Статья Создание оптимальных условий для дифференцированного и личностно-ориентированного подхода в обучении студентов
Создание оптимальных условий для дифференцированного и личностно-ориентированного подхода к обучению студентов.
Целью педагогической деятельности является обучение студентов в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов, содействие развитию личности, способностей обучающихся, формирование их общей культуры, расширение социальной сферы их воспитания.
В процессе деятельности обеспечиваю достижение и подтверждение обучающимися уровней образования, оцениваю эффективность обучения дисциплине «Математика» обучающихся, учитываю освоение ими знаний, овладение умениями, применение полученных навыков, развитие творческой деятельности, познавательного интереса.
В процессе деятельности соблюдаю права и свободу обучающихся, поддерживаю учебную дисциплину, режим посещения занятий, уважая человеческое достоинство, честь и репутацию студентов.
Процессы глобализации экономики, формирование информационного общества и интеграции российской системы образования, вхождение в мировое образовательное пространство, поставили задачу перед российской системой образования: «развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способные к сотрудничеству, отличающиеся мобильностью, динамизмом, конструктивностью, развитым чувством ответственности за судьбу страны».Исходя из этих требований, задачами моей педагогической деятельности являются:
Повышение мотивации к обучению математики.
Создание на занятиях оптимальных условий для дифференцированного и личностно-ориентированного подхода к обучению студентов.
Формирование нравственных качеств у студентов.
Выполнение государственных образовательных стандартов для подготовки грамотных специалистов.
Для реализации данных задач по предмету «Математика» разработана программа на основании действующего стандарта, в которой предполагается дифференцированный, практико-ориентированный подход к обучению.
Я работала со студентами на базе основного общего образования. Эти студенты имеют большие пробелы в знаниях по математике школьного курса, поэтому большое внимание уделяла адаптации студентов. Для этого старалась разнообразить виды учебной деятельности студентов, использовать такие виды деятельности, которые способствуют развитию творчества и интереса к предмету.
Ни одно учебное заведение не может дать запаса знаний на всю жизнь. Каждому человеку приходится на протяжении своей жизни заниматься самообразованием. Важнейшей задачей, стоящей перед преподавателем, является привитие студентам навыков самостоятельной работы. При этом самостоятельные работы должны преследовать следующие цели:
Формирование и дальнейшее развитие мыслительных операций: анализа, сравнения, обобщения.
Формирование потребности к творческому овладению знаниями, развитие познавательной активности, поднятие интереса к изучаемым дисциплинам, самостоятельность.
Повторение и конкретизация учебного материала.
Умение применять теоретические знания на практике, умение ориентироваться в нестандартных ситуациях.
Регулярный контроль успеваемости студентов по предмету.
Психологи и дидакты выделяют четыре разновидности самостоятельной познавательной деятельности учащихся в процессе обучения. Каждый из них отличается спецификой целеполагания и планирования:
Постановку цели и планирование предстоящей деятельности ученик осуществляет с помощью учителя.
Только постановка цели осуществляется с помощью учителя, а планирование предстоящей работы выполняется учеником
Постановка цели и планирование предстоящей работы осуществляется учеником самостоятельно в рамках предъявленного учителем задания.
Работа осуществляется учеником по собственной инициативе, он без помощи учителя, сам определяет содержание, цель, план работы и самостоятельно ее выполняет.
Важнейшим направлением повышения качества обучения является совершенствование самостоятельной познавательной деятельности студента.
Чтобы активно вмешиваться в процесс активного познания и управлять им, необходимо:
Разнообразить методы обучения с широким внедрением элементов самостоятельной работы студентов на уроке.
Совершенствовать формы и методы контроля и оценки знаний, умений и навыков студентов.
Осуществлять индивидуальный подход.
Самостоятельность студентов развивается и тогда, когда им разрешается высказывать свое мнение, спорить, предлагать свои оригинальные решения.
В своей работе я использую различные элементы самостоятельной работы и ориентируюсь на всех студентов группы, имея в виду общие знания в целом и на каждого студента в отдельности.
Такой подход побуждает к работе сильного студента и двигает к работе слабого.
Отсутствие навыков работы с книгой приводит к механическому заучиванию и поверхностному усвоению материала, быстрой утомляемости и перегрузке учащихся, снижает интерес к предмету.
При изучении математики студенты должны знать и понимать математические обозначения, термины, понятия. Одним из условий знания и понимания геометрии является усвоение геометрических терминов, понятий, определений. Важно чтобы студенты правильно умели изображать графические фигуры и пользоваться обозначениями. Все эти умения удобно отображать с помощью математических диктантов.
