Конспект урока по обществознанию для 11 класса на тему: Духовное развитие общества

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ В 11 КЛАССЕ
(ПРОФИЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ)
Шкарин Денис Юрьевич,
учитель истории и обществознания МКОУ Нововоронежская СОШ №1
(Воронежская обл., г. Нововоронеж)

ГЛАВА III «ДУХОВНАЯ КУЛЬТУРА»
УРОК ПО ТЕМЕ: «Духовное развитие общества» (§28)
ЦЕЛЕВАЯ УСТАНОВКА УРОКА:
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ: познакомить с сущностью материальной и духовной культуры, показать способы развития духовной культуры, проблемы, связанные с многообразием культур, актуальность диалога культур;
РАЗВИВАЮЩАЯ ЧАСТЬ: развивать умения объяснять внутренние и внешние связи изучаемых социальных объектов; анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задачи, раскрывать на примерах важнейшие теоретические положения и понятия о социально-гуманитарных наук, оценивать разные суждения о социальных объектах с точки зрения общественных наук, участвовать в дискуссии, работать с документами, продолжить развитие смыслового чтения;
ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ: формировать отношение к материальным и духовных ценностям, глубокое уважение к культуре прошлого и настоящего.
ОБОРУДОВАНИЕ: мел, доска, учебник, мультимедийное приложение (презентация), раздаточный материал (притча к пункту 2).
ЛИТЕРАТУРА:
1. Обществознание. 11 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений: профил. уровень / [Л.Н. Боголюбов, А.Ю. Лазебников, А.Т. Кинкулькин и др.]; под ред. Л.Н. Боголюбова; Рос. акад. наук. М.: Просвещение, 2014. – 415 с.
2. Сорокина Е.Н. Поурочные разработки по обществознанию. Профильный уровень: 11 класс. – М.: ВАКО, 2012. – 272 с.
ТИП УРОКА: урок изучения новой темы с элементами рассуждения.
ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ: духовность, культура, субкультура, контркультура, европоцентризм, америкоцентризм, афроцентризм.
ПЛАН УРОКА:
1. Культура как явление общественной жизни.
2. Духовное развитие общества.
3. Субкультура и контркультура.
4. Проблема многообразия культур.
5. Диалог культур. Толерантность.
ХОД УРОКА (урок рассчитан на 45 минут):
ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ ЭТАП (5 МИНУТ)
Учитель приветствует ребят, все рассаживаются. Ребята, на прошлом уроке вы писали тест по главе: «Политическая жизнь современного общества», разберите свои работы и посмотрите оценки и ошибки. У кого есть вопросы по работам? Кто не согласен с оценками? Раз все согласны, мы приступает к новой теме.
ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП (8 МИНУТ)
Однажды отец богатой семьи решил взять своего маленького сына в деревню, на ферму, чтобы показать, сыну насколько бедными могут быть люди. Они провели день и ночь на ферме у очень бедной семьи. Когда они вернулись домой, отец спросил своего сына: 
- Как тебе понравилось путешествие? 
- Это было замечательно, папа! 
- Ты увидел, насколько бедными могут быть люди? – спросил отец. 
- Да. 
- И чему ты научился из этого? 
Сын ответил: 
- Я увидел, что у нас есть собака в доме, а у них четыре пса. У нас есть бассейн посреди сада, а у них – бухта, которой не видно края. Мы освещаем свой сад лампами, а им светят звёзды. У нас патио на заднем дворе, а у них - целый горизонт. 
Отец лишился дара речи после этого ответа сына. 
А сын добавил: 
- Спасибо, папа, что показал мне, насколько богаты эти люди.
Не правда ли, что все зависит от того, с какой точки зрения смотреть на мир? Имея любовь, друзей, семью, здоровье, хорошее настроение и позитивное отношение к жизни, вы получите все!!! Но вот купить что-либо их вышеперечисленных вещей невозможно. Можно приобрести любые воображаемые материальные блага, даже запастись ими на будущее, но если ваша душа не наполнена, у вас нет нечего!
Духовность – это то, что отличает нас от мира животных. И всем надо много трудиться, что бы ее достичь. Таким образом, мы сегодня с вами и поговорим об этом.
Запишите тему урока – Духовное развитие общества.
Откройте дневники и запишите домашние задание: §28 стр.289-295, написать эссе на тему: «Одиночество – союзник печали, оно же спутник духовного возвышения» Джебран Халиль (ливанский и американский философ, художник, поэт и писатель).
ЭТАП ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА (25 МИНУТ)
КУЛЬТУРА КАК ЯВЛЕНИЕ ОБЩЕСТВЕННОЙ ЖИЗНИ.
Мы неоднократно сталкиваемся с понятием «культура». В обществознание встречается, окала 200 определений этого понятия. Что же подразумевают ученые-обществоведы под этим понятием? Существует несколько подходов к пониманию культуры, давайте их запишем.
Основные подходы к пониманию культуры.
Подходы к пониманию культуры как явления общественной жизни






Культура и ее виды

Так что же такое культура? Какие есть подходы к ее изучению? Что представляет собой культура в широком и узком смысле? С чем связанна материальная и духовная культура? Обратите внимание на презентацию.










