Урок по географии на тему Стороны горизонта. Ориентирование с использованием ЭОР


План – конспект урока
ФИО Комарова Наталья Николаевна
Место работы МКОУ Высокополянская СОШ Пителинский район
Должность учитель
Предмет география
Класс 6
Тема и номер урока в теме Стороны горизонта. Ориентирование. №6
Базовый учебник Т.П.Герасимова, Н.П.Неклюдова География. Начальный курс. М. Дрофа 2009
Цель: сформировать представление о сторонах горизонта, об ориентировании, об азимуте, научить находить азимут, показать значимость умений ориентироваться в пространстве.
Задачи урока:
Обучающие –
изучение способов определения сторон горизонта, формирование навыков ориентирования по Солнцу, звездам, Луне, местным признакам, формирование навыков определения сторон горизонта и азимута при помощи компаса.
Развивающие –
развитие умения работать с терминами и понятиями, развитие географического мышления, познавательного интереса.
Воспитательные - осознание необходимости умения ориентироваться на местности для безопасности и сохранения здоровья
тип урока комбинированный
Формы работы учащихся: индивидуальная, фронтальная
Необходимое техническое оборудование: компьютер, проектор
структура и ход урока
Структура и ход урока
№ Этап урока Название используемых ЭОР
(с указанием порядкового номера из Таблицы 2) Деятельность учителя
(с указанием действий с ЭОР) Деятельность ученика Время
1 2 3 4 5 6
1 Организационный момент Проверяет готовность к уроку. Сообщает тему урока, формулирует цель, мотивирует учащихся к осмысленному изучению учебного материала. Настраиваются на работу, ставят с помощью учителя учебные задачи. 3 мин.
2 Повторение изученного материала Фронтальный опрос
Что называется масштабом?
Какие виды масштаба вы знаете?
Какие виды карт, отличающихся по масштабу, вы знаете?
Как определить расстояние на местности, имея топографическую карту?
Как перевести именованный масштаб в численный? Отвечают на поставленные вопросы. 5мин
3 Изучение нового материала.
ЭОР№1
Слайд№1
Слайд№2
Слайд№3
ЭОР№2
ЭОР№2
Перед изучением темы учитель обращает внимание учащихся на фрагмент картины В. М. Васнецова «Витязь на распутье».
У каждого человека бывают ситуации, когда необходимо определить свое местонахождение, найти верную дорогу. Что же делать? Каждому человеку в жизни необходимо научиться ориентироваться, т. е. определять свое местоположение в пространстве относительно сторон горизонта и других объектов.       В древности, когда люди еще не знали сторон горизонта, они ориентировались относительно знакомых предметов, оставляли зарубки на деревьях, присматривались к предметам, запоминая обратную дорогу. Этим же способом вы\мы пользуемся и сегодня, ориентируясь в незнакомой местности. У нас в это время в голове уже имеется мысленная карта знакомой нам территории. Благодаря мысленной карте мы легко находим дорогу и возвращаемся домой. Чем больше в жизни мы путешествуем, тем лучше ориентируемся в пространстве.       Умение ориентироваться в пространстве — одно из самых важных качеств человека, оно обеспечивает безопасность и сохранение жизни и здоровья людей. Уметь ориентироваться должен каждый человек. При этом важно не просто ориентироваться относительно предметов и объектов, это не всегда надежно — знакомое дерево сломалось, дом могли снести и т. д. Необходимо уметь ориентироваться по сторонам горизонта, по компасу.
Знакомство с понятиями «ориентирование, «горизонт», «стороны горизонта».
Какие стороны горизонта вы знаете?

Найдите и прочитайте в учебнике определение понятия
«ориентирование».
Что называется ориентированием?
Ориентирование на местности по Солнцу, звездам, Луне, местным признакам.
Беседа с учащимися:
Вспомните, как можно определить стороны горизонта по Солнцу.
Какие местные признаки помогут нам определить стороны
горизонта

Ориентирование по полярной звезде.
Ориентирование при помощи компаса.

Правила пользования компасом.
Определить, где в классе находится направление на север, юг, запад, восток.
Знакомство с понятием «азимут».
Прочитайте на странице 15 учебника что такое «азимут»

Вырабатывается алгоритм определения азимута по плану
Определение азимута по плану местности при помощи транспортира
Рассматривают слайд. Называют основные и промежуточные стороны горизонта.
Дают определение понятию.
Отвечают на вопросы, просматривая слайды.
Работают с компасами.
Определяют, чему равен азимут на юг, юго-восток, запад, северо-запад.
Формируют навыки работы с транспортиром для определения азимута.
4 Подведение итогов работы, что понятно и что не понятно, задание на дом. Приложение к плану-конспекту урока
Перечень используемых на данном уроке ЭОР
№ Название ресурса Тип,
вид ресурса Форма
Предъявления
информации Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР
1 Способы ориентирования на местности И Презентация с лекцией http://fcior.edu.ru/metadata/22707/sposoby-orientirovaniya-na-mestnosti.html#
2 Азимут. Практические задания Птест http://fcior.edu.ru/metadata/27112/azimut-prakticheskie-zadaniya-so-specialnymi-vozmozhnostyami-dlya-slabovidyashih.html#