия.




Проверочная работа
по теме «Удвоенные согласные».
Оценивание собственной работы, анализ допущенных ошибок.
Уметь применять правила правописания: безошибочно списывать текст.
Уметь пользоваться знаками, символами, таблицами, схемами; формулировать собственное мнение и позицию




Раздел «Что такое родственные слова и формы слов.» 33ч.
Корень. Окончание. 6ч.





Различение родственных слов и форм слов.
Определение отличий родственных слов от форм слов. Группирование найденных в тексте родственных слов, выделение корня. Анализ средств грамотной письменной речи.

Уметь подбирать родственные (однокоренные) слова и формы слов с целью проверки изученных орфограмм в корне слова.
Уметь учитывать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале; воспринимать другое мнение и позицию.




Слова с омонимичными корнями.
Практическое ознакомление со словообразованием и словоизменением. Подбор родственных (однокоренных) слов. Представление о значимых частях слова: корень, окончание. Представление о роли частей слова в образовании разных слов и разных форм одного и того же слова. Определение различенных родственных слов и форм слов. Группирование найденных в тексте родственных слов, выделение корня.
Уметь подбирать родственные (однокоренные) слова и формы слов с целью проверки изученных орфограмм в корне слова. Подбирать рифмы на основе
звукового анализа слов, узнавать родственные слова,
выделять корень.
Уметь выполнять учебные действия в устной, письменной речи, во внутреннем плане.




Чередование согласных в корне родственных слов.
Анализ случаев чередования согласных в корне родственных слов. Моделирование в процессе коллективной работы алгоритм определения корня слова.
Уметь находить орфограммы в указанных учителем словах; использовать орфографический словарь как средство самоконтроля; применять правила правописания.
Уметь задавать вопросы, адекватные данной ситуации, позволяющие оценить ее в процессе общения.




Роль окончания в слове. Работа с деформированными предложениями.
Характеристика окончания в слове. Сравнение моделей состава слова: нахождение сходства и различия.
Уметь восстанавливать деформированные тексты.
Уметь задавать вопросы, адекватные данной ситуации, позволяющие оценить ее в процессе общения.




Правила общения. Родственные слова. Формы слов.
Объяснения правила общения.
Уметь определять качественную характеристику звука.
Уметь формулировать собственное мнение и позицию.




Контрольный диктант за 1 четверть.
Оценивание собственную работу, анализ допущенные ошибки.
Уметь применять правила правописания: безошибочно списывать текст.
Уметь пользоваться знаками, символами, таблицами, схемами; формулировать собственное мнение и позицию




Приставка. Суффикс. 7ч.





Работа над ошибками.
Роль приставок и суффиксов в образовании слов.
Характеристика приставок и суффиксов в образовании слов. Представление о значимых частях слова: корень, окончание, приставка, суффикс. Сравнение моделей состава слова: нахождение сходства и различия.
Различать предлоги и приставки. Находить значимые части слова: корень, суффикс, приставку. Уметь подбирать родственные (однокоренные) слова и формы слов с целью проверки изученных орфограмм в корне слова.
Уметь находить несколько вариантов решения учебной задачи; ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи.




Ознакомление со значимыми частями слова.


Группирование найденных в тексте родственных слова, выделение корня. Представление о роли частей слова в образовании разных слов и разных форм одного и того же слова
Отработка умения различать предлоги и приставки.
Находить значимые части слова: корень, суффикс, приставку.Уметь подбирать родственные (однокоренные) слова и формы слов с целью проверки изученных орфограмм в корне слова.
Уметь проводить сравнение изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям.




Образование слов с помощью суффиксов и приставок.
Группирование найденных в тексте родственных слов, выделение корня. Прогнозирование наличий определённых орфограмм.
Уметь находить орфограммы в указанных учителем словах; использовать орфографический словарь как средство самоконтроля; применять правила правописания.
Уметь проводить сравнение изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям.




Образование родственных слов, сравнение их смысла.

Обоснование выделенных частей слова. Характеристика образованных родственных слов, сравнение их смысла.
Уметь подбирать родственные (однокоренные) слова и формы слов с целью проверки изученных орфограмм в корне слова. Уметь проводить сравнение изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям.





Слова, противоположные по смыслу.   

Нахождение основания для классификации слов по частям речи. Характеристика приставок и суффиксов в образовании слов.
Уметь находить орфограммы в указанных учителем словах; применять правила правописания: безошибочно списывать текст.
Уметь проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом; воспринимать другое мнение и позицию.




Наблюдение за образованием удвоенных согласных .

Наблюдение за образованием удвоенных согласных на стыке приставки и корня, корня и суффикса.
Уметь подбирать родственные (однокоренные) слова и формы слов с целью проверки изученных орфограмм в корне
Уметь осуществлять пошаговый контроль по результату под руководством учителя; воспринимать смысл предъявляемого текста; строить понятные для партнера высказывания.




Обучающее сочинение по теме «Мои друзья»
Использование алгоритма написания сочинения.
Уметь пользоваться алгоритмом написания сочинения.

Разделительные Ъ и Ь. 6 ч.





Наблюдение случаев написания Ъ и Ь.
Звукобуквенный разбор слов (звук [й’],
разделительные Ь и Ъ).
Объяснение функции и правила правописания букв Ъ и Ь. Звукобуквенный анализ слов с/без Ъ и Ь .

Уметь определять качественную характеристику звука, использовать на письме разделительные Ъ и Ь. Выполнять звукобуквенный разбор слов, обнаруживать позиции в слове со звуком [й’], переносить слова,
записывать слова в алфавитном порядке,
Уметь принимать роль в учебном сотрудничестве; выполнять учебные действия в устной, письменной речи, во внутреннем плане.





Правила правописания разделительных Ъ и Ь.

Объяснение функции и правила правописания букв Ъ и Ь. Звукобуквенный анализ. Составление словосочетаний по вопросу. Лексическая работа.
Уметь определять качественную характеристику звука, использовать на письме разделительные Ъ и Ь. Определять роли Ь и Ъ.

Уметь проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям.