Таким образом, на социально-психологическом уровне духовная культура выступает как система социальных установок, идеалов, ценностей и норм, которые призваны ориентировать человека в окружающем его мире. Поэтому природу и сущность духовной культуры можно отобразить следующем образом, записываем схему:









ДУХОВНОЕ РАЗВИТИЕ ОБЩЕСТВА.
Раздать тексты для самостоятельного чтения.
Прочитайте притчу. О чем в ней идет речь, выскажите предположение, что такое духовное развитие общества.
Однажды, когда ученики попросили Хинг Ши рассказать им, о пути человека к мудрости, он сказал им:
Путь человека к мудрости похож на путь шёлка, который берёт своё начало от гусеницы шелкопряда, постепенно превращаясь в прекрасную, крепкую ткань. Подобно гусенице, совершающей шесть шагов превращения в шёлк, проходит человек похожий путь к мудрости.
Как это? изумились ученики, расскажи нам, Учитель.
Первый шаг шаг рождения, начал Хинг Ши, как и гусеницы, приходит человек в этот мир голым и беспомощным.
Второй шаг шаг накопления. До тех пор пока гусеница не выросла, для неё собирают листья тутового дерева, её оберегают от резких запахов и звуков. Так и человеку дарят свою заботу и знания те, кто его окружает. Подобно гусенице питается он тем, что сам не собирал, совершая своей второй шаг.
Третий шаг шаг кокона. После того, как гусеница достаточно выросла, её пересаживают на специальную решётку, на которой она начинает плести шёлковые нити, постепенно обволакивая себя коконом. Человек же, взрослея, попадает на определённое ему в жизни место и начинает постепенно извлекать шёлковые нити взглядов, убеждений и выводов, со временем, спутывая их и образуя вокруг себя свой мир, похожий на кокон. На этом этапе многие останавливаются, оставаясь до самой смерти на отведённом им месте, закутавшись в кокон своих убеждений и выводов, который дарит им призрачное благополучие и надежду на постоянство.
Четвёртый шаг сложный шаг освобождения, шаг торжества нового над старым, тогда происходит разрушение привычного образа жизни. Совершая этот шаг, гусениц убивают паром, а коконы их осторожно разворачивают. Человек же, решившийся на четвёртый шаг, прежде всего, уничтожает в себе бездеятельную гусеницу, а затем начинает постепенно преобразовывать кокон своих убеждений и выводов в ещё тонкие, но уже не спутанные, нити познания.
Пятый шаг шаг закрепления, заключается в том, что несколько тонких, легко рвущихся нитей, связывают в одну, более прочную шёлковую нить. Человек, делая этот шаг, укрепляет и связывает воедино свои нити познания, получая в результате то, что мы называем мудростью.
Тут, Янг Ли, один из учеников мудреца, не выдержав, спросил:
Учитель, а для чего же тогда существует шестой шаг, если мудрость достигается уже на пятом?
Шестой шаг шаг соединения и гармонии, ответил мудрец, когда крепкие, сильные нити сплетаются воедино, образуя прекрасный гладкий шёлк. Человек, делая этот шаг, вплетает нить своей мудрости в общее полотно, тесно переплетая его с нитями чужой мудрости, поддерживая и укрепляя их.
Значит на этом шаге мудрость укрепляется, так же как и на пятом, сказал Янг Ли.
Но только на шестом она начинает приносить плоды, улыбнулся Хинг Ши.
Каким же способом происходит духовное развитие общества? Как вы думаете? Посмотрите, пожалуйста, на презентацию, что вы видите? Какой можно сделать вывод?
Пути приращения духовного богатства












Далее необходимо класс разделить на две группы, первая группа «Субкультуры и контркультуры», вторая группа «Проблема многообразия культур». Группам необходимо прочитать материал на страницах учебника и затем ответить на вопросы:
1 группа (стр.292-293)
Вопросы: 1. Что такое субкультура? 2. Почему происходит выделение субкультур? 3. Приведите примеры процесса формирования субкультур. 4. Какие две трактовки контркультур рассматриваются современными культурологами?
2 группа (стр.293-294 до мировоззренческих установок)
Вопросы: 1. Какие способы культурного взаимодействия выделяет Н.Я. Данилевский в книге: «Россия и Европа»? 2. Охарактеризуйте каждый из способов культурного взаимодействия. 3. Чем можно объяснить многообразие культур?
* Вопросы должны быть выведены на презентации. После прочтения данных пунктов планов, в классе начинается обсуждение поставленных вопросов.


