Урок русского языка на тему: Умеем ли мы употреблять в речи этикетные слова? (5 класс)
Урок развития речи в 5-м классе по теме: "Умеем ли мы употреблять в речи этикетные слова?"
Цели урока: расширить словарный запас пятиклассников в области речевого этикета и подвести их к осознанию важности умения употреблять разнообразные формулы речевого этикета, выраженные как словами, так и словосочетаниями, в зависимости от ситуации общения.
Задачи:
образовательная - нахождение, объяснение и правильное написание орфограмм в словах речевого этикета.
развивающая - продолжать формировать коммуникативно-речевые умения, а также умение подбирать адекватные для конкретных - речевых ситуаций слова.
воспитательная - формирование навыков нравственного поведения, культуры общения.
Ход урока.
На доске написана тема урока: “Умеем ли мы употреблять в речи этикетные слова?”
1. Вступительное слово учителя.
- Ребята, мы продолжаем постигать тайны общения. Человек живет среди людей. Все его радости, горести, дела и заботы связаны с людьми. Звонит ли девочка по телефону, пишет ли сын письмо матери, разговаривают ли ученики на перемене – везде происходит общение.
Как вы думаете? Что является важнейшим средством общения? (Язык)
Запись в тетрадь. Язык – важнейшее средство общения. В каком ещё значении употребляется слово язык? Как называют слова, которые пишутся одинаково, произносятся одинаково, но имеют разные значения?
Чтобы нас понимали, слушали с удовольствием, приходили на помощь, нам надо знать и употреблять особые слова, “волшебные”, т.е. этикетные слова. И чем больше таких слов в нашей речи, тем приятнее общаться с нами будет людям.
Здравствуйте, пожалуйста, спасибо. Кто не знает этих слов? Но сегодня на уроке мы будем не только вспоминать разнообразные формы речевого этикета, но и учиться употреблять их правильно, в зависимости от ситуации общения. И тема нашего урока “Умеем ли мы употреблять в речи этикетные слова?”
2. Знакомство с новыми словами.
ЭТИКЕТ – это установленный порядок поведения, форм обхождения.
ЭТИКЕТНЫЕ СЛОВА – слова приветствия, прощания, просьбы, благодарности и т.д.
Чтение пословиц и поговорок и определение в них правил речевого поведения.
1. Сердечное слово до сердца доходит.
2. Малое слово большую обиду творит.
3. Язык и хлебом кормит, и дело портит.
4. Слово народы поднимает.
Ребята, вы знаете, что пословицы и поговорки нельзя понимать дословно, потому что построены они на переносном значении слова. Скажите, какой вид метафоры здесь используется? В каком предложении есть эпитет?
Формулируется вывод: “ Язык твой – друг твой”.
Рассмотрим модель речевых ситуаций:
Кто – кому – с какой целью – при каких обстоятельствах – что говорить.
3. Чтение стихотворения В.Солоухина (один из учащихся).
Здравствуйте!Поклонившись, мы друг другу сказали,Хоть были совсем незнакомы.Здравствуйте!Что особого тем мы друг другу сказали?Просто “здравствуйте”, больше ведь мыНичего не сказали.Отчего же на капельку солнца прибавилось в мире?Отчего же на капельку мира прибавилось в мире?Отчего же на капельку радостней сделалась жизнь?
Учитель: Так размышляет поэт В.Солоухин о роли звучащего слова – приветствия в жизни человека, звучащего слова, которое каждый из нас произносит много раз в день.
- А какие ещё формы приветствия вы знаете?
1. Самое употребительное : Здравствуйте - в любой обстановке, любому человеку мы можем сказать это приветствие.
2. Есть приветствия, связанные со временем суток - Доброе утро, Добрый день, Добрый вечер.
3. Привет! В норме оно в дружеском общении знакомых людей, показывая ролевое равенство.
4. Есть приветствия, совмещающие в себе два значения к собственно приветствию добавляется приглашение: Добро пожаловать!
5. Для старшего поколения характерно приветствие - пожелание Доброго здоровья! и Моё почтение!
6. Военный этикет предусматривает приветствие - пожелание Здравия желаю!
Теперь разыграем речевые ситуации. Выберите правильное приветствие.
1)Встречаются друзья:
- Привет!
- Лёгок на помине!
2)Встреча с пожилым человеком.
- Привет, Николай Иванович!