Правила правописания разделительных Ъ и Ь. Слова-указатели. 
Соблюдение правила правописания разделительных Ь и Ъ. Анализировать содержание упражнения в целях
самостоятельного формулирования задания.
Уметь использовать на письме разделительные Ъ и Ь. Сочетать слова по смыслу и грамматическим признакам (в соответствии с заданным вопросом).
Уметь в сотрудничестве с учителем, классом находить несколько вариантов решения учебной задачи.






Словообразование. Слова, обозначающие действие предметов.
Соблюдение правила правописания разделительных Ь и Ъ. Анализ грамматических признаков заданных глаголов. Объяснение функцию предлога.
Уметь определять качественную характеристику звука, использовать на письме разделительные Ъ и Ь.
Уметь учитывать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале; проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом; воспринимать другое мнение и позицию.




Правописание слов с разделительными Ъ и Ь.
Различие изученных самостоятельных частей речи, их грамматические
признаки (род, число).Характеристика суффиксов в образовании слов. Сравнение моделей звукового состава слова: нахождение сходства и различия.
Уметь определять качественную характеристику звука, использовать на письме разделительные Ъ и Ь.
Уметь выполнять учебные действия в устной, письменной речи, во внутреннем плане; проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям (критериям) при указании количества групп.




Проверочная работа по теме «Разделительные Ъ и Ь».
Оценивание собственную работу. Корректирование предложения, содержащие смысловые и грамматические ошибки.
Уметь находить орфограммы в указанных учителем словах; использовать орфографический словарь как средство самоконтроля.
Уметь вносить необходимые коррективы в действия на основе принятых правил.

Правописание проверяемых безударных гласных в корне. 7 ч.





Слабая и сильная позиция гласных. Орфограммы гласных.
Определение слабой и сильной позиции гласных.
Характеристика особенностей родственных слов.
Уметь находить орфограммы в указанных учителем словах; использовать орфографический словарь) как средство самоконтроля.
Уметь принимать установленные правила в планировании и контроле способа решения; пользоваться таблицами, схемами, приведенными в учебной литературе.




Проверка безударных гласных в корне.
Определение порядка действий при проверке букв безударных гласных в корне. Узнавание родственных слов, выделение корня. Анализ слов : проверка безударной
гласной Е буквой Ё. Расширение активного словаря.
Уметь подбирать родственные (однокоренные) слова и формы слов с целью проверки изученных орфограмм в корне слова.
Уметь выполнять учебные действия в устной, письменной речи, воспринимать другое мнение и позицию.




Написание безударных гласных в корне. Составление рассказа-описания 
Подбор проверочных слов, определение состава слова, характеристика роли и функции приставки. Составление рассказа-описания.
Уметь находить орфограммы в указанных учителем словах; применять правила правописания: безошибочно списывать текст
Уметь принимать роль в учебном сотрудничестве, подводить анализируемые объекты (явления) под понятия разного уровня обобщения.




Слова, обозначающие признак предмета 
Пользование схемой проверки орфограммы. Подбор проверочные слова. Разбор слова по составу. Характеристика слова, обозначающие признак предмета.
Находить сильную и слабую позицию звука в слове.
Узнавать родственные слова, находить в них корень. Обнаруживать орфограммы.
Уметь осуществлять пошаговый контроль по результату под руководством учителя; анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков; строить понятные для партнера высказывания




Урок – игра. Две орфограммы – одна буква.
Определение слабой и сильной позиции гласных. Классифицирование предложения по интонации. Характеристика роли и функции окончания.
Уметь определять качественную характеристику звука. Уметь подбирать родственные (однокоренные) слова и формы слов с целью проверки изученных орфограмм в корне слова.
Уметь пользоваться знаками, символами, таблицами, схемами, приведенными в учебной литературе; формулировать собственное мнение и позицию.




Написание слов с безударными гласными в корне 
Прогнозирование наличие определённых орфограмм: письмо с пропуском определённых орфограмм.
Учиться находить безударные гласные, подбирать проверочные слова. Различать однокоренные слова и формы одного и того же слова.
Уметь находить орфограммы в указанных учителем словах.
Уметь выполнять учебные действия в устной, письменной речи, во внутреннем плане; воспринимать другое мнение и позицию.




Контрольный диктант по теме «Проверяемые безударные гласные».

Применение изученных правил при записи под диктовку.
Уметь применять изученные правила в письме под диктовку. Использовать орфографический словарь как средство самоконтроля; применять правила правописания.

Уметь пользоваться знаками, символами, таблицами, схемами; формулировать собственное мнение и позицию


Правописание парных согласных в корне слов. 7 ч.





Работа над ошибками. Исследование звонких и глухих согласных.
Определение слабой и сильной позиции согласных. Оценивание правильности предложенной характеристики звука. Распространение и сокращение предложения в соответствии с изменением модели.
Уметь подбирать родственные (однокоренные) слова и формы слов с целью проверки изученных орфограмм в корне слова. Находить слабую и сильную позицию согласных. Различать формы числа. Составлять предложения.
Уметь ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи; договариваться, приходить к общему решению (во фронтальной деятельности под руководством учителя).





Правописание парных согласных в корне.



Определение слабой и сильной позиции согласных. Оценивание правильности предложенной характеристики звука. Звукобуквенный анализ слов с непарными твердыми согласными. Упражнение в различении самостоятельныхи служебных частей речи.

Уметь находить орфограммы в указанных учителем словах; использовать орфографический словарь как средство самоконтроля
Уметь учитывать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале.





Правописание парных согласных в корне.
Определение слабой и сильной позиции согласных. Соблюдение правил общения.
Уметь подбирать родственные (однокоренные) слова и формы слов с целью проверки изученных орфограмм в корне слова.
Уметь принимать роль в учебном сотрудничестве; выполнять учебные действия в устной, письменной речи, во внутреннем плане.





Форма единственного и множественного числа.
Проведение исследования орфограмм корня. Соотношения формы единственного и множественного числа. Характеристика прямого и переносного значения слов.

Определять форму единственного и множественного числа.Уметь находить орфограммы в указанных учителем словах; использовать орфографический словарь(см. в учебнике) как средство самоконтроля.
Уметь адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами, другими лицами; задавать вопросы, адекватные данной ситуации, позволяющие оценить ее в процессе общения.




