Конспект урока по математике «Образование, название и запись трёхзначных чисел»


Тема:
«Образование, название и запись трёхзначных чисел»
Тип урока:
Изучение нового материала
Класс: 3
УМК «Школа России»
Авторы:
М. И. Моро, С. И. Волкова
Раздел:
Числа и величины



Работу выполнила:
Фролова С. В.







Психолого – дидактический анализ

1 предмет усвоения: «Образование трёхзначных чисел»
Компонент содержания обучения: действие
По широте применения: предметное
По степени сформированности: умение, переходящее в навык
Средства усвоения:
Знания о счетных единицах: единицы, десятки, сотни; о соотношениях между этими счетными единицами;
Умение образовывать двузначные числа и круглые сотни, умение моделировать
Умения выделять количество счетных единиц.
Опорные знания: для того, чтобы образовывать трехзначное число, необходимо выделить количество каждой счетной единицы в этом числе, а затем последовательно выкладываем на модели количество единиц с помощью кругов, количество десятков с помощью маленьких треугольников, количество сотен с помощью больших треугольников.
Структура действия:
ориентировочная часть: 1. Выделяем количество каждой из счетных единиц
2.Вспоминаем опорные знания.
Исполнительная часть: 1. Последовательно показываем на модели количество единиц с помощью кругов;
2. Последовательно показываем на модели количество десятков с помощью маленьких треугольников;
3. Последовательно показываем на модели количество сотен с помощью больших треугольников.
Контрольная часть: проверяю: повторно выполняю шаги исполнительной части или сравниваю с образцом.
Этап усвоения: восприятия
Форма умственного действия: материальная, в громкой речи.
Характер деятельности: репродуктивный.


2 предмет усвоения: «Название трехзначных чисел»
Компонент содержания обучения: действие
По широте применения: универсальное
По степени сформированности: умение, переходящее в навык
Средства усвоения:
Знания о названиях однозначных, двузначных, трехзначных числах
Умение образовывать двузначные и круглые числа.
Умение выделять количество счетных единиц.
Опорные знания: для того, чтобы назвать трехзначное число, необходимо знать названия круглых сотен и двузначных чисел. При названии трехзначного числа сначала называем круглые сотни, затем десятки и единицы.
Структура действия:
ориентировочная часть: 1. называем количество каждой из счетных единиц, начиная с сотен.
2. Вспоминаем опорные знания.
Исполнительная часть: последовательно называем круглые сотни и двузначные числа.
Контрольная часть: проверяю: повторно выполняю шаги исполнительной части.
Этап усвоения: восприятия
Форма умственного действия: в громкой речи.
Характер деятельности: репродуктивный.

3 предмет усвоения: «Запись трёхзначных чисел»
Компонент содержания обучения: действие
По широте применения: универсальное
По степени сформированности: умение, переходящее в навык
Средства усвоения: 1. Знание о записи круглых сотен и двузначных чисел.
2. Умение записывать трехзначные числа: пиши сначала количество сотен, затем количество десятков, затем количество единиц.
3. Знание о том, что в записи трехзначного числа используется три цифры.
Опорные знания: для того, чтобы записать трехзначное число, необходимо умение записывать круглые сотни и двузначные числа.
Структура действия:
ориентировочная часть: 1. Называем количество каждой из счетных единиц.
2. Вспоминаем опорные знания.
Исполнительная часть: последовательно записываем, начиная сначала с количества сотен, затем с количества десятков, затем с количества единиц.
Контрольная часть: проверяю: повторно выполняю шаги исполнительной части.
Этап усвоения: восприятия
Форма умственного действия: материальная, в громкой речи.
Характер деятельности: репродуктивный.




































Цели:
Образовательные: Учить детей образовывать, называть и записывать трехзначные числа;

Личностные: готовность учеников использовать полученные знания в учении;

Метапредметные: формировать умение моделировать трехзначные числа; формировать умение анализировать структуру трехзначных чисел; формировать умение планировать через составление алгоритмов запись трехзначных чисел;

Развивающие: развивать умение рассуждать, анализировать; развивать познавательный интерес, внимание.

Оборудование: комплект моделей: единиц, десятков, сотен (демонстрационный и индивидуальные); абак; алгоритмы действий (таблицы).

