Аналитический отчет Создание оптимальных условий для обучения математике при помощи информационно-коммуникационных технологий
Министерство общего и профессионального образования
Свердловской области
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
«Слободо-Туринская средняя общеобразовательная школа № 2»
Слободо-Туринского муниципального района Свердловской области
Аналитический отчёт
за межаттестационный период
2010 – 2015 учебные годы
Составитель: учитель МКОУ «Слободо-Туринская СОШ № 2»
Шмурыгина Татьяна Константиновна,
первая квалификационная категория
с. Туринская Слобода
2015
Оглавление
TOC \o "1-3" \h \z \u Введение PAGEREF _Toc435004046 \h 31.Аналитическая часть PAGEREF _Toc435004047 \h 51.1.Анализ результатов деятельности PAGEREF _Toc435004048 \h 51.2 Анализ условий получения результатов…………………………………14
1.3.Определение противоречий и проблем PAGEREF _Toc435004050 \h 212.Проектная часть PAGEREF _Toc435004051 \h 23Заключение PAGEREF _Toc435004052 \h 25Библиографический список PAGEREF _Toc435004053 \h 29Приложения
ВведениеЯ, Шмурыгина Татьяна Константиновна, учитель математики Муниципального казённого общеобразовательного учреждения «Слободо-Туринская средняя общеобразовательная школа № 2» Слободо-Туринского муниципального района Свердловской области, в 1982 году окончила СГПИ по специальности математика с присвоением квалификация учитель математики средней школы. Стаж педагогической работы (по специальности) 33 года, в данной должности 33 года; в данном учреждении 19 лет. В настоящее время имеется первая квалификационная категория по должности «учитель», срок ее действия до 29 декабря 2015 года.
Проведенное мною исследование в межаттестационный период посвящено созданию оптимальных условий для обучения математике при помощи информационно-коммуникационных технологий.
Актуальность проблемы. На настоящем этапе развития школьного образования перед педагогом стоит ряд проблем:
несформированность системы приемов логического мышления;
слабость вычислительных навыков;
отсутствие интереса к учебной деятельности
преобладание репродуктивных способов решения учебных задач.
Отражение данных проблем нашло место во ФГОС второго поколения, который принят 2010 году, государственной программе «Развитие образования на 2013 – 2020 годы», в Федеральном законе РФ № 273-РФ «Об образовании в Российской Федерации», в которых сформулированы приоритеты деятельности педагога и которые предположительно обеспечивают будущую успешность ученика, становление его как гражданина Отечества.При работе над темой самообразования я изучила научные работы некоторых педагогов:
-Дворецкая А. В. О месте компьютерной обучающей программы в когнитивной образовательной технологии. – Педагогические технологии. №2, 2007г;
-Селевко Г.К. Педагогические технологии на основе информационно-коммуникационных средств. М.:НИИ школьных технологий, 2005г;
-Панасенко И.А. Применение информационных технологий в образовании;
-Гончаров Д.К. Коммуникационные технологии в образовательном процессе информационного общества.
Но достижение социальной компетентности и качества образования своих учеников на уроках математики – процесс непростой.
Каждый учитель ищет свои пути решения вышеперечисленных проблем, создает такие условия на уроках, чтобы ребенок усвоил не только программный минимум, но мог успешно развиваться дальше.
Одним из действенных средств развития интереса учащихся к математике являются, создание оптимальных условий для обучения математике при использовании информационно-коммуникационных технологий.
Цель аналитического отчёта: анализ результатов работы за межаттестационный период, выявление нерешенных проблем.
Задачи аналитического отчёта:
проанализировать условия, обеспечивающие положительные результаты;
выявить противоречия, выявленные в межаттестационный период;
провести самоанализ результатов педагогической деятельности;
провести самооценку педагогической деятельности;
наметить пути решения проблем на следующий период;
определить задачи на следующий межаттестационный период.
Объект анализа: собственная педагогическая деятельность.
Предмет анализа: условия, способствующие формированию мотивации, активности и самостоятельности обучающихся средствами информационно-коммуникационных технологий.
Аналитический отчет за межаттестационный период содержит самоанализ, самооценку моей педагогической деятельности, а также перспективный план предстоящей деятельности на будущее.
Аналитическая частьАнализ результатов деятельностиВ межаттестационный период основной целью деятельности для меня стало создание условий для обучения математике, повышение мотивации учащихся к изучению математики.
Проблемным полем явилось создание оптимальных условий для обучения математике при помощи информационно-коммуникационных технологий, обеспечивающих возможность снизить аудиторную нагрузку для обучающихся, разнообразить формы и способы обучения, а также отследить конкретные результаты образования.