Парные согласные в корне слова.
Проведение исследования орфограмм корня. Соотношения формы единственного и множественного числа. Характеристика прямого и переносного значения слов.
Уметь находить орфограммы в указанных учителем словах; использовать орфографический словарь(см. в учебнике) как средство самоконтроля.
Уметь проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям при указании количества групп; воспринимать другое мнение и позицию.




Урок – игра. Одушевленные, неодушевленные предметы 

Определение части слов. Анализ слова, обозначающие одушевленные, неодушевленные предметы. Объяснение написания слов.
Уметь подбирать родственные (однокоренные) слова и формы слов с целью проверки изученных орфограмм в корне слова.
Уметь адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами, другими лицами; задавать вопросы, адекватные данной ситуации, позволяющие оценить ее в процессе общения.




Контрольный диктант по теме
«Правописание
парных согласных».
Оценивание собственную работу, анализ допущенных ошибок.
Уметь применять изученные правила в письме под диктовку. Уметь принимать роль в учебном сотрудничестве; выполнять учебные действия в устной, письменной речи, во внутреннем плане.



Раздел « Какие бывают в грамматике группы слов.» 38 ч.
Части речи. 3ч.





Самостоятельные и служебные части речи.
Нахождение основания для классификации слов по частям речи. Упражнение в различении самостоятельных и служебных частей речи. Объяснение значений слов с опорой на контекст. Расширение активного и пассивного словаря учащихся при обобщении, при работе с информацией.
Выделять самостоятельные слова, обозначающие предмет, действие, признак предмета, слова-указатели и служебные слова.
Уметь ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи; договариваться, приходить к общему решению (во фронтальной деятельности под руководством учителя).





Имя существительное, глагол, имя прилагательное.

Анализ грамматических признаков заданных слов. Упражнение в различении самостоятельных и служебных частей речи.
Уметь находить грамматические группы слов (части речи): имя существительное, имя прилагательное, глагол.
Уметь учитывать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале.




Контрольное списывание по теме
«Части речи».
Контроль и оценивание своей работы.
Уметь использовать алгоритм действий при списывании текста.
Уметь пользоваться знаками, символами, таблицами, схемами; формулировать собственное мнение и позицию


Имя существительное. 13ч.





Наблюдение за именем существительным.
Определение части речи. Характеристика грамматических признаков имени существительного в словосочетаниях и предложениях. Характеристика формы рода.
Уметь различать лексическое и грамматическое значение слова; находить грамматические группы слов (части речи).
Уметь принимать и сохранять учебную задачу; строить сообщение в устной форме; находить в материалах учебника ответ на заданный вопрос; осуществлять синтез как составление целого из частей.




 Определение частей речи. Форма рода.
Определение формы рода, числа имен существительных, части речи. Объяснение значение слов с опорой на контекст.
Уметь определять у имени существительного значение, начальную форму.
Уметь принимать установленные правила в планировании и контроле способа решения; формулировать собственное мнение и позицию.




Формы рода, числа, имен существительных.
Определение формы рода, числа имен существительных, части речи. Объяснение значение слов с опорой на контекст.
Уметь различать лексическое и грамматическое значение слова; находить грамматические группы слов (части речи). Определять форму числа и рода, различать одушевленные и неодушевленные имена существительные




Грамматический разбор имени существительного.
Определение начальной формы имени существительного. Осуществление грамматического разбора имени существительного.
Уметь определять у имени существительного значение, начальную форму. Осуществлять грамматический разбор имени существительного. Определять.лексическое значение слов.
Уметь принимать роль в учебном сотрудничестве; подводить анализируемые объекты под понятия разного уровня обобщения; задавать вопросы.




Контрольный диктант за 1 полугодие.

Применение правила правописания, контроль и оценивание своей работы.
Уметь применять правила правописания. Уметь пользоваться знаками, символами, таблицами, схемами; формулировать собственное мнение и позицию






Работа над ошибками.
Ь в конце имени существительного на шипящий.
Соблюдение правил написания Ь после шипящего в конце имени. Орфографическая работа. Грамматический разбор слов.
Уметь использовать на письме разделительные Ь и Ъ. Писать ь на конце имен существительных на шипящий. Определять роли мягкого знака.
Уметь выполнять учебные действия в устной, письменной речи, во внутреннем плане; воспринимать другое мнение и позицию.




Правила правописания гласных после
шипящих и Ц.
Упражнение в написании гласных после шипящих и ц в именах существительных. Определение прямого и переносного значения слов Соотношение слова и набор его грамматических характеристик, выбор из ряда имён существительных слово с заданными характеристиками.
Писать ь на конце имен существительных на шипящий. Подбирать слова с переносным значением. Ставить имена существительные в начальную форму.
Уметь принимать и сохранять учебную задачу; строить сообщение в устной форме; находить в материалах учебника ответ на заданный вопрос.




Имя существительное (закрепление).
Определение части речи. Характеристика грамматических признаков имени существительного в словосочетаниях и предложениях. Определение наличия заданного звука в слове.
Уметь находить грамматические группы слов (части речи): имя существительное, имя прилагательное, глагол. Уметь определять качественную характеристику звука.
Уметь в сотрудничестве с учителем, классом находить несколько вариантов решения учебной задачи.





Сравнение текста объявления и текста записки.
Составление объявления из соответствующих компонентов. Анализ текстов.
Уметь писать объявление, выполнять фонетический разбор имен существительных. Уметь сравнивать тексты объявлений и тексты записок.
Уметь выполнять учебные действия в устной, письменной речи, во внутреннем плане; воспринимать другое мнение и позицию.





Контрольное списывание.
Применение изученных правил при выполнении работы.
Уметь списывать текст с доски и учебника, писать диктанты.
Уметь принимать установленные правила в планировании и контроле способа решения.


78-80


Работа с текстом.
Использование алгоритма работы с текстом.
Уметь работать по алгоритму.
Уметь проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.

Имя прилагательное. 9ч.


