Методическая разработка программы факультатива:«Бисероплетение»
Методическая разработка
программы факультатива
«Бисероплетение»
Возраст детей – 10-15 лет
Срок реализации программы - 2 года
Составитель:
Воронина Светлана Геннадьевна
Пояснительная записка.
Любая деятельность может быть либо технологией,
либо искусством.
Искусство основано на интуиции,
технология на науке.
С искусства все начинается,
технологией - заканчивается,
чтобы затем все началось сначала.
Основная задача, стоящая перед государством и обществом в целом в отношении детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидами - создание надлежащих условий и оказание помощи в их социальной реабилитации и адаптации, подготовке к полноценной жизни в обществе.
В связи с этим важность и необходимость значительного повышения роли системы дополнительного образования в развитии, воспитании и обучении детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидами .
Назрела острая необходимость в разработке и реализации социальных программ, направленных на воспитание и социализацию личности ребенка с ограниченными возможностями здоровья и инвалида, подготовку к самостоятельной жизни в обществе, обеспечить развитие его потенциальных возможностей.
Главное место в коррекционно – воспитательной работе с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья и инвалидами отводится трудовому обучению, где они овладевают элементарными трудовыми навыками, необходимыми для выполнения несложных работ в особо созданных условиях, в связи с этим у детей развивается познавательная деятельность. Выполнение различных операций ставит обучающихся перед необходимостью познавания материалов, включенных в трудовую деятельность, что приводит к развитию представлений, мыслительных операций и речи.
В процессе труда формируются такие личностные качества, как привычки к трудовому усилию, способность работать в коллективе, что является важным условием для дальнейшей социально – трудовой адаптации обучающихся. Трудовая деятельность оказывает большое внимание на физическое развитие детей. В процессе труда у обучающихся улучшается общее физическое состояние, развиваются работоспособность, координированность движений.
Программа построена по принципу поэтапного усложнения и расширения объема сведений, с учетом преемственности планирования тем на весь курс обучения. Такой принцип позволяет повторять и закреплять полученные знания и умения в течении первого года, а далее дополнять их новыми сведениями и умениями.
Центральное место на занятиях занимает практическая работа. Кроме непосредственно практической работы, определенное время отводится на приобретение обучающимися знаний познавательного характера, они изучают технику безопасности и санитарно – гигиенические требования к занятиям ручного труда.
Актуальность:
В настоящее время актуальной стала проблема сохранения культурной и исторической самобытности России, национальных традиций, нравственных ценностей народа. Искусство изготавливать украшения и предметы интерьера из мелких бус, бисера и стекляруса, пришедшее к нам из глубокой древности, переживает сейчас новый этап своего развития - бисерные изделия вновь вошли в моду и стали необычайно актуальны. Бисерные изделия, правильно подобранные и профессионально изготовленные, могут стать уникальными элементами интерьера, незаменимым аксессуаром, замечательным.
С одной стороны, развитие индустриального общества и массового производства привело к распространению стандартизированной продукции как в технике, так и среди предметов быта. Последние годы отмечены массовым наполнением рынка всевозможными изделиями самого разного назначения, различной сложности и вариантами применения и исполнения.
С другой стороны, переход к постиндустриальному обществу связан с процессами индивидуализации, что актуализирует проблему востребованности и желания людей иметь уникальные коллекционные вещи, одежду, т.е. иметь свой стиль.
В связи с этим возникает потребность в создании программ, способствующих развитию интереса у учащихся к культуре своей страны, истокам народного творчества, воспитанию вкуса, трудолюбия, технологической культуры, эстетического отношения к действительности.
Образовательная программа “ Бисероплетение ”, носит практико-ориентированный характер и направлена на овладение учащимися основных приёмов бисероплетения. Обучение по данной программе создаёт благоприятные условия для интеллектуального и духовного воспитания личности ребенка, социально-культурного и профессионального самоопределения, развития познавательной активности, предпринимательской инициативы и творческой самореализации учащихся.
Цель программы:
воспитание трудолюбия, формирование технологической культуры учащихся, нравственно-эстетическое воспитание, активизация познавательной и творческой деятельности; подготовка к самостоятельной жизни в современном мире, и дальнейшему профессиональному самоопределению.
Задачи:
Образовательные – углубление и расширение знаний об истории и развитии бисероплетения, формирование знаний по основам композиции, цветоведения и материаловедения, освоение техники бисероплетения.