Выбранное направление деятельности является актуальным, так как информационно-коммуникационная компетентность – это один из основных приоритетов в целях общего образования в настоящее время.
Для достижения результата были поставлены следующие задачи:
1. Развитие личности обучаемого, подготовка его к комфортной жизни в условиях информационного общества при помощи развития мышления; эстетического воспитания; формирования умения принимать оптимальное решение; развития умений осуществлять экспериментально-исследовательскую деятельность; формирования информационной культуры.
2. Реализация социального заказа, обусловленного информатизацией современного общества при помощи подготовки пользователей информационных технологий.
3. Интенсификация всех уровней учебно-воспитательного процесса при помощи повышения эффективности и качества процесса обучения.
В качестве показателей результативности педагогической деятельности рассмотрим следующие:
Динамика образовательных достижений.
Познавательная активность обучающихся по предмету.
Удовлетворенность организацией образовательного процесса (по предмету).
Деятельность педагога по воспитанию обучающихся.
Динамика образовательных достижений
По итогам мониторинга, проводимого в образовательном учреждении, обучающиеся имеют стабильные положительные результаты освоения образовательной программы, в период с 2010 года по 2015 год успеваемость составила 98%, качество образования 65%. Более подробную информацию можно получить из таблиц, которые приводятся ниже.
Качество образования по классам
Таблица №1
2010-2011 2011-
2012 2012-
2013 2013-
2014 2014-
2015
5 класс - 46% 48% 43% -
6 класс 63 % - 46% 47% 45%
7 класс - 61% - 42% 47%
8 класс 45% - 55% - 43%
9 класс 58 % 45% - 58% -
10 класс - 44% 66% - 93%
11 класс - - 89% 67 % -
Качество образования в межаттестационный период
Таблица № 2
Учебный год 2010-2011 2011-2012 2013-2013 2013-2014 2014-2015
% качества 56 49 61 51 57
Средний балл 3,7 3,5 3,9 3,4 3,8
Данные таблицы наглядно демонстрируют, что качество обученности остается стабильным. Данная динамика говорит о реализации принципа индивидуализации в обучении, эффективности педагогического контроля за качеством усвоения минимума содержания образования.
Рассматривая ежегодные результаты успеваемости учащихся классов можно сделать вывод о том, что стандарт на базовом уровне усваивают все учащиеся, а качество знаний остаётся стабильным. Следовательно, к концу обучения на данной ступени удаётся обеспечить необходимый уровень подготовки по математике, сформировать приемы учебной деятельности, а в случае необходимости, провести коррекцию в учебной деятельности учащихся.
Результаты ЕГЭ, ОГЭ по математике
Таблица № 3
9 класс
район школа 11 класс
район школа
2012 год 3,1 3,4
2013 год 37 53,14
2014 год 3,0 3,2 35 37
Из таблицы видно, что выпускники при сдаче экзамена в новой форме, преодолели минимальный барьер, получили баллы в рамках средних границ. Есть динамика результатов.
Выпускники поступают в ВУЗы и ССУЗы, подтверждают свои знания по математике при получении профессионального образования.
Познавательная активность учащихся по предмету
В межаттестационный период я систематически проводила целенаправленную работу по формированию познавательной активности обучающихся по предмету не только через систему уроков, но и через организацию внеурочной деятельности. Это работа группы «Творческой мастерской», кружков, подготовка к участию в творческих и интеллектуальных конкурсах, олимпиадах, в школьных Днях науки.
О результативности работы по данному направлению свидетельствуют результаты участия в конкурсах:
- Всероссийский математический конкурс «Ребус» (дипломы: I степени - 10, II степени – 14, III степени – 3; сертификаты);
- Международная математическая игра «Кенгуру» (сертификаты);
- Международная дистанционная олимпиада проекта «Инфоурок» (грамоты);
- «Юные интеллектуалы Урала» (2010г: II м – 1, III м – 1; 2012г: II м -1, III м – 1)
Удовлетворенность организацией образовательного процесса
(по предмету)
Удовлетворенность организацией образовательного процесса мной можно рассмотреть по положительным результатам опросов, анкетирования со стороны учащихся и родителей, а также благодарностей (как муниципального, так и федерального уровня), которые были получены за межаттестационный период:
- Почетная грамота Министерства образования и науки Российской Федерации. Приказ от 10 октября 2011 г. №1319/к-н;
- Почетная грамота Слободо-Туринского Муниципального отдела управления образованием. Приказ от 24.08.2012 г. №83-к;
- Почетная грамота Слободо-Туринского Муниципального отдела управления образованием. Приказ от 30.09.2013г. №85-к.