81


Имя прилагательное. Согласование прилагательного с существительным. 
Соотношение слов и их грамматических характеристик, выбор из ряда имён прилагательных слово с заданными характеристиками. Подбор максимального количества имён прилагательных к заданному имени существительному.
Уметь находить грамматические группы слов (части речи): имя существительное, имя прилагательное, глагол.Согласовывать прилагательные с существительными.Определять грамматические признаки.

Уметь принимать роль в учебном сотрудничестве; задавать вопросы, адекватные данной ситуации, позволяющие оценить ее в процессе общения.

82


Грамматические признаки имени прилагательного.

Анализ грамматических признаков заданного имени прилагательного. Составление текста о зиме. Характеристика стилей текста. выделять имена прилагательные из текста.
Уметь находить грамматические группы слов (части речи): имя существительное, имя прилагательное, глагол. Определять грамматические признаки.
Уметь вносить необходимые коррективы в действия на основе принятых правил; адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами, другими лицами.

83


Составление загадок. Редактирование текста.
Составление собственной загадки, описание предмета.Орфографическая работа. Звуко-буквенный разбор.Различие видов текста. Оценивание собственной работы, анализ допущенных ошибок.
Уметь определять качественную характеристику звука. Уметь правильно записывать словарные слова, составлять загадки. Редактировать текст.
Уметь проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям при указании количества групп.


84


Текст – описание.
Редактирование текста. Подбор однокоренные слова. Составление текст-описание. Характеристика грамматических признаков имени прилагательного.
Уметь подбирать родственные (однокоренные) слова и формы слов с целью проверки изученных орфограмм в корне слова.
Уметь вносить необходимые коррективы в действия на основе принятых правил; адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами, другими лицами.

85


Грамматические признаки имени прилагательного.


Характеристика грамматических признаков имени прилагательного. Выделение суффикса, определение его роли в образовании слов.
Уметь находить грамматические группы слов (части речи): имя существительное, имя прилагательное, глагол. Выполнять орфографическую работу.
Уметь выполнять учебные действия в устной, письменной речи, во внутреннем плане; воспринимать другое мнение и позицию.

86


Имена числительные.
Характеристика грамматических признаков имени числительного. Выделения имени числительного в речи. Объяснения правописания имен числительных. Обобщение знания о частях речи.
Уметь находить грамматические группы слов (части речи): имя существительное, имя прилагательное, глагол, числительное. Применять правила правописания имён числительных.
Уметь учитывать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале; проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.

87


Выделение имен числительных в речи.
Выделение имени числительного в речи. Объяснения правописания имен числительных. Обобщение знания о частях речи.
Уметь выделять имена числительные из группы слов и записывать их в соответствии с правилами орфографии.
Уметь принимать роль в учебном сотрудничестве; задавать вопросы, адекватные данной ситуации общения.

88


Изложение - описание.
Применение правила правописания в нестандартной ситуации.
Уметь писать изложение по плану.
Уметь проводить сравнение, классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям при указании количества групп.



89


Имена числительные. Однокоренные слова.
Характеристика имени числительного. Подбор однокоренных слов. Объяснение функции буквы Ь.
Уметь характеризовать имена числительные, подбирать однокоренные слова, объяснять функцию буквы Ь. Находить суффиксы и определять их роль в образовании слов.
Уметь учитывать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале; проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом


Глагол. 6ч.


90


Глагол.
Характеристика глаголов. Доказывание написания слов, используя орфографический словарь. Выполнения правила общения.
Уметь находить грамматические группы слов (части речи): имя существительное, имя прилагательное, глагол, числительное.
Уметь выполнять учебные действия в устной, письменной речи, во внутреннем плане; устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений.

91


Роль глагола в речи. Местоимение.
Наблюдение за ролью глагола в речи. Подбор родственных слова. Выделять приставки в родственных словах.
Уметь подбирать родственные слова и формы слов с целью проверки изученных орфограмм в корне слова. Определять роль глагола в речи.
Уметь формулировать собственное мнение и позицию.

92


Глагол. Форма числа. Начальная форма имени существительного.
Соотношение слова и набор его грамматических характеристик.
Уметь опознавать у глаголов форму рода и числа (в форме прошедшего времени).
Уметь проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом; воспринимать другое мнение и позицию.

93


Глагол. Характеристика предложений по цели высказывания.
Соотношение слова и набор его грамматических характеристик.
Уметь опознавать у глаголов форму рода и числа (в форме прошедшего времени).
Уметь учитывать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале.

94


Контрольный диктант по теме «Самостоятельные части речи».
Контроль своей работы и оценивание собственного диктанта, анализ допущенных ошибок.

Уметь контролировать и оценивать собственный диктант.
Уметь принимать роль в учебном сотрудничестве; подводить анализируемые объекты под понятия разного уровня обобщения.

95


Работа над ошибками.  Разбор слов по составу. 
Анализ деформированного текса: определение границы предложений, выбор знака в конце предложений.
Уметь работать с деформированными предложениями.
Уметь учитывать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале.

Непроизносимые согласные. 7 ч.


96


Непроизносимые согласные.
Анализ способа проверки орфограмм корня.
Анализ текста с точки зрения наличия в нём слов с непроизносимыми согласными в корне. Продолжение рассказа по его началу. Применение разных способов действий при подборе проверочных слов.
Анализировать способы проверки орфограмм корня.Уметь находить орфограммы в указанных учителем словах; применять правила правописания: безошибочно списывать текст. Выбирать правильный способ действий при подборе проверочных слов.
Уметь осуществлять пошаговый контроль по результату под руководством учителя; строить понятные для партнера высказывания.

97


Определение слов с непроизносимыми согласными.
Узнавание слов с произносимыми и непроизносимыми согласными. Определение способа действий при подборе проверочных слов.
Уметь находить орфограммы в указанных учителем словах; применять правила Выбирать правильный способ действий при подборе проверочных слов.
Уметь принимать роль в учебном сотрудничестве; задавать вопросы, адекватные данной ситуации, позволяющие оценить ее в процессе общения.



98


Непроизносимые согласные в корне.
Узнавание слов с произносимыми и непроизносимыми согласными. Анализ способов проверки орфограмм корня.
Применять разные способы действий при подборе проверочных слов. Уметь определять качественную характеристику звука.
Уметь выполнять учебные действия в устной, письменной речи.

