Презентация к интегрированному проекту история-технология: Обряды и традиции шорского народа
Министерство образования Российской Федерации
Бюджетное Муниципальное Образовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа № 14
Интегрированный проект с содержанием регионального компонента
«Обряды и традиции шорского народа. Обряд сватовства»
Выполнили:
Куковякина Ю.И., ученица 8 Б
Гранкина А.Е., ученица 8 Б
Руководители
проекта:
Брыксина Л.В. учитель технологии
Пикалова Д.И. учитель истории
Новокузнецк, 2013 г.
Содержание
Обоснование выбора проекта
Историческая справка
Шорские обряды, культура, обычаи
Шорские блюда
Заключение
Список используемой литературы
Обоснование выбора проекта
Россия – одно из самых многонациональных государств мира. Ее населяют свыше 100 больших и малых народов, различных по происхождению, языку, культуре, особенностям быта, но тесно связанных общностью исторических судеб. 22 народа, насчитывающие более 1 млн. человек каждый, образуют 96,3% всего населения страны. Еще 30 народов численностью от 100 тыс. до 1 млн. человек каждый составляют вместе 3,4% всего населения. Таким образом, на долю остальных нескольких десятков народов приходится только 0,4% населения страны.
Мы живем в Кемеровской области и должны знать о традициях, культуре, быте традиционных народов данной территории. Коренным населением нашего региона являются шорские татары, поэтому объектом нашего проекта будет выступать именно этот народ.
Сегодня наблюдается постепенное исчезновение традиционной шорской культуры. Происходит это в силу всё большего нарастания урбанистической культуры. Вместе с тем начиная с 1985 г. возобновляются традиционные праздники шорцев, сопровождающиеся исполнением эпоса и песен, а также спортивными состязаниями.
Тема нашего проекта «обряды и традиции шорского народа. Обряд сватовства ».
Исходя из темы проекта вытекает цель данной работы - ознакомиться с особенностями национальной культуры шорского народа и показать элемент сватовства с дегустацией блюд.
В рамках проекта следует реализовать следующие задачи:
1. Развивать умение работать с источниками, анализировать статистический материал, работать с дополнительными источниками информации.
2. Воспитывать черты толерантной личности, чуткой и ответственной, открытой восприятию других культур, способной ценить, уважать человеческие достоинства и индивидуальность.
3. Показать элемент обряда сватовства с дегустацией национальных шорских блюд.
2. Историческая справка
Где обитал шорский народ?
В бассейне р. Кондомы издавна обитал многочисленный род «Шор». По его имени стали называть всех жителей верховьев Томи и ее притоков - Мрассу и Кондомы. На территории Горной Шории выделяются две этнографические группы: горно-таежная южная, предки которой входили в Алатырский улус енисейских кыргызов под общим названием «бирюсины» и северная лесостепная, исторические предки которых носили название «абинцы». Большинство северных шорцев является потомками телеутов, живших в далекие времена на этой территории. Интенсивное освоение этой земли русскими привело к тому, что большинство северных шорцев переселились в города Междуреченск и Мыски, а селения их очень малочисленны. Компактно они проживают в селах Подобас, Чувашка, Косой порог, Бородино, Сыркаши. Южные шорцы являются, в основном, потомками древнего населения этих мест, а именно кетов, самодийцев и, частично, древних тюрков. В настоящее время шорцев насчитывается около 16,5 тысяч человек. 85,2% всего шорского населения проживают в городах, где они составляют меньшинство.
Сибирские летописцы называли население верховьев Томи, Мрассу и Кондомы «кузнецами». Отсюда и пошли названия Кузнецкий острог, город Кузнецк, Кузнецкая земля.
Из других занятий наибольшее распространение получила охота. Она имела ведущее значение в их хозяйстве вплоть до Октябрьской революции, а в горно-таежных местах сохранилось и до наших дней. Мрасские шорцы брали с собой в тайгу сказителя, который днем готовил пищу и запасал дрова, а вечером у костра «пел» сказки, но не только для развлечения, а чтобы умилостивить духов - покровителей охоты.
Добытая пушнина или деньги, вырученные за нее, делились поровну между членами артели, включая сказочника. Зимой шорцы отстреливали белку, капканами добывали соболя, ловушками - зайцев, в апреле ставили петли на глухарей. Летом добывали выдр, оленей, коз, маралов. Осенью били барсуков и рябчиков.
