Программа курса по выбору Молекулярная биология
Дополнительная общеобразовательная программа
Молекулярная биология. 10 класс
Составители программы: учитель биологии Булавина М.И.
Новокузнецк, 2017
Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная программа «Молекулярная биология» предназначена для учащихся 10 классов. Программа рассчитана на 1 час в неделю (теоретическое изучение материала, практическая работа, опыты). Всего 30 часов в год.
Предлагаемая программа направлена на дополнение базовых знаний по биологии. Содержательной основой курса являются блоки: «Наследственная информация и ее реализация в клетке», «Основы генетики», «Эволюция», изучаемые в 9, 10 классах. Но большой объем материала, его сложность не позволяют в рамках урока сформировать у учащихся навыки решения всех типов биологических задач. Познание закономерностей наследственности, изменчивости, реализации наследственной информации у организма и в популяции необходимо для понимания причин многообразия живой природы, процессов эволюции в жизни. Изучение данных закономерностей является теоретической базой селекции, здравоохранения, генной инженерии, биотехнологии, экологии.
Цель программы – обеспечение компетентности обучающегося в области генетики, молекулярной биологии и эволюционной теории и развитие у обучающихся практических навыков решения биологических задач.
В целом программа рассчитана на формирование у обучающихся:
материалистического мировоззрения,
углубления знаний и развитие навыков решения задач по общей биологии
подготовку учащихся к итоговой аттестации в форме ЕГЭ.
Особое внимание уделено классической генетике, базовые положения которой лежат в основе представлений о механизмах и процессах передачи наследственной информации и изменчивости у живых организмов.
Структура программы: Первый и последний разделы программы – введение в курс и заключение. Последующие разделы распределяются в соответствии с изучением их в курсе общей биологии. После изучения основных разделов предусматривается проектная деятельность учащихся. Для формирования навыков и умений практически использовать полученные предлагаются практические работы.
Тематическое планирование
№
Название темы, раздела базовой программы
Кол-во часов
I
Введение
1
II
Молекулярная биология
3
III
Основные носители наследственности. Деление клеток
4
IV
Закономерности наследования признаков, выявленные Г.Менделем
4
V
Взаимодействие генов
6
VI.
Сцепленное наследование признаков
2
VII
Генетическое определение пола. Сцепленное с полом наследование.
5
VIII
Генетика человека. Анализ родословных.
3
IX.
Генетика популяций
1
X
Заключение
1
Итого
30
Содержание программы
I Введение. (1 час)
Место, значимость и практическая направленность курса «Решение задач по общей биологии».
II Молекулярная биология. (4,5ч)
Нуклеиновые кислоты (1,5ч)
Нуклеиновые кислоты. Строение ДНК. Правило Чартгафа. Репликация ДНК. Функции ДНК. Строение, виды и функции РНК.
Практическая работа. Решение молекулярных задач.
Генетический код (1ч)
Генетический код. Свойства генетического кода.
Матричные реакции (2ч)
Матричные реакции. Репликация ДНК. Транскрипция. Трансляция.
Практическая работа. Решение задач с использованием таблицы генетического кода.
Проектная деятельность. Составление задач по молекулярной биологии.
III Основные носители наследственности.
Деление клеток. (5ч)
Основные носители наследственности (1ч)
Хромосомы: строение, типы, набор. Кариотип.Митоз . Деление клеток. Клеточный цикл. Интерфаза. Митоз. Амитоз.Мейоз. Мейоз, этапы, значение. Гаметогенез человека и животных.
Гаметогенез у растений (2ч)
Жизненный цикл растений: гаметофит, спорофит. Гаметогенез у цветковых растений. Микрогаметогенез. Макрогаметогенез. Жизненный цикл споровых растений.
Практическая работа. Решение задач на определения набора хромосом.Проектная деятельность. Составление задач на определение набора хромосом.
IV Закономерности наследования признаков, выявленные Г.Менделем. (9ч)
Моногибридное скрещивание (полное и неполное доминирование, кодоминирование) (6ч)
Наследственность и изменчивость – свойства организмов. Генетика. Из истории развития генетики. Методы генетики. Генетическая терминология и символика. Гены и признаки. Закономерности наследования, установленные Г. Менделем, их цитологические основы. Моногибридное скрещивание. Полное доминирование. Неполное доминирование. Множественный аллелизм. Кодоминирование. Сверхдоминирование.