Ход урока
I Организационный момент

Учитель: Начинается урок.
Он пойдёт ребятам впрок.
Постарайтесь всё понять,
Учитесьоткрывать,
Ответы полные давайте
И на уроках не зевайте.
- Внимательно посмотрите на девиз нашего урока: «Учитесьоткрывать!»
-А что именно открывать, вы узнаете, если расположите данные числа в порядке возрастания и прочитаете слово:
48 16 36 28 56
Н Т Й А Ы
(Ученики выполняют задание и устанавливают закодированное слово «тайны»)
- Итак, запомните девиз нашего урока.

II Актуализация знаний

1 УЗ: Работа с двузначными числами.
Вид работы: Математическая разминка.
УзУ: актуализировать знания детей об образовании и записи двузначных чисел.
Узу: вспомним и повторим как образуются и записываются двузначные числа, для того чтобы раскрыть математическую тайну.
ПЗ: проведем математическую разминку.
Содержание: 48, 16, 36, 28, 56.
Организация:
Учитель: Для того чтобы открыть новую математическую тайну, необходимо провести математическую разминку.
-Что вы можете сказать о записанных на доске числах?
Дети: Числа двузначные, т.к. в записи каждого числа используется две цифры.
Учитель: Назовите количество единиц и десятков в каждом из этих чисел.
Ваня: В числе 48 – 8 единиц и 4 десятка.
Саша: А по-другому можно сказать: 8 единиц первого разряда и 4 единицы второго разряда.
Петя: В числе 16 - 6 единиц и 1 десяток или 6 единиц первого разряда и 1 единица второго разряда.
(Дети последовательно характеризуют остальные числа)
Учитель: Продолжим работу с этими же числами. Наберите на моделях каждое из этих чисел. Как это сделать?
Дети: Единицы набираем с помощью кругов желтого цвета, а десятки - с помощью маленьких треугольников красного цвета.
(Дети на столах набирают последовательно каждое из чисел, учитель ходит по классу и проверяет)
Учитель: Давайте проведем итог проделанной работы.
- Что же мы знаем о двузначных числах?
Ученики: Двузначные числа образуются из десятков и единиц.
- В записи двузначных чисел на первом месте справа пишутся единицы, а на втором - десятки.
Контроль: Дети проговаривают вслух числа, последовательно набирают числа на моделях, а учитель смотрит, как набирают дети числа на моделях.
Подведение итога: Двузначные числа образуются из десятков и единиц.

2 УЗ: Работа с круглыми трехзначными числами.
Вид работы: Запись круглых сотен.
УзУ: актуализировать знания в образовании, назывании и записи трехзначных чисел.
Узу: вспомним как образуются, называются и записываются круглые сотни.
ПЗ: продолжим математическую разминку.
Содержание: 900, 500, 800, 400, 200, 700, 300, 100.
Организация:
Учитель: Молодцы! А теперь посмотрите на записанные выражения. Что интересного вы заметили?
900-500-300
800-400-200
700-300-100
Ученики: На доске записаны круглые сотни.
Учитель: Запишите в тетрадь только ответы.
(Ученики самостоятельно выполняют вычисления, в тетрадях записывают только полученные результаты).
Учитель: Давайте проверим, что у вас получилось? Ваня, иди к доске и запиши полученные числа.
(Ваня пишет на доске полученные числа 100, 200, 300.)
Учитель: Рассмотрите внимательно ряд полученных чисел и скажите, что вы заметили интересного?
Ученики: Числа увеличиваются на 100.
- Каждое следующее число больше предыдущего на 100.
Учитель: А теперь давайте вспомним что мы узнали о сотне?
Ученики: Сотня - это новая счетная единица.
- Сотня - это крупная единица счета.
- Сотня состоит из десяти десятков.
Учитель: Наберите второй ответ на моделях.
(ученики на столах выкладывают два больших треугольника, заменяющих две сотни, из которых образуется число 200).
Учитель: Почему вы выложили два больших треугольника?
Ученики: Один большой треугольник обозначает одну сотню, а в числе 200 - две сотни, поэтому надо выложить два треугольника.
Учитель: Что же мы знаем о круглых сотнях?
Ученики: Круглые сотни образуются с помощью новой счетной единицы сотни.
- В названии круглых сотен называем количество сотен, из которых образуется число.
Контроль; Ваня записывает числа на доске, дети набирают ответы на моделях.
Подведение итога: Круглые сотни образуются с помощью новой счетной единицы сотни. В названии круглых сотен называем количество сотен, из которых образуется число.

