разработка классного часа на тему Алкоголь и подросток (8-11 класс)


«Алкоголь и подросток»
Цели:
- формирование у подростков негативного отношения к алкоголю.
Задачи:
* Дать адекватные знания о негативном воздействии алкоголя на организм
подростка, о социально – психологических последствиях алкоголизма;
* Создать мотивацию у подростков на отказ от алкоголя;
* Способствовать развитию социальной активности учащихся
профилактика алкоголизма среди подростков;
* Продолжить формирование мотивации здорового образа жизни.

В мероприятии участвуют две команды по 10 - 11 человек в каждой команде.
В качестве домашнего задания команды готовят рисунки о вреде алкоголя, а потом их защищают
Оборудование: ватманы, фломастеры, сигнальные карточки, оформление кабинета, раздаточный материал
Ход мероприятия
1. Приветствие учащихся
Вступительное слово учителя.
Наше сегодняшнее мероприятие я хотела бы начать с одной легенды.
Прослушав эту легенду, подумайте, пожалуйста, в чём её мораль?
«В одном селении жили два умных человека, один был добр и справедлив, и его уважали. К нему шли за советом и разрешением конфликтов, другой был хитёр, зол и расчётлив, люди, несмотря на его ум, не шли к нему за помощью. Злобный старец решил всем доказать несовершенство доброго мудреца таким способом: он поймал бабочку, собрал жителей, позвал мудреца и спросил, что он сам держит в руках? Добрый старец ответил – бабочку. «Живая она или мёртвая?» - был следующий вопрос. И старец ответил: «Сейчас всё зависит только от тебя: захочешь, распахнёшь ладони, и она живая полетит, а захочешь, сожмёшь, и она умрёт. Всё в твоих руках!»
- Назовите пожалуйста самые распространённые среди подростков психо-активные вещества? (алкоголь, никотин, наркотики)
Вот об одном из них мы с вами сегодня и поговорим.
- В настоящее время существует много проблем среди молодёжи.
И очень актуальной является проблема употребления алкоголя. От этого страдает все общество, под угрозу ставится подрастающее поколение, здоровье будущих матерей.
Слайд№2( «Люди победили чуму, тиф, оспу…)
А начиналось всё с этого…. Слайд №3,4
2. Постановка задач
-Итак, какие задачи мы с вами будем сегодня решать? Слайд №5
Самостоятельная работа учащихся в группах по составлению задач
(результаты обсуждаются)
3. Выдвижение вариантов проблемы.
(Самостоятельная работа в группах)
- как вы думаете, почему люди начинают употреблять алкоголь?
- знают ли они, что это вредно для здоровья?
- как вы думаете, в чём причина того, что люди, зная о вреде алкоголя, продолжают его употреблять?
(Самостоятельная работа в группах)
Мозговой штурм «Причины и последствия алкоголизма»
Оборудование: листы бумаги, фломастер
(Самостоятельная работа в группах)
Задание: первая команда на листочках бумаги записывает причины, почему подростки начинают пить и продолжают дальше?
Вторая команда записывает на листочках последствия «подарки» от алкоголизма и аргументируют свои ответы, которые затем вывешиваются на доску
Почему подросток пьёт Последствия от алкоголя
- подражание друзьям, родителям, старшим - дурной запах изо рта
- заниженная самооценка -преждевременное появление морщин
- поиск путей изменить свой образ жизни -частое мочеиспускание
- мифы: помогает расслабиться, справиться с трудной ситуацией -одышка,
- любопытство, за компанию, чтобы выглядеть взрослым
- язва желудка, кишечника,
- ухудшение зрения, речь, нарушение координации движения
- проблемы в семье - замедляет работу центральной нервной системы, разрушение клеток мозга
- проблемы в учёбе - выраженная агрессия
- чтобы согреться - красный нос, отёчность под глазами, т.к печень не успевает скачивать мочу
-чтобы вылечиться - отравляющее действие алкоголя вызывает тошноту, рвоту
- чтобы не бояться - увеличивается селезёнка
- потому что это личное дело человека - нарушается свёртываемость крови
- одиночество, изолированность -проблемы в семье, школе
Слайд№6 -обсуждение
4. Постановка проблемы «Алкоголь и подросток» и её осмысление.