Недостаток продуктов питания шорцы восполняли заготовкой съедобных растений - корней кандыка, сараны, пиона, колбы, лука, чеснока, дягиля, борщевика и различных ягод, Орудием для выкапывания корней и клубней служила корнекопалка «озуп», состоящая из черенка длиною 60 см с поперечной перекладиной для ноги и железным наконечником.
Скотоводство у шорцев, по сравнению с другими народами Южной Сибири, было развито слабо. Около 9,4% всех шорских хозяйств не имело лошадей, а 18,9 % - коров.
Пчеловодство у шорцев сочеталось с бортничеством. Им занималось 14% хозяйств по Кондоме и 16% по Мрассу. Наиболее развитым было ткачество. Основным сырьем для выработки нити служили стебли конопли и крапивы. В первой четверти XX века шорцы начали изготавливать глиняную посуду. Известна шорцам была и резьба по кости.
Наиболее древним жилищем шорцев можно считать прямоугольный каркасный шалаш «одаг» в форме усеченной пирамиды. Существовали летний и зимний «одаги». Зимний утепленный берестой, пихтовыми ветками, вторым слоем жердей, засыпанный землей. Третий вид «одага» отличающийся плоской крышей сооружался на время полевых работ.
В конце XIX - начале XX вв. наибольшее распространение получила зимняя срубная бревенчатая юрта. Русские срубные избы-одноклети и пятистенки стали на рубеже XX века основным зимним жилищем шорцев, особенно в низовьях Мрассу и Кондомы, а также в крупных таежных улусах.
Шорские обряды, культура, обычаи
Культура, обычаи. Согласно традиционному мировоззрению кузнецких шорцев мир разделен на 3 сферы: небесную землю - «Ульхи гер» (Земля Ульгеня) - небо; среднюю землю - «Орти гер» или «бистын гер» - нашу землю и землю злых духов - «айна гер» - подземный мир.
Человек по легенде обитает на средней земле в соседстве с многочисленными духами - хозяевами мест: тайги, гор, рек, озер. Духи эти почти не отличаются от людей по образу жизни. Наибольшим почитанием пользовались духи гор и духи воды. Существовали также духи - покровители охоты, которых угощали перед выходом на охоту.
Религиозное наполнение охотничьего промысла было настолько обильным, что и сам промысел представлялся чем-то священным. В каждой семье имелись изображения духов предков, являющихся покровителями домашнего очага. Жизнь любого человека по воззрениям кузнецких татар-шорцев полностью зависела от окружающих духов и божеств, общение с которыми чаще всего происходило через посредника - шамана, особого избранника божеств среди живущих на земле людей.
К услугам шамана прибегали очень часто: при болезнях, во время похорон и поминок, перед охотой, при родах, перед сбором урожая...
К началу XX в. большинство коренного населения исповедовало официально православное христианство. Христианство сливалось с традиционными представлениям шорцев, наслаивались на них. В мифологию шорцев вошли персонажи и сюжеты из библейских сказаний: Адам, Ноев ковчег и т.д. Наряду с шаманизмом продолжали существовать и прежние родовые дошаманские культы - огня, гор, медведь и т.д. Моления в этих случаях осуществлялось без участия шамана с произвольными для каждого случая обращениями и действиями.
Шорский фольклор был представлен несколькими жанрами: героическими поэмами, сказками бытового и фантастического содержания, рассказами и легендами, загадками, пословицами и поговорками, свадебными, любовными, хвалебными, бытовыми, жанровыим историческими песнями - остатками древних героических поэм и охотничьими песнями. Жанры шорского фольклора по содержанию и идеям отражают, в основном, охотничий образ жизни.