99


Непроизносимые согласные в корне. Слова с удвоенными согласными.
Объяснение функцию буквы Ь. Узнавание слов с произносимыми и непроизносимыми согласными.
Уметь определять качественную характеристику звука; применять правила правописания: безошибочно списывать текст.
Уметь учитывать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале; проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.


100


Непроизносимые согласные. Способ их проверки.
Узнавание слов с произносимыми и непроизносимыми согласными. Звуко-буквенный анализ.

Уметь писать слова с непроизносимыми согласными в корне. Уметь определять качественную характеристику звука.
Уметь проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям.

101


Компоненты поздравления. Составление поздравления.
Объяснение значения слова с опорой на контекст. Расширение активного и пассивного словаря учащихся при обобщении, при работе с информацией. Составление поздравления.
Уметь различать лексическое и грамматическое значение слова; находить грамматические группы слов (части речи). Уметь составлять поздравление.
Уметь ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи.

102


Контрольный диктант по теме «Непроизносимые согласные в корне».
Контроль этапов своей работы, оценивание процесса и результата выполнения заданий.
Уметь применять правила правописания: безошибочно списывать текст.
Уметь принимать установленные правила в планировании и контроле способа решения.


Раздел «Как образуются предложения» 20 ч.
Главные члены предложения. 7ч.


103


Предмет речи. 
Исследование грамматической связи между подлежащим и сказуемым.
Нахождение самостоятельно грамматическую основу и словосочетания.
Уметь находить главные члены предложения (основу предложения): подлежащее, сказуемое.
Уметь учитывать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале.

104


Распространённые и нераспространенные предложения.
Исследование грамматических связей между подлежащим и сказуемым. Сравнивание собственного предложения с заданной моделью.
Уметь находить главные члены предложения (основу предложения): подлежащее, сказуемое; различать главные и второстепенные члены предложения.
Уметь задавать вопросы, адекватные данной ситуации.

105


Установление связи между главными и второстепенными членами предложения.
Исследование грамматических связей между подлежащим и сказуемым. Сравнивание собственного предложения с заданной моделью.
Уметь находить главные члены предложения: подлежащее, сказуемое; различать главные и второстепенные члены предложения.
Уметь анализировать изучаемые объекты.


106


Основа предложения. Главные и второстепенные члены предложения.
Моделирование предложения, распространение и сокращение предложения в соответствии с изменением модели.

Уметь находить главные члены предложения основу предложения): под- лежащее, сказуемое;
Уметь принимать установленные правила в планировании и контроле способа решения; формулировать собственное мнение и позицию.

107


Грамматическая основа.   Фразеологизмы.
Исследование грамматических связей между подлежащим и сказуемым. Различие на уровне представления и практической деятельности синонимы, антонимы, омонимы, фразеологизмы.
Уметь находить главные члены предложения; различать главные и второстепенные члены предложения. Уметь восстанавливать деформированный текст.
Уметь воспринимать другое мнение и позицию.

108


Распространенные и нераспространенные предложения.
Омонимы.
Моделирование предложения, распространение и сокращение предложения в соответствии с изменением модели. Составление поздравительной открытки.

Уметь находить главные члены предложения (основу предложения): подлежащее, сказуемое; различать главные и второстепенные члены предложения.
Уметь адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами, другими лицами; задавать вопросы, адекватные данной ситуации, позволяющие оценить ее в процессе общения.

109


Обучающее изложение по коллективно составленному плану.
Различие на уровне представления и практической деятельности синонимы, антонимы, омонимы, фразеологизмы
Уметь применять правила правописания: безошибочно писать текст.


Служебная часть речи – предлог. 13ч.


110


Основа предложений. Связь слов в предложении.
Наблюдение за формообразующей сущностью предлога и, как следствие, ее функцией служить для связи слов в предложении.
Уметь различать лексическое и грамматическое значение слова, находить грамматические группы слов (части речи). Уметь принимать роль в учебном сотрудничестве; выполнять учебные действия в устной, письменной речи, во внутреннем плане; задавать вопросы, адекватные данной ситуации, позволяющие оценить ее в процессе общения.

111


Роль предлога. Правописание слов с предлогами, приставками
Наблюдение за формообразующей сущностью предлога и, как следствие, ее функцией служить для связи слов в предложении.
Уметь различать лексическое и грамматическое значение слова, находить грамматические группы слов (части речи).
Уметь проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом; воспринимать другое мнение и позицию

112


Предлог. Роль предлога в предложении.
Характеристика роли предлога в предложении. Определение части речи, их грамматические признаки.
Уметь находить главные члены предложения (основу предложения): подлежащее, сказуемое.
Уметь устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений.

113


Предлог. Приставка. Словосочетания.
Наблюдение за формообразующей сущностью предлога.
Уметь различать лексическое и грамматическое значение слова. Уметь использовать небуквенные графические средства: знак переноса, абзац.
Уметь вносить необходимые коррективы в действия на основе принятых правил.

114


Различие приставки и предлога. Основа предложений.
Наблюдение за формообразующей сущностью предлога.
Уметь использовать небуквенные графические средства: знак переноса, абзац.
Уметь адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами, другими
лицами.

115


Контрольное списывание по теме «Как образуются предложения».
Контроль правильность записи текста, находить неправильно записанные слова и исправлять ошибки.

Уметь применять правила правописания.
Умение принимать участие в учебном сотрудничестве; задавать вопросы, адекватные данной ситуации.

116


Грамматическая основа предложения. Различие приставки и предлога.
Составление рассказа о том, как играли дети. Работать с изученными орфограммами. Различение предложений по интонации.
Уметь составлять текст, определять тему текста, подбирать заглавие; находить части текста. Уметь восстанавливать деформированные тексты.
Умение проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов.