По результатам опроса удовлетворенности учащихся и их родителей организацией образовательного процесса можно сделать вывод о позитивном отношении участников образовательного процесса к моей педагогической деятельности. Родители учащихся отмечают высокое качество проводимых мною внеклассных мероприятий и считают, что дети с удовольствием посещают уроки математики. О повышенном интересе к предмету свидетельствует и рост числа учащихся, участвующих во внеурочной деятельности по предмету.
Интерес к математике учеников.
53530521717000
Степень удовлетворенности уровнем преподавания математики родителями учащихся
Таблица 4
Вопросы Количество положительных ответов
2008-2009 2009-2010 2010-2011
Общее количество опрощенных родителей 56 58 55
Удовлетворены ли вы уровнем преподавания математики в классе вашего ребенка? 83% 86% 98%
Ваш ребенок с интересом изучает предмет математика? 85% 87% 98%
Как вы думаете, предмет математика является важным в образовании вашего ребенка? 100% 100% 100%
Важно ли изучение математики для будущего вашего ребенка? 31% 42% 65%
Деятельность педагога по воспитанию обучающихсяВ своей педагогической деятельности я большое внимание уделяю воспитательному аспекту. Цель воспитательной работы – создание условий для развития базовых ценностей личности, формирование толерантного отношения к миру, общечеловеческим ценностям, что прослеживается на уроках и во внеурочной деятельности посредством ряда мероприятий. Уроки направлены, прежде всего, на воспитание самостоятельности, инициативы, активности обучающихся. Мир нельзя познать только сидя за партами. Как бы ни хорош был ученик, и какими бы знаниями не обладал учитель, все закономерности истории, природы ребенок поймет только тогда, когда сам будет исследовать, наблюдать. И задача педагога, научить этому детей. Именно поэтому я стремлюсь не передавать знания в готовом виде, а организовывать учебную деятельность таким образом, чтобы значительную их часть школьники приобретали самостоятельно, в ходе выполнения поисковых заданий, решения проблемных ситуаций, подготовке проектов. В ходе таких занятий школьники овладевают навыками исследовательской деятельности: выбор и формулирование темы исследования, анализ темы, поиск и сбор источников, их сопоставление и критика, составление научно-справочного аппарата, формулирование гипотез, предположений, идей, их проверка, оформление выводов исследования и выработка рекомендаций по использованию достигнутых результатов. В итоге у детей формируется аналитический подход к решению многих жизненных проблем, умение ориентироваться в потоке информации, отличать достоверное от фальсификации, объективное от субъективного, находить взаимосвязи между частным и общим, между основным и второстепенным. Всё это ведёт к воспитанию всесторонне развитой личности.
Внеурочная деятельность как учителя математики, направлена на расширение математического кругозора учащихся, на развитие логического мышления, привитие интереса к предмету, навыков самостоятельности, умение работать в коллективе. Во внеурочную деятельность по математике вовлечено более 70% учащихся. Я стараюсь так организовать учебный процесс и внеклассную работу, чтобы дети думали не только над математическими проблемами, но и над серьёзными нравственными проблемами, спорили, переживали и сопереживали друг другу.
В межаттестационный период мною были организованы и проведены разнообразные внеклассные мероприятия. Являюсь автором сценариев и режиссёром литературно-музыкальных вечеров для школьников и родителей, математических вечеров «Отдыхаем с математикой», «Математика и здоровье».
Мои дети были призерами фестиваля «Красная гвоздика», участвовали в спортивных соревнованиях школы и района, вели работу по направлению «Как живешь ветеран», оказывали шефскую помощь детскому саду «Солнечный».
Вся работа по развитию творческих способностей детей проводилась в тесном сотрудничестве с родителями, библиотеками, МКОУ ДОД «Центр внешкольной работы «Эльдорадо», районным Домом культуры, районным краеведческим музеем.
Главной задачей обучения математике является достижение оптимального уровня развития мыслительных способностей каждого ученика. При подготовке к урокам я подбирала задания так, чтобы они вызывали эмоциональный отклик у детей, пробуждали интерес. Хорошим считается такой урок математики, на котором ученик познаёт себя, сам делает открытия, ищет верные решения, сомневается, радуется своим успехам и успехам своих товарищей.
По роду своей деятельности учитель не может быть оторван от воспитательного процесса. Вся моя педагогическая деятельность направлена на то, чтобы помочь обучающимся социально адаптироваться к жизненным условиям и показать любое их продвижение в обучении как общественно значимый фактор. Организуя общественную деятельность учащихся, направляю её на социализацию личности, формирование нравственных качеств детей, воспитание в них чувства патриотизма при обращении к историческому прошлому и ответственности за происходящее рядом.
Также используется потенциал возможностей внеурочной работы с учетом принципов преемственности и перспективы.
