Технологическая карта урока русского языка по теме Согласные звуки, твердые и мягкие (5 класс)
Технологическая карта урока.
ФИО учителя: Бадмаева Лариса Александровна
Предмет: русский язык
Класс: 5 «Б» Дата: 27.11.15.
УМК Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова, Л.А. Тростенцовой и др.
Тема урока: Согласные звуки, твердые и мягкие
Место и роль урока в изучаемой теме: систематизация знаний, полученных в начальной школе, и открытие нового знания в разделе «Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография. Культура речи».
Цель:
- систематизировать знания обучающихся о согласных звуках, об их классификации; дать понятие твёрдости-мягкости, парности – непарности по твердости-мягкости; формировать умение различать их; составлять транскрипции слов; расширять знания учащихся в области фонетики, лексикологии.
- развивать творческие способности учащихся; развивать орфографическую зоркость, самоконтроль.
- воспитывать интерес к предмету, позитивное отношение к изучению русского языка; расширять кругозор обучающихся; воспитывать эстетический вкус.
Задачи:
- развитие речевой деятельности: чтение, аудирование, говорение, письмо;
- формирование универсальных учебных действий (ууд): личностных, предметных, метапредметных- формирование прочных орфографических и пунктуационных умений и навыков, овладение нормами русского литературного языка и обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся.
УУД: личностные: интерес к изучению языка; стремление к речевому самосовершенствованию; интерес к созданию текста в письменной форме;
предметные: знать об образовании согласных звуков; перечень согласных звуков; знать о смыслоразличительной роли согласных звуков, знать пары согласных по твердости - мягкости, а также непарные согласные; знакомство с элементами транскрипции ([']). Уметь различать согласные звуки, по твердости-мягкости; называть пары согласных по твердости-мягкости, а также непарные согласные; определять, какие буквы сигнализируют на письме о мягкости предшествующего согласного; метапредметные: познавательные: формировать умение работать с текстом, выполняя учебно-познавательные действия, осуществляя логические операции анализа, синтеза, классификации; понимать и интегрировать информацию в имеющийся запас знаний, преобразовывать, структурировать и применять с учётом решаемых задач; извлекать нужную информацию;
коммуникативные: развивать умение работать с информацией на уроке, связно излагать мысли; сохранять и развивать умение сотрудничать в паре и группе, отвечать на вопросы, слушать и слышать; формулировать, высказывать и обосновывать свою точку зрения.
регулятивные: формировать умение формулировать тему урока, цели урока, умение принимать и сохранять учебную задачу; учиться корректировать выполнение задания в соответствии с планом; уметь оценивать свою работу
Оборудование: учебник «Русский язык. 5 класс» ч.1 под ред. Баранова М. Т., Ладыженской Т.А. ; разноцветные карточки для определения настроения, мультимедийный проектор; компьютер; раздаточный материал, 2 мягкие игрушки-мишки.
Характеристика этапов урока
Этап урока Цель этапа Деятельность учителя и содержание учебного материала Методы и технологии обучения Организация учебной деятельности учащихся Планируемые результаты
Предметные МетапредметныеЛичностные
1 этап. Организационный.Мотивирование к учебной деятельности.
Включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне. Создать доброжелательную атмосферу в классе, настроить учеников на урок - Добрый день, ребята! На столах у вас по три смайлика, выберите тот, который соответствует вашему настроению.
- Как много улыбок засветилось. Спасибо!
- А это моё настроение… Будем продуктивно сотрудничать с вами. Удачи! Использование смайликов для определения настроения Выбирают смайлик и демонстрируют своё настроение. Планирование учебного сотрудничества (К) Самоопределение, смыслообразование 2 этап.
Актуализация знаний. Формулирование темы.
Включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне.
Обеспечение восприятия, осмысления изученного
материала Сегодня мне помогут начать урок Милана, Максим и Саша. Пожалуйста, ребята, вам слово!
- Спасибо всем! Так какая была ошибка в употреблении слов фонетика, музей, тема, текст?
- Значит, о чем мы сегодня будем говорить на уроке?
- Верно. Запишите тему урока: Согласные звуки, твердые и мягкие. «Яркое пятно»
инсценированиеУчащиеся ставят сценку.
Входят Королева Фонетика (Милана) и Король Орфоэпий (Максим). Орфоэпий: - Как поживаете, госпожа Королева Фонетика?
Фонетика: - Ах, все хорошо, Король Орфоэпий. Погода прекрасная. Дети умные и послушные…
Забегает Барон Ударение: Помогите, помогите! О, ужас! Я не могу это слушать!
Орфоэпий: Что случилось. Барон Ударение?
Фонетика: -Чем Вы так взволнованы?
Ударение: - Когда я прогуливался по нашему королевству, то услышал, как кто-то произносит [музэй], [тэма], [тэкст]. А Вас, Ваше величество, называют
[фан,етика] Королева падает в обморок. Король ее поддерживает, усаживает на стул и обращается к классу:
- Дети, помогите привести в чувство Королеву и успокойте взволнованного Барона. Как правильно надо произнести эти слова?