117


Составление рассказа о том, как играли дети. Работа с изученными орфограммами.
Контролирование правильности предложений, корректировка предложения, содержащего смысловые и грамматические ошибки.
Уметь различать однокоренные слова и синонимы, однокоренные слова и слова с омонимичными корнями. Уметь находить главные члены предложения; различать главные и второстепенные члены предложения.
Умение принимать участие в учебном сотрудничестве; задавать вопросы, адекватные данной ситуации


118


Восстановление деформированных предложений. Монолог. Диалог. Реплики.
Анализ деформированных предложений. Сравнение и характеристика монолога, диалога, реплики.
Уметь восстанавливать деформированный текст, строить устное монологическое высказывание на определенную тему.
Уметь принимать установленные правила в планировании и контроле способа решения; формулировать собственное мнение и позицию.


119


Диалог. Реплики. Адекватное использование средств устного общения.
Анализ деформированного предложения. Сравнение и характеристика монолога, диалога, реплики.
Уметь восстанавливать деформированный текст, строить устное монологическое высказывание на определенную тему.
Уметь устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений.

120


Главные члены предложения.
Контроль правильности предложений, корректирование предложения, содержащие смысловые и грамматические ошибки. Соотношение слова и набор его грамматических характеристик.
Уметь различать однокоренные слова и синонимы, однокоренные слова и слова с омонимичными корнями. Уметь находить главные члены предложения; различать главные и второстепенные члены предложения.
Уметь адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами, другими
Лицами

121


Составление рассказа о своей любимой кукле. Восстановление диалога.
Составление рассказа о своей любимой кукле. Восстановление диалога. Адекватно использования средства устного общения.
Уметь строить устное монологическое высказывание на определенную тему, делать словесный отчет о выполненной работе. Уметь строить и вести диалоги.
Уметь принимать установленные правила в планировании и контроле способа решения; формулировать собственное мнение и позицию.



122


Контрольный диктант по теме «Служебное слово – предлог».
Объяснение себе написание слов в ходе написания диктанта.

Уметь контролировать себя.
Умение учитывать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале; проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.



Раздел «Каждому слову своё место» 17 ч.
Сочетание слов по смыслу. 7ч.


123


Лексическая сочетаемость слов. Наблюдение омонимов.
Анализ родственных слов, их значение.
Уметь различать лексическое и грамматическое значение слова.
Уметь принимать роль в учебном сотрудничестве; выполнять учебные действия в устной, письменной речи, во внутреннем плане.



124


Лексическое значение слов. Работа с небылицей.
Характеристика лексической сочетаемости слов.
Уметь находить грамматические группы слов (части речи).
Уметь принимать установленные правила в планировании и контроле способа решения; пользоваться таблицами, схемами, приведенными в учебной литературе.



125


Связь грамматической и лексической сочетаемости слов.
Характеристика грамматической связи и лексической сочетаемости слов. Составление предложения. Нахождение части слова.
Уметь различать лексическое и грамматическое значение слова; находить грамматические группы слов (части речи). Уметь проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям при указании количества групп; воспринимать другое мнение и позицию.



126


Редактирование предложений. Лексическое значение слов. 
Редактирование предложения. Определение лексического значения слов. Повторение изученных орфограмм.
Уметь различать лексическое и грамматическое значение слова; находить грамматические группы слов (части речи).
Уметь вносить необходимые коррективы в действия на основе принятых правил.

127


Урок – сказка. Правила вежливости. 
Анализ предложенной модели звукового состава слова, подбор слова, соответствующей модели.
Уметь применять знание фонетического материала при использовании правил правописания.
Уметь принимать роль в учебном сотрудничестве; задавать вопросы, адекватные данной ситуации, позволяющие оценить ее в процессе общения.


128


Контрольный диктант за 3 четверть.
Контролирование этапов своей работы, оценивание процесса и результата выполнения задания.
Уметь находить главные члены предложения; различать главные и второстепенные члены предложения; составлять предложения из слов, данных в начальной форме, с добавлением любых других слов.
Уметь осуществлять пошаговый контроль по результату под руководством учителя;.

129


Работа над ошибками. Работа с изученными орфограммами
Анализ допущенных ошибки.


Уметь применять знания.
Анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков

Многозначные слова. 3ч.


130


Многозначные слова. Диалог.
Характеристика многозначных слов. Определение прямого и переносного значения слов. Определение главных членов предложения.
Уметь опознавать в предложении, в тексте однозначные и многозначные слова, слова, употребленные в прямом и переносном значении.
Уметь пользоваться знаками, символами, таблицами, схемами, приведенными в учебной литературе; формулировать собственное мнение и позицию.

131


Многозначные слова. Прямое и переносное значение слов.
Определение прямого и переносного значения слов. Толкование многозначности слов. Контроль правильности написания: письмо со знаками вопроса на месте сомнения.
Уметь опознавать в предложении, в тексте однозначные и многозначные слова, слова, употребленные в прямом и переносном значении.
Уметь выполнять учебные действия в устной, письменной речи, во внутреннем плане; воспринимать другое мнение и позицию

132


Многозначные слова. Переносные значения.
Определение прямого и переносного значения слов. Толкование многозначности слов.
Уметь опознавать в предложении, в тексте однозначные и многозначные слова, слова, употребленные в прямом и переносном значении.
Уметь учитывать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале; воспринимать другое мнение и позицию.

Синонимы. Антонимы.7ч.


133


Синонимы – слова, близкие по смыслу.
Различие на уровне представления и практической деятельности синонимов, антонимов, омонимов. Подбор родственных слов.
Уметь опознавать в предложении, в тексте однозначные и многозначные слова, слова, употребленные в прямом и переносном значении.
Уметь осуществлять пошаговый контроль по результату под руководством учителя; анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков.

134


Прямое и переносное значение. Синонимы.
Различие на уровне представления и практической деятельности синонимов, антонимов, омонимов. Словарные слова.
Уметь подбирать родственные слова и формы слов с целью проверки изученных орфограмм в корне слова. Уметь различать однокоренные слова и синонимы, однокоренные слова и слова с омонимичными корнями.
Уметь принимать участие в учебном сотрудничестве; выполнять учебные действия в устной, письменной речи, во внутреннем плане; подводить анализируемые объекты под понятия разного уровня обобщения.