Математика объективно является наиболее сложным школьным предметом, требующим более интенсивной мыслительной работы, более высокого уровня обобщений и абстрагирующей деятельности. Поэтому невозможно добиться усвоения математического материала всеми учащимися на одинаково высоком уровне. Даже ориентировка на "среднего" ученика в обучении математике приводит к снижению успеваемости в классе, к издержкам воспитательного характера у ряда школьников (потеря интереса к математике, порождение безответственности, нежелание учиться и др.).
Дифференцированный (групповой и индивидуальный) подход становится необходим не только для поднятия успеваемости слабых учеников, но и для развития сильных учеников, причем его понимание не должно сводиться лишь к эпизодическому добавлению в процессе обучения слабо успевающим учащимся тренировочных задач, а более подготовленным – задач повышенной трудности. Более полное понимание дифференциации обучения предполагает использование ее на различных этапах изучения математического материала: подготовки учащихся к изучению нового, применения к решению задач, контроль за усвоением материала.
В индивидуальной работе с детьми я руководствуюсь следующими принципами:
установление и развитие деловых и межличностных контактов Учитель – Ученик – Класс;
уважение самооценки личности учащегося;
вовлечение ученика в различные виды деятельности для выявления его способностей и качеств характера;
постоянное усложнение и повышение требований к ученику в ходе избранной деятельности;
создание психологических условий для стимулирования самовоспитания, которое и является наиболее эффективным средством программы воспитания.
Наблюдения за развитием познавательных интересов позволяют простроить индивидуальные образовательные траектории учащихся и способствуют выбору форм и методов обучения. Каждый учащийся ставит для себя значимые образовательные цели и намечает траекторию их реализации, а задача учителя стать союзником, наставником и проводником на дороге поиска и творческих побед.
Постоянно проводится индивидуальная работа со слабоуспевающими учащимися по коррекции знаний по отдельным темам, что даёт им возможность работать над своими неудачами и почувствовать себя в ситуации успеха, что в целом положительно сказывается на отношении к предмету и обученности учащихся.
Для одарённых учащихся и учащихся, интересующихся математикой, постоянно действуют консультационные дни, в которые они могут проконсультироваться по любому математическому вопросу или по решению нестандартной задачи. А в целом, с одарёнными детьми главная роль отводится самостоятельной, творческой деятельности учащихся. Здесь большую роль играет индивидуальный подход, который помогает раскрывать творческое «Я» каждого ребёнка, начиная с пятого класса. Для этих целей подбираются специальные олимпиадные задачи для способных детей. Здесь большую помощь оказывают ИКТ.
Анализ условий получения результатовВ условиях становления новой системы образования я старалась ориентироваться на конечный результат образовательного процесса – выпускника школы, к которому современная жизнь предъявляет серьезные требования. Ключевым условием повышения результата образованности обучающихся является повышение собственной компетентности через использование современных педагогических технологий, посещение курсов повышения квалификации, самообразование, обмен опытом с коллегами.
Проектирование и прогнозирование образовательного процесса
При осуществлении педагогической деятельности мною используются следующие Учебно-методические комплексы:
5 – 6 классы. УМК (Виленкин Н.Я. и др.)
Обоснование выбора: наличие преемственности между начальной школой и средним звеном; учебники имеют логическое построение. Большое внимание уделяется дальнейшему развитию понятия числа; выработке умений выполнять устно и письменно арифметические действия с обыкновенными и десятичными дробями, положительными и отрицательными числами; переводить практические задачи на язык математики; осуществляется подготовка к изучению систематических курсов алгебры и геометрии; много задач в учебнике развивающего и повышенного уровня.
7 – 11 классы. Алгебра. УМК Ш.А.Алимов и др.
Обоснование выбора: хорошая поддержка курса (самостоятельные работы Александровой, тесты, контрольные работы Александровой); хороший учебник (хорошая последовательность тем, используется хороший язык, четко структурированный, разобраны все типы заданий, присутствуют готовые алгоритмы, преобладает проблемный подход).
7 – 11 классы. Геометрия. УМК Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, СБ. Кадомцев и др.
Обоснование выбора: хорошая поддержка курса (рабочие тетради Атанасяна Л. С., дидактические материалы, тематические тесты задачи по геометрии для 7-11 классов, книга для учителя). Теоретический материал учебника «Геометрия, 7 – 9» изложен последовательно, компактно; к каждому параграфу подобрано достаточное количество задач, расположенных от простых к более сложным; большое внимание уделяется формулировке задач, нередко приводится несколько решений одной и той же задачи.
Дидактические и методические материалы соответствуют используемым УМК и проведена их систематизация. Данные материалы есть по каждому классу, что способствует активизации учебно-воспитательного процесса, повышению познавательной мотивации, формированию навыка самостоятельной работы и организации контроля знаний учащихся на современном уровне. Существующая в кабинете система дидактических и методических материалов – итог серьёзной целенаправленной работы в течение многих лет.