Воспитательные – привитие интереса к культуре своей Родины, к истокам народного творчества, воспитание трудолюбия, эстетического отношения к действительности, аккуратности, усидчивости, терпения, умения довести начатое дело до конца, взаимопомощи при выполнении работы, экономичного отношения к используемым материалам, привитие основ культуры труда.
Коррекционные– развитие моторных навыков, образного мышления, внимания, фантазии, творческих способностей, формирование эстетического и художественного вкуса.
В программе прослеживаются межпредметные связи с другими образовательными областями: математике, природоведению, истории, рисованию.
В процессе реализации программы используются разнообразные методы обучения: объяснительно-иллюстративный, рассказ, беседы, работа с книгой, демонстрация, упражнение, практические работы репродуктивного и творческого характера, методы мотивации и стимулирования, обучающего контроля, взаимоконтроля и самоконтроля, познавательная игра, проблемно-поисковый, ситуационный, экскурсии.
С целью выявления уровней обученности предполагается следующая градация:
I уровень – репродуктивный;
II уровень – продуктивный;
III уровень – творческий.
Педагогический контроль знаний, умений и навыков учащихся осуществляется в несколько этапов и предусматривает несколько уровней.
I. Промежуточный контроль.
Тестовый контроль, представляющий собой проверку репродуктивного уровня усвоения теоретических знаний.
Фронтальная и индивидуальная беседа.
Выполнение дифференцированных практических заданий различных уровней сложности.
Игровые формы контроля.
Промежуточный контроль предусматривает участие в конкурсах и выставках декоративно-прикладного творчества разного уровня.
II. Итоговый контроль
Итоговый контроль проводится по сумме показателей за всё время обучения в творческом объединении, а также предусматривает выполнение проектной работы, включающей изготовление изделия по единой предложенной схеме и творческую работу по собственным эскизам.
Конечным результатом выполнения программы предполагается выход учащихся на III уровень обученности; участие в выставках, смотрах и конкурсах различных уровней.
В конце изучения факультатива " Бисероплетение " обучающиеся должны знать правила техники безопасности, основы композиции и цветоведения, классификацию и свойства бисера, основные приёмы бисероплетения, условные обозначения, последовательность изготовления изделий из бисера, правила ухода и хранения изделий из бисера;
уметь гармонично сочетать цвета при выполнении изделий, составлять композиции согласно правилам, классифицировать бисер по форме и цветовым характеристикам, правильно пользоваться ножницами, иглами, булавками, чётко выполнять основные приёмы бисероплетения, свободно пользоваться описаниями и схемами из журналов и альбомов по бисероплетению, инструкционно-технологическими картами и составлять рабочие рисунки самостоятельно, изготавливать украшения, заколки для волос, салфетки, цветы, плоские и объёмные фигурки животных из бисера на основе изученных приёмов, выполнять отдельные элементы и сборку изделий, прикреплять застёжки к украшениям, рассчитывать плотность плетения, хранить изделия из бисера согласно правилам.
Основные принципы построения образовательного процесса:
1.Общедидактические принципы:
а) учет возрастных и индивидуальных особенностей детей.
В связи с возрастными особенностями воспитанниц 1 года обучения (10-11 лет): отсутствие устойчивого внимания и усидчивости рекомендуется изготовление изделий по простым схемам, не требующих длительных усилий.
В процессе 2 года обучения идет усложнение изделий и повышение требований к качеству. Индивидуализация обучения происходит в рамках индивидуальной работы во время занятий с каждым ребенком.
б) принцип наглядности.
Педагогический процесс должен обеспечиваться дидактическим материалом, в который входят книги и журналы с образцами цепочек, стенды с готовыми изделиями, фотоальбом с фотографиями украшений, иллюстрации из книг и журналов, позволяющие зрительно воспринимать услышанное, презентации, технологические карты изделий. Основной метод обучения – “делай как я”.
в) принцип доступности.
Обучение на доступном для понимания воспитанников материале способствует повышению интереса и желания учиться выбранному виду творчества, стремлению к успешному выполнению практического задания.
г) принцип единства обучения и воспитания.
В процессе обучения основам искусства бисеронизания, требующего сосредоточенности, усидчивости, развитой мелкой моторики рук, осуществляется формирование таких качеств личности, как терпение, трудолюбие. Самое главное – работа с бисером и его заменителями вырабатывает умение видеть прекрасное, стараться самому создать что-то красивое, необыкновенное.
