Работа на пед-ярмарку по технологии на тему Развитие творчества учащихся при обучении резьбе по дереву.

Развитие творчества учащихся при обучении резьбе по дерву.
Содержание
I. Актуальность и условия возникновения опыта
II. Сущность опыта
III. Новизна опыта
IV. Система методов развития индивидуальных творческих способностей учащихся
V. Результативность
VI.Литература

I . Актуальность и условия возникновения опыта
Работая в Краснореченской специальной (коррекционной) школе-интернате, планируя обучение столярному делу детей с ограниченными возможностями здоровья, пришел к выводу, что наиболее характерными особенностями и основными недостатками трудовой деятельности учащихся вспомогательной школы являются низкая самостоятельность, двигательная недостаточность или гиперактивность, отсутствие творческого воображения, узкий кругозор. Это связано с нарушениями центральной нервной системы.
Решение разработать систему методов обучения учащихся приемам резьбы по дереву пришло при изучении индивидуальных особенностей детей, выявлении их творческих способностей и умений.
Опыт работы в коррекционной школе показывает, что трудовое обучение средствами народных художественных промыслов играет важную роль в нравственном формировании личности, подготовке учащихся к вступлению в самостоятельную жизнь, в их социальной адаптации, что особенно актуально в современных сложных условиях жизни общества.

II. Сущность опыта
Для учащихся с ограниченными возможностями здоровья - характерны существенные недостатки, охватывающие различные стороны психики. Такой ребенок довольно ограничен в своих возможностях формирования таких черт личности, как широта интересов и духовных потребностей.
Трудности в обучении удается преодолеть путем специальной организации обучения, направленной на развитие процесса восприятия, творческих способностей, расширение кругозора, повышение культурного уровня детей. Использование различных наглядных пособий позволяет на основе коррекции познавательной деятельности развивать художественное воображение, необходимые трудовые навыки резьбы по дереву.
Кроме этого, предлагаемый опыт работы с учащимися по столярному делу позволяет повысить уровень профессиональной ориентации выпускников.
Даже если в дальнейшем учащиеся не свяжут свою профессию с резьбой, навыки, полученные ими на занятиях, окажут существенную помощь в работе по выбранной специальности, заполнят интересным творческим занятием свободное от работы время.

III. Новизна опыта
Она заключается в отборе наиболее эффективных форм и методов развития индивидуальных творческих способностей, художественного воображения, эстетического вкуса школьников с ограниченными возможностями здоровья, изучения народных традиций резьбы по дереву, формирования знаний о свойствах древесины, умений использовать технологию резьбы по дереву при изготовлении не только полезных, но и красивых изделий, используя различную наглядность.