В кабинете есть все необходимое для организации учебно-воспитательного процесса: дидактические и методические материалы, проведена их систематизация, куплены новые тестовые материалы для подготовки учащихся к ГИА и ЕГЭ. Все это способствует повышению качества проводимых уроков и внеклассных мероприятий, а также повышает интерес учащихся к учебно-воспитательному процессу.
Обеспечение личностно-ориентированного и индивидуального подхода в обучении и воспитании
Совершенствование уроков математики и повышение их эффективности невозможно без внедрения личностно-ориентированного обучения.
Использование современных образовательных технологий в практике обучения является обязательным условием интеллектуального, творческого и нравственного развития учащихся. На уроках я использую различные технологии, которые приведены в таблице № 4, полностью или отдельные их приёмы.
Образовательные технологии и их результативность
Таблица № 5
Технология Результат использования
Информационно-коммуникационные технологии Повышение уровня учебной мотивации, повышение компьютерной грамотности, развитие навыков самостоятельного поиска информации, разработка учащимися презентаций. Использование электронных версий тестов математике, сайтов по подготовке к ГИА и ЕГЭ.
Учебно-исследовательская технология Развитие исследовательских навыков в процессе обучения на уроке и во внеурочное время. Презентация результатов в виде реферата, исследовательской и творческой работы. Участие в олимпиадах и конкурсах. Развитие навыков публичного выступления.
Технология игрового обучения Активизация деятельности учащихся. Увеличение накопляемости оценок. Отработка коммуникативного аспекта.
Технология уровневой дифференциации Обучение каждого на уровне его возможностей и способностей, адаптация обучения к уровню и способностям развития различных групп учащихся, Предупреждение неуспеваемости.
Обучение в сотрудничестве Развитие коммуникативных навыков, взаимоответственности, способности обучаться в силу собственных возможностей при поддержке товарищей.
Дебаты Сознательно стимулируют творческую, поисковую деятельность, тщательную проработку изучаемого материала. Развивают навыки, необходимые для общения. Вырабатывают критическое мышление.
Здоровьесберегающие технологии Решают проблемы сохранения и укрепления здоровья учащихся при организации учебного процесса.
В результате применения различных образовательных технологий создаются условия, позволяющие обучающимся самостоятельно и охотно приобретать недостающие знания из различных источников, учить пользоваться ими для решения познавательных и практических задач. Так при закреплении изученного материала каждый имеет возможность выбирать задания, соответствующие уровню их знаний и умений на данном этапе, менять варианты заданий, постоянно их усложняя, для чего у меня есть достаточно обширный дидактический материал (в бумажном и электронном виде): карточки, содержащие одно, два задания, разноуровневые задания, тематические и обобщающие контрольные работы и тесты.
Особое значение при преподавании математики я отдаю использованию информационных технологий как эффективному дидактическому средству, с помощью которого можно формировать индивидуальную образовательную траекторию учащихся. Такая траектория возникает в результате выбора личностно значимого содержания обучения, его сложности, типа заданий, их качественного содержания, скорости изучения и т.д. В качестве основы предполагается построение ими различных компьютерных моделей, выполняющих различные развивающие функции.
Применение информационно-компьютерных технологий происходит на всех этапах процесса обучения:
при объяснении нового материала;
при закреплении и повторении изученного материала;
при итоговом контроле.
В настоящее время программное обеспечение учебных дисциплин очень разнообразно: программы-учебники (включающие мультимедийные и интерактивные курсы), программы-тренажёры, интерактивные учебно-методические комплексы, словари, справочники, энциклопедии, видеоуроки, библиотеки наглядных пособий. Отдельные программы мне очень импонируют, и я использую их как при подготовке к урокам, так и при их проведении:
на уроках изучения нового материала я больше опираюсь на программы-учебники (включающие мультимедийные и интерактивные курсы), видеоуроки, справочники, энциклопедии;
на уроках закрепления, повторения и обобщения я использую программы-тренажёры, интерактивные учебно-методические комплексы, справочники, энциклопедии.
Наличие системы внеклассной работы по предмету
Внеклассная работа по математике способствует выявлению наиболее способных и одаренных в этой области детей, выработке устойчивых интересов и их углублению, увлечению математикой и привитию любви к ней. Удовлетворяя разнообразные культурные запросы детей, внеклассная работа отвлекает их от пустого проведения времени и возбуждает любознательность. На внеклассных занятиях ученики приобретают любовь к труду, умение приложить свои знания к решению поставленной задачи, вовлекая детей в интересные для них занятия, укрепляет дисциплину и воспитывает организованность. Внеклассная работа — органическая часть учебного процесса, она дополняет его, развивает и углубляет, поэтому тематика внеклассных занятий определяется программой данного класса, при этом могут учитываться и местные условия школы.