д) принцип систематичности и последовательности.
Предполагает такую организацию образовательного процесса, при которой одно занятие является логическим продолжением предыдущего, поднимает воспитанника на более высокий уровень образованности.
2.Принцип свободы выбора реализуется в системе ограничений. Свобода заключается в самостоятельном выборе формы, цвета, рисунка изделий в зависимости от своих возможностей и желаний в рамках учебных задач данного занятия.
3.Принцип игры предполагает проведение занятий в игровой форме или использование игры наряду с другими формами и методами обучения.
4.Принцип возрождения реализуется в процессе изучения истории родного края, ремесел, художественных промыслов, традиций народных мастеров.
5.Принцип творчества предполагает развитие детской фантазии, способности находить нестандартные решения простых и сложных творческих задач, создать оригинальные изделия.
6.Принцип самореализации опирается на создание творческих условий, способствующих проявлению нравственных, духовных и творческих качеств личности, раскрытию его способностей.
Возраст детей: девочки 10 – 13 лет.
У детей этого возраста хорошо развита механическая память, произвольное внимание, наглядно-образное мышление, зарождается понятийное мышление на базе жизненного опыта, неподкреплённое научными данными, развиваются познавательные и коммуникативные умения и навыки. В социальном плане свойственны высокая самооценка, стремление к самоутверждению, критическое отношение к взрослым. Это период формирования групп, большое значение приобретают взаимоотношения со сверстниками.
Сроки реализации программы:
Программа рассчитана на 2 года обучения
Режим занятий: первый год обучения – 2 раза в неделю по 2 ч..,
второй – 2 раза в неделю по 2ч,1 раз в неделю по 1 ч.
В группы первого года обучения приходят дети, не имеющие специальных навыков.
Учебно-тематический план программы:
1 год обучения:
Наименование раздела
Количество часов
теория
практика
всего
1. ВВОДНОЕ ЗАНЯТИЕ
2
-
2
2. ОСНОВЫ ЦВЕТОВЕДЕНИЯ
1
1
2
3. ОСНОВНЫЕ ПРИЁМЫ БИСЕРОПЛЕТЕНИЯ
3.1. ФЕНЕЧКИ
3
29
32
4. ПЛЕТЕНИЕ НА ПРОВОЛОКЕ
4.1. ЦВЕТЫ ИЗ БИСЕРА
4.2. ПЛОСКИЕ ФИГУРКИ ЖИВОТНЫХ
4.3. ПАННО ИЗ БИСЕРА ПО МОТИВАМ СКАЗОК
8
5
2
30
25
30
38
30
32
5. ИТОГОВОЕ ЗАНЯТИЕ
2
-
2
ИТОГО:
23
115
136
2 год обучения:
Наименование раздела
Количество часов
теория
практика
всего
1.ВВОДНОЕ ЗАНЯТИЕ
1
-
1
2. ПЛЕТЕНИЕ НА ПРОВОЛОКЕ
2.1. БОНСАИ
3
21
45
3. ПЛЕТЕНИЯ НА ЛЕСКЕ
3.1. ОСНОВНЫЕ ПРИЁМЫ БИСЕРОПЛЕТЕНИЯ
3.2.УКРАШЕНИЯ ИЗ БИСЕРА
3.3. ОБЪЁМНЫЕ ИГРУШКИ ИЗ БИСЕРА НА ЛЕСКЕ
3.4. ПАСХАЛЬНОЕ ЯЙЦО
3.5.ВЫШИВКА БИСЕРОМ
1
10
5
3
5
11
33
25
17
15
12
43
30
20
20
4. ИТОГОВОЕ ЗАНЯТИЕ
1
-
1
ИТОГО:
9
63
170
Содержание программы :
I год обучения
1. ВВОДНОЕ ЗАНЯТИЕ
Цель и задачи объединения. Режим работы. План занятий. Демонстрация изделий. История развития бисероплетения. Использование бисера в народном костюме. Современные направления бисероплетения. Инструменты и материалы, необходимые для работы. Организация рабочего места. Правильное положение рук и туловища во время работы. Правила техники безопасности. Литература по бисероплетению.
2. ОСНОВЫ ЦВЕТОВЕДЕНИЯ
Теоретические сведения. Понятие о цвете. Свойства цвета: тон (светосила), цветовой оттенок, насыщенность. Тёплые и холодные цвета, ахроматические и хроматические. Цветовой спектр. Колориметрический круг. Основные и дополнительные цвета. Символическое значение цвета.