III Постановка цели и задач урока

1 УЗ: Работа в парах.
Вид работы: Набрать на моделях число.
УзУ: актуализировать знания детей об образовании, назывании и записи трехзначных чисел.
Узу: для того чтобы набрать на моделях число, надо вспомнить и повторить как образуются и записываются круглые сотни и двузначные числа.
ПЗ: набрать на моделях число.
Содержание: 236.
Организация:
Учитель: А теперь я предлагаю поработать в парах. Не забывайте о правилах работы в паре и прислушайтесь к мнению соседа.
_ Наберите на моделях число - 236 (не называя учитель показывает рукой на доску, где записано данное число).
- Поднимите руку те, кто набрал это число.
(Руку поднимают не все ученики, т.к. выполнения задания вызвало затруднение у многих учеников, даже у тех, которые его выполнили).
- Почему не смогли сразу набрать число? В чем трудность?
Ученики: Мы с такими числами раньше не работали.
- Мы работали с двузначными числами и круглыми сотнями.
Учитель: Значит, чему мы сегодня будем учиться?
Ученики: Мы сегодня познакомимся с новыми числами, и будем учиться их набирать на моделях.
Учитель: Мы будем учиться, не только набирать, но и называть, записывать трехзначные числа.
- Какова же тема нашего урока?
Ученики: Название и запись трехзначных чисел.
(Учитель на доске записывает установленную тему урока).
Контроль; Запись темы урока на доске.
Подведение итога: Мы, будем учиться, не только набирать, но и называть, записывать трехзначные числа.


IV Изучение нового материала

1 УЗ: Знакомство с образованием трехзначных чисел.
Вид работы: Работа с моделями трехзначных чисел.
УзУ: вспомнить способ образования трехзначного числа на модели, для этого выясним количество единиц каждого разряда в трехзначном числе.
Узу: для того чтобы образовать трехзначное число, надо выложить на модели количество единиц каждого разряда начиная с единиц.
ПЗ: выложить на модели число.
Содержание: 236.
Организация:
Учитель: Давайте вместе рассмотрим на модели способ образования нового числа. Для этого выясним, каково количество единиц каждого разряда в этом числе.
(Учитель выполняет построение модели на доске, а ученики на столах).
- Сколько единиц в этом числе?
Ученики: В этом числе 6 единиц.
Учитель: Значит, сколько отдельных кругов надо выложить?
Ученики: 6 кругов.
Учитель: А сколько десятков в этом числе? Значит, сколько маленьких треугольников надо выложить?
Ученики: В числе 3 десятка, значит надо выложить 3 маленьких треугольника.
Учитель: Какое число получили?
Ученики: Получили двузначное число 36. А нам надо получить трехзначное число.
Учитель: Значит, что ещё нам нужно сделать?
Ученики: Выложить на модели количество единиц третьего разряда - разряда сотен.
Учитель: А сколько сотен в этом числе? И как мы их покажем на модели?
Ученики: В числе 2 сотни, поэтому мы их покажем большими треугольниками.
Учитель: Итак, мы с вами показали на модели образование нового числа. Что же вы заметили, какой вывод можно сделать?
Ученики: Трехзначные числа образуются из единиц, десятков и сотен, поэтому на модели мы выкладываем круги, маленькие треугольники и большие треугольники.
- И их количество равно количеству единиц в соответствующих разрядах.
Контроль; выложить на модели трехзначное число.
Подведение итога: Трехзначные числа образуются из единиц, десятков и сотен, их количество равно количеству единиц в соответствующих разрядах.

2 УЗ: Знакомство с называнием трехзначных чисел.
Вид работы: Чтение трехзначных чисел.
УзУ: вспомнить как называются круглые сотни и двузначные числа.
Узу: для того чтобы назвать трехзначное число, надо знать название круглых сотен и двузначных чисел.
ПЗ: назвать число.
Содержание: 236, 299, 333, 402, 954.
Организация:
Учитель: А как же называется новое число? Для этого давайте вспомним, как называются круглые сотни и двузначные числа.
Ученики: В числе две сотни, значит, говорим - двести.
Учитель: Попробуйте назвать все число.
Ученики: Двести тридцать шесть.
Учитель: Давайте сделаем вывод, как же называются трехзначные числа?
Ученики: При назывании трехзначных чисел сначала называем круглые сотни, затем десятки и единицы, из которых образуется число.
- Чтобы назвать трехзначное число надо знать названия круглых сотен и двузначных чисел.
Учитель: А теперь попробуйте прочитать числа, записанные на доске с подробным объяснением.
(На доске записан ряд чисел: 299, 333, 402, 954)
Ученики: (по очереди читают записанные числа и объясняют, как получились названия чисел) В первом числе 9 единиц, 9 десятков и 2 сотни, значит называем число - двести девяносто девять и т. д.
Контроль; по очереди чтение трехзначных чисел.
Подведение итога: Чтобы назвать трехзначное число надо знать названия круглых сотен и двузначных чисел.

