Презентация-сочинение, посвященное Амет-Хану Султану


«ВЫСШИЙ ПИЛОТАЖ»Посвящается дважды Герою Советского Союза, лауреату государственной премии, заслуженному летчику-испытателю СССРАмет-Хану СултануПрезентацию-сочинениевыполнила учительрусского языка и литературыМБОУ «Ленинская школа»Красногвардейского районаРеспублика Крым Мамбедиева Лиля Заировна 03 ноября 2015г. «Орлы не умирают на земле…» Отец – Султан Амет-Хан, по национальности лакец, родившийся в дагестанском ауле Цовкра, в Крым приехал на заработки и решил остаться жить в Алупке, где и встретил жену-крымскую татарку Насибе. Первого сына назвали в честь отца – Амет-Ханом. Родился он в октябре 1920 года в доме на склоне горы Ай-Петри.О детстве и мечте Как до войны умели радоваться, как умели праздновать! В это время из сундуков доставали лучшие костюмы и платья, с раннего утра оживали улицы, и молодежь стекалась туда, где гремела музыка. Наверное, таким был и весенний праздник Хыдырлез в Алупке 1935 года, на который собрались все алупкинцы независимо от национальности. Песни, танцы, стихи, спортивные состязания… Приехавший на праздник директор детского лагеря «Артек» вручил первую премию — путевку в «пионерскую республику» невысокому крепышу, победившему в крымскотатарской борьбе куреш. Конечно, 15-летнего «артековца» Амет-Хана не могли, как других детей, поразить море, горы, магнолии и кипарисы. Но именно здесь он впервые увидел самолет, пролетевший над волнами, — видимо, тот следовал из Севастополя в Симферополь. Наверное, тогда подросток ощутил, что его место там, в небе. «Он понимал, что в Алупке у него нет никаких шансов стать летчиком, — рассказывает заведующий музеем Амет-Хана Султана в Алупке Мустафа Мустафаев. — Поэтому два года спустя, окончив семилетку, Амет-Хан уехал в Симферополь и поступил в железнодорожное фабрично-заводское училище. И добрался до аэроклуба». Кстати, там особых надежд на него не возлагали: по мнению инструкторов, он не вышел ростом, чтобы в будущем стать асом. Но стране нужны были летчики, и Амет-Хан попал в Качинское летное училище под Севастополем. Большое впечатление на Амет-Хана произвели боевые истребители: он впервые осознал, что на этих самолетах придется непросто осваивать высший пилотаж, но и воевать.  Обстановка в мире подсказывала, что воевать придется с опытным врагом. Двухгодичный срок учебы сократили, курсанты проходили ускоренный курс.  Прошел год. Осенью 1940 года 19-летний летчик-истребитель  Амет-Хан Султан прикрепил кубик на голубые петлицы командирской гимнастерки. «Летает отлично и с большим желанием, усваивает летную практику быстро и точно. В воздухе смел и настойчив, инициативен и вынослив» (из выпускного аттестата). С такой оценкой летных качеств он окончил  Качинскую школу. Великая Отечественная война началась для молодого летчика-истребителя с рассветом 22 июня под Кишиневом. Со стороны границы доносились глухие раскаты, будто там разразилась летняя гроза. - Товарищи! – взволновано обратился к летчикам командир полка – Только что стало известно, немецкие войска перешли границу и завязали бой с пограничниками. Возможно, это очередная провокация, и наша задача не поддаваться на нее. Приказываю первой эскадрилье повести воздушную разведку. Вскоре три истребителя взвились в воздух. Амет-Хан получил приказ осмотреть переправы через пограничную реку Прут. Уже на подлете к ней он увидел внизу багровые языки огня, столбцы дыма. У первого моста Амет-Хан вынужден был резко потянуть на себя ручку. Натужно ревя мотором, «чайка» рвалась вверх. Загрохотали зенитки. Впервые по самолету Амет-Хана стреляли по-настоящему.  Так для молодого летчика  началась война. Всего-навсего 10 часов успел он налетать самостоятельно на боевом истребителе.  В последующие дни шли напряженные ожесточенные бои. Амет-Хан Султан и его товарищи едва успевали заполнять истребители горючим, пополнять боекомплекты и тут же взлетали с аэродрома. Амет-Хана чаще других стали посылать на воздушную разведку. Постепенно за ним закрепилась слава неуязвимого летчика-разведчика.  