IV. Система методов развития индивидуальных творческих способностей учащихся
1. Изучение народных традиций резьбы по дереву с целью развития интереса к художественным промыслам и эстетического вкуса на основе использования различных видов наглядности
Существенное значение в осуществлении единства эстетического и трудового воспитания школьников, в их духовном развитии имеют занятия по художественной обработке материалов, основанные на народных промыслах.
Эстетическое воспитание в трудовом обучении заключается в
- формировании у учащихся умения воспринимать и воспроизводить в своей деятельности красоту труда и человеческих взаимоотношений;
- систематическом развитии органов чувств и творческих способностей, что расширяет возможность наслаждаться красотой и создавать ее.
Эстетическое воспитание включает в себя не только воспитание искусством, но и воспитание красотой труда, природы, трудового и художественного творчества.
Виды декоративно-прикладного искусства при высоких эстетических качествах должны быть доступны детям по своим художественным и технологическим характеристикам, по затрате физических усилий, позволяющих полнее раскрыть физические и духовные силы школьников. Непременным условием является также доступность материалов и малое количество инструментов.
Всем названным требованиям в полной мере отвечает резьба по дереву, распространенная в искусстве многих народов нашей страны.
Занятия резьбой способны заинтересовать, по-настоящему увлечь школьников, оказать благотворное влияние на их внутренний мир, кругозор, на формирование эстетических взглядов и развитие художественного вкуса.
Знакомство с резьбой по дереву необходимо начинать с изучения народных традиций, что поможет учащимся понять их многообразие, самобытность и эстетическую значимость. Для этого используются различные методы обучения.
При обучении учащихся с ограниченными возможностями здоровья наиболее важную роль играют наглядные и практические методы. Однако наиболее прочное усвоение теоретического материала происходит лишь при условии сочетания этих методов со словесными.
Сведения, которые учащиеся получают во время проведения бесед об истории резьбы и других художественных промыслах, непосредственно в труде не используют, но их усвоение способствует расширению кругозора, развитию познавательной активности.
Эффективность усвоения такого материала во многом зависит от того, как построена обращенная к учащимся речь учителя. Речевые нарушения, которые характерны для школьников с ограниченными возможностями здоровья, создают трудности в восприятии и понимании речи, обращенной к ним. Поэтому излагаемый материал должен быть доступным для учащихся, интересным, эмоциональным, но четким и логически последовательным. Эффективность рассказа значительно повышается, если используются наглядные средства обучения.
Во вспомогательной школе принцип наглядности обучения имеет особенно большое значение, так как школьники с ограниченными возможностями здоровья имеют нарушения процессов отвлечения и. обобщения, отличаются конкретностью мышления. При знакомстве с резьбой по дереву применяются различные виды наглядности натуральные объекты, образцы изделий, выполненные учителем, лучшие работы учащихся, интересные музейные экспонаты, (рисунки, фотографии, иллюстрации).
Наглядные пособия во вспомогательной школе применяются с учетом особенностей восприятия учащихся с ограниченными возможностями здоровья. Все перечисленные наглядные пособия должны быть выполнены на высоком эстетическом и профессиональном уровне; фотографии и рисунки должны быть четкими и выразительными. Такая наглядность будет в большей степени способствовать усвоению школьниками изучаемого материала.
В обучении используются нетрадиционные формы уроков. Например, урок по теме: Резьба «Татьянка».
Так же знакомство с различными видами резьбы можно продолжить при изучении и рассмотрении изделий, выполненных учителем и ребятами-выпускниками: кухонные наборы, светильники, панно, туалетные полки, разделочные доски и т.д. Все это хранится в столярной мастерской и служит наглядным материалом для учащихся, которые начинают заниматься резьбой.
При изучении истории резьбы по дереву, развитии народных промыслов в России большую роль играет иллюстрационный материал по художественной обработке древесины, рисунки.
Объяснение нового материала:
Резьбой занимаются миллионы людей, и многие с ней знакомы. Вроде, все о резьбе известно - этот вид искусства ведет свою историю с языческих времен. Возможно ли, чтобы один человек создал новый промысел и совершил то, на что у народных промыслов уходило несколько сот лет? Стало быть, возможно. Резьба по дереву в стиле «Татьянка» - это авторская разработка, ставшая национальной российской резьбой. Ее автор - Шамиль Сасыков, уникальнейший художник, виртуозно владеющий своим собственным ремеслом, о котором он до 33 лет даже и не помышлял.
Шамиль Сасыков родом из Нижегородской губернии. За свою жизнь он перепробовал много профессий. Работал столяром, киномехаником, метеорологом, шофером. В свободное от работы время Шамиль занимался сначала чеканкой по металлу, потом ювелирным делом, даже имел заказы. Геологом прошел в маршрутах дальний Восток, Кавказ, Казахстан. Однажды найдя в маршруте интересную корягу и убрав с нее походным ножиком все лишнее, он создал свою первую скульптурную композицию, которую потом его упросили продать. Шамиль увлекся резьбой по дереву, поверив, что может творить красоту.
Его былинные богатыри, косолапые мишки, глухари, тетерева, - русская сказка, воплощенная в дереве талантливыми руками Мастера, поразила в 1987 году воображение немецкого столяра Николауса Хуна, который пригласил Шамиля в ФРГ. Работал российский мастер в Гамбурге в Институте лечебной педагогики Наус Миньон и делал деревянные скульптуры. И вот там-то 12-летний опыт общения с деревом вылился в нечто такое, чего на свете раньше никогда не было: 29 декабря 1990 года родилась новая технология резьбы. Она приснилась Шамилю во сне, как таблица - Менделееву. Шамиль подумал: обязателен ли в резьбе фон, нельзя ли его заменить, ведь в живой природе он не существует? И действительно, стоит вспомнить лес или кусочек поля, и становится ясно - нет фона: листочек выглядывает из-под листочка, за веточкой видна другая веточка. Простота исполнения и широта возможностей, открывающихся для творчества, очень скоро позволили новому способу художественной обработки дерева встать в один ряд с другими традиционными промыслами. Недолго думая, Шамиль назвал свое изобретение в честь супруги Татьяны Владимировны, сподвижницы, верного друга, ангела-хранителя семейного очага, вокруг которого - семеро детей: Дина, Денис, Дима, Дана, Далия, Даша, Данелия. К тому же «Татьянка» родилась в день рождения Татьяны! Татьяна Федоровна Фаберже - внучка и наследница известного на весь мир ювелира Карла Фаберже приезжала специально из Франции, чтобы ознакомиться с резьбой «Татьянка», и ее мнение было таким: Это новый вид искусства - как “Фаберже” в дереве”.
Верит Мастер, создающий Мастеров, что возродятся на российской земле деревни с их удивительными художественными промыслами и ремеслами, народным деревянным зодчеством, возродится Красота, душа народа, его доброта! Этой цели Шамиль Сасыков посвятил свою жизнь.
Полное представление о «Татьянке» нельзя составить по единичным произведениям. Резьба «Татьянка» заставляет мастеров внимательно изучать природу. Не поверхностные наблюдения, а глубокое знание особенностей растений цветов и насекомых приводят мастера к передаче характерного, а не случайно подсмотренного. Орнамент резьбы преимущественно растительный, часто в него включены бабочки, насекомые, птицы и животные. Иногда они сильно вплетены в растительные ветви и листья, иногда, наоборот, рельефны на фоне растительного орнамента. Для «Татьянки» характерно заполнение резным орнаментом всей поверхности изделия. Орнамент, как правило, плотный, без просветов фона. Сходство рисунка одного из направлений «Татьянки» с абрамцево-кудринской резьбой выявляется только на первый взгляд и чисто внешнее, технология этих видов резьбы абсолютно разная.


