ФОРМИРОВАНИЕ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС.
ФОРМИРОВАНИЕ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС.Как преодолеть равнодушное отношение к познанию, ко всему новому? Что делать, чтобы победить реакцию: «Не хочу!..»
В.А.Сухомлинский
Актуальность темы
Учащийся, не осознавший и не понявший цели обучения, как свои собственные, и не владеющий средствами самостоятельной познавательной деятельности, не может успешно учиться.
Проблема
Каким образом развить мотивационную составляющую учебной математической деятельности школьников?
Если вы провели в школе достаточно много времени, то знакомы с жалобами и репликами вроде: «Почему учащиеся невнимательны?», «В наше время дети относятся к учебе совершенно безразлично», «Дети совершенно не заинтересованы, у них нет мотивации!». Действительно, отсутствие мотивации к учебе является основной причиной неудач на уроке. Но как ее повысить? Какие факторы влияют на мотивацию? Какими способами учитель может усилить мотивацию? Как ход учебного занятия может способствовать усилению мотивации?
Пути повышения эффективности обучения ищут во всем мире. Отношение школьников к учебе зависит от мотивации. Мотив (от французского) - побудительная сила, (от латинского) - приводить в движение, толкать. Мотивация - совокупность мотивов, побуждающих человека к основной деятельности, процесс действия мотива.
Отношение учащихся к учебной деятельности зависит от мотивации, которая имеет определенную структуру. Значимость мотивов неодинаковая, одни мотивы побуждают деятельность, вместе с тем придают ей личностный смысл, другие сосуществующие с ними, выполняя роль побудительных факторов, то есть мотивы- стимулы. Значимость мотивов меняется в зависимости от деятельности. Мотивы бывают осознаваемые и неосознаваемые.
Мотивы Приёмы, средства
Познавательные Игровое моделирование, интересные проблемные вопросы и творческие задания, информационные технологии, развитие навыков критического мышления
Коммуникативные Метапредметная связь на уроке, диалоговое общение, дискуссия, дебаты, изменение установок: социальных ценностей (конкуренция и сотрудничество); восприятия (эмпатия) интересов других участников, социальных ролей; Эмоциональные Ситуация успеха, предвкушение необычности на уроке, игровые технологии,
Саморазвития Исследовательская деятельность учеников, рефлексия, самостоятельное принятие решений,
Позиция школьника Подготовка к будущей профессии, прием «Неоконченное предложение…», самооценка, взаимооценка, рефлексия,
Достижения Подготовка к будущей профессии, руководство группой, работа в непредвиденных условиях, осознание уровня собственной образованности, приобретение навыков, потребовавшихся в игре, лидерских качеств.
Внешние поощрения, наказания). Игровые технологии, рефлексия, осознание уровня собственной образованности, приобретение навыков, потребовавшихся в игре, лидерских качеств.
Для эффективного воспитания человека необходимо знать базовые потребности. Таковыми потребностями У. Глассер считает “… прежде всего потребность в любви, в чувстве собственного достоинства”. Потребности, мотивы управляют поведением. Мотивация бывает внутренней и внешней.
С точки зрения психологии мотивации- поведение человека строится следующим образом: при сочетании внутренних потребностей, индивидуальных особенностей и внешних условий (стимулов) формируется мотив. Далее в ходе волевых процессов происходит «обработка» этого мотива, в результате чего складывается намерение – план осуществления действии, «заряженный» энергией желания. И, наконец, намерение реализуется в действие.
Дело в том, что основные усилия педагога, как правило, направлены на поиск внешних стимулов непосредственно не связанных с учебным, предметом. Действительно, игра, похвала, занимательность и т.п. являются внешними педагогическими приемами, напрямую не связанными с конкретной предметной деятельностью учащихся на данном уроке, применительно именно к этому содержанию .Они с успехом могут быть использованы и на занятиях по другим предметам, при изучении иных тем или, другими словами, опираются и используют лишь внешнюю мотивацию. Она наиболее распространена и чаще используется на уроках.
Между тем, известно, что более продуктивной является внутренняя мотивация. Она порождается конкретной предметной деятельностью и непосредственно связана именно с данной учебной дисциплиной и ее содержанием. Но именно она предметна, конкретна, хотя и более сложная для формирования, требует больших усилий и подготовки, а потому часто остается в тени учебной деятельности или вовсе не используется.
Вместе с тем, внутренняя мотивация личностно-значима, индивидуальна: то, что для одного ученика очень важно, другого может абсолютно не стимулировать к активности. Поскольку учебная деятельность значимо опирается на интеллект, мышление школьников, то нетрудно сделать вывод о том, что при формировании внутренней мотивации учения важно опираться на индивидуальные особенности именно этого познавательного процесса.