31 мая 1942 года пара истребителей, управляемых Амет-Ханом и его ведомым Струковым, была поднята на перехват бомбардировщика «Ю-88», очевидно, выполнявшего разведывательный полет. У Струкова сразу после взлета выявилась неисправность двигателя и Амет-Хан пошел в бой один. На высоте 7300 м «Юнкерс» был им атакован, но в горячке боя истребитель выпустил весь боезапас мимо. Не желая упускать врага, Амет-Хан таранил вражеский бомбардировщик «Юнкерс-88», ударив его левой плоскостью снизу. Из неуправляемого самолета Амет-Хан выбросился на пара­шюте. Вдалеке он заметил двоих людей, успевших выпрыгнуть из немецкого самолета.Часто встречается также описание того, что «Харрикейн» застрял плоскостью крыла в бомбардировщике.Обломки вражеского самолета разместили на центральной площади города Ярославля. Амет-Хан за проявленную в небе над Ярославлем отвагу был награжден орденом Ленина и избран почётным гражданином города. На   часах  с  гравировкой,   подаренных лётчику городским комитетом обороны, значились такие слова: «Лейтенанту Красной Армии товарищу Амет-Хану Султану, геройски сбившему немецко-фашистский самолет, от имени комитета обороны города Ярославль. 1942 год, 31 мая». Это был первый сбитый самолет алупкинца, рожденного летать. Позже, когда их полк перевели в отдельную группу, где собрали лучших из лучших, — именно они разорвали воздушную ниточку, на которой держалась помощь окруженной армии фельдмаршала Паулюса. Немцы даже предупреждали своих, когда самолет Амет-Хана поднимался в воздух.Это был перелом войны, теперь каждый день начинался сообщениями Совинформбюро об освобожденных городах и селах. В 1943 году Амет-Хану Султану присвоили звание Героя Советского Союза, наградили орденом Ленина. Как-то он пообещал друзьям: «Освободим Крым — и все ко мне, в Алупку, такими персиками угощу …» О персиках друзья ему напомнили в мае 1944 года, после освобождения Севастополя. «Какие персики в мае, — смеялся он. — Но угостить — угощу! Хоть сегодня поедем». 14 мая на трех машинах летчики приехали в Алупку. Двери в дом Амет-Хана не закрывались: обнищавшие и измученные войной соседи, родственники, знакомые хотели встретить их достойным застольем. Кто нес чашку риса, кто бутылку еще довоенного вина, кто сушеное мясо... Да и гости приехали не с пустыми руками. А мама не отходила от сына. Это заметил командир полка и, уезжая вместе с остальными летчиками, позволил Амет-Хану остаться еще на несколько дней. А чтобы не было скучно, оставил с ним друга Павла Головачева. Под утро 18 мая Амет-Хан проснулся от крика матери и увидел, что ее тащит к калитке человек в военной форме, а отец вцепился в другую руку женщины и пытается освободить. Боевой летчик с ходу «зарядил» незнакомцу в лицо, еще один солдат, находившийся во дворе, передернул затвор автомата. Но на крыльцо из этой же двери выскочил Головачев в форме, со Звездой Героя, и выстрел не прозвучал. Хлопотали за мать Амет-Хана его друзья и командиры в самых высоких инстанциях, и тогда, после 18 мая, ей, ее сестре и племяннику знаменитого летчика все же разрешили остаться в Алупке. 23 апреля 1943 года командующий 8-й Воздушной армией генерал-лейтенант авиации Т. Т. Хрюкин представил его к званию Героя Советского Союза. В представлении написано:"Товарищ Амет-Хан Султан произвёл 359 боевых вылетов, провёл 79 воздушных боёв, лично сбил 11 самолётов противника и в групповых боях- 19 самолётов.Имеет один таран самолёта противника. Всего на Сталинградском фронте произвёл 110 боевых вылетов, лично сбил 6 самолётов и в группе -7 самолётов противника".За образцовое выполнение боевых заданий командования, мужество, отвагу и геройство, проявленные в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками, Указом Президиума Верховного Совета СССР от 24 августа 1943 года Амет-Хан Султан удостоен звания Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда". В августе 1943 года, базируясь в отбитом у врага Котельникове, полк получил новые истребителиР-39 "Аэрокобра". Но при первых же полётах обнаружилось коварство заокеанского подарка: самолёт легко впадал в штопор, а Амет-Хан обратился с просьбой: "Разрешите опробовать "Аэрокобру" на штопор, покорю - научу других"... Весь полк, замерев, следил за опасным вращением самолёта, падающего с высоты 7000 метров. Лишь в сотнях метров от земли машина перешла в крутое пикирование и вскоре покатилась по взлётно - посадочной полосе. А потом счастливый Амет-Хан объяснял всем, как вывести капризную машину из смертельно опасного вращения.  