Запишем схему, которая характеризует способы культурного взаимодействия, то что, нам сейчас рассказывали ребята из второй группы, только в сжатой форме.




Естественно, у культурологов возникает вопрос: «Какая из множества культур внесла особый вклад в мировую культуру»? Но ответить на него крайне трудно, так как специфические критерии сравнения не позволяют сравнивать уникальные культурные достижения.
В наши дни выделяют несколько устойчивых мировоззренческих установок, проявляющихся как на уровне истории, так и на уровне обыденного сознания.
Открываем стр. 294 учебника и читаем по цепочке Мировоззренческие установки, затем смотрим на презентацию, и анализирует предложенную таблицу.
МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКИЕ УСТАНОВКИ
Установка
Сущность

Европоцентризм
Идея избранности Запада является весьма популярной и в наши дни. Предполагается, что другие народы, безусловно, развивают свою самобытную культуру, но они еще не достигли необходимого цивилизационного уровня, и им следует ориентироваться на культурный строй Запада.

Америкоцентризм
Представители этого направления активно проповедуют идею особой культурной миссии Америки. История освоения североамериканского континента, обстоятельства политической истории Америки привели к рождению мифа об историческом, а возможно, и божественном предназначении нации и ее культуры, родившейся в борьбе за свободу, в противостоянии с культурой Старого Света, нести свободу и истинные ценности остальному миру.

Афроцентризм (негритюд)
На протяжении долгого времени в мире господствовали представители белой расы. Сторонники этого критерия относили к негритянской расе все высококультурные народности Древнего мира, например шумеров, египтян, вавилонян, финикийцев. Афроцентризм направлен на возвышение африканской культуры. Одним из основоположников негритюда является выдающийся государственный и культурный деятель Сенегала Сенгор, который так охарактеризовал черты негроафриканской личности: африканец живет в гармонии с природой, он открыт к приему внешних импульсов предельно обострены все чувства. Африканец живет эмоциями, а не разумом, что отличает его от сухих, рационалистичных европейцев. Дитя природы, он интуитивен, нацелен на соучастие к другому человеку, доверчив, чем нередко злоупотребляли белые. Это эмоциональное отношение к миру, по мысли Сенгора, пронизывает всю негритянскую культуру. В современном мире, наряду с негритюдом, активно заявляют о себе арабский национализм и исламский фундаментализм.

4. ЭТАП ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОЙ ТЕМЫ (5 МИНУТ)
Таким образом, скажите, пожалуйста, что мы сегодня с вами на уроке узнали? Какие основные выводы можно сделать по данной теме? Есть те, кто не понял тему?
5. ЭТАП ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА (2 МИНУТЫ)
Хорошо, домашние задание вы записали, оценки за работу на уроке следующие

 Патио - открытый внутренний [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]ик жилого помещения, с разных сторон окруженный [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], воротами, решёткой и т. д. или же [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] из деревьев или кустарников.










Типологический
Культура – это совокупность всех достижений в развитии материальной и духовной жизни общества.

Деятельностный
Культура – это осуществляемая в сферах материальной и духовной жизни общества творческая деятельность.


Ценностный
Культура – это практическая реализация общечеловеческих ценностей в делах и отношениях людей.

В широком смысле
Исторически обусловленный динамический комплекс постоянно обновляющихся во всех сферах общественной жизни форм, принципов, способов и результатов активной творческой деятельности людей.

Материальная культура
Связана с производством и освоением предметов и явлений материального мира, с изменением физической природы человека.

В узком смысле
Процесс активной творческой деятельности, в ходе которой создаются, распределяются и потребляются духовные ценности.

Духовная культура
Совокупность духовных ценностей и творческой деятельности по их производству, освоению и применению.

Духовная культура – высшая форма социального отражения жизни человека.

Раскрывает смыслообразующие идеи

Способствует самопознанию

Помогает самоутверждаться

Формирует ценностные ориентации

Удовлетворяет потребности в самосознании

Приводит к самореализации

Путь преемственности
Преемственность связана с сохранением и передачей ценностей от одного поколения к другому. Таким образом, могут передаваться как промежуточные продукты духовного производства, так и его окончательные результаты. Элементами культурного наследия являются такие социальные нормы: обычаи, обряды, церемонии.

Путь новаторства
Культура развивается и за счет пополнения новыми ценностями. Любая историческая эпоха, вне зависимости от материальных и иных условий существования людей, порождает новаторов-творцов, делающих научные открытия, изобретения, создающих шедевры искусства. Не всегда современники могут по достоинству оценить новые явления в духовной культуре.

Колонизация – простейшая форма взаимодействия и взаимопроникновения.

«Прививка черенка на чужое дерево» - черенок остается чужеродным элементом.

Взаимный равноправный диалог – в результате происходит обмен ценностями.