- Здравствуйте, Николай Иванович!
Учитель: как мы видим, слова приветствия имеют разнообразные формулы речевого этикета, выраженные как словами, так и словосочетаниями, в зависимости от ситуации общения, а также и разные стилистические оттенки, поэтому, прежде чем включать какое-либо этикетное выражение в свою речь, надо хорошо знать значение, которое оно в себе заключает.
Например: а) здороваться – проявлять уважение и доброжелательность, вежливость по отношению к знакомому или незнакомому человеку.
б) здороваться – подкреплять факт знакомства с человеком, подчеркнуть хорошее к нему расположение.
В сказке «Ценная бандероль» рассказывается, как Ворона прочитала книжку «Уроки вежливости» и «надумала сама вежливой стать». Назовите вежливые слова, которые помогают Вороне и Лисе получить то, что они просят. ...Ворона направилась к медведям. Подходит к ним и говорит:
- Приятного аппетита!
- Спасибо, отвечает Медведь. Присаживайтесь к нам.
- С удовольствием бы, да некогда мне, спешу очень.
- Тогда на дорожку вот возьмите! угощает Медведь Ворону. - Спасибо!
Взлетела Ворона на ёлку, и пообедать уж было собралась, как вдруг слышит:
- Голу-у-убушка, как хороша-а! Глянула Ворона вниз и видит: Лиса под ёлкой стоит.
- Да кто же теперь этой басни не знает? кричит ей сверху Ворона. А уж коли сыру захотела, так проси по - вежливому!
- Пожалуйста... будьте добры! заговорила сладким голосом Лиса.
- Вот это другое дело! похвалила Ворона и поделилась с Лисой сыром.
(слова «СПАСИБО», «ПРИЯТНОГО АППЕТИТА», «ПОЖАЛУЙСТА», «БУДЬТЕ ДОБРЫ»)
Какие формы прощания вы знаете?
1. До свидания - это финальная ситуация, заканчивающая общение. Главное свойство многих выражений прощания указывать на возможность последующей встречи.
2. Прощай(-те)! может означать прощание надолго или даже навсегда. Уезжая из города, села, где мы гостили, говорим хозяевам дома: - Прощайте,не поминайте лихом! - ведь в этимологии слова содержится просьба простить за причиненные неудобства, за ущерб.
3.Расстаются на ночь, до следующего дня, поэтому и выражения прощания это помечают. (Спокойной ночи! Доброй ночи!)
4.В ситуации, когда уходят ненадолго и встреча снова предстоит - Мы ещё увидимся.
5.Уезжающему при прощании желают : Счастливого пути!, а тот, в свою очередь ответит: Счастливо оставаться!
5. Разыгрывание речевых ситуаций.
ЗАДАНИЕ 1. Игра “Умеем ли мы здороваться?”
1. Вечером вы встречаетесь с человеком, с которым здоровались утром. Как лучше поприветствовать его снова?
2. У вашей мамы сегодня день рождения. Хотите написать открытку? Но как лучше начать её?
3. Определите, может ли при наличии определенного интонационного оформления значение этикетных слов измениться? Например: “Здравствуй, здравствуй, тебя только нам и не хватало!”– “Милая моя, вы забываетесь!”
Вывод: Итак, использование различных форм речевого этикета делает нашу речь более точной, выразительной и эмоциональной. А это необходимое условие установления взаимопонимания между людьми.
ЗАДАНИЕ 2. Прочитаем несколько отрывков их художественных произведений, где используются разные формы прощания и определим их значение.
Текст 1.- Я не всех зверей возьму в Африку, - сказал доктор Айболит. -.. А возьму я с собой Крокодила, обезьяну Чичи и попугая Карудо, потому что они родом из Африки:
. – А нас? – закричали Таня и Ваня. - Неужели мы останемся здесь без тебя?
- Да! – сказал доктор и крепко пожал им руки. – До свидания, дорогие друзья!..
Таня и Ваня понурили головы. Но подумали немного и сказали:
- Ничего не поделаешь: мы ещё маленькие. Счастливого пути! До свидания! А когда мы подрастем, мы непременно поедем с тобой путешествовать. (К.Чуковский)
Текст 2. Мать отлетела немного и, когда ребята ушли, бросилась спасать своих сыновей и дочерей. За ней побежали утята – пять штук Радостно снял я шляпу и, помахав ею, крикнул:
- Счастливого пути, утята!