Практическая работа. Изображение колориметрического круга с обозначением основных, двойных (составных) цветов. Выбор наиболее удачных цветовых решений на основе сочетания основных и дополнительных цветов.
3. ОСНОВНЫЕ ПРИЁМЫ БИСЕРОПЛЕТЕНИЯ
3.1.ФЕНЕЧКИ
Теоретические сведения. Традиционные виды бисероплетения. Низание из бисера “в одну нить”: простая цепочка, цепочка с бусинками, цепочка из колечек, цепочка из цветочков в 8 лепестков на одной нитке, цепочка из отдельных цветочков в 8 лепестков на одной нитке,цепочка из цветочков и колечек, цепочка лесенка «зигзаг», лесенка со скруглением, цепочка с пупырышками, цепочка “ступенька”, цепочка “змейка”, цепочка цветком из шести лепестков, цепочка цветком из восьми лепестков. Низание из бисера “в две нити”: цепочка “сложный крестик”. Назначение и последовательность выполнения. Условные обозначения. Анализ и зарисовка простейших схем. Плетение в технике «полотно», навстречу, ракушки.
Практическая работа. Освоение приемов бисероплетения: простая цепочка, цепочка с бусинками, цепочка с бугорками, цепочка с петельками, цепочка “зигзаг”, цепочка “змейка”, цепочка “в крестик”, цепочка цветком из шести лепестков, цепочка цветком из восьми лепестков. Плоское и объёмное соединение цепочек “в крестик”.
4. ПЛЕТЕНИЕ НА ПРОВОЛОКЕ
4.1. ЦВЕТЫ ИЗ БИСЕРА
Теоретические сведения. Основные приёмы бисероплетения, используемые для изготовления цветов: параллельное, петельное, игольчатое плетение, низание дугами. Комбинирование приёмов. Техника выполнения серединки, лепестков, чашелистиков, тычинок, листьев. Анализ моделей. Зарисовка схем.
Практическая работа. Выполнение отдельных элементов цветов. Сборка изделий: брошей, букета цветов. Составление композиций весенних, летних, осенних и зимних букетов. Подготовка основы декоративного панно: обтягивание картона тканью. Прикрепление элементов композиции к основе. Оформление цветами из бисера подарков и других предметов.
4.2. ПЛОСКИЕ ФИГУРКИ ЖИВОТНЫХ
Теоретические сведения. Основные приёмы бисероплетения, используемые для изготовления фигурок животных на плоской основе: параллельное, петельное и игольчатое плетение. Техника выполнения туловища, крылышек, глаз, усиков, лапок. Анализ моделей. Зарисовка схем.
Практическая работа. Выполнение отдельных элементов на основе изученных приёмов. Сборка брошей: “Божья коровка”, “Муха”, “Шмель”, “Стрекоза”, “Жук”, “Бабочка”, “Паук”, “Скорпион”, “Ящерица”, “Змея”, “Зайчик”, “Мышка”, “Тигрёнок”, “Знаки зодиака”. Подготовка основы для брошей. Составление композиции. Прикрепление элементов композиции к основе. Оформление.
4.3. ПАННО ИЗ БИСЕРА ПО МОТИВАМ СКАЗОК
Теоретические сведения. Основные приёмы бисероплетения, используемые для изготовления фигурок сказочных героев: параллельное, петельное, игольчатое плетение. Анализ моделей. Зарисовка схем.
Практическая работа. Выполнение отдельных элементов фигурок сказочных героев. Сборка изделий. Подготовка основы декоративного панно: обтягивание картона тканью. Составление композиции. Прикрепление элементов композиции к основе. Оформление панно.
5. ИТОГОВОЕ ЗАНЯТИЕ
Организация выставки лучших работ учащихся. Обсуждение результатов выставки, подведение итогов, награждение.
II год обучения
1. ВВОДНОЕ ЗАНЯТИЕ
Цель и задачи объединения. Режим работы. План занятий. Демонстрация изделий 1 года обучения. Инструменты и материалы, необходимые для работы. Организация рабочего места. Правила техники безопасности. Литература по бисероплетению.