Творческий подход к реализации образовательной программы предоставляет широкие возможности для организации внеклассной работы по предмету, которая ведется в соответствии с учебно-воспитательным планом класса и школы в разных формах. Наряду с обычными заданиями особую ценность приобретает выполнение творческих работ, предложенных самими учащимися, написание мини – сочинений на математические темы, составление математических текстовых задач, создание рисунков, схем, кроссвордов, проектов, презентаций.
При отборе материала для внеклассной работы учитываются принципы целостности, преемственности и непрерывности, систематичности и доступности.
Профессиональный рост педагога
Непрерывность повышения квалификации – главная особенность самообразования. Свое педагогическое мастерство я повышала через посещение уроков коллег, через посещение различных семинаров по предмету и профессиональной деятельности, через знакомство с методической литературой по предмету, интернет – ресурсами, участием во Всероссийском проекте «Школа цифрового века» и работу над методической темой «Создание оптимальных условий обучения математике при помощи ИКТ».
Мною используются электронные образовательные ресурсы: «Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов» (http://school-collection.edu.ru/), «Федеральный центр образовательных ресурсов» (http://fcior.edu.ru/). Изучаю все новинки педагогической и методической литературы, зарегистрирована на образовательных сайтах интернета: «Учительский портал» (http://www.uchportal.ru/), «Методсовет» (http://metodsovet.su/), «Видеоуроки» (http://videouroki.net/), «Досье школьного учителя математики» (http://www.mathvaz.ru/), «Сервер проверки знаний учащихся по математике» (http://www.diagtest.ru/), «Кенгуру» (http://tests.mathkang.rn/).
Сведения о повышении квалификации:
– 2010-2011г. ГБОУ ДПО Свердловской обл. «Институт развития образования», «Обучение тьютеров для подготовки педагогов к ГИА-9 в новой форме по математике», 92ч.;– 2013г. Нижнетагильский филиал ГБОУ ДПО Свердловской обл. ИРО, «ФГОС общего образования: идеология, содержание, технология введения» ВМ «Реализация ФГОС основного общего образования в обучении математике», 120ч;
– 2012г. ГБОУ ДПО Свердловской обл. ИРО, «Подготовка организаторов единого государственного экзамена», 72ч.
Пять лет я являюсь членом экспертной комиссии по проверке ГИА (ОГЭ) по математике. Четыре года была руководителем методического объединения учителей математики района. Распространяла свой педагогический опыт через активное участие в работе методического объединения учителей математики школы и работе районного методического объединения. Даю открытые уроки и внеклассные мероприятия для коллег школы, района.
Работа над методической темой:
Таблица 6
Год Наименование темы Результаты работы
2010-2011 «Использование ИКТ для развития мотивации учащихся с целью повышения качества обучения» Наработка материала
2011-2012 «Использование ИКТ для развития мотивации учащихся с целью повышения качества обучения» Выступление на МО
2012-2013 «Использование ИКТ на уроках математики как средство повышения познавательной активности учащихся» Создание дидактического материала в виде презентаций по блоку геометрических задач второй части
2013-2014 «Развитие творческих способностей учащихся средствами информационно-коммуникационных технологий» Использование информационно-коммуникационных технологий при подготовке к ГИА и ЕГЭ
2014-2015 «Развитие творческих способностей учащихся средствами информационно-коммуникационных технологий» Привлечение информационно-коммуникационных технологий для выполнения домашних заданий учащимися
Определение противоречий и проблемБольшая проблема современности – потеря учащимися интереса к обучению. Причинами этого является перегрузка однообразным учебным материалом или наоборот, слишком малое количество часов по некоторым предметам, и несовершенство методов, приёмов и форм организации учебного процесса, и недостаточная объективность оценки знаний и умений, утомляющая детей неорганизованность, и не сложившиеся межличностные отношения. Отрицательно сказываются и ограниченные возможности для творческого самопроявления учащихся.
Новые технические, информационные, полиграфические, аудиовизуальные средства становятся неотъемлемым компонентом образовательного процесса. Компьютер позволяет существенно изменить способы управления учебной деятельностью, вовлечь учащихся в активную работу, например, погружая учащихся в определённую игровую ситуацию. Он выступает как средство самореализации человека, как инструмент творчества, стимулирующий человека лучше понять самого себя, полнее открыть свои способности, проявить свою индивидуальность, позволяет усилить мотивацию учения. Информация, представленная в наглядной форме, является наиболее доступной для восприятия, усваивается легче и быстрее.