Семейные обряды. Рождение ребенка у кузнецких татар отмечалось скромно. Для содействия родам проводился ряд обрядовых действий, После родов пуповину заворачивали в тряпку и прятали в сухое место. Затем зашивали в украшенный раковинами и пуговицами мешочек «чаарых» и привязывали к зыбке. Если рождался мальчик, его отец делал лучок и стрелку - эмблему зверопромышленника и атрибут древнетюркского божества плодородия Умай-эке, подарившего жизнь ребенку. В случае если рождалась девочка, в углу над колыбелью прибивали к стене вершину молодой березки - символ свадебного шалаша и, значит, будущего замужества. С целью оберега от злых духов в детскую колыбель клали ножик или ножницы, привязывали к ней пулю или пуговицу. Шаман брызгал варевом из рябчика и кедровых орехов в сторону, где находились атрибуты, и обращался к божеству - Умай с просьбой о помощи новорожденному. В наречении имени ребенку могли принять участие отец, мать, родственники и даже случайные люди, оказавшиеся во время родов в юрте. Главное при этом - избежать совпадений с именем отца, брата или старшего из мужчин. При крещении священник давал другое имя по христианскому календарю. В основе шорской свадьбы лежала социально-бытовая безрелигиозная обрядность. Нормальным возрастом для вступления в брак считалась 14-17 лет. Большой удачей считалось взять в жены молодую крепкую здоровьем вдову с ребенком. В этом была гарантия от возможного бесплодия и залог будущего богатства. В конце XIX - начале XX вв. у кузнецких татар-шорцев существовало два основных способа заключения брака: умыканием «кыс аларга» и сватовством «уда». В обоих случаях свадьба «той» справлялась обычно весной. Умыкание невесты проходило с ее согласия. Жених с друзьями увозили невесту в свой улус, где ее сдавали родственникам жениха по женской линии, а утром сооружали супружеское жилище «одаг». Жених с помощью огнива высекал в одаге огонь, а невеста одаривала всех присутствующих медными кольцами, которые собирались сдетства. Затем жених и невеста садились рядом перед шалашом, и одна из родственниц заплетала невесте правую косу, приглаживая ее большой мясной костью и давая молодым откусывать от не кусочки мяса. Другая родственница заплетала левую косу, выполняя аналогичные действия со сметаной, Концы кос связывал вместе жених. Все последующие три дня свадебного пира молодые должны были находиться в свадебном жилище, принимая подарки и угощая родственников жениха. По истечении трех дней молодые в плоть до постройки отдельной юрты переходили жить в дом свекра.Через 5-10 дней к родителям «украденной» девушки приезжал посланник от жениха обговорить размер калыма и сроки проведения очередной пирушки - малой «байги». В назначенный день в улус невесты прибывали молодые в сопровождении родителей и других родственников мужа с большим количеством «араки». Целью обряда мирения «чараш» было показать уважение к народным традициям и наладить отношения между родителями путем уплаты калыма. Вторая «байга» - табачная. Она справлялась так же весело через месяц после выхода девушки замуж. На ней родные жениха дарили родителям невесты табакерки. Третья и четвертая «байга» - мясные, устраивались они через год или два. Так же по установленным правилам проходила свадьба «сватовством».
В наших краях испокон веков существуют разные обычаи, обряды. Люди чтят свои корни, уважают традиции и культуру. Однако современное общество диктует свой образ жизни, свои порядки и порой мы не замечаем, что теряем свою самобытность. Порой мы не понимаем, что теряем, что то ценное, что то очень сокровенное и интересное.
Однако сегодня есть группы людей, которые возвращаются к истокам бытия, приобщаются к своей исконной культуры. Шорские народы сегодня организуют различные сообщества, для того чтобы не потерять свою самобытность, свою культуру. Стало модным организовывать свадьбы с элементами традиционной культуры. Мы не покажем вам свадьбу, но мы покажем вам фрагмент сватовства в шорской современной культуре.
«Обряд сватовства»
Итак, представьте вечер, поселок «Чувашки», Прокопьев день 21 июля. В этот день вся молодежь съехалась сюда на пляски, танцы под баян – это праздник, специально устроен для того, чтобы парни могли посмотреть на девушек и разглядеть в одной из них свою единственную
И вот молодой человек разглядел в одной прекрасной незнакомке ее, он захотел связать свою жизнь, свою судьбу с ней! С ней одной, он полюбил изгиб ее тела, ее волосы, румяные щечки, он решил для себя, что она должна стать матерью его детей.
И вот вернувшись домой с образом милой незнакомки, он говорит родителям, что хочет жениться. Родители, друзья узнают к какой семье принадлежит эта девушка. И принимают решение о похищении.