3 УЗ: Знакомство с записью трехзначных чисел.
Вид работы: Запись трехзначных чисел.
УзУ: вспомнить знание о счетных единицах: единицы, десятки, сотни, о соотношениях между этими счетными единицами, умение выделять в трехзначном числе счетные единицы.
Узу: для того чтобы записать трехзначное число, надо знать что в записи трехзначных чисел используют три цифры, на первом месте справа пишутся единицы, на втором - десятки, на третьем - сотни. В тетради пишем сначала количество сотен, затем - десятков, затем - единиц.
ПЗ: записать трехзначные числа.
Содержание: 236, 299, 333, 402, 954.
Организация:
Учитель: А теперь, давайте попробуем разобраться, как записываются трехзначные числа.
- Лена, выйди к доске и подчеркни в первом числе цифру единиц красным мелком. Какую цифру подчеркнули? Где стоит эта цифра?
Лена: Я подчеркнула цифру 9, которая стоит на первом месте справа, она обозначает количество единиц в числе 299.
Учитель: Коля, выйди к доске и подчеркни в этом числе цифру десятков синим мелком. Какую цифру ты подчеркнул? Где стоит эта цифра?
Коля: Я подчеркнул цифру 9, которая стоит на втором месте справа, она обозначает количество десятков в числе 299.
Учитель: А теперь надо подчеркнуть цифру сотен зеленым цветом и установить ее место в записи числа.
Ваня: (К доске выходит по желанию) Я подчеркнул цифру 2, которая стоит на третьем месте справа и обозначает количество сотен в числе 299.
Учитель: Так как же записываются трехзначные числа?
Ученики: В записи трехзначных чисел используются три цифры.
- На первом месте справа пишутся единицы, втором - десятки, третьем - сотни.
- В тетради пишем сначала количество сотен, затем - десятков, затем единиц.
Учитель: Запишите в тетради следующее число 333. Что интересного заметили в этом числе?
Ученики: в записи этого числа используется только цифра 3.
- В зависимости от места в записи числа она принимает разные значения.
- Если она стоит на первом месте справа, то обозначает единицы, на втором месте - десятки, на третьем месте - сотни.
Учитель: А теперь запишите в тетради число 402. Что интересного вы заметили в записи этого числа?
Коля: В записи этого числа используется цифра 0, которая стоит на втором месте и справа и обозначает количество десятков.
Наташа: Эта цифра обозначает, что десятки в числе отсутствуют.
Ваня: Я не согласен с Наташей, т.к. отсутствуют не десятки, а в разряде десятков отсутствуют единицы.
Контроль; запись трехзначных чисел на доске.
Подведение итога: В зависимости от места в записи числа цифра принимает разные значения. Если она стоит на первом месте справа, то обозначает единицы, на втором месте десятки, на третьем месте - сотни.

V Подведение итога урока

Учитель: Итак, давайте подведем итог проделанной нами работы. Давайте вернемся к девизу урока. Какую же тайну математики мы открыли? Что нового узнали?
Ученики: Разряд сотен стоит на третьем месте справа в записи числа
- Мы, узнали, что в записи трехзначных чисел на первом месте справа пишутся единицы, на втором – десятки, на третьем – сотни.
- Запись трехзначных чисел похожа на запись двузначных чисел, только справа на третьем месте появляется разряд сотен.
- Если единицы в разряде десятков и единиц отсутствуют, то на их месте пишем 0.
- Трехзначные числа образуются из единиц, десятков и сотен.
- При названии трехзначных чисел сначала называем количество сотен, затем десятков и единиц.
- Названия трехзначных чисел образуются из известных нам названий круглых сотен и двузначных чисел.
Учитель: Всем ли было легко? Какие трудности испытали? Надо ли еще потренироваться?
(Ученики соглашаются, что не всем было легко и надо еще потренироваться в чтении и записи трехзначных чисел)
- Завершается урок.
Он пошел ребятам впрок?
Постарались все понять?
Учились тайны открывать?
Ответы полные давали?
На уроке не зевали?
- Спасибо всем за урок.
15