В процессе изучения, многообразного применения и использования средств ИКТ формируется человек, умеющий действовать не только по образцу, но и самостоятельно, получающий необходимую информацию из максимально большего числа источников; умеющий её анализировать, выдвигать гипотезы, строить модели, экспериментировать и делать выводы, принимать решения в сложных ситуациях.
Проектная частьКаждый учитель математики хочет, чтобы его предмет вызывал глубокий интерес у школьников, чтобы они умели не только грамотно считать, но и логически мыслить, применять полученные знания на практике, в повседневной жизни. Приобретенные знания не должны быть формальными. Поэтому учитель выполняет роль организатора познавательной деятельности ученика. Организовать работу так, чтобы обучающиеся стали активными соучастниками образовательного процесса.
ФГОС, отвечая требованиям времени и не растрачивая потенциала традиционной школы, направлен на духовно – нравственное развитие и воспитание школьника, формирование у него умения учиться, личностных качеств созидателя и творца. Ценностные ориентиры образования формируют универсальные учебные действия. УУД открывают учащимся возможность широкой ориентации как в различных предметных областях, так и в строении самой учебной деятельности, включающей осознание её целевой направленности.
Методическая тема на следующий межаттестационный период: «Внедрение в образовательный процесс ИКТ с целью формирования у обучающихся УУД». Данная технология дает ученику:
повышение эффективности восприятия информации;
повышение интереса, как к изучаемому материалу, так и к самому процессу обучения;
помогает сформировать у ученика информационную компетентность;
умение работать в сотрудничестве с другими;повышение качества образования;
- активизируют умственную деятельность.
Применяя в своей практике данную технологию, я рассчитываю сделать обучение более эффективным в плане пробуждения интереса к предмету, критического осмысления учениками получаемой в процессе обучения и жизненного опыта информации, осознанной работы с изучаемым материалом, умения обобщать, проводить рефлексию своей деятельности, подводить итоги.
Планируемый результат:
повышение качества результата образованности учащихся;
повышение познавательного интереса к предмету;
дальнейшее освоение педагогических технологий (модульное обучение, проблемное обучение);
дальнейшее развитие интеллектуальной и исследовательской культуры учащихся, умения самостоятельно приобретать и применять знания.
Целью моего самообразования является дальнейшее повышение моего профессионального уровня, педагогической компетентности.
Для достижения этой цели я ставлю перед собой следующие задачи и планирую мероприятия по их реализации:
Повышение педагогической компетентности через самообразование, обмен опытом с коллегами.
Изучение приемов и методов повышения коммуникационной компетентности учащихся.
Дальнейшая работа по повышению познавательного интереса учащихся к математике.
ЗаключениеПреподавание математики в школе было всегда сопряжено со многими проблемами. Проблема человеческих способностей вызывала огромный интерес педагогов во все времена. Однако в прошлом у общества не возникало особой потребности в овладении творчества людьми. Таланты появлялись как бы сами собой: делали научные открытия, изобретали, удовлетворяя тем самым потребности развивающейся человеческой культуры. В наше время ситуация коренным образом изменилась. Жизнь в эпоху научно-технического прогресса становится разнообразнее и сложнее. И она требует от человека «не шаблонных, привычных действий, а подвижности, гибкости мышления, быстрой ориентации и адаптации к новым условиям, творческого подхода к решению больших и малых проблем». Если учесть тот факт, что доля умственного труда почти во всех профессиях постоянно растет, а все большая часть исполнительской деятельности перекладывается на машины, то становится очевидным, что творческие способности человека следует признать самой существенной частью его интеллекта и задачу их развития – одной из важнейших задач в воспитании. Для эффективного выявления одарённых детей необходим комплексный подход к процедуре исследования. Именно математика развивает в человеке способность понимать смысл поставленной перед ним задачи, умение правильно, логично рассуждать навыки алгоритмического мышления.
Поэтому целью моей работы является организация преподавания, способствующего повышению эффективности обучения и развитию творческих способностей. Чтобы осуществить перед собой поставленную цель, я считаю эффективным решать задачи, связанные с использованием ИКТ: систематически, целенаправленно развивать у детей подвижность и гибкость мышления; стимулировать процессы переключения, поисковой активности; учить детей рассуждать, гибко подходить к проблемам, мыслить, самим делать выводы; находить новые, оригинальные подходы, красивые решения, чтобы ощутить удовольствие от обучения.
У каждого ребенка есть способности и таланты. Дети от природы любознательны и полны желания учиться. Проявить им свои дарования дает использование ИКТ. Моя задача заключается в том, чтобы, учитывая значение ИКТ, найти им надлежащее место в образовательном процессе.