Ребята надо мной засмеялись.
- Что вы смеетесь, глупыши? – сказал я ребятам, - думаете, так – то легко попасть утятам на озеро? Снимайте живо шапки, кричите “до свидания”!
И те же самые шапки, запыленные на дороге при ловле утят, поднялись в воздух; все ребята разом закричали:
- До свидания, утята! (М.Пришвин)
Текст 3. А если нас услышит иль встретит кто-нибудь, друзей он не обидит и скажет: “В добрый путь!” (С.Михалков)
Вопросы по содержанию:
- Что вы скажете об употреблении слова “до свидания”? Часто или редко мы его употребляем? Имеет ли значение возраст собеседников для использования этой формы прощания?
Вывод: До свидания - наиболее употребительное, нейтральное выражение. Может произноситься и тем, кто остается, и тем, кто отправляется в путь. Возраст собеседников влияния на употребление этой формулы не оказывает.
- Близки ли по значению формы прощания “счастливого пути” и “в добрый путь”? Кому они чаще всего адресуются? Какие чувства выражает автор восклицательной интонацией?
Эти слова совмещают в себе значения прощания и пожелания удачи в дороге, поэтому эти формулы чаще всего адресуются тому, кому предстоит дальняя дорога. Кроме того, автор вкладывает особую сердечность и доброту в эти слова.
- Чем различаются выражения “до скорого свидания” и “прощай”? В каких ситуациях вы используете эти словосочетания?
Задание 3.
У вас на партах листочки. Я читаю стихотворение, и когда делаю паузу, вы должны в том месте вставить слова прощания.
1. Скажу Лисичке на прощание:
(До встречи или до свидания!)
Добавлю так же:
- (Будь здорова!)
- Мы завтра поиграем снова!
2. - Куда, Козлёнок, держишь путь?
- А... всё равно! Куда-нибудь!
- Тогда (счастливого пути!)
Скорей куда-нибудь прийти!
3. Так набегался щенок,
Прямо валится он с ног!
Засыпает и бормочет:
Всем, всем, всем (спокойной ночи!)
4. Работа в группах.
Учитель: В жизни мы встречаемся с разными ситуациями, когда нужно не только выбрать форму приветствия или прощания, но и уметь поблагодарить, отказать, попросить, утешить, сделать комплимент (похвала).
1 группа. Речевая ситуация: просьба.
Чтобы твою просьбу выполнили, надо уметь попросить. Для этого в нашем языке существует много разных средств: вежливая интонация, специальные слова и выражения,
Вежливые слова и выражения:
Пожалуйста
Прошу вас (тебя)
Будьте добры, будьте так добры
Будь другом..
Если вам (тебе) не трудно..
Не могли бы Вы (ты)..
1. Ты знаешь, что одну и ту же просьбу можно выразить по-разному. Выбери наиболее вежливую форму для объявления в школьной столовой.
Убирайте за собой посуду!
У нас посуду убирают сами.
Не забыл ли ты убрать за собой посуду?
(Ответ: 3-я форма самая вежливая, так как в ней нет прямого побуждения к действию.)
2. Выбери наиболее вежливое выражение просьбы.
Уступите, пожалуйста, место моей бабушке.
Извините, не уступите ли Вы место моей бабушке?
Уступите бабушке место, вы что, не видите, старый человек еле стоит?
(Ответ: 1-2 показывают вежливость, а 3-й недостаточность вежливости.)
Работа с классом. Предлагается рассмотреть ещё одну ситуацию, в которой герой тоже использовал вежливые слова для своей просьбы, но что из этого получилось (чтение учителем отрывка).
На остановке в трамвай вошел человек. Все заметили, что у него нет ноги. Протез. Это заметила и девочка, сидевшая на переднем сиденье. Она быстро вспорхнула со своего места и громко, на весь вагон, чтобы все поняли, какая она воспитанная и добрая, сказала:
- Садитесь, пожалуйста, дяденька. Вам же очень тяжело стоять!
Всем стало неловко, а мужчина покраснел и не знал, куда себя деть. На следующей остановке он вдруг взял и вышел из трамвая. Девочка удивилась, чем это все недовольны, ведь она уступила инвалиду свое место и сделала это очень вежливо.
- Что девочка сделала неправильно?
- Почему все её осудили?
2 группа Речевая ситуация: отказ.