При осознании смысла учения у школьников возрастают успехи в учебной деятельности, легче усваивается и становится более доступным учебный материал, эффективнее происходит запоминание, возрастает работоспособность. Смысл учения, его значимость являются основой мотивационной составляющей личности учащихся.
Для того чтобы на учебном занятии состоялась самостоятельная познавательная деятельность учащихся, необходимо осуществить ее «запуск». Как известно, всякая деятельность имеет свой мотив и цель, выступающие ее побудительными механизмами. В этой связи чрезвычайно важными в структуре учебного занятия являются этапы мотивации и целеполагания. По мнению А.Н. Леонтьева проблема тогда актуальна для человека, когда она возникает в ходе его собственной деятельности: когда это МНЕ непонятно, когда этого Я не знаю, когда У МЕНЯ не получается, но при этом ХОЧУ, чтобы стало понятно, получалось. Л.С. Выготский писал: «Сама мысль рождается не от другой мысли, а из мотивирующей сферы нашего сознания, которая охватывает наши влечения и потребности».
Под мотивацией подразумевают внутренние импульсы, побуждающие к выполнению каких-либо действий. Это внутреннее чувство, которое заставляет человека делать что-то. Без мотивации мир бы замер. Отсутствие мотивации делает невозможным прогресс в любых сферах жизни.
Что же предпринимает на этапе мотивации учебной деятельности педагог, ведущий занятие по новым ФГОС? На уроке, проводимом по новым стандартам, должно быть не менее двух мотиваций: мотивация к предмету или усидчивой работе, мотивация к теме урока.
Приемы мотивации к предмету.
Цитата. («Великая книга природы написана математическими символами» – Галилей; «Математика - самая надежная форма пророчества» – В. Швебель; «В каждой естественной науке заключено столько истины, сколько в ней есть математики» – И. Кант)
Притча. (Однажды странники устраивались на ночлег на усыпанном галькой морском берегу. Вдруг с небес ударил столб света. Странники смекнули, что услышат божественное откровение, и приготовились ждать. Через некоторое время с небес раздался голос. Голос сказал: "Наберите гальки и положите в сумки. Наутро отправляйтесь в путь. Идите весь день. Вечером вы будете радоваться и грустить одновременно". После этого и свет, и голос исчезли. Странники были разочарованы. Они ждали важного откровения, вселенской правды, которая сделала бы их богатыми и знаменитыми, а вместо этого получили задание, смысла которого не понимали. Однако, вспоминая о небесном сиянии, они на всякий случай с ворчанием побросали в сумки несколько мелких камешков. Странники провели в пути весь следующий день. Вечером, укладываясь спать, они заглянули в свои сумки. Вместо гальки в них лежали алмазы. Сначала странников охватила радость: они обладатели алмазов! А через мгновение - грусть: алмазов было так мало! Мораль: приобретенные в школе знания и компетентности, истинную ценность которых обучающийся оценить не может, в дальнейшем обратятся в «алмазы»).Продолжение незаконченной фразы. Учитель предлагает учащимся фразу, в которой пропущена часть слов. Задание – вставить недостающие слова или словосочетания, предложив тем самым свой вариант ее прочтения. Например, «В задачах тех ищи удачу, где …», «Математику уже затем учить надо, что …»
Обмен личными мнениями, взглядами, впечатлениями. Учитель предлагает учащимся высказать свое мнение относительно того или иного объекта, факта, процесса. Так, например, урок геометрии начинается с беседы учителя и учащихся: «Ребята, что вы любите больше: арифметику, алгебру, геометрию? Почему?», «Почему решение двух геометрических задач на ГИА сделали обязательным?»
Вхождение в образ. Данный способ предусматривает предъявление задания, которое начинается со слов: «Представьте, что вы…». «Представьте, что вы – учитель математики. Поделитесь своими ощущениями». «Представьте, что вы пирамида. Какие ваши характеристики могут заинтересовать человека? Почему?».
Пример из жизни.
Приемы мотивации к теме урока.
Цитата. «Уравнение представляет собой наиболее серьезную и важную вещь в математике» – Лодж О.; «Мне приходится делить свое время между политикой и уравнениями. Однако уравнения, по-моему, гораздо важнее, потому что политика существует только для данного момента, а уравнения будут существовать вечно» – Энштейн. А.
Задача, обеспечивающая наилучшее вхождение в тему занятия. Например, при изучении подобных треугольников предложить способы определения высоты дерева.
Задача о «Гордом холме».
Я решила начать свою работу с анализа пьесы «Скупой рыцарь», а именно с отрывка из монолога Барона:
«Читал я где-то,
Что царь однажды воинам своим
Велел снести земли по горсти в кучу,
И гордый холм возвысился – и царь
Мог с вышины с весельем озирать
И дол, покрытый белыми шатрами,
И море, где бежали корабли…».