135


Слова, противоположные по смыслу – антонимы. 
Различие на уровне представления и практической деятельности синонимов, антонимов, омонимов. Определение антонимов.
Уметь опознавать в предложении, в тексте однозначные и многозначные слова, слова, употребленные в прямом и переносном значении.
Уметь принимать и сохранять учебную задачу; осуществлять синтез как составление целого из частей.

136


Определение слов-антонимов. Различение синонимов и антонимов.
Различие на уровне представления и практической деятельности синонимов, антонимов, омонимов.
Уметь подбирать родственные слова и формы слов с целью проверки изученных орфограмм в корне слова. Уметь различать однокоренные слова и синонимы, однокоренные слова и слова с омонимичными корнями.
Уметь принимать и сохранять учебную задачу; осуществлять синтез как составление целого из частей.

137


Антонимы. Синонимы. Сравнение. Восстановление деформированного текста. 
Различие на уровне представления и практической деятельности синонимов, антонимов, омонимов. Восстановление деформированного текста.
Умение на практическом уровне различать синонимы, антонимы, многозначность. Уметь восстанавливать деформированный текст.
Уметь выполнять учебные действия в устной, письменной речи, во внутреннем плане; воспринимать другое мнение и позицию.

138


Фразеологизмы. Смысл фразеологизмов.
Различие на уровне представления и практической деятельности синонимов, антонимов, омонимов, фразеологизмов. Моделирование звукового состава слова.
Уметь определять качественную характеристику звука. Уметь различать одно- коренные слова и синонимы, однокоренные слова и слова с омонимичными корнями
Уметь вносить необходимые коррективы в действия на основе принятых правил; адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами, другими лицами.

139


Изложение.
Применение изученных правил при выполнении работы.
Уметь применять правила правописания: безошибочно писать текст. Уметь вносить необходимые коррективы в действия на основе принятых правил


Раздел «Как строится текст» 9ч.

140


Признаки текста. Вступление. Основная часть. Заключение.
Называние признаков текста: целостность, связность, законченность. Характеристика части текста: вступление, основная часть, заключение.
Уметь определять тему текста, подбирать заглавие; находить части текста. Уметь восстанавливать деформированные тексты.
Уметь учитывать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале.

141


Составление текста о весеннем лесе.
Составление текста о весеннем лесе. Редактирование текста. Объяснение переносного значения.
Уметь определять тему текста, подбирать заглавие; находить части текста. Уметь осознавать собственную устную речь: с какой целью.
Уметь осуществлять пошаговый контроль по результату под руководством учителя; строить понятные для партнера высказывания.



142


Продолжение рассказа по его началу.
Продолжение рассказа по его началу. Выполнение звуко-буквенного анализа слова. Определение категории рода данных слов.
Уметь определять качественную характеристику звука, понимать особенности диалогической формы речи; умение выражать собственное мнение, обосновывать его.
Уметь принимать роль в учебном сотрудничестве; подводить анализируемые объекты под понятия разного уровня обобщения.

143


Диалог. Монолог. Работа с изученными орфограммами.
Характеристика диалога, монолога. Работа с изученными орфограммами.
Уметь строить устное монологическое высказывание, диалоги на определенную тему, делать словесный отчет о выполненной работе.
Уметь вносить необходимые коррективы в действия на основе принятых правил; адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами, другими лицами.


144


Фразеологизмы. Антонимы.
Различие на уровне представления и практической деятельности синонимы, антонимы, омонимы, фразеологизмы. Определение части речи.
Уметь опознавать в предложении, в тексте однозначные и многозначные слова, слова, употребленные в прямом и переносном значении.
Уметь выполнять учебные действия в устной, письменной речи, во внутреннем плане; задавать вопросы, адекватные данной ситуации, позволяющие оценить ее в процессе общения.


145


Литературная викторина. Однокоренные слова. Имена собственные. 
Подбор однокоренного слова. Характеристика имени собственного. Литературная викторина.
Уметь подбирать родственные (однокоренные) слова и формы слов с целью проверки изученных орфограмм в корне слова.
Уметь устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений; воспринимать другое мнение и позицию.


146


Непунктированный текст.  Составление плана текста. Сочинение.
Выделение предложения в не пунктированном тексте. Анализ деформированного текста: определение границы предложений, выбирать знак в конце предложений.

Уметь строить устное монологическое высказывание, диалоги на определенную тему, делать словесный отчет о выполненной работе.
Уметь принимать установленные правила в планировании и контроле способа решения; формулировать собственное мнение и позицию.

147


Составление текста о зайцах или кроликах.
Составление плана текста. Составление текста о зайцах или кроликах. Образование формы слова.
Уметь подбирать родственные слова и формы слов с целью проверки изученных орфограмм в корне слова.
Уметь проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям; воспринимать другое мнение и позицию.

148


Контрольное списывание по теме «Как строится текст».
Воспроизведение текста в соответствии с заданием: подробно, выборочно.
Уметь восстанавливать деформированный текст.
Уметь учитывать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале; воспринимать другое мнение и позицию.

Раздел «Законы языка в практике речи» 22ч.

149


Речь – характеристика человека. Как мы говорим.
Анализ речи человека. Наблюдение за тем, как мы говорим. Характеристика диалога, реплики.
Уметь строить устное монологическое высказывание, диалоги на определенную тему, делать словесный отчет о выполненной работе. Уметь осознавать собственную устную речь. Понимать особенности диалогической формы речи.
Уметь осуществлять пошаговый контроль по результату под руководством учителя; анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков.


150


Выбор средств устной речи в соответствии с речевой ситуацией.   
Характеристика средства письменной и устной речи. Выбор средства устной речи в соответствии с речевой ситуацией.
Уметь строить устное монологическое высказывание, диалоги на определенную тему, делать словесный отчет о выполненной работе.
Уметь выполнять учебные действия в устной, письменной речи, во внутреннем плане; воспринимать другое мнение и позицию.

151


Ознакомление с функциями речи.
Ознакомление с функциями речи. Орфографическая работа. Лексическое и грамматическое значение слов. Повторение изученных орфограмм. .
Уметь строить устное монологическое высказывание, диалоги на определенную тему, делать словесный отчет о выполненной работе. Понимать особенности диалогической формы речи.
Уметь принимать и сохранять учебную задачу; строить сообщение в устной форме.

