Мастер — класс по теме: «Развитие креативного мышления на уроках и внеурочной деятельности».
1)Добрый день, уважаемые коллеги! Я рада приветствовать вас на своём мастер – классе по теме: «Развитие креативного мышления на уроках и внеурочной деятельности».
Нередко мы слышим, что чей-то ребёнок может часами фантазировать, а другой – не в состоянии увидеть на небе облака в виде собаки, птицы. И тут же звучит объяснение, что одному дано, а другому нет.
Как прав был К. Д. Ушинский: «…чем долее вы будете оберегать ребенка от серьезных занятий, тем труднее для него потом переход к ним. Сделать серьезные занятия для ребенка занимательными задача первоначального обучения.»Цель мастер – класса: (представлена на слайде)
- познакомить педагогов с методическими приемами технологии развития креативного мышления.
Познакомьтесь, пожалуйста, с задачами:
Актуализировать и обобщить имеющиеся у участников знания по данному вопросу, стимулировать их интеллектуальный и творческий потенциал.
Вызвать устойчивый интерес и побудить участников к активной работе на занятии.
Продолжить формирование умений общаться и работать в группах.
Актуальность темы вы видите на слайде
В современных условиях творческая личность становится востребованной обществом на всех ступенях ее развития. Актуальным встает вопрос о развитии и воспитании подрастающего поколения, способного находить нестандартные решения, рождать новые идеи и не бояться искать пути их претворения в жизнь. В связи с этим повышается роль учителя в воспитании активных инициативных и творчески мыслящих людей.
Что же такое креативное мышление? (определение вы видите на слайде)
Креативное мышление – это процесс создания нового, путем объединения и переплетения различных участков знаний. Креативность делает процесс мышления увлекательным и помогает находить новые решения старых проблем.
Так как же развивать креативное мышление? Я на уроках использую различные упражнения на развитие креатического мышления и метод «кроссенс». С данным видом работы я познакомилась недавно, предложила его детям и она стала пользоваться успехом в классе. Появился интерес у ребят. Работа трудна, но достаточно увлекательна и познавательна.
Сегодня мы будем работать в 2 группах.
Встаньте, пожалуйста.
Я предлагаю поздороваться всем тем,
кто родился зимой, летом, весной, осенью.
Кто пришел с хорошим настроением.
Сейчас я познакомлю вас с упражнением «Ассоциация 5+5»
Взгляните на комнату, в которой вы сейчас находитесь. За какой предмет зацепился ваш взгляд? Обсудите в паре, выберите и запишите один пример на листке. Мой – за банку с кофе, вы видите на слайде. Напишите 5 прилагательных, которые наиболее подходят к предмету, который вы выбрали. Например, горький, вкусный, ароматный, натуральный, растворимый.
Написали? А теперь самое интересное – напишите еще 5 прилагательных, которые абсолютно не подходят. Сделать это ощутимо сложнее: стеклянный кофе, плюшевый кофе, летний кофе, загадочный кофе, жареный кофе. Вот, что пришло мне в голову. Покопайтесь в своих ощущениях и восприятиях и найдите нужные определения. Посидите и поразмышляйте. Поделитесь вашими находками.
Как вы смотрите на то, чтобы примерить на себя роль архитектора и спроектировать дом? Не умеете рисовать или вспомнили с ужасом школьные уроки черчения, ничего страшного, умение рисовать и чертить здесь дело десятое. Главное – процесс. Ну что, согласны? Отлично, тогда поехали. Упражнение «Безумство архитектора»
Сначала запишем на лист 10 существительных, любых. Вот какие записала я: апельсин, стакан, луг, вода, помидор и т.д. Эти 10 слов – 10 обязательных условий заказчика, которому вы проектируете дом.
К примеру, «апельсин» – теплый оранжевый цвет
Отлично подойдет для стен.
Стакан – дом мой нужно застеклить
Вам тепло в нем будет жить.
Луг – крыша треугольная, зеленая прикольная.
Вода- рядом с домом бассейну быть
Чтоб в жаркий день усталость смыть.
Помидор вход в ваш дом красный овал.
Ботинок – трубу установлю.
Стул – коричневым забору быть!
Подсолнух – вставлю на чердак желтое окно.
Собака – рядом с дверью повесим замок.
Счастье – и вот мой дои уже готов
Жду благодарных я жильцов.
Дайте своей фантазии волю. Рисуйте и представляйте, как бы это выглядело в реальной жизни.
Продемонстрируйте свое творчество.
Маленькие дети очень любят загадывать загадки. Я предлагаю вам составить загадку. С помощью признаков и действий можно придумывать загадки про разные предметы.
На слайде начерчена таблица слева признак КАКОЙ? Справа ЧТО ТАКОЕ ЖЕ ?1) выбрать объект (например, динозавр)
2) заполнить левую часть таблицы, ответить на вопрос «Какой?»
3) заполнить правую часть таблицы «Что такое же?
4) вставить слова – связки «…но не».
5) прочитать готовую загадку по таблице КАКОЙ? ЧТО ТАКОЕ ЖЕ?
Интересен прием «кроссенс», который мы уже сейчас с первоклассниками начинаем осваивать. Что такое кроссенс и как он создаётся.
Слово кроссенс будет обозначать с английского – пересечение смыслов. Этот метод разработан нашими соотечественниками Сергеем Фединым - писателем, педагогом, математиком и Владимиром Бусленко - доктором технических наук, художником и философом.
Существует довольно простой и понятный алгоритм составления кроссенса:
определить тематику, общую идею;
подобрать изображений, иллюстрирующих элементы;
выделить 9 элементов - изображений, имеющих отношение к идее, теме;
находим связь между элементами, определить последовательность;
Перед вами
Я предлагаю Вам составить кроссенс. Ваша задача – составить кроссенс: определить, о чем идет речь, составить рассказ – ассоциативную цепочку, посредством взаимосвязи изображений и определить тему кроссенса .На каком этапе урока я применяю кроссенс? Я применяю кроссенс: вы видите на слайде
при изучении нового материала: выведение темы урока; установка проблемной ситуации;
при закреплении и обобщении изученного материала;
творческое домашнее задание.
Составление кроссенса не ограничивает уровень использованных знаний и поэтому диапазон применения кроссенса велик – от урочной и внеурочной деятельности до увлекательной игры во время перемен.
Я предлагаю оценить мою работу.
-Понравился Мастер – класс. Буду, применять упражнения на развитие креативного мышления в своей работе подымите карточку красного цвета.
- Неплохо было. Но о том, буду, ли я применять среди учащихся упражнения на развитие креативного мышления не знаю, покажите мне карточку желтого цвета.
- Ничего не поняла по теме. Было скучно, тоскливо, подымите карточку синего цвета.
Спасибо за внимание!