Не о чем неподозревающую девушку заманивают в тихое место и крадут! Она пытается вырваться, но сильные мужские руки не пускают ее, она оказалась в заточении, как птица в клетке, которая не может выбраться, но очень хочет вернуться домой. Девушку с парнем закрывают в одной комнате их ждет очень длинная и сложная ночь. Парень пытается склонить ее на свою сторону, уговорить стать его женой, говорит о своих чувствах к ней.( музыка) Но девушку терзает обида и недоумение, как он мог посметь похитить ее, она хочет домой, она грустит по своей детской кровати, по своей матери, по своим подругам. И так проходит вся ночь.
На утро в комнату входят родители и говорят о том, что после проведенной ночи в одной комнате, парень и девушка должны стать мужем и женой. Отец спрашивает у своего сына о том, нравится ли ему девушка и хотел ли он, чтобы она стала его невестой. Парень соглашается, а девушке уже некуда деваться, если она откажется, она уже никогда не выйдет замуж!
Начинается подготовка к смотринам, так называемый праздник жениха и невесты «Той», девушку одевают в свадебное платье, плетут ей косы, которые теперь символизируют о будущем замужестве, одевают поверх волос платок, потому что она не может показывать свои волосы свекру до рождения ребенка. В гости к жениху начинают приходить родственники и только со стороны жениха, со стороны невесты никто не имеет права приходить.
Когда все гости в сборе, невесту выводят и садят в передний угол, там она должна просидеть весь вечер, все это время ее хвалят, говорят о ее красоте: «Тякши, тякши, тякши, хороша, ой, ой, ой, хороша ай, ай, ай, будьте счастливы, скорого сына вам!». Гостей угощают вкусными кушаньями, талганом. Невесту все оценили, все приняли, время ехать к родителям невесты.
Как только родители невесты видят, что к ним идут молодые, серчают они, ругаются на дочь свою, не пускают в дом родной! Это больше не ее дом, теперь ее дом в другом месте. – Уходи! - говорят они ей. Огорчена дочь, ведь любит она свою мать и отца и не хочет с ними расставаться. И тут родители начинают требовать от жениха выкуп за невесту. Жених успокаивает родителей невесты, говорит о том, какая у них хорошая дочь. Преподносит им свои дары – пушнину сибирскую, смягчаются родители, и отпускают с миром свою дочь в новую семью.
На следующий день жених устраивает Чараш – свадьбу.
Новый год у шорцев совпадал по времени с Рождеством. Праздники шли всю неделю. Из села в село приезжали гости. Молодежь устраивала «оюн»: пляски, танцы, песни отдельно от взрослых. В гости ходили из одного дома в другой, долго не сидели. Вечером собирались в большой дом, устраивали оюн заполночь или даже до утра. Таким образом, празднование Нового года было одним из вариантов встреч и знакомств для молодых людей.
Старшие тоже ходили в гости. Причем, каждая хозяйка старалась накрыть стол не хуже, чем у соседки - вкусно и красиво.
Интересна и такая форма новогодних празднований, как «качаган». Он связан с древними тотемистическими представлениями - олицетворением рода с предком животных. (Подобная форма у русских - ряженые).
Кто-нибудь наряжался, например, в шкуру медведя, ходил по домам, изображая «хозяина тайги» со всеми медвежьими ухватками.
Наряжались и дети так, чтобы их не узнали, танцевали, плясали, пели.
Шорцы жили по лунному календарю и с этим был связан еще один праздник - весенний. По сути он также представлял собой встречу Нового года: весной шорцы встречали восход солнца. Вероятно, этот обычай был связан с весенним равноденствием. Вставали задолго до восхода солнца, шли на высокую гору, там ждали восхода солнца и наблюдали его. Встрече солнца шорцы придавали большое значение и это было закономерно: если солнце повернуло на лето, значит, оживет жизнь в тайге, будут и зверь, и рыба, и шишки, и ягоды, и урожай посев.
Мы сейчас меньше зависим от природы, но смысл и символика народных обрядов и обычаев за годы, века не изменились: Новый год - это прощание со старым, надежда на новую жизнь!
Развитие культуры у малочисленных сибирских народов отличается сложностью и многообразием. Наряду с распространяющимися общими для страны формами культуры сохраняются, а в некоторых случаях возрождаются ее народные элементы. Возникают и новые обряды, имеющие традиционную основу.
Быт шорцев, проживающих в крупных поселках и городах, ничем практически не отличается от быта представителей других национальностей.