Исходя из этого отрывка, я решила рассчитать возможную высоту кучи песка, принесённого воинами, а также выяснить возможную дальность обзора, если находиться на вершине этого холма.
По экспериментальным данным среднее значение одной горсти песка у одного взрослого мужчины может быть равным 156 см³.
№ Объем горсти песка, см3 Среднее значение, см3
1 190 156
2 148 3 152 4 134 Старинные армии были не так многочисленны, как современные. Если рассмотреть войско в 100 000 человек, то объём холма мог быть примерно:
V=156∙100000=15600000см³ = 15,6м³.
Высота холма при заданных условиях будет составлять высоту конуса. Угол откоса ≤ 45°, иначе земля начнет осыпаться. Возьмем угол откоса максимальный в 45°.
Если даже каждый воин принес не горсть земли, а пригоршню, то и тогда по результатам эксперимента её средний объем равен 284 см³.
№ Объем пригоршни песка, см3 Среднее значение, см3
1 290 284
2 210 3 325 4 310 Высота такого холма немного отличается от предыдущего и будет:
H≈3,005м.
Конечно, назвать кучку земли высотой в три метра «гордым холмом» будет большим преувеличением. Сделав расчет для меньшего угла, мы получили бы ещё более скромный результат.
Если бы в возведении холма участвовало войско в 700 000 человек как у великого полководца Атиллы, то куча была бы выше. Её объём был бы в 7 раз больше рассчитанной, а высота холма превышала вычисленную высоту в ≈1,9 раза. Она равнялась бы 3* 1,9 = 5,7 м.
Теперь можно завершить расчеты, определив, насколько холм этот расширял горизонт наблюдателя, поместившегося на его вершине.
Глаз такого зрителя возвышался бы над почвой на 5,7+1,5=7,2, т.е. на 7 метров, и, следовательно, дальность горизонта была бы ровно 8,8 км. Это всего на 4 км больше того, что можно видеть, стоя на ровной земле.
Итак, мы выяснили, что в данной легенде действительность сильно приукрашена.
Проживание проблемной ситуации. Учитель моделирует ситуацию, реальную или фантастическую, и предлагает детям действовать в ее рамках. Ситуация содержит неявную проблему, которую дети вскоре обнаруживают. Осознание проблемы порождает желание и готовность приняться за ее решение. На уроке геометрии на тему «Серединный перпендикуляр» учащимся предлагается распределиться на группы по 4 человека. Три из них – это жители трех домов на хуторе, а четвертый – землекоп. Хозяева просят землекопа вырыть колодец на одинаковом расстоянии от всех трех домов. Учитель предлагает детям задание: дайте совет землекопу, каким способом он может рассчитать место для будущего колодца. Попытки учащихся решить задачу уже известными способами оказываются неэффективными, что побуждает к поиску дополнительной информации (Автор В. А. Патрушева, Санкт-Петербург).
Парадокс. Учитель моделирует ситуацию, содержащую парадокс. Его обнаружение вызывает у детей чувство удивления, недоумения и, как следствие, порождает вопросы. (Опоясали Землю веревкой по экватору, а цирковую арену по окружности. В каждом случае осталось лишних 10 метров. Тогда концы веревки соединили и расправили веревку так, чтобы с экватором и ареной получилась концентрическая окружность. Спрашивается, где будет больший зазор: между веревкой и Землей или между веревкой и ареной? Простейшие вычисления 2π(R + х) - 2πR =10, х=10/2π показывают, что зазор получается около полутора метров и не зависит от длины окружности вообще).
«Сказка о царе Салтане.»
Если внимательно прочитать отрывок из сказки А. С. Пушкина о царе Салтане и проанализировать его, то можно заметить, что поэт допустил арифметическую ошибку:
«Каждый день идет там диво:
Море вздуется бурливо,
Закипит, подымет вой,
Хлынет на берег пустой,
Расплеснется в скором беге —
И останутся на бреге
Тридцать три богатыря,
В чешуе златой горя,
Все красавцы молодые,
Великаны удалые,
Все равны, как на подбор;
Старый дядька Черномор
С ними из моря выходит
И попарно их выводит,
Чтобы остров тот хранить
И дозором обходить».
... Итак, на берег из моря выходят 33 молодых богатыря и старый дядька Черномор, который выводит их парами, то есть по двое. Но 33 на 2 не делится, следовательно, поэтическое описание оказывается ложным, невозможным с точки зрения арифметики.
Пример из жизни. (Задания из ОГЭ, реальная математика)
Пример №1
В таблице приведены нормативы по бегу на 30 метров для учащихся 9-х классов.
Мальчики Девочки
Отметка «5» «4» «3» «5» «4» «3»
Время, сек 4,6 4,9 5,3 5,0 5,5 5,9
Какую отметку получит девочка, пробежавшая эту дистанцию за 5,36 секунды?