152


Смыслоразличительная роль звуков речи.
Выбор средства устной речи в соответствии с речевой ситуацией. Характеристика смыслоразличительной роли звуков речи.
Уметь определять качественную характеристику звука.
Уметь принимать роль в учебном сотрудничестве; выполнять учебные действия в устной, письменной речи, во внутреннем плане.

153


Роль (функция) стихотворного текста. Редактирование. Сочинение.
Характеристика роли (функцию) стихотворного текста. Выполнение звуко-буквенный и грамматический анализ слов. Дифференцирование орфограммы.
Уметь осознавать собственную устную речь: с какой целью, с кем и где происходит общение. Понимание особенностей диалогической формы речи.
Уметь принимать установленные правила в планировании и контроле способа решения; формулировать собственное мнение и позицию.

154


Исследование текста, его редактирование.
Проведение исследования текста, его редактирование. Работать с изученными орфограммами. Обобщение знания о слове.
Уметь определять тему текста, подбирать заглавие; находить части текста. Уметь восстанавливать деформированные тексты. Уметь пользоваться знаками, символами, таблицами, схемами, приведенными в учебной литературе.



155


Составление текста по его началу. 
Выбор средства устной речи в соответствии с речевой ситуацией. Характеристика различий средств устной и письменной речи.
Уметь определять тему текста, подбирать заглавие, находить части текста. Уметь восстанавливать текст.
Уметь принимать роль в учебном сотрудничестве; задавать вопросы, адекватные данной ситуации, позволяющие оценить ее в процессе общения.


156


Работа над ошибками. Функции речи в разных речевых ситуациях.
Характеристика функции речи в разных речевых ситуациях. Соблюдение правила слогоделения.
Уметь опознавать в предложении, в тексте однозначные и многозначные слова, слова, употребленные в прямом и переносном значении.
Уметь осуществлять пошаговый контроль по результату под руководством учителя.

157


Наблюдение роли текста. Составление своего текста. 
Выбор средства устной речи в соответствии с речевой ситуацией. Характеристика смыслоразличительной роли звуков речи.
Уметь различать лексическое и грамматическое значение слов. Различать средства устной и письменной речи. Наблюдать за ролью текста. Составлять свой текст.
Уметь принимать роль в учебном сотрудничестве; задавать вопросы, адекватные данной ситуации, позволяющие оценить ее в процессе общения.


158


Итоговый контрольный диктант (промежуточная аттестация)
Применение изученных правил правописания.

Уметь писать текст под диктовку.
Уметь осуществлять пошаговый контроль по результату под руководством учителя.

159


Анализ речевой ситуации. Лексическое и грамматическое значение слов.
Анализ речевых ситуации. Определение лексического и грамматического значения слов. Повторение изученных орфограмм.
Уметь опознавать в предложении, в тексте однозначные и многозначные слова, слова, употребленные в прямом и переносном значении. Анализировать речевые ситуации. Выделять части слова. Уметь учитывать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале; проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.

160


Сравнение предложений по смыслу.
Грамматический анализ слов. Сравнение предложения по смыслу. Характеристика смыслоразличительной роли звуков речи.
Уметь различать лексическое и грамматическое значение слова; находить грамматические группы слов (части речи). Анализировать предложения по цели и интонации.
Уметь задавать вопросы, адекватные данной ситуации, позволяющие оценить ее в процессе общения.

161


. Составление текста по его началу.
Характеристика различие средств устной и письменной речи. Составление своего текста.
Уметь определять тему текста, подбирать заглавие, находить части текста. Уметь восстанавливать текст.
Уметь принимать роль в учебном сотрудничестве; задавать вопросы, адекватные данной ситуации, позволяющие оценить ее в процессе общения.


162


Речь – характеристика литературного героя.  Многозначность слов.
Анализ речи как характеристика литературного героя. Объяснение многозначности слов.
Уметь на практическом уровне различать синонимы, антонимы, многозначность.
Уметь принимать роль в учебном сотрудничестве; задавать вопросы, адекватные данной ситуации, позволяющие оценить ее в процессе общения.


163


Восстановление пропущенной части текста. Изложение.
Анализ предложения по цели и интонации. Объяснение переносного смысла слов. Выполнение звуко-буквенного и грамматического анализа слов.
Уметь составлять предложения из слов, данных в начальной форме, с добавлением любых других слов. Уметь восстанавливать деформированные предложения.
Уметь задавать вопросы, адекватные данной ситуации, позволяющие оценить ее в процессе общения.

164


Анализ разных видов объявлений, их компоненты. Написание объявлений.  
Анализ предложения по цели и интонации. Объяснение переносного смысла слов. Выполнение звукобуквенного и грамматического анализа слова.
Уметь составлять предложения из слов, данных в начальной форме, с добавлением любых других слов. Умение восстанавливать деформированные предложения.
Уметь задавать вопросы, адекватные данной ситуации, позволяющие оценить ее в процессе общения.

165


Антонимы. Вывод о значении системы языка для речи. 
Выполнение звукобуквенного и грамматического анализа слова. Повторение изученных орфограммы. Характеристика родственных слов.
Уметь определять качественную характеристику звука. Уметь подбирать родственные слова и формы слов с целью проверки изученных орфограмм в корне слова.
Уметь воспринимать другое мнение и позицию.

166


Сочинение.
Различие на уровне представления и практической деятельности синонимов, антонимов, омонимов, фразеологизмов.
Уметь опознавать в предложении, в тексте однозначные и многозначные слова, слова, употребленные в прямом и переносном значении.
Уметь задавать вопросы, адекватные данной ситуации, позволяющие оценить ее в процессе общения

167-168


Задания в тестовой форме «Что я знаю и умею».
Контроль и оценивание своих действий.
Уметь работать с заданиями в тестовой форме. Уметь осуществлять пошаговый контроль по результату под руководством учителя;


169-170


Работа с текстом.
Соотношение текстов и заголовков , выбор наиболее подходящий заголовок из ряда предложенных.

Уметь работать с текстом.
Умет анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков.














15