С середины 1985 года стали предприниматься попытки возрождения шорской культуры. В Таштаголе, Мысках, Новокузнецке, Междуреченске были созданы фольклорные ансамбли. В 1986 г. в с. Чувашка предпринята попытка возрождения традиционного праздника «Пайрам», приуроченного к окончанию весенне-летних полевых работ. На этом празднике кроме исполнения народных песен «сарын» и героического эпоса «кай» проводились состязания об борьбе «куреш», стрельбе из лука, скачки. С 1985 г. стал традиционным другой новый общешорский молодежно-спортивный праздник «Ольгудек», проводимый на горе Мустаг, а с 1988 г. «спустившийся» в долину реки Кондомы на Спасские луга. Проводится он перед началом сенокоса в первое воскресенье июля. Иногда предпринимаются попытки привести традиционную шорскую свадьбу, но чаще в свадебной обрядности встречаются лишь элементы шорских традиций.
Пища шорцев. Питание - одно из условий существования человека, и с древнейших времен приготовление пищи было не столько удовольствием, сколько жизненной необходимостью. Способы приготовления блюд и их дальнейшее усовершенствование связаны с экономическими и природными условиями, историей народа.
Национальная кухня шорцев удивляет своим колоритом и разнообразием. Уважаемый гость никогда ни уйдёт с праздника голодным. Ведь здесь на празднике «Пайрам» было представлено 70 блюд из мяса, рыбы, птицы.
Вся пища шорцев-охотников из мяса готовится только на открытом огне в большом чане. Костёр разжигается из берёзовых дров, так как плов, шалыг из мяса требует много жара и быстрого приготовления. Национальной пищей шорского и хакасского народов весной является просолённое мясо (шалыг), вяленное на солнце. Вместо специй для приготовления мясных блюд используется свежая калба (черемша) и лесной таёжный лук и щавель.
Нашему вниманию за эти дни были представлены и паыктыг курмек – пирог с рыбой. Из дрожжевого теста раскатывается лепёшка. Обычно для этого пирога используется рыба - хариус. Печётся лепешка с рыбой в глине, предварительно она обёрнута в специальную материю. Пироги приготовляются из подсолённого теста.
Каждого гостя кормят из ложки кашей – толкан - с белым липовым мёдом. Мы выяснили, что толкан – это каша из ячменя, приготовленная в сухом виде. Она не варится, только толчётся в деревянной ступе и заливается сладостями.
Первоначально основными продуктами питания шорцев были мясо зверей и птиц, рыба, дикорастущие растения. С развитием земледелия распространилась мука и крупа из ячменя. Степные шорцы употребляли молочные продукты. Основной пищей шорцев в конце XIX - начале XX вв. - пшеничный и ржаной хлеб «калаш» на Мрассу и «терптех» - на Кондоме, мука из обжаренных зерен ячменя «толкан» и ячменная крупа «шарык». Пищей служило и обжаренное на костре мясо всех птиц и животных за исключением рыси, выдры и крота. С развитием торговли в пищу чаще стали употреблять конину, баранину, свинину.
Картофель варили в мундире или пекли в золе.
Из коровьего молока шорцы производили сметану «каймак», масло «сармай», мягкий сыр «пыштак», творог «кадыпсу». Наибольшей популярностью пользовался покупной кирпичный чай, хотя употребляли для згой цели и травяные настои. Традиционные напитки «арака», «абыртка», делались из ячменя и картофеля.
4. Шорские блюда
Наиболее распространенной и традиционной для алтайцев является мясная, а также молочная пища, представлявшая собой различные стадии переработки кислого и створоженного молока. Молочную пищу употребляли с [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] толокном (талкан) или крупой и кореньями съедобных растений. Наиболее распространёнными видами молочной пищи были [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]: кислый - курут и пресный - пыштак и сквашенное молоко - чеген ([ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]). Из кобыльего молока приготовляли [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]. Мясо употребляли в основном в варёном виде, готовили мясные супы - кёчо из разных круп, в основном из перловой крупы. Употребляли в пищу внутренности овец и лошадей, из которых готовили различные блюда, употребляемые в пищу в варёном виде - джёргом, казы, карта.
Талкан - это мука из ячменя. Из него можно приготовить суп, кашу, сытный полезный напиток, сладкие блюда. Талкан быстро утоляет голод, придает сил. Он прекрасно хранится, легкий, поэтому охотники брали с собой толкан, заменяющий большой запас продуктов. Но готовить его надо именно по традиционному рецепту. Если молоть ячмень на кофемолке - вкус не тот.