Практическая работа. Решение задач на моногибридное скрещивание.
Проектная деятельность. Составление задач на моногибридное скрещивание.
Дигибридное скрещивание (3ч)
Дигибридное, полигибридное скрещивание.
Практическая работа. Решение задач на дигибридное скрещивание.
Проектная деятельность. Составление задач на дигибридное скрещивание.
V Взаимодействие генов. (3ч)
Взаимодействие аллельных генов (1ч)
Взаимодействие аллельных генов. Полное доминирование. Неполное доминирование. Кодоминирование. Сверхдоминирование.Практическая работа. Решение задач на взаимодействие аллельных генов.
Взаимодействие неаллельных генов (2ч)
Взаимодействие неаллельных генов. Комплементарность. Эпистаз. Полимерия. Плейотропность. Модифицирующее действие генов. Пенетрантность. Экспрессивность.
Практическая работа. Решение задач на взаимодействие неаллельных генов.
VI. Сцепленное наследование признаков. (3ч)
Сцепленное наследование признаков(2ч)
Сцепленное наследование. Закон Моргана. Кроссинговер.
Сцепление генов. Группы сцепления. Кроссинговер. Закон Моргана. Морганида.
Практическая работа. Решение задач на сцепленное наследование.
Хромосомные карты. Хромосомная теория. (1ч)
Генетические карты хромосом, их значение. Хромосомная теория.
VII. Генетическое определение пола. Сцепленное с полом наследование. (3ч)
Генетика пола. Хромосомное определение пола. Гомо и гетерогаметный пол. Наследование признаков, сцепленных с полом. Голандрический тип наследования признаков.
Практическая работа. Решение задач на сцепленное с полом наследование.
Проектная деятельность. Составление задач на сцепленное с полом наследование.
VIII. Генетика человека. Анализ родословных. (3ч)
Методы генетики человека (0,5ч)
Методы генетики человека.
Типы наследования признаков (0,5ч)
Типы наследования признаков: аутосомно-доминантный, аутосомно-рецессивный, Х-сцепленный доминантный, Х-сцепленный рецессивный, У-сцепленный (голандрический).
Практическая работа. Решение задач на разные типы наследования признаков.
Анализ родословных (2ч)
Генеалогический метод.
Практическая работа. Решение задач на составление и анализ родословных.
Проектная деятельность. Составление задач, основанных на анализе родословной.
IX. Генетика популяций.(2ч)
Популяционная генетика. Виды скрещиваний. Закон Харди-Вайнберга.
Практическая работа. Решение задач с использованием закона Харди-Вайнберга.
Проектная деятельность. Составление задач с использованием закона Харди-Вайнберга.
Заключение. (1ч)
Подведение итогов по курсу «Решение задач по общей биологии». Презентация проекта «Сборник задач по общей биологии». Тестирование за курс. Решение задач.
Тематическое поурочное планирование
№ урока
Дата
Наименование темы урока.
Методы и формы занятий
Кол-во часов
I Введение(1 час)
1
Введение
«Продвинутая лекция»
1 ч
II Молекулярная биология(3 часа)
2
Нуклеиновые кислоты
Технология развития критического мышления, Л.р.
1 ч
3
Генетический код
Лекция; метод взаимообучения
1 ч
4
Матричные реакции
Лекция
1 ч
III Основные носители наследственности. Деление клеток (4 часа)
5
Основные носители наследственности
Лекция, Технология развития критического мышления
1 ч
6
Митоз
Мультимедийный урок
1 ч
7
Мейоз
Лекция
1 ч
8
Гаметогенез у растений
Лекция
1 ч
IV Закономерности наследования признаков, выявленные Г.Менделем (4 часа)
9
Моногибридное скрещивание (полное и неполное доминирование, кодоминирование)
Лекция
1 ч
10
Наследственность и изменчивость. Генетика
Лекция
1 ч
11
Дигибридное скрещивание
Лекция
1 ч
12
Полигибридное скрещивание
Лекция
1 ч
V Взаимодействие генов . (6 часов)
13
Взаимодействие аллельных генов
Лекция, презентация
1 ч
14
Полное доминирование. Неполное доминирование.