2. ПЛЕТЕНИЕ НА ПРОВОЛОКЕ
2.2. БОНСАИ
Теоретические сведения. Понятие «бонсай». Исторический экскурс. Анализ образцов. Приёмы бисероплетения, используемые для изготовления бонсай: параллельное, петельное, игольчатое плетение, низание дугами. Комбинирование приёмов. Техника выполнения элементов бонсай. Выбор материалов. Цветовое и композиционное решение.
Практическая работа. Выполнение отдельных элементов бонсай. Составление композиций. Сборка и закрепление бонсай в вазе. Использование бонсай для оформления интерьера. Изготовление дерева.
3. ПЛЕТЕНИЯ НА ЛЕСКЕ
3.1. ОСНОВНЫЕ ПРИЁМЫ БИСЕРОПЛЕТЕНИЯ
Теоретические сведения. Последовательность изготовления.
Наложение "елочка, шишечки, перекрестное наложение, меховое наложение по сетке, наложение по сетке крестиками, наложение по сетке бусинами, квадратный жгут, мозаичный жгут, витой жгут, жгут в крестик, жгут-волна, шар на 3 бусинах,
шар на 4 бусинах, шар на 5 бусинах, простые кораллы, сложные кораллы, ветвистые кораллы, кораллы со стеклярусом, шар из стекляруса.
Практическая работа. Освоение изученных приёмов бисероплетения. Упражнения по выполнению жгутов.
3.2. УКРАШЕНИЯ ИЗ БИСЕРА
Теоретические сведения. Анализ образцов украшений (колье, браслеты, кольца, серьги). Выбор бисера. Цветовое решение. Виды застёжек. Зарисовка схем для выполнения украшений.
Практическая работа. Плетение комплекта украшений на основе изученных приёмов. Оформление. Прикрепление застёжки.
3.3. ОБЪЁМНЫЕ ИГРУШКИ ИЗ БИСЕРА НА ЛЕСКЕ
Теоретические сведения. Различные техники объёмного плетения на леске. Объёмные изделия на основе плоского плетения, параллельного плетения, жгута,. Анализ модели. Выбор материалов. Цветовое решение. Последовательность выполнения, зарисовка схем.
Практическая работа. Выполнение деталей игрушек на основе изученных приёмов. Сборка и оформление игрушек.
3.4. ПАСХАЛЬНОЕ ЯЙЦО
Теоретические сведения. Исторический экскурс. Приёмы бисероплетения, используемые для оплетения пасхальных яиц. Различные варианты оплетения пасхальных яиц: по секторам, низками бисера, “от макушки до макушки”; плетение двух сфер и соединение их между собой; оплетение центральной части, тупого и острого концов яйца. Виды основы: папье-маше, парафиновая, деревянная. Составление орнамента. Зарисовка схем. Выбор бисера. Цветовое решение. Виды оплетения яиц.
Практическая работа. Подготовка основы. Расчёт плотности плетения. Оплетение центральной части, тупого и острого концов яйца. Плетение объёмных украшений. Украшение пасхального яйца.
3.5. ВЫШИВКА БИСЕРОМ
Теоретические сведения. Инструменты и материалы для вышивки бисером. История вышивки бисером. Технология вышивки бисером. Схемы. Выбор материалов. Цветовое решение. Последовательность выполнения, зарисовка схем.
Практическая работа. Вышивка бисером миниатюр.
4. ИТОГОВОЕ ЗАНЯТИЕ
Организация выставки лучших работ учащихся. Обсуждение результатов выставки, подведение итогов, награждение.
Процесс обучения ведется на интересном, значимом для воспитанника материале, иллюстрируется наглядными пособиями, динамичен и имеет положительный эмоциональный потенциал.
Дидактические материалы:
1 год обучения
Раздел программы
Дидактические материалы
Место проведения занятия
1. ВВОДНОЕ ЗАНЯТИЕ
Приложение № 1 (презентация, бисер в высокой моде, бисер сегодня, виды бисера, перевод слова «бисер», литература по бисероплетению, рабочее место, правила техники безопасности)
мастерская
2.ОСНОВЫ ЦВЕТОВЕДЕНИЯ
Приложение № 2 (цветовой шестисекторный круг, о гармонии цвета)
мастерская
3..ОСНОВНЫЕ ПРИЁМЫ БИСЕРОПЛЕТЕНИЯ
3.1. ФЕНЕЧКИ
Приложение № 3 (инструкционные карты видов плетения, узоры для фенечек, буклет про поговорки)
мастерская.