Техника безопасности при резьбе.
Техника безопасности при работе с острыми и режущими инструментами должна выполняться очень четко и обязательно. Не нужно думать, что травмы-порезы случайность: они неизбежны всякий раз при нарушении правил техники безопасности. Порезы дело неприятное, а если они достаточно сильные, то человек несколько дней не может работать, а после выздоровления опасается резать и долго не может приспособиться. Конечно, тут уж нечего думать о свободной и красивой резьбе, пластике движений и творчестве! Наши же правила, при их выполнении, исключают травмы. Инструмент резчика очень острый, поэтому нужно придерживаться следующих правил: * Нельзя работать в сильном волнении или утомлении, когда притупляется внимание и трудно сосредоточиться.
Рабочее место всегда необходимо содержать в порядке. На поверхности стола не должно быть лишних предметов, ее следует своевременно очищать от стружки, которую нужно сметать только щеткой. Неиспользуемый инструмент не должен мешать работе резчика. Его нужно всегда класть в определенное место;
* Освещение на изделие должно падать спереди, сбоку и сверху. Лампа находится на достаточном расстоянии от резчика. Важно, чтобы свет от лампы не отсвечивал от доски в глаза, а также позволял бы выделить рельеф и получить светотень; * Не следует отвлекаться и, если это не нужно для резьбы, ходить с инструментом в руках. Лучше, если инструмент при хранении находится в деревянной коробочке. Держать инструмент в мягких чехлах очень опасно: при случайном падении, столкновении или ударе он легко протыкает материал и может легко поранить; * Инструмент всегда нужно поддерживать в хорошем рабочем состоянии. Ручка инструмента должна быть плотно и надежно закреплена. * Стамески и ножи всегда без исключения нужно держать двумя руками - отступления от этого правила нет! Вначале это может показаться неудобно, но потом привыкаешь: руки всегда находятся на инструменте в конкретном и определенном месте. Если не выполняется это условие, то при сосредоточении внимания на резьбе одной рукой человек забывается и оставляет без контроля другую руку, которая все равно участвует в работе, поддерживая предмет, и рано или поздно неизбежно может оказаться на пути стамески. Срывы же стамески при работе только одной рукой обычны и часты, а травмы неминуемы. При работе же двумя руками фактически порезаться невозможно, и уже не опасаясь пореза, резчик работает также свободно, как художник пишет кистью; * Не рекомендуется при резьбе располагать заготовку на ладони или на коленях, а также резать, держа изделие на весу без упора. Но есть работы, которые выполняются только так и тут необходимо делать резьбу очень внимательно, соблюдая технику безопасности для таких ситуаций
* Необходимо всегда иметь под рукой бинт, йод, нашатырный спирт, перекись водорода и бактерицидный лейкопластырь.
ПОДГОТОВКА К РАБОТЕ УЧЕБНОЙ ДОСКИ
При выборе доски надо обращать внимание на ее торец, по которому сразу видно, из какой части бревна она взята.


1 - боковые доски, 2 - сердцевинная доска, 3. центральные доски.

Дерево на торце должно быть плотным, однородным и нерыхлым (см. рыхлая доска на фото3).






Ближе к коре, т.е. к краю бревна древесина плотнее, слои размещаются полого к поверхности доски. Такую доску можно резать легко и свободно: почти везде, по всей плоскости, сохраняется однородная плотность, и резьба выполняется лучше (фото 4).


В серединной (радиальной) доске слои располагаются и вовсе поперёк доски, поэтому у радиальных досок повышенная скалываемость при поперечных срезах (фото 5).



Практика показывает, что использование средств наглядности вызывает более активное восприятие учащимися материала, улучшает качество знаний. Конкретные примеры и образцы резных изделий помогают ребятам глубже осваивать абстрактные образы и понятия из области этого искусства. Если при объяснении даже сложных понятий подкрепить их конкретными фактами и образами (демонстрации репродукций, плакатов, иллюстраций, образцов работ), восприятие учащиеся материала будет положительным. Кроме этого, при использовании учебно-наглядных пособий, у детей повышается интерес к работе, они прослеживают связь занятий резьбой по дереву с жизнью. Ведь главная цель таких уроков: заинтересовать ребят резьбой; вселить уверенность в то, что они могут сами приобщиться к миру прекрасного, своими руками сделать не только полезные, но и красивые вещи.