Использование ИКТ составляет систему, позволяющую формировать и развивать все многообразие интеллектуальной и творческой деятельности учащихся. Например, использование ИКТ в 5-6 классах решает следующие задачи:
- развитие самостоятельности мышления;
- развитие логического мышления;
- тренировка памяти;
- формирование навыков вариативного мышления;
- эвристическое мышление.
Курс 7-11 классов направлен на формирование других умений и навыков и решает следующие новые задачи:
- тренинг мышления решением нестандартных задач;
- развитие ассоциативного, образного мышления;
- обучение приемам и методам фантазирования.
Своим ученикам я предлагаю задачи, которые не решаются знакомыми методами. Под задачей понимается преодоление любого препятствия. Все это мне помогает развивать индивидуальные творческие способности моих учеников и помогает научить их максимально эффективно их реализовать.
Внеурочная работа по математике является неотъемлемой частью учебно-воспитательного процесса и представляет собой обязательный элемент оптимально организованного учебного процесса. Это мощное дополнительное средство формирования у школьников интереса к предмету, расширения и углубления знаний, приобретаемых школьниками на уроках.
Внеклассной работе я уделяю большое внимание, так как она способствует более глубокому осознанию приобретенных на уроке знаний, помогая тем самым качественнее усвоить программный материал, совершенствовать полученные навыки, расширяет кругозор учащихся, развивает их творческие возможности, повышает общую культуру. Игра, учение и труд – вот три основных вида деятельности человека. Игра готовит ребенка и к учению, и к труду, при этом сама игра всегда – немного учение и немного труд. Я считаю, что игры могут и должны быть использованы в целях развития познавательных интересов, творческих способностей учащихся. Одной из форм проведения игры является использование ЦОРов, содержащих ребусы, шарады, кроссворды, загадки.
Практика показала, что использование таких ЦОРов способствует формированию и развитию творческого мышления учащихся, интереса к математике. Также развивается интуиция, способность памяти выдавать нужную информацию в нужную минуту, способность рисковать.
Работая над данной темой, я пришла к выводу, что такая разносторонняя работа формирует у учащихся исчерпывающее понимание представленной информации, помогает закрепить и, что более важно, активизировать полученные ребятами знания. При работе из памяти извлекается то, о чем обычно говорят: «Я и не знал, что я это знаю». Такой вид работы позволяет переосмыслить уже имеющиеся сведения, посмотреть на проблему с другой стороны, восполнить пробелы в знаниях. Ведь обычно от ребят требуется проанализировать, выбрать главное, сделать выводы, а все это является составной частью развития творческих способностей.
Для развития познавательного интереса я активизирую деятельность учащихся, развиваю у детей потребность в самообразовании.
Таким образом, подводя итог педагогической деятельности за межаттестационный период, можно отметить, что цель, задачи, определенные мною в начале межаттестационного периода, достигнуты, уровень их реализации – достаточный. Педагогическая деятельность в межаттестационный период дала возможность мне самой совершенствовать собственный профессионализм через самообразование, курсовую подготовку, семинарские занятия, участие в конференциях.
Библиографический списокФедеральный закон РФ № 273-РФ «Об образовании в Российской Федерации».
Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года.
Федеральная программа развития образования на 2013 – 2020 годы.
Федеральный компонент государственного стандарта общего образования. Основное общее образование. Математика. (Приказ Минобразования России «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» от 05.03.2004 г. № 1089.Образовательная программа школы на 2006 -2011 учебный год.
Образовательная программа школы на 2012 -2017 учебный год.
Байкова Л.А., Гребенкина Л.К. Педагогическое мастерство и педагогические технологии: Учебное пособие, - 3е издание, исправленное и дополненное – М.: Педагогическое общество России, 2001г.
ЕГЭ 2014. Математика. Типовые тестовые задания /Ю.Н.Медведев. – М.: Издательство «Экзамен», 2014.
Селевко Г.К. Педагогические технологии на основе активизации, интенсификации и эффективного управления УВП.-М.: НИИ школьных технологий, 2005 год (Серия «Энциклопедия образовательных технологий»).
Зеленский, А.С. (МГУ им. М. В. Ломоносова). Подходы школьников к решению нестандартных задач / А. С. Зеленский [Текст] // Математика в школе. – 2010.
Стратегия модернизации содержания общего образования: Материалы для разработки документов по обновлению общего образования.- М., 2001.
Интернет-ресурсы:
http://www.minobraz.ruhttp://www.1september.ruhttp://school-collection.edu.ruhttp://nsportal.ruhttp://www.edu.ruhttp://festival.1september.ruhttp://ege.yandex.ru
http://dnevnik.ruhttp://www.proshkolu.ru