В марте 1944 года над их аэродромом пролетел немецкий истребитель Ме-109 и сбросил вымпел с запиской. Вражеский пилот вызывал на дуэль нашего лучшего аса, обещая не вступать в бой, пока советский лётчик не наберет высоту 3000 метров. Такой наглости в 9-м Гвардейском ИАП от противника никак не ожидали. К этому времени лётчики полка уже доказали немцам, что и они «не лыком шиты». Доложили командующему 8-й Воздушной Армией Тимофею Хрюкину. Тот, не долго думая, приказал готовить к вылету "Аэрокобру" Амет-Хана.Надо отдать должное немцу - он выполнил условия дуэли. Все, находившиеся на аэродроме, запомнили этот бой навсегда, хотя длился он не более 15 минут. "Мессершмитт" и "Аэрокобра" устроили в небе неистовую карусель. Выписывая немыслимые пируэты, самолёты без единого выстрела гонялись друг за другом. А затем прозвучала короткая очередь. "Мессер" задымился и рухнул в пике. Позже стало известно, что Амет-Хан свалил немецкого аса, сбившего 50 наших самолётов. Войну Амет-Хан Султан заканчивал летая на истребителе Ла-7. "Хороши американские "Аэрокобры", а всё же наш конёк "Лавочкин" лучше!" - резюмировал Амет-Хан, освоив новый самолёт. На этой машине он воевал в небе Латвии и Восточной Пруссии, где сбил ещё 6 вражеских самолётов.  С начала апреля лётчики 9-го Гвардейского ИАП, ища противника, летали уже над Берлином. Немецкие самолёты, издали завидев наши Ла-7, поворачивали вспять, а одна их группа повела себя и вовсе странно: подавала сигналы, похоже, о том, что хотят сдаться в плен. Лавриненков с Амет-Ханом были удивлены, но и рады, привели группу на аэродром. Немецкие пилоты хорошо произвели посадку. Видно, приходилось им здесь базироваться. Сойдя с посадочной полосы, выключили моторы и подняли руки. Объяснили: они не хотят продолжать бессмысленную войну...Интересна статистика побед Амет-Хана, летавшего на разных типах самолетов.Харрикейн, победы одержаны в период с 31.05.42 по 23.07.42. Бомбардировщики – 2 (Ю-88 тараном, первая победа, Ю-87 в группе), истребители (Ме-109) – 1 лично и 10 в группе, Хе-113 – 1 (в группе).Як-7, победы одержаны с 23.08.42 по 15.09.42. Бомбардировщики – 3 (Ю-88, в группе), разведчик – 1 (ФВ-189, в паре), истребители (Ме-109) – 5 лично и 3 в группе.Як-1, победы одержаны с 13.12.42 по 24.07.43.         Бомбардировщики – 4 (3 Хе-111 Последнюю победу он одержал 25 апреля 1945 года над аэродромом Темпельхоф. Амет-Хан вёл шестёрку Ла-7 на перехват самолётов противника. Ожидая появления врага, Амет-Хан долго патрулировал над указанным ему участком города. Его время в полёте уже истекало, горючее было на пределе, когда из-за облаков выскочили "Фоккеры". Амет-Хан первой пушечной очередью поджёг ведущего группы. Командир полка дважды Герой Советского Союза гвардии майор В.Д. Лавриненков в апреле 1945 года, представляя Амет-Хана к самой высокой награде — званию дважды Героя Советского Союза, написал следующий рапорт: «Товарищ Амет-Хан Султан проявил на фронтах пример отваги и героизма. Этот высококлассный лётчик-истребитель, в полной мере овладевший искусством ведения воздушного боя, своими делами заслужил звание одного из лучших асов полка. Амет-Хан Султан, виртуозно управляющий самолетом, использующий его тактическое превосходство, хорошо знающий слабые стороны гитлеровских лётчиков и все преимущества вражеской техники, одержал победу в 30 воздушных боях. Товарищ Амет-Хан Султан, который проявил мужество и героизм в борьбе против немецких захватчиков, успешно провел 603 боевых вылета и одержал в них победу, лично сбил 30 самолетов противника и 19 — в групповых воздушных боях, достоин присуждения звания дважды Героя Советского Союза». Итак, учитывая все эти заслуги, 29 июня 1945 года Амет-Хан Султан был удостоен звания дважды Героя Советского Союза. Семьей Амет-Хан обзавелся неожиданно: его повел в Большой театр друг-москвич, там бравые летчики познакомились с девушками. Одну из них Амет-Хан пошел провожать. А наутро улетел, ведь