2. Формирование знаний о различных видах древесины, инструментах.

Материалы.
Умения школьников осознанно выполнять трудные задания в значительной мере зависят от уровня знаний о свойствах материалов. Знания о материалах важны для учащихся в расширении их технического кругозора.
На уроках трудового обучения школьники на практике познают неведомые ранее эстетические и пластические свойства привычного им материала - дерева, знакомятся с его декоративными свойствами, открывают много нового и интересного в окружающем мире. У учащихся формируется понимание прямой и непосредственной зависимости рисунка от технологии обработки материалов, от характера применяемых инструментов, что является одним из показателей развитого художественного вкуса.
Для учебной резьбы применяют, главным образом, древесину из липы. Она лучше из всех пород подходит к резьбе «Татьянка». Необходимо познакомить учащихся с тем, что все древесные породы условно разделяются по твердости на твердые и мягкие.
На занятии образцы древесины целесообразно раздать каждому ученику для подробного рассмотрения. Практически любая древесина может быть применена в резьбе, лишь бы задуманные композиции отвечали механическим и декоративным свойствам соответствующих пород».

Словарная работа.
Фрагмент, орнамент, композиция, естественное освещение, рельеф.

Предупреждение ошибок.
Дерево, древесина, пороки, сучёк, текстура, сердцевина, луб, заболонь.
Дериво, древисина, пароки, сучок, тикстура, сердцивина, луп, забалонь.
Дирево, дривесина, парёки, шучёк, тексура, сертцевина, люб, заболон.



Раздать карточки. Разделить на две команды.

(Выбрать болезни и пороки древесины.
Болезни - червоточина, гниль, плесень, синева.
Пороки - сучки, трещины, косослой.)

Закрепление.
При выборе доски на что нужно обращать внимание? (на торец)
Можно ли получить качественную резьбу на рыхлой доске? (нет)
Плотность древесины выше к краю бревна или к середине? (к середине)
Что необходимо для работы? (подобрать рабочее место с хорошим освещением, выучить Т.Б. и т.д.)
Т.Б. при резьбе?