- скажите, пожалуйста, а что же входит в состав алкоголя? (этиловый спирт и вода)
а) Работа с терминами
- «алькоголь» - в переводе с арабского означает - дурманящий
- этиловый спирт – сообщение учащихся Слайд №7
- денатурация- свойство белковой молекулы утрачивать свою природную структуру
Первая чаша вина принадлежит жажде…(т.к. спирт попадая в клетку разрушает воду, то этим самым он вызывает недостаток воды в организме, поэтому пьющий алкоголь человек всегда испытывает жажду).
- уксусный альдегид- органическое вещество, сильный яд
б) осмысление проблемы
-Ребята, а вы хотите узнать, как же алкоголь воздействует на внутренние органы нашего организма? И какие от этого употребления могут возникнуть последствия? Слайд №8, 9. 10, 11, 12, 13, 14
1) ротовая полость, глотка, пищевод, желудок – алкоголь разъедает стенки слизистой оболочки пищеварительного тракта; Слайд №13
2)всасываясь в кровь, разносится по всему организму и попадает в печень
Слайд №9
3) поражает клетки мозга- слайд №10
4) парализует центральную нервную систему- слайд №11,12
5) сердце, главный наш орган – слайд№14
Слайд№15
- итак, мы видим, что в организме нет практически ни единого органа, который не был бы поражён алкоголем.
Вред алкоголя очевиден. При систематическом употреблении алкоголя развивается алкоголизм. А главная проблема состоит в том, что большая часть алкогольной продукции, которая выпускается негосударственными предприятиями, содержит большое количество ядовитых веществ. Употребление такой продукции приводит к отравлениям и даже смерти.
-давайте, посмотрим, а какие же влечёт за собой последствия, употребление алкоголя? Слайд№16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26
5. Решение проблем.
- Скажите, пожалуйста, можно ли как- то повлиять на подростков, употребляющих алкоголь? Каким образом? (обсуждение в группах)
(решение проблем выносится на доску с последующим комментарием одного учащегося от каждой группы)
1 группа- «Семья»
2 группа – «Здравоохранение и школа»
3 группа – «Государство»
Слайд №27, 28, 29 - с последующим обсуждением
6.Закрепление.
Ваши действия: Слайд№30
- вы пришли к другу на день рождения. На праздничном столе стоит бутылка вина. Как вы поступите, если вам предложили выпить вина?
- считаете ли вы необходимым, отмечать праздники с употреблением алкогольных напитков? Почему?
- почему в подростковом возрасте недопустимо употреблять алкоголь?
Вывод: Алкоголизм у подростков и детей развивается быстрее, чем у взрослых, по последствиям гораздо тяжелее. В психиатрических больницах сейчас много 13 – 15 летних ребят с алкоголизмом 2 и 3 стадии, которые уже никогда не станут полноценными людьми, т.к. у них развилось необратимое токсическое поражение головного мозга. Возраст, в котором начинается злоупотребление алкоголя, имеет большое значение для формирования зависимости: чем раньше человек начинает употреблять спиртное, тем больше шансов, что формируется алкоголизм. У взрослого человека диагноз могут поставить спустя несколько лет, а у подростка зависимость формируется от нескольких месяцев до 1-2 лет.
7. Антиалкогольная реклама
- Одним из домашних заданий было, нарисовать рисунок на тему «антиалкогольная реклама, защита его.
(Учащиеся вывешивают рисунки и рассказывают о них).
8. Вывод по мероприятию:
- итак, какой же вред наносит алкоголь? И каковы его последствия?
Слайд №31. 32,33,34
9. Подведение итогов. (заслушивание мнений учащихся)
- ну, а теперь, давайте вернёмся к нашей легенде. Так какова же мораль данной легенды?
Мораль такова: ваша жизнь и ваше здоровье в ваших руках. Учителя, врачи, родители могут повлиять, помочь информацией, но решение принимать вам. И мы надеемся, что оно будет правильным. Просто хочется, чтобы вы понимали, как здорово быть свободным и здоровым, чтобы вы ценили своё тело и добровольно не калечили свою душу. Каждый отвечает сам за себя, помня, что здоровье и тело у него одно – единственное и другого не будет. Вы уже в том возрасте, когда способны думать о том, как жить сегодня, чтобы иметь шанс увидеть завтра.
Слайд № 35
- Надеюсь, что наша встреча заставила вас задуматься о принятии столь важного решения в жизни: брать рюмку в руки или нет. Ведь принятое вами сегодня решение повлияет не только на ваше здоровье, но и на ваше потомство, внешность, имидж, может разрушить ваши жизненные планы и мечты.
- это мероприятие я хочу закончить словами Л.Н.Толстого
Слайд№36
Здоровья и успехов вам!