война еще продолжалась. Сразу после войны он, уже дважды Герой Советского Союза, стоял перед дверью квартиры, где однажды задержался всего на одну ночь. Ему открыла девушка с ребенком на руках — его сыном-первенцем. Жизнь складывалась нелегко, ведь весь ее смысл был в том, чтобы летать. Бросивший академию и уволенный в запас через год после войны, летчик тяжело переносил разлуку с небом. Однажды один из товарищей встретил его в парке — без погон, угрюмого, заросшего. Амет-Хан, увидев его, ускорил шаг, несмотря на крики за спиной: «Стой, Аметка!» Друг все-таки догнал его, забрал к себе, запретил выходить из квартиры, пока не разберется, что случилось. Друзей у Амет-Хана оказалось много, и они очень хорошо понимали, какой драгоценный дар дан этому человеку и что его жизнь может быть связана только с полетами. Но прошло еще несколько месяцев, прежде чем кадровики дали добро на зачисление Амет-Хана Султана летчиком-испытателем в Летно-исследовательский институт в Жуковском. И здесь ему снова пришлось бороться и доказывать. Полтора года он летал на «кукурузнике», фактически играя роль курьера. «Однажды проходил мимо ангара, видит: летчики столпились возле маленького планера, — рассказывает Мустафа Мустафаев. — Обсуждали, кто осмелится полететь на этом «бревне». Амет-Хан тут же предложил: «Давайте я полечу!» Так решилась его судьба — и родился летчик-испытатель Аметхан Султан». Это было дело наиболее подходящее пилоту, за годы войны успешно освоившего целый ряд отечественных и зарубежных самолётов. За годы работы в ЛИИ Амет-Хан Султан стал «крёстным отцом» десятков образцов отечественной воздушной техники, с честью выходя из самых непростых ситуаций. 12 ноября 1958 года на самолёте МиГ-15УТИ, в котором находились Султан и Головин, произошло несанкционированное срабатывание порохового патрона катапульты. В результате у самолёта оказался пробит бак, а Головин был зажат катапультным креслом. Разгерметизированную кабину заливал авиационный керосин, хлеставший так, что не видно было приборной доски. В любую секунду мог возникнуть пожар, и руководитель полётов отдал команду Амет-Хану покинуть самолёт. Однако оставить товарища лётчик не мог. В совершенно немыслимых условиях, при ежесекундной угрозе пожара и взрыва, Амет-Хан Султан посадил самолёт, сумев спасти и Валерия Головина, и машину.Испытатели — люди с железным характером Помогал Амет-Хан Султан космонавтам и в освоении невесомости. Он был одним из пилотов «воздушной лаборатории», на которой при выполнении так называемой «горки» создавалось ощущении кратковременной невесомости. Через такие полёты проходили все отечественные космонавты. Осенью 1970 года в ЛИИ имени Громова состоялось празднование 50-летия Амет-Хана Султана. На торжество собрались его боевые товарищи, лётчики-испытатели, конструкторы, гости из Дагестана и Крыма, где он часто бывал и где его очень любили. Смущённый такими почестями лётчик благодарил всех за тёплые слова. А когда кто-то из друзей заметил, что, мол, пора уже передавать опыт молодым, Амет-Хан ответил горской притчей: «Когда старый орёл предчувствует приближение смерти, он из последних сил рвётся ввысь, поднимается как можно выше. А потом складывает крылья и летит камнем на землю. Поэтому горные орлы умирают в небе — на землю они падают уже мёртвые…»На эти слова никто из друзей не обратил особого внимания в тот радостный вечер. Да и сам Амет-Хан Султан вряд ли мог предполагать, что притча эта окажется пророчеством.1 февраля 1971 года во время испытания нового двигателя на летающей лаборатории Ту-16 произошла катастрофа. Экипаж во главе с дважды Героем Советского Союза, заслуженным лётчиком-испытателем СССР Амет-Ханом Султаном погиб. И два народа – матери, отца,Тобой гордятся - Что ни говори!Себе остался верен до конца:Орлы и умирают как орлы! Е.МакарчукНаграды2 медали «Золотая Звезда»3 ордена Ленина4 ордена Красного ЗнамениОрден Александра НевскогоОрден Отечественной войны 1 степениОрден Красной ЗвездыОрден «Знак Почёта»медали Много написано об Амет-Хане Султане и ещё больше о нем будет написано, поскольку его яркая жизнь, безграничный героизм …Но не погибнет Сын народа, Покуда жив его народ!