Если не учесть физических свойств материала и предоставить детям возможность работать с неподходящим деревом, их энтузиазм может быстро погаснуть. Не справившись с материалом, они быстро устанут и потеряют интерес к работе.
Россия всегда была богата лесом, поэтому обработка дерева и производство художественных изделий из древесины издавна носят у нас национальный характер. Однако увеличение числа любителей резьбы по дереву нельзя считать только национальными традициями, хотя это имеет немаловажное значение. Главная причина в том, что древесина дает ребенку весьма широкие возможности для выражения его творческих способностей и мастерства.
Инструменты.
Начинать занятия с учащимися лучше с контурной и геометрической резьбы. Она не требует редких материалов, сложных инструментов и приспособлений.
Из разметочных инструментов в работе необходимы рулетка, угольник, циркуль, рейсмус. К специальным инструментам относятся косой нож, его еще называют резак или нож-косячок, а также стамески различных сечений. Объясняя назначение конкретного инструмента, нужно рассказать о технологических операциях, которые могут выполняться с его помощью, показать практическое выполнение этих операций, приемы работы с ними. Названия инструментов необходимо записывать на доске или выставлять соответствующие карточки на стенде «Новые слова», обращая внимание учащихся на написание, произношение новых слов, запоминание инструментов. Детям необходимо несколько раз повторить их вслух и записать в рабочие тетради. Важную роль в изучении устройства инструментов играют такие средства наглядности, как технические рисунки.
Наглядные изображения особенно помогают при изучении инструментов, имеющих небольшие размеры или элементы сложной конфигурации. Используя рисунки инструментов, необходимо учитывать, что учащиеся вспомогательной школы с трудом воспринимают изображения предметов на плоскости. Поэтому к рисунку предъявляются особые требования. Прежде всего, изображение должно быть четким и хорошо передавать объемность предметов.
Рисунки служат в качестве дополнительных средств наглядности. В любом случае эти инструменты показываются учащимся в натуральном виде.
Образцы небольших по размеру инструментов могут быть использованы при изучении их устройства как раздаточный материал. Однако в этом случае необходимо четко организовать, деятельность учащихся, чтобы они не отвлекались от поставленной перед ними цели.
Например, перед тем как раздать инструменты детям, нужно направить их внимание в нужное русло следующим образом: «Я буду называть части инструмента, а каждый из вас должен показать ту часть, которую я назвал. Показать нужно так, чтобы можно было поверить правильность ваших действий». Такой предварительный инструктаж не только направляет внимание учащихся, но и помогает им лучше понять порядок изучения инструмента.
Последовательность изучения инструментов во вспомогательной школе может быть следующей:
1. Ознакомление учащихся с назначением и применением инструментов. Отнесение их к определенной группе.
2. Объяснение устройства и назначения основных частей. Придерживаясь такой последовательности и широко применяя различные формы и методы обучения, можно сформировать у учащихся устойчивые представления об инструментах, применяющихся в работе.
Если использовать в работе легкие, удобные, правильно заточенные инструменты, по весу и размеру соответствующие возрастным возможностям учащихся, то древесина сравнительно легко и хорошо обрабатывается, позволяя создавать изделия разнообразные по формам, назначению, цвету, фактуре. В искусных руках она превращается в теплые по цвету, изящные резные поделки.
3. Индивидуальная работа по развитию художественного воображения, творческих способностей
Получив теоретические знания об особенностях различных пород древесины, усвоив строение и назначение инструментов, учащиеся переходят к практической работе по изготовлению изделий, украшенных резьбой. На этом этапе деятельности проявляется художественный вкус ребенка, его индивидуальное понимание прекрасного, включается творческое воображение.
Индивидуальный подход в обучении ставит целью создание оптимальных условий обучения для каждого учащегося. Он учитывает индивидуальные способности и другие особенности, личности каждого ученика. Работа по развитию художественного воображения и творческих способностей так же индивидуальна.
На первом году обучения резьбе по дереву необходимо изучить индивидуальные способности ребенка и особенности его развития
художественные способности,
наблюдательность,
интерес к занятиям резьбой,
работоспособность,
двигательные навыки.
На этой основе строится индивидуальная работа. Учитывая полученные данные, выделяется группа сильных, способных учащихся. Им даются задания более сложные по исполнению, они самостоятельно работают над составлением композиций, рисунков, орнаментов для будущих изделий.
С учетом способностей учащихся, создаются условия для дальнейшего развития возможностей ребенка, т.е. организуется его обучение в «зоне ближайшего развития».
Каждый ребенок носит в себе задатки художника и при условии более внимательного отношения к его ощущениям и мыслям эти задатки могут быть развиты. Задача состоит в том, чтобы развивать дарования, заложенные самой природой в любом ребенке.
Активное творческое начало, будучи целенаправленным и контролируемым учителем, может стать одним из эффективнейших средств формирования художественного вкуса.
Деревянным изделиям с резьбой свойственен определенный характер рисунка, особый строй композиции, развертывающийся на плоскости как своеобразный законченный узор. Построение таких композиций нередко ставит учащихся перед довольно сложной задачей обобщения, упрощения, переработки природных форм в декоративные образы. Большую роль в разрешении этой задачи играют навыки, приобретенные учащимися на уроках изобразительного искусства.
Задача педагога - научить школьников созданию красивых, ритмичных, эмоционально насыщенных композиций. Но при слепом копировании какой-нибудь картины выступает явное несоответствие декоративного материала и живописной композиции. У дерева совершенно иные художественные, пластические и технологические качества. Новые материалы, новые орудия труда, новая техника исполнения, иное эстетическое звучание требуют новых выразительных средств. Если этого не учитывать, то искусство резьбы превратится в мелкое украшательство. Мотивы для композиций ученики могут черпать из окружающей жизни. Нужно только внимательнее наблюдать и систематически делать зарисовки. Позже эти рисунки могут пригодиться. Необходимо приучать детей больше рисовать с натуры, развивать глаз и руку, наблюдать, выделяя из увиденного самое характерное, смотреть на все вокруг будто впервые, «впитывать» природные узоры. В поисках сюжетов для творческих работ можно проводить с детьми выходы в лес, в парк. Внимательно вглядываясь в окружающее, обнаруживая незаметную, неброскую красоту лесов, цветов, вглядываясь в природу, учащиеся приобщаются к прекрасному, проникаются чувством любви к родному краю.
Мотивы будущих композиций могут возникнуть у школьников при анализе художественных и декоративных возможностей материала. Это отчетливо проявляется на занятиях резьбой с использованием корней и ветвей деревьев, где образы рождаются на основе выразительного исходного материала.
Манера работы и творческая фантазия у каждого ученика своеобразны, несмотря на то, что материал и объекты изображения едины. У каждого ребенка будет своя степень обобщения и упрощения, своя манера, свой стиль и почерк. Но стоит обратить внимание на тех детей, которые имеют слабые графические навыки и творческие способности. Они используют в работе случайные картинки, которые стремятся перенести в дерево. Если на это не обратить внимание, у учащихся будет развиваться дурной вкус. Необходимо направлять процесс, отбора возможных композиций. Лучше, если дети будут видеть перед собой готовые работы. Не нужно бояться предлагать ребятам повторить те или иные образцы. Такая методика поможет им понять, что можно, а что нельзя создавать в резьбе по дереву. Вместе с профессиональными навыками у учащихся будет развиваться художественный вкус.
Задача учителя:
ориентировать учащихся на глубокое самостоятельное изучение образов изделий;
создание на этой основе собственных вещей.
Работа по образцам - один из этапов творческого роста учащихся. Но этот этап не должен быть самоцелью. Учащийся должен понять, что через копирование образцов идет освоение приемов работы инструментами, понимание пластических свойств материала, особенностей композиционных решений.
В тех случаях, когда ученик теряется, не зная, что выразить в своей композиции, можно рекомендовать ему несколько тем на выбор. Эффективную помощь здесь может оказать демонстрация наглядного материала - несколько рельефов на подобные темы, выполненных учащимися прежних лет.
Цель творческих работ
внимательное наблюдение жизненного материала,
его осмысление,
эстетическая интерпретация в декоративные образы в соответствии с замыслом,
развитие творческого воображения.
Развивая таким образом свои творческие способности, в дальнейшей работе многие учащиеся уже самостоятельно придумывают сюжеты, воплощают свои фантазии в резных изделиях.