Пример №2
Стоимость проезда в пригородном электропоезде составляет 198 рублей. Школьникам предоставляется скидка 50%. Сколько рублей стоит проезд группы из 4 взрослых и 12 школьников?
Мотивация требует цели. Использование мотивации возможно только когда вы имеете достаточно ясное представление о желаемом результате. Целеполагание – это определение и установка целей, в какой-либо деятельности. Правильно поставленная цель задает критерии для ее идентификации, то есть дает возможность обоснованно ответить на вопрос – достигнута цель или нет. По новым стандартам учащиеся сами формулируют цель урока.
Приемы целеполагания:
Повторение цели за учителем.
Выбор цели по силам из предложенных учителем.
Составление своего рейтинга целей.
Формулирование цели детьми.
Пример выбора цели по силам из предложенных учителем:
Я научусь определять вид уравнения.
Я научусь решать уравнения по алгоритму, используя справочник.
Я научусь самостоятельно решать уравнения.
Я научусь составлять и решать уравнения.
Я научусь решать задачи на составление уравнений.
При проведении рефлексии в конце урока каждый учащийся должен проанализировать, достиг ли он поставленной цели. Ученик всегда должен сравнивать себя с самим собой, а не с другими и стремиться стать лучше, чем был вчера, а не лучше, чем сосед.
Правила целеполагания.
1. Ставьте цели, которые вас действительно мотивируют.
2. Чтобы сохранять самомотивацию, необходимо дать себе почувствовать прогресс продвижения к вашей цели.
Наш организм это универсальный механизм по сбережению энергии. Он должен или получать удовольствие от того чем мы занимаемся — запасать энергию, или видеть как мы заметно развиваемся в неприятной для нас деятельности — видеть что расход энергии снижается. Если прогресса нет, то самомотивация становится очень трудным занятием, идущим вразрез с естественными принципами — законом сохранения энергии или, как говорят в народе, лени. Можно пойти против кого угодно, но с природой лучше не соперничать, а сотрудничать.
3. Чтобы мотивировать себя, надо измерять свой прогресс.
Мы должны постоянно предъявлять нашей самомотивации веские доказательства успешности нашего дела. Простой вопрос «сколько» поможет измерить результаты и сохранять фокусировку на вашей цели. Если подойти к этому вопросу креативно, то замерить можно что угодно. Но важно помнить, что замерять надо прогресс, а не процесс. Прочитал 20 страниц из полезной книги — это процесс. Ответил на 20 вопросов, которые составил к прочитанным 20 страницам — это прогресс.
4. Самомотивация рушится под весом сомнений.
Некоторые люди, кажется, независимо от их прогресса не могут сохранять мотивацию из-за неуверенности в себе. Им всегда кажется, что они на неправильном пути. Уверенность — это настолько важное качество, что оно может даже заменять чувство прогресса довольно продолжительный период времени.
5. Чтобы мотивировать себя, надо устранить альтернативы.
Установка конкретных сроков— это один из вариантов устранения альтернатив.
Мотивация это не слепой самообман — это искра желания достичь поставленных целей, искра, которая может зажечь огонь успеха внутри каждого ученика.
Приложение.
Мотивация студентов Гарвардского университета
Если ты сейчас уснешь, то тебе, конечно, приснится твоя мечта. Если же вместо сна ты выберешь учебу, то ты воплотишь свою мечту в жизнь.
2. Когда ты думаешь, что уже слишком поздно, на самом деле, все еще рано.
3. Мука учения всего лишь временная. Мука незнания – вечна.
4. Учеба – это не время. Учеба – это усилия.
5. Жизнь – это не только учеба, но если ты не можешь пройти даже через эту ее часть, то на что ты, вообще, способен?
6. Напряжение и усилия могут быть удовольствием.
7. Только тот, кто делает все раньше, только тот, кто прилагает усилия, по-настоящему сможет насладиться своим успехом.
8. Во всем преуспеть дано не каждому. Но успех приходит только с самосовершенствованием и решительностью.
9. Время летит.
10. Сегодняшние слюни станут завтрашними слезами.
11. Люди, которые вкладывают что-то в будущее – реалисты.
12. Твоя зарплата прямо пропорциональна твоему уровню образования.
13. Сегодня никогда не повторится.
14. Даже сейчас твои враги жадно листают книги.
15. Не попотеешь, не заработаешь.
Литература:
1. Глассер У. Школы без неудачников.-М;. Прогресс. 2001.
1. Коваленко В. Г. Дидактические игры на уроках математики. – М;. 2000.
2. Мельникова, Е. Л. Проблемный урок, или как открывать знания с учениками. М;.2002.
3. Полат Е. С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. - М: Омега-Л, 20с.
4. Черемисина Л. Д. «Развитие творческого и познавательного интереса школьников на уроках математики». ТОИПКРО. 2003г.