Одним из направлений самостоятельной работы является обучение умениям и навыками самостоятельного учебного труда, среди которых одним из основных является умение работать с учебной, справочной, периодической, дополнительной литературой.
Для обучения студентов внимательному и целенаправленному чтению на занятиях я вначале излагаю новый материал, а затем предлагаю студентам самостоятельно прочитать соответствующий текст или конспект, обращая особое внимание на основные предложения.
После изучения определенных тем, предлагаю студентам сообщения, доклады, рефераты.
К этой работе привлекаются все студенты с учетом их индивидуальных особенностей и способностей.
Написание докладов и рефератов – высшая степень самостоятельной работы с книгой, так как она связана с чтением нескольких литературных источников, систематизацией материала. Я оказываю им помощь в подборе литературы, составлении плана, тезисов.
При овладении студентами нового материала рекомендую самостоятельное изучение ими отдельных вопросов программы, составление планов прочитанных текстов, конспектирование изученного материала, чтения дополнительной литературы.
При обобщении и повторении учебного материала предлагаю студентам следующие задания: самостоятельное повторение вопросов темы, составление таблиц, схем, составление кроссвордов.
Одной из задач, которые ставит перед собой работа с дополнительной литературой, является создание у студентов интереса к математическим знаниям, привитие вкуса и навыка к чтению математической литературы, развитие их математического кругозора.
Работу с книгой и дополнительной литературой я использую как на занятиях, так и во внеклассной работе.
Однообразие работы снижает у студентов интерес к ней. В курсе математике довольно часто встречаются темы, изучение которых требует решения большого числа однотипных задач, без чего невозможно выработать устойчивые знания и умения. В таких случаях я использую тесты с выбором ответов.
Используя тесты, имеющие разноуровневый характер. Обязательный уровень обеспечивает базовые знания для любого студента, необязательная часть рассчитана на более глубокие изучения знания студента и обеспечивает студенту хорошую или отличную оценку. Для меня такой вид работы очень удобен. Предлагая студентам задания разного уровня, решаю три задачи, во-первых, тест обеспечивает достаточно интересной и выполнимой работой как слабого, так и сильного студента; во-вторых, у студента вырабатываются устойчивые знания и умения; в-третьих, можно легко увидеть общую картину подготовленности отдельных студентов.
Так же я использую тесты, при правильном выполнении которого, студенты знакомятся с высказываниями великих математиков. Это вызывает интерес у студентов.
Важным звеном процесса обучения является контроль знаний и умений студентов.
При проведении текущего контроля по теме, использую самостоятельные и проверочные работы.
Итоговый контроль по разделу провожу в виде контрольной работы.
После выполнения этих работ я совместно со студентами анализирую их, отмечаю недостатки, даю указания как их устранить, привожу примеры хороших работ.
Студенты, плохо справляющиеся с работой, обязательно делают работу над ошибками.
Контрольная работа и самостоятельная работа имеют разноуровневый характер. Для самостоятельной работы использую творческие задания, как в учебной, так и во внеклассной работе.
К творческим заданиям я отношу составление тестов, составление заданий и их решение, решение нестандартных заданий, проекты.
Для организации самостоятельной работы мною составлены методические пособия по разделам «Показательная и логарифмическая функции. Решение показательных и логарифмических уравнений и неравенств», «Прямые и плоскости в пространстве», «Векторы и координаты. Уравнения линии», «Геометрические тела и поверхности. Объемы и площади поверхностей геометрических тел», «Производная и ее применения».
Методические пособия составлены по принципу: сначала предлагаются краткие теоретические сведения, описывающие приемы решения задач и даются образцы их решений, а затем следуют задачи для самостоятельного решения. Теоретический материал предлагается как в словесном виде, так и в виде опорных схем. В приложении даются тесты и примерные варианты контрольных работ.
Используя данные пособия можно повысить эффективность учебного процесса.
Студент, пропустивший учебные занятия сможет самостоятельно освоить пропущенный материал.
Я так же провожу внеклассную работу по предмету. Ежегодно провожу олимпиаду по математике. Она состоит из двух туров (заочного и очного).
Провожу КВН по математике, игры-путешествия (путешествие в страну «Тригонометрия», путешествие в страну «Производная», путешествие в страну «Интеграл»), математические вечера («Женский след в математике»).