4. Формирование умений использовать технологию резьбы по дереву при изготовлении изделий
При обучении учащихся резьбе по дереву перед практической работой проводился вводный инструктаж. Цель инструктажа
познакомить ребят с содержанием предстоящей работы,
правилами и последовательностью ее выполнения,
приспособлениями и инструментами.
Во вспомогательной школе этап подготовки к практической работе имеет очень важное значение, т.к. происходит не только подготовка к конкретной работе, но и решается задача развития общих умений учащихся самостоятельно и правильно действовать, приступая к выполнению резьбы. Ученик должен знать и четко представлять, что ему необходимо делать в процессе практической работы. Кроме того, надо заинтересовать ребят резьбой, а так же провести тренировочные упражнения.
Таким образом, на первых подготовительных занятиях решаются следующие основные задачи:
формирование знаний и представлений об изготавливаемом изделии;
составление плана работы;
выполнение тренировочных упражнений, необходимых для предстоящей работы;
формирование у школьников положительного отношения к труду;
формирование умений использовать технологию резьбы при изготовлении изделий.

Анализ образца.
Правильно выполнит задание тот ученик, у которого сформирован более четкий и полный образ изделия. Только при этом условии учащийся имеет возможность верно спланировать работу и контролировать свои действия.
Вызвать у ребят стремление самому изготовить изделие может образец. Интерес учащихся к работе зависит и от того, насколько они считают данное изделие оригинальным, полезным и значимым.
Необходимо создать в мастерской атмосферу творчества и деловой целеустремленности. Следование образцам на начальном этапе обучения позволяет учащимся усвоить, что и как можно сделать в том или ином материале. Нужно добиваться, чтобы у ребят было не слепое копирование, а сознательное подражание, связанное с изучением, познанием законов построения композиции, приемов исполнения, т.е. даже в процессе повторения образца может быть заложен элемент творчества. Желательно, чтобы первое изделие было небольшим по объему и его можно было выполнить за два - три урока.
При знакомстве с новым изделием необходимо создать такие условия, чтобы учащиеся имели возможность взять его в руки и внимательно рассмотреть, воспринимать такое свойство, как прочность, увидеть способы резьбы, состояние обрабатываемости поверхности. Перед тем как раздать образцы, учащимся целесообразно сообщить порядок изучения и его особенности, на которые следует обратить особое внимание. Например, это правильно составленная композиция, гладкость поверхности, правильность закруглений, уклонов и т.д.
Этап ориентировки учащихся в задании, помимо анализа образца, включает задачи уяснения других компонентов трудовой ситуации:
оценка возможности и посильности достижения цели;
наличие подходящего материала, орудий труда.