4.ПЛЕТЕНИЕ НА ПРОВОЛОКЕ
4.1.ЦВЕТЫ ИЗ БИСЕРА
Приложение № 4 (презентация, приёмы плетения цветов, французское плетение, ИК «цветы из бисера»)
мастерская
4.2.ПЛОСКИЕ ФИГУРКИ ЖИВОТНЫХ
Приложение № 5 (схемы игрушек на проволоке)
мастерская
4.3.ПАННО ИЗ БИСЕРА ПО МОТИВАМ СКАЗОК
Приложение № 6
мастерская
5.ИТОГОВОЕ ЗАНЯТИЕ
Работы учащихся, выполненные в течение года, защита проектов в форме защиты презентаций
мастерская
2 год обучения
Раздел программы
Дидактические материалы
Место проведения занятия
1.ВВОДНОЕ ЗАНЯТИЕ
Приложение № 1
мастерская
2.ПЛЕТЕНИЕ НА ПРОВОЛОКЕ
2.1. БОНСАИ
Приложение № 8 (презентация, буклеты – «дерево, ёлочка»)
мастерская
3. ПЛЕТЕНИЯ НА ЛЕСКЕ
3.1.ОСНОВНЫЕ ПРИЁМЫ БИСЕРОПЛЕТЕНИЯ
3.2.УКРАШЕНИЯ ИЗ БИСЕРА
Приложение № 9 (презентация с анимационными картинками технологий изготовления украшений из бисера)
мастерская
3.3.ОБЪЁМНЫЕ ИГРУШКИ ИЗ БИСЕРА НА ЛЕСКЕ
Приложение № 10 (схемы игрушек на леске)
мастерская
3.4.ПАСХАЛЬНОЕ ЯЙЦО
Приложение № 11 (презентация, виды оплетений, исторический экскурс)
мастерская
3.5.ВЫШИВКА БИСЕРОМ
Приложение № 12 (схемы для вышивки, публикации – вышивка, история вышивки, инструменты для вышивки)
мастерская
4.ИТОГОВОЕ ЗАНЯТИЕ
Работы учащихся, выполненные в течение года, защита проектов в форме защиты презентаций
мастерская
Оснащение кабинетов для занятий:
Мастерская: рабочие столы и стулья, укладки с инструментами – ножницы, иглы, булавки, спички, пяльца.
Необходимые материалы для работы:
Бисер, бусины, стеклярус, пайетки, бумага, леска, проволока, замки, застёжки, канва, вазочки, горшочки, клей, заготовки для яиц
Основные термины:
Творчество – оригинальное высокоэффективное решение задач педагогического процесса.
Воспитанность – интегративная особенность личности, характеризующаяся объемом и характером усвоенных знаний, умений, навыков, привычек, качеств и свойств, реализуемых в деятельности.
Бисер – мелкие круглые или многогранные шарики из стекла, металла, пластмассы, кости со сквозными отверстиями для низания.
Бисеронизание – нанизывание бисера на нитку и собирание в узор.
Бисероплетение – плетение нитями, на которые заранее нанизан бисер.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Эрдман О.М. Использование народного декоративно-прикладного искусства как носителя национальной традиции в освоении школьниками культурного наследия своего народа. // Социально-психологические проблемы ментальности. Материалы научной конференции Смоленск, 1996
Конышева Н.М. Методика трудового обучения младших школьников. Основы дизайнообразования. – М., 1999.
Стебунова С.Ф. Комплексная программа «Культура быта». // В помощь учителю http://center.fio.ru/som/items.asp?id=10001621
Стебунова С.Ф. О работе творческого объединения «Культура быта» на Станции юных техников ЦДО «Созвездие» г.Воронежа. // Всероссийский августовский Интернет-педсовет 2004г. http://pedsovet.alledu.ru/files0/files1/files853/files856/docs/kb.ppt
СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Аполозова Л.М. Бисероплетение. – М., 1997.
Артамонова Е. Украшения и сувениры из бисера. – М., 1993.
Белякова Н. Пасхальные яйца. – СПб., 2000.
Берлина Н.А. Игрушечки. – М., 2000.
Богданов В.В., Попова С.Н. Истории обыкновенных вещей. – М., 1992.
Божко Л. Бисер. – М., 2000.
Божко Л. Бисер, уроки мастерства. – М., 2002.
Бондарева Н. А. Рукоделие из бисера. – Ростов-на-Дону, 2000.
