Статья Лексический навык и его место в процессе обучения иностранному языку


Лексический навык и его место в процессе обучения иностранному языку
Современная методика рассматривает лексику как один из неотъемлемых компонентов формирования и развития речевых умений. Под лексикой понимается совокупность слов, которые входят в состав языка. К лексике относятся также сокращения и устойчивые словосочетания.
Слово – основная единица языка, которая служит для выражения предметов, явлений, действий, состояний [Ожегов 2015: 730]. Ведущим компонентом речевого общения при коммуникации выступает слово. Согласно ФГОС, учащиеся начальной школы должны приобрести начальные навыки общения, освоить правила речевого поведения, а так же освоить начальные лингвистические представления, необходимые для овладения устной речью на элементарном уровне [Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования: http://fgosreestr.ru].
Цель обучения лексике – формирование лексического навыка у учащихся.
Лексическим навыком мы называем способность автоматически извлекать из долговременной памяти слова или словосочетания, и применять их в речи в конкретных ситуациях для решения конкретных речевых задач.
Поскольку лексика является одним из важнейших компонентов всех видов речевой деятельности (чтения, письма, говорения и аудирования), она занимает важное положение на уроках иностранного языка и именно поэтому формирование лексического навыка все время находится под контролем педагога.
Согласно Е. И. Пассову в основе лексического навыка лежит определение соответствия выбора и сочетания единиц ситуации, а сам навык связан с двумя операциями: операцией вызова и операцией сочетания слов [Пассов 2010: 36].
Е. И. Пассов выделяет шесть стадий формирования лексического навыка:
восприятие слова в процессе его функционирования; создается звуковой образ слова;
осознание значения слова;
имитация слова в изолированном виде или в контексте предложения;
обозначение, направленное на самостоятельное называние объектов, определяемых словом;
комбинирование (слово вступает в новые связи);
употребление слова в различных контекстах [Там же: 12].
Лексический навык можно рассматривать с двух позиций: как один из компонентов речевого навыка и как самостоятельный элементарный навык. Однако, С. Ф. Шатилов [Шатилов 1986: 74] не считает данный навык элементарным, методист включает сюда два ведущих компонента: словоупотребление и словообразование.
Отдельную значимость имеет операция словообразования — на основе моделей образования лексических единиц мы узнаем новое слово или же образуем его при знании морфологии [Щерба 2007: 43].
При чтении и аудировании мы можем извлекать лексические единицы из долговременной памяти с целью сравнения, сопоставления данного слова с так называемым эталоном, который находится в хранилище. Кроме того, мы можем вызывать лексическую единицу из памяти для того, чтобы включить ее в речь, что характерно для письма и говорения. Лексический навык неизменно выполняет свою функцию во всех случаях. Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что не существует рецептивного и репродуктивного лексического навыка, т.к. существует лишь различие в так называемом «запуске» данного навыка. Например, для чтения и аудирования характерно, что таким «запуском» будет являться звуковой или графический образ лексической единицы, т.е. в данной ситуации навыку лишь останется извлечь двойник представленной единицы. Для письма и говорения «запуском» будет являться представленная ситуация, внутреннее смысловое образование или же речевая единица родного языка [Соловова 2002: 96]. Под воздействием стимула извлекается необходимая лексическая единица. Суть лексического навыка – способность извлекать необходимые лексические единицы из долговременной памяти – остается неизменным. Так же не стоит забывать о том, что лексический навык все же самостоятелен, поэтому он может функционировать и в речевой коммуникации, и вне ее, но только в том случае, если представлены ситуации, в которых данные лексические единицы используются не для общения (упражнения для аудирования). Как и другие навыки, лексический навык характеризуется своей устойчивостью, репродуктивностью и автоматизированностью.
Благодаря именно лексическому навыку мы можем извлекать нужные слова из долговременной памяти. Однако, это скорее результат многообразия связей между лексическими единицами, но не самого лексического навыка; он все же элементарен, т.к. осуществляет лишь одну операцию: вызывает необходимую лексическую единицу из хранилища долговременной памяти [Соловьева 2005: 51-56]. Если же говорить об операциях, о которых говорили С. Ф. Шатилов и Е. И. Пассов, то правильным будет заметить, что они либо дают разные названия операции вызова вокабуляра из долговременной памяти, либо в целом относят к лексическому навыку то, что в целом характерно для речевого навыка. То есть, верным будет отметить, что операция вызова и словоупотребление – это различные варианты наименования одной операции, которую должен осуществлять лексический навык. Лексический навык не направлен на выполнение операции сочетания лексических единиц или операции сочетания слова. Для сочетания слов в предложении существует грамматический навык, если же мы говорим об извлечении лексических единиц из хранилища долговременной памяти, то опять же подразумеваем под этим операцию вызова. Абсолютно не важно, какое количество лексических единиц должно быть извлечено из долговременной памяти, главным является то, в каком виде они были заложены в долговременную память – в виде слова, словосочетания или готового выражения [Верещагина 1998: 24-28]. Рассматривая лексический навык, необходимо отметить, что на начальном этапе основной целью работы над лексикой является формирование словаря, активного вокабуляра, которого будет достаточного для общения в учебной и обиходно-бытовой сфере; а также обеспечение лексического наполнения для усвоения грамматики. На данном (начальном) этапе необходимо строго следить за минимизацией лексики. Преподавателю следует помнить, что не следует давать много лишней информации, однако за рамки минимума все же можно выходить. На данном этапе обучения присутствует тесная связь лексики и грамматики. Учащиеся должны уметь употреблять предложенный вокабуляр в контексте, т.к. он входит в словосочетания и предложения. Лексика должна быть подобрана в соответствии с целями грамматики [Верещагина 1998: 19-34]. Лексику стоит организовывать тематически, т.к. мы обучаем речи одновременно с изучением самих грамматических единиц. Многозначность должна быть исключена на начальном этапе, слово дается только в одном значении, актуальном для учащихся. Так же должна быть исключена синонимия, но вместе с тем широко используется антонимия, потому как противоположные по значению слова употребляются в одних и тех же контекстах. Для того чтобы учащиеся запомнили ту или иную лексику, нам необходима ее высокая и частая повторяемость, по этой причине одни и те же лексические единицы используются во всех текстах и упражнениях урока [Комкова 2000: 40-50].
Запоминание вокабуляра носит активный характер. На начальном этапе практически вся лексика – активная, пассивного словаря почти нет [Гальскова 2004: 137]. Это базис будущего словаря учащегося.
Принято различать активный и пассивный лексический минимум. К активному, либо же продуктивному, словарю относятся те лексические единицы, которые учащийся должен усвоить и применять для выражения своих мыслей. К пассивной, или рецептивной, лексике относятся те лексические единицы, которые учащийся должен понимать при чтении и аудировании. Мы увеличиваем рецептивный словарь с помощью потенциального словаря, который, в свою очередь, включает те слова, о значении которых учащийся может догадаться исходя из контекста или на основе сходства данной лексической единицы с родным языком [Кувшинкин 2000: 43]. Так же необходимо упомянуть развивающий аспект, который включает в себя целый ряд явлений, таких как: осознание средств выражения мыслей, произношение, употребление различных лексических единиц для называния предметов и явлений. Сюда же можно отнести интеграцию родного и иностранного языка, элемент языковой догадки (из того же контекста, например), развитие всех видов памяти, логики, сферу мотивации и такие важные черты характера, как воля, прилежность, целенаправленность, умение учиться.