Лекция
1 ч
15
Кодоминирование. Сверхдоминирование
Леция
1 ч
16
Взаимодействие неаллельных генов
Лекция
1 ч
17
Комплементарность. Эпистаз. Полимерия. Плейотропность.
Лекция; метод взаимообучения
1 ч
18
Модифицирующее действие генов. Пенетрантность. Экспрессивность.
Лекция
1 ч
VI Сцепленное наследование признаков . (2 часа)
19
Сцепленное наследование. Закон Моргана. Кроссинговер
Решение задач
1 ч
20
Хромосомные карты. Хромосомная теория
Решение задач
1 ч
VII. Генетическое определение пола. Сцепленное с полом наследование (5 часов)
21
Предэмбриональный период развития. Сперматогенез. Овогенез. Оплодотворение.
Лекция
1 ч
22
Хромосомы – носители наследственных задатков. Наследственные заболевания, связанные с изменением числа хромосом..
Семинар
1 ч
23
Типы определения пола. Характеристика болезней человека, гены, которых локализованы в половых хромосомах.
Лекция
1 ч
24
Решение задач. Наследование, сцепленное с полом.
Практикум
1 ч
25
Медицинская генетика. Методы диагностирования наследственных заболеваний.
Лекция
1 ч
VIII Генетика человека. Анализ родословных.(3 часа)
26
Методы генетики человека
Лекция; коллективный способ обучения
1 ч
27
Типы наследования признаков
Лекция, учебный диалог
1 ч
28
Анализ родословных
Практическая работа
1 ч
IX. Генетика популяций (1 час)
29
Генетика популяций
Лекция
1 ч
X Заключение (1 час)
30
Заключение .
Семинар
1 ч
Итого
Всего часов
В том числе:
Лекции
Практикумы
Рефераты, отчеты
30
30
17
10
3
Литература для учителя:
Богданова, Т. Л., Биология: справочное пособие для старшеклассников [Текст] : учебное пособие / Т. Л. Богданова, Е. А Солодова.– М. : АСТ-Пресс Школа, 2002. – 816 с. - ISBN 978-5-94776-633-2, 978-5-462-01087-3
Болгова, И. В. Сборник задач по общей биологии с решениями для поступающих в вузы [Текст] : учебное пособие / И. В. Болгова. М. : ОНИКС 21 век, Мир и образование, 2005. – 256 с. - ISBN 978-5-488-01375-9
Захаров, В. Б. Общая биология: тесты, вопросы, задания: 9-11 кл. [Текст] : учебное пособие / В. Б.Захаров – М. : Просвещение, 2003. – 143 с. - ISBN 5-09-009849-2
Пименов, А. В. Уроки биологии в 10-11 классах [Текст] : учебное пособие / А. В. Пименов. – Ярославль : Академия развития, 2006. – 224 с. - ISBN 978-5-7797-0670-4
Солодова, Е. А. Общая биология и экология [Текст] : учебное пособие / Е. А. Солодова. – М. : Вентана Граф, 2009. 160 с. – ISBN 978-5-360-00553-7
Литература для учащихся:
Богданова, Т. Л., Биология: справочное пособие для старшеклассников [Текст] : учебное пособие / Т. Л. Богданова, Е. А Солодова.– М. : АСТ-Пресс Школа, 2002. – 816 с. - ISBN 978-5-94776-633-2, 978-5-462-01087-3
Захаров, В. Б. Общая биология: тесты, вопросы, задания: 9-11 кл. [Текст] : учебное пособие / В. Б.Захаров – М. : Просвещение, 2003. – 143 с. - ISBN 5-09-009849-2
Пименов, А. В. Уроки биологии в 10-11 классах [Текст].: учебное пособие / А. В. Пименов. – Ярославль : Академия развития, 2006. – 224 с. - ISBN 978-5-7797-0670-4
13PAGE 15
13PAGE 14615
15