Гадаева Ю. Бисероплетение: ожерелья и заколки. – СПб., 2000.
Гадаева Ю. Бисероплетение: флора и фауна. – СПб., 2000.
Гадаева Ю. Бисероплетение: цепочки и фенечки. – СПб., 2000.
Журнал “Школа и производство”.
Зайцева Н.К. Украшения из бисера. – М., 2002.
Куликова Л.Г. Короткова Л.Ю. Цветы из бисера: букеты, панно, бутоньерки. – М.: Издательский дом МСП, 2001
Магина А. Изделия из бисера: Колье, серьги, игрушки. – М.–СПб.,2002.
Петрунькина А. Фенечки из бисера. – СПб., 1998.
Фигурки из бисера. Сост. Лындина Ю. – М., 2001.
Комплекс упражнений ФМ для снятия локального напряжения
Занятия, сочетающие в себе психическую, статическую, динамическую нагрузки на отдельные органы и системы и на весь организм в целом, требуют проведения ФМ (физкультминуток) для снятия локального утомления. Физкульминутки для учащихся младшего школьного возраста лучше проводить в игровой форме.
ФМ для улучшения мозгового кровообращения
1. Исходное положение (и.п.) - сидя на стуле, 1 - 2 - отвести голову назад и плавно наклонить назад, 3 - 4 - голову наклонить вперед, плечи не поднимать. Повторить 4 - 6 раз. Темп медленный.
2. И.п. - сидя, руки на поясе, 1 - поворот головы направо, 2 - и.п., 3 - поворот головы налево, 4 - и.п. Повторить 6 - 8 раз. Темп медленный.
3. И.п. - стоя или сидя, руки на поясе, 1 – махом левую руку занести через правое плечо, голову повернуть налево, 2 - и.п., 3 - 4 – то же правой рукой. Повторить 4 - 6 раз. Темп медленный.
ФМ для снятия утомления с плечевого пояса и рук
1. И.п. - стоя или сидя, руки на поясе, 1 - правую руку вперед, левую вверх, 2 - переменить положения рук. Повторить 3 - 4 раза, затем расслабленно опустить вниз и потрясти кистями, голову наклонить вперед. Темп средний.
2. И.п. - стоя или сидя, кисти тыльной стороной на поясе, 1 - 2 - свести локти вперед, голову наклонить вперед, 3 - 4 - локти назад, прогнуться. Повторить 6 - 8 раз, затем руки вниз и потрясти расслабленно. Темп медленный.
3. И.п. - сидя, руки вверх, 1 - сжать кисти в кулак, 2 - разжать кисти. Повторить 6 - 8 раз, затем руки расслабленно опустить вниз и потрясти кистями. Темп средний.
ФМ для снятия утомления с туловища
1. И.п. - стойка ноги врозь, руки за голову, 1 - резко повернуть таз направо, 2 - резко повернуть таз налево. Во время поворотов плечевой пояс оставить неподвижным. Повторить 6 - 8 раз. Темп средний.
2. И.п. - стойка ноги врозь, руки за голову, 1 - 5 - круговые движения тазом в одну сторону, 4 - 6 - то же в другую сторону, 7 - 8 - руки вниз и расслабленно потрясти кистями. Повторить 4 - 6 раз. Темп средний.
3. И.п. - стойка ноги врозь, 1 - 2 - наклон вперед, правая рука скользит вдоль ноги вниз, левая, сгибаясь, вдоль тела вверх, 3 - 4 - и.п., 5 - 8 - то же в другую сторону. Повторить 6 - 8 раз. Темп средний.
Комплекс упражнений гимнастики для глаз
1. Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до 5. Повторить 4 - 5 раз.
2. Крепко зажмурить глаза (считать до 3, открыть их и посмотреть вдаль (считать до 5). Повторить 4 - 5 раз.
3. Вытянуть правую руку вперед. Следить глазами, не поворачивая головы, за медленными движениями указательного пальца вытянутой руки влево и вправо, вверх и вниз. Повторить 4 - 5 раз.
4. Посмотреть на указательный палец вытянутой руки на счет 1 - 4, потом перенести взор вдаль на счет 1 - 6. Повторить 4 - 5 раз
5. В среднем темпе проделать 3 - 4 круговых движений глазами в правую сторону, столько же в левую сторону. Расслабив глазные мышцы, посмотреть вдаль на счет 1 - 6. Повторить 1 - 2 раза.
13PAGE 15
Заголовок 715