Планирование работы.
После того, как учащиеся усвоили цель своих трудовых действий, они должны составить подробный план работы. В самом начале изучения резьбы по дереву, когда ребята еще не знакомы с основными трудовыми приемами, они работают по плану, который сообщает им учитель. Изготовив несколько изделий по готовому плану, учащиеся перед изготовлением других изделий составляют план работы коллективно, в ходе беседы. При обучении умственно отсталых школьников планировать на уроках столярного дела, особенно на первых этапах, важную роль играют различные наглядные пособия, позволяющие активизировать и направлять практическое мышление школьников. Чаще всего при составлении плана в качестве дидактического пособия используется технологическая карта. Она отражает основные этапы изготовления изделия.
Очень важно осветить все этапы работы. Это способствует развитию самостоятельности учащихся во время предстоящей работы.
Так как им будет ясна последовательность операций, они будут меньше ожидать подсказок от учителя, проявляя самостоятельность в творческой деятельности.
При планировании встречаются новые приемы работы, овладение ими осуществляется путем упражнений. Потребность в проведении упражнений возникает в тех случаях, когда дети не знакомы с приемами или недостаточно их усвоили, что может привести к браку. Тренировочные упражнения в большинстве случаев выполняются на учебных досках. Преимущество упражнений на учебных образцах состоит в том, что учащиеся, выполняя рабочие приемы, действуют смело, без риска испортить изделие. Когда у ребят сформированы необходимые для предстоящей работы знания, представления и практические умения выполнения резьбы, начинается практическая работа.
Выполнение рисунка резной композиции.
Существуют традиционные правила составления композиции. Если, например, создается композиция в круге, то всю поверхность делят концентрическими кругами на зоны. В центре - основной мотив типа розетки. По внешним участкам необходимо разместить ритмически чередующиеся узоры. Таков традиционный прием орнаментального заполнения резной плоскости. В творческой работе установленные каноны служат отправной точкой для свободного сочинения композиции. Дети могут пофантазировать, внести изменения, а учащиеся с более развитым воображением, художественным вкусом и вообще проявить творческую самостоятельность в составлении композиции.
Подготовка деревянной поверхности.
Деревянная поверхность под резьбу может быть подготовлена вручную или на станках. Если строгать вручную, то на волокнах остаются задиры и заколы. Для учащихся полезны занятия с чередованием движений, т.е. ручные операции чередуются с работой на станках. В результате перемены труда, видов деятельности положительно влияют на развитие личности, ученик испытывает духовное удовлетворение и физическую радость. Его физические и духовные способности развиваются цельно, гармонично.
Дети занимаются с охотой, если результаты их труда видны сразу. При переводе рисунка на поверхность чаще всего применяют цветную копирку.
Чтобы удержать дощечку на месте, применяются различного рода держаки, но во время работы заготовку то и дело приходится поворачивать, а держаки мешают, поэтому стол, на котором производят резьбу, лучше покрыть грубой тканью, чтобы уменьшить скольжение. Выполняя резьбу, можно работать двумя руками. Правая производит основные усилия при накалывании и подрезании, а левая удерживает дощечку, направляет острие ножа, сдерживает усилия или, наоборот, дополняет усилия правой.
Перед началом работы проводится инструктаж для всей группы около одного из столов. Затем ребята начинают работу на закрепленных за ними рабочих местах.
У детей, для которых характерны выраженные нарушения внимания, поведения, а также двигательных функций, возникают трудности во время практической работы. Такие учащиеся работают под непосредственным наблюдением учителя.

Текущий инструктаж.
Обратите внимание! (Чтобы избежать ошибки).
Во время работы не спешите, не старайтесь одним движением стамески срезать как можно больше древесины, чтобы быстрее вырезать нужные углубления. Работа пойдет более скоро, если вы будете вынимать древесину осторожно, срезая тонкие стружки равномерно на всех обрабатываемых участках, постепенно поворачивая доску. При этом не забывайте, что более чистые срезы получаются в тех случаях, когда древесину режут вдоль волокон или же под небольшим углом к ним.
Будьте внимательны во время работы, не отвлекайтесь, свое рабочее место содержите в порядке».
Текущий инструктаж организует и направляет работу учащихся, предотвращает возникновение ошибок. Умение контролировать каждый этап своей работы необходимо развивать на всех занятиях по труду. Необходимо стремиться к тому, чтобы трудовые действия учащиеся выполняли осознанно.
Во время практической работы используются различные методические приемы, совершенствующие контрольные действия учащихся, воспитывающие внимательное отношение к этим действиям. Большие трудности возникают у ребят, для которых характерно сочетание слабоумия с глубоким нарушением эмоционально-волевой сферы. Такие дети не критичны в оценке своей работы, не обнаруживают в ней явных ошибок, что затрудняет развитие их контрольных умений в целом. Этим учащимся предоставляется возможность чаще сравнивать объект работы с образцом, поощряются любые шаги в направлении объективной оценки ими своей работы. Недостатки самоконтроля проявляются и у детей с глубоким нарушением пространственной ориентировки. Такие учащиеся затрудняются характеризовать форму изделия. Этим ребятам уделяется особое внимание на этапе ориентировки в задании и перед работой они повторяют 2-3 раза характеристику образца, этапы предстоящей работы и требования к качеству готового изделия. Используя различные методические приемы, образцы изделий, технологические карты и т.д., можно сформировать у детей устойчивые представления об эталоне образца, а через эти представления развиваются навыки самоконтроля.
Выполнение отделочных операций.
Чтобы изделие имело красивый, эстетичный вид, необходимо в конце работы выполнить отделочные операции. К отделочным операциям относятся:
тонирование различными красителями,
нанесение прозрачного покрытия.