Шорские пельмени «Пелбен»
то[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Шорские пельмени (пелбен) - крупнее обычных, по внешнему виду напоминают вареники. Края их обязательно должны быть заплетены «жгутиком». Начинкой может служить говядина, конина и даже ядра кедровых орехов. Дополнительные ингредиенты в мясную начинку - лук, соль, жир, перец и обжаренные кедровые орешки. «Но это уже на вкус хозяйки», - как говорили шорские кулинары из Усть-Кабырзы. При этом мясо и лук не пропускают через мясорубку, а рубят в деревянном корытце. Они настолько сытные, что насытиться можно всего двумя-тремя пельмешками.
ШОРСКИЙ ПИРОГ «КУРМЕК»
Готовится из:
кислое тесто, можно «магазинное»
начинка:
рубленое мясо
сало
лук
второй вариант начинки:
очищенная рыба
картофель
третий вариант начинки:
курица
Технология приготовления пирога
Между двумя слоями раскатанного теста кладут рубленое мясо с салом и луком.
Пирог «курмек» укладывают в сковороду, ставят в разогретую на полную мощность духовку (раньше шорцы использовали печь «кимеге») и пекут до золотистой корочки, затем духовку выключают, томят пирог еще минут 10.
КАТАМА (ХВОРОСТ)
Мука 2,5 стакана, яйца 3 шт, сахар 5 ч.л.
Яйца взбить, добавить муку, сахар. Из полученной масы раскатать тесто толщиной в 1 см, разрезать на разнообразные полоски. Жарить в кипящем жире.
5. Заключение
Результатом данного проекта стало знакомство с некоторыми блюдами национальной кухни шорского народа, а также историческое моделирование обряда сватовства. Вашему вниманию будет представлена дигустация блюд с использованием национального колорита. Цель нашего исследования выполнена. Получены знания о названиях и технологиях приготовления лишь малой части национальных блюд шорского народа.
6. Список литературы
1. Аравийский А. Н. Шория и шорцы // Труды Томского краевого музея. Т.I. Томск, 1927. С. 125138.
2. Галаганов З. П. История Горной Шории. Книга первая. 1925 - 1939 гг. Кемерово, 2003.
3. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] Шорцы. Кто они? Кемерово, 1989.
4. Кулинария. – М.: Воскресенье, 1992. -1152 с.
5. Народы России. Энциклопедия. - М., 1994.
6. Сервировка стола. Этикет. – Мн.: Харвест.: АСТ, 2000. – 608 с.: ил. – (Большая кулинарная энциклопедия)
7.Чиспияков Э. Ф. История формирования этнической культуры шорцев // Кузнецкая Старина. Новокузнецк, 1993. Вып. 1. С. 88-101.
Народы России. Энциклопедия. - М., 1994.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] Шорцы. Кто они? Кемерово, 1989.
Галаганов З. П. История Горной Шории. Книга первая. 1925 - 1939 гг. Кемерово, 2003.
Галаганов З. П. История Горной Шории. Книга первая. 1925 - 1939 гг. Кемерово, 2003.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] Шорцы. Кто они? Кемерово, 1989.
Чиспияков Э. Ф. История формирования этнической культуры шорцев // Кузнецкая Старина. Новокузнецк, 1993. Вып. 1. С. 88-101.
Чиспияков Э. Ф. История формирования этнической культуры шорцев // Кузнецкая Старина. Новокузнецк, 1993. Вып. 1. С. 88-101.
Чиспияков Э. Ф. История формирования этнической культуры шорцев // Кузнецкая Старина. Новокузнецк, 1993. Вып. 1. С. 88-101.
Чиспияков Э. Ф. История формирования этнической культуры шорцев // Кузнецкая Старина. Новокузнецк, 1993. Вып. 1. С. 88-101.
Чиспияков Э. Ф. История формирования этнической культуры шорцев // Кузнецкая Старина. Новокузнецк, 1993. Вып. 1. С. 88-101.
Аравийский А. Н. Шория и шорцы // Труды Томского краевого музея. Т.I. Томск, 1927. С. 125138.
Аравийский А. Н. Шория и шорцы // Труды Томского краевого музея. Т.I. Томск, 1927. С. 125138.
·