Слова и выражения для вежливого отказа:
Остался бы, да не могу,
Извините, но я это сделать не в силах
С радостью бы пришел, но не могу.
1. Ты, конечно, помнишь сказку “Садко”. Представь себе, что ты попал в подводное царство и Царь предлагает тебе сундук с великолепными морскими сокровищами, чтобы ты остался у него навсегда.
Какой вариант отказа ты выберешь?
Не нужны мне твои сокровища, я хочу домой.
О, Подводный Царь! Я бы с удовольствием взял любое из твоих бесценных сокровищ, но никак не могу остаться в твоем царстве.
Благодарю тебя, о, Великий Царь, за прекрасные подарки! Но не могу взять их и остаться в твоем царстве, так как ждут меня друзья и невеста.
(3 – правильный ответ.)
2. Ты помнишь эти строки?
Ты все пела? Это дело:
Так пойди же попляши!
Так Муравей отказал Стрекозе в просьбе прокормить и обогреть её “до вешних только дней”.
А как бы ты отказал Стрекозе, если бы был добрым, но не очень богатым Муравьем?
1. К сожалению, у меня не хватит еды, чтобы кормить тебя всю зиму. Но сейчас обогрейся и пообедай вместе с нами.
2. Я не смогу кормить тебя всю зиму. Но мой сосед, Шмель, ищет учительницу пения и танцев для своих шмелят. Наверное, он устроит тебя на зиму. А если не получится – заходи поесть и обогреться.
3. Ну ладно, оставайся. Хотя ты и лентяйка, но несколько дней я смогу тебя прокормить. А там – ищи себе другое место.
3 группа. Речевая ситуация: утешение.
Для этой речевой ситуации существуют слова и выражения с разными смысловыми оттенками. Поэтому, утешая, можно успокоить, можно помочь, можно поддержать.
Не беспокойся.. не огорчайся.. не тревожьтесь не волнуйтесь успокойся..
1. Представь себе, что ты успокаиваешь героев мультфильмов. Выбери для каждой ситуации подходящую пословицу.
1. Помнишь ли ты, как Винни-Пух объелся в гостях у Кролика и развалил его дом?
- Не горюй, милый Кролик! Я знаю, ты построишь дом ещё лучше прежнего.
Твоя пословица:
2. Дядя Федор уехал с Котом в Простоквашино, а родители мальчика очень огорчились.
- Не беспокойтесь, дорогие, все будет хорошо. Ваш мальчик самостоятельный, он не пропадет. Соскучится – вернется.
Твоя пословица:
3. Кот Леопольд очень расстроился после очередного нашествия мышей.
- Уважаемый Леопольд, не огорчайся! Все в жизни бывает.
Твоя пословица:
Пословицы для выбора:
Горе не беда – с кем не была.
Нет худа без добра.
Одна беда – не беда.
Эта беда – не беда, только бы больше не была.
2. Определите, кому из сказочных героев принадлежат эти слова утешения?
1. Спокойствие, только спокойствие!
2. Что ты, молодец, не весел, что головушку повесил?
3. Не волнуйтесь, ребята, главное – здоровье.
4. Мои дорогие! Какие вы все сказочно сильные, умные, удачливые.
Слова для выбора: Айболит, Василиса, Карлсон, Дюймовочка.
5. Заключение. Слово учителя.
Хочется закончить эту групповую работу словами Н.Рыленкова:
На доброе слово
не надо скупиться.
Сказать это слово – что дать напиться.
Наша речь должна не просто подчиняться законам логики и разумного выбора нужной формулы речевого этикета, она должна быть пронизана доброжелательностью и вниманием по отношению к собеседнику. Причем то, как мы говорим, не менее важно, чем то, что мы говорим. Выражением доброго отношения к человеку чаще всего бывают не просто формулы вежливости, но и жесты, улыбки, их сопровождающие.
Антуан де Сент-Экзюпери на страницах одного из своих произведений писал: “Самое важное чаще всего невесомо. Часто улыбка и есть главное. Улыбкой благодарят. Улыбкой вознаграждают. Улыбкой дарят тебе жизнь. И есть улыбка, ради которой пойдешь на смерть”.
Произносите чаще добрые приятные слова и выражения, они раскрывают необыкновенную красоту родного языка, несут радость людям – от этого и вы будете радостнее жить
.6.Домашнее задание.
Написать письмо, адресованное кому-нибудь, используя этикетные слова и выражения.