В каждом конкретном случае выбор того или иного вида отделки зависит от назначения изделия и творческого замысла учащегося.
Уроки резьбы очень увлекательны. Интерес к работе замедляет наступление утомления. В процессе целенаправленной работы над изделием учащиеся нередко забывают, что нужно отдохнуть. Для каждого ученика перерыв в работе может быть индивидуальным. Это не отвлекает остальных ребят, не прерывает творческого процесса создания резных изделий.
Заключительный этап практической работы.
Чаще всего изготовление резного изделия требует длительного времени. Чтобы учащиеся не потеряли интереса к работе над одной и той же вещью, ощущали радость и красоту труда, чтобы в процессе работы получили эмоциональную опору, необходимо подводить итоги на каждом уроке, давать оценку творческой деятельности детей, отмечать результативность и значимость их труда.
На заключительном этапе урока учащиеся должны самостоятельно проанализировать свою работу и, обнаружив ту или иную ошибку, дать ей словесную характеристику. При этом дети приучаются к самоконтролю.
При анализе изделий все учащиеся не просто осматривают работы, а сравнивают с образцами. Это приучает ребят критически относиться к своей деятельности и быть внимательными на всех этапах выполнения трудового задания.
Во время обсуждения изделий нередко возникают прения, в которых отчетливо проявляются, оттачиваются эстетические взгляды и вкусы учащихся, развивается их творческое мышление, речь.

Нельзя упускать из вида даже крупицы положительного отношения учащихся к работе, их первые удачи. К характеристике изделий детей и оценке недостатков в работе надо подходить дифференцированно, с учетом их
личностных качеств,
трудовых возможностей,
творческих способностей.
Это поднимает эмоциональный настрой, стимулирует их дальнейшую работу, дает прилив новых сил.
Зримо ощущая результаты своего труда, наглядно убеждаясь в своих достижениях, ребята работают с большим творческим подъемом.

Кружковая работа.
Внеклассные занятия резьбой по дереву помогают учащимся углубить знания в области изобразительной грамоты.
Ребята в увлекательной форме закрепляют знания, полученные на уроках трудового обучения, навыки работы резцом.
Занятия в кружках позволяют учащимся приобщиться к интересному делу, которое внутренне обогатит их, уведет в мир прекрасного, заполнит интересным творческим трудом свободное от работы время.
В конце учебного года необходимо устраивать итоговую выставку. Умелая организация и проведение выставки творческих работ учащихся - это одна из эффективных форм морального поощрения, стимулирования творческой деятельности детей.
Занятия резьбой по дереву эстетически обогащают учащихся, приобщают их к художественному творчеству, пробуждают стремление преобразовать обычные материалы в декоративные формы и образы и в конечном итоге способствуют дальнейшему повышению качества, эстетического и трудового воспитания ребят, их культурного уровня.

V. Результативность
По мере овладения секретами профессии, необходимыми умениями и навыками учащийся начинает ощущать определенную свободу в своих действиях, проявляется стремление к мастерству, творческому самовыражению. Наслаждение трудом как первой жизненной потребностью, как свободной игрой физических и духовных сил, желание и способность дарить людям радость означают высокую степень эстетизации трудовых процессов. В этом случае труд становится для ребенка основной формой проявления личности и таланта.
На ежегодных выставках детского творчества ребята имеют возможность продемонстрировать свои творческие способности.
Неоднократно учащиеся занимали призовые места в районных выставках декоративно-прикладного творчества детей. В 2006 году состоялась персональная выставка ученика 9 класса Клочкова Валерия.
Выпускники 2006 года (10 учащихся) продолжили обучение в профессионально-техническом училище города Партизанск.
В 2008-2009 учебных годах из 26 учащихся 6-7 классов обучаются на 4 и 5 85%
Каждого, кто в совершенстве овладел профессией и творчески относится к труду, можно назвать художником своего дела. Работать профессионально - значит настолько овладеть своим делом, что это идет как бы само собой и человек чувствует себя творцом. Быть художником своего дела - значит находиться в творческом состоянии и испытывать глубокое удовлетворение от своей работы.

VI. Литература
Верб.М.А. Эстетические потребности и духовное развитие личности. Л., «Знание», 1981г.
Каплан Н.И. Художественная резьба по дереву. М., «Высшая школа», 1980г.
Мирскш С.Л. Методика профессионально-трудового обучения во вспомогательной школе. М., «Просвещение», 1988г.
Попова О. С. Русские художественные промыслы. Л., «Знание», 1984г.
Родионов А. Красная книга ремесел. Барнаул, Алт.книж.из-во, 1990г.
Супрун Л.Я. Резьба и роспись по дереву. М., «Легкая промышленность», 1983г.
Уткин П.И. Народные художественные промыслы. М., «Высшая школа», 1992г.
Федъ А. Воспитание прекрасным. М., «Молодая гвардия», 1984г.
Шамиль Сасыков. «Татьянка» Художественная резьба по дереву. Учебное пособие. Москва. 2005.








13PAGE 15


13PAGE 141715




15