(Класс отвечает)
Королева встает и произносит: - Спасибо, умные дети!
Барон Ударение: Спасибо, милые дети!
Все вместе: До свиданья!
- Вместо твердого согласного произносили, мягкий и, наоборот, вместо мягкого – твердый.
- О твердых и мягких согласных. Понимание терминов Умение формулировать тему урока (Р)
Умение работать с информацией (К) Интерес к изучению языка; стремление к речевому самосовершенствованию
3 этап. Целеполагание и мотивация
Включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне.
Обеспечение восприятия, осмысления темы урока - Ребята, мы оказались в королевстве Фонетики. Путешествовать по нему нам будут помогать двое сказочных братишек-мишек. Но у них нет имен. Я вам предлагаю придумать такие имена, чтобы они были односложные и чтобы у одного из них начальный согласный был бы мягкий, а у другого – твердый.
Спасибо!
- А теперь кто из вас пойдет и запишет на доске транскрипцию их имен?
- Объясните, что означает слово транскрипция?
- Для чего поставили запятую?
- Слово транскрипция по происхождению русское слово или заимствованное?
- Из какого языка оно было заимствовано?
- Совершенно верно.
- В королевстве Фонетики мишкам отведена почётная роль: Том следит за тем, чтобы твёрдые согласные правильно звучали и записывались. А Тим отвечает за мягкое звучание согласных и их написание.
Попробуйте предположить, чему нас сегодня будут учить Тим и Том в королевстве Фонетики?
Верно, цель нашего урока:
- знать, что по твёрдости-мягкости согласные бывают парными и непарными
- уметь характеризовать согласные звуки и транскрибировать слова
- уметь различать твёрдые и мягкие согласные звуки;
Критическое мышление Дети придумывают имена, например, Тим и Том.
Двое учащихся записывают: [т,им], [том]
- Транскрипция – это запись слов в полном соответствии с их звучанием.
- Заимствованное.
- Из латинского.
- Будем тренироваться различать твёрдое и мягкое звучание согласных звуков и обозначать их твёрдость или мягкость на письме, выполнять фонетический разбор. Твердые и мягкие согласные; транскрипция; заимствованные слова Целеполагание (П)
Аргументация своего мнения и позиции в коммуникации; учёт разных мнений (К) Интерес к изучению языка; стремление к речевому самосовершенствованию
4 этап. Реализация.
Проблемное объяснение нового знания,
усвоение нового знания, первичное закрепление
Обеспечение восприятия, осмысления и первичного закрепления нового знания - Обратимся к нашему учебнику. Откройте стр. 127 и прочитайте правило для заучивания. Какого цвета условное обозначение?
- Читайте внимательно, чтобы ответить, какая информация для вас новая, а какая - известная?
- Запишите парные согласные по твердости-мягкости и непарные согласные: те, которые всегда твердые, и те, которые всегда мягкие, в виде таблицы.
- А теперь потренируемся в распознавании твердых и мягких согласных.
1. Подберите слова, отличающиеся только мягкостью-твердостью согласных. (Учитель называет твердый вариант, а учащиеся называют мягкий.) Игра с мячом – физминутка.
мал - ...
нос – ...
ток – ...
лук - ...
мыл - ...
лыс – ...
воз – ...
был – ...
пыл – ...
выл - ...
Мишка Тим просит вас, ребята, назвать слова, в которых есть только звуки, имеющие пары по твёрдости-мягкости. А Том просит назвать слова, в которых есть звуки, не имеющие пары по твёрдости-мягкости из данного предложения:Целый день лежит тюлень,
И лежать ему не лень.Жаль, тюленье прилежанье —Не пример для подражанья.
- Запишите, пожалуйста, парные и непарные звуки по твердости-мягкости из слов, которые вы назвали
- Следующие задания от Тима и Тома: Задание 1.
Сколько звуков [ш] в предложении: Не тот хорош, кто лицом пригож, а тот хорош, кто для дела гож. (четыре)
Задание 2.
Сколько звуков [ц] в предложении: Наша ученица Куницына собирается отправиться в Братск. (пять)
Задание 3.
В каком слове все согласные звуки твёрдые?
А) родной Б) шесть В) широко (прав.) Г) час
Решите фонетическую задачу.
Незнайка не умел писать слова правильно. Он писал их так, как слышал. Какие из слов:
1) счастье, 2)пощада,
3) помощник, 4) рассчитывать – он напишет с буквой щ?
А) 1, 2, 3;Б) 1, 2, 4;В) 2, 3;Г) 1, 4;Д) все.
Ответ: Б.
Найди лишнее слово по твёрдости-мягкости согласных звуков:
тишина, песня, у речки;
дети, дар, дорога;
Объясните, почему они лишние?
- Все верно. Ой, подождите. Тим что-то хочет нам сказать. (учитель подносит игрушку к уху). Он говорит, что нужно посмотреть в учебник на запись в рамочке, стр. 128.
Сигналы мягкости: ь, е, ё, я, ю, и.
Что это значит?
Том предлагает нам собрать букет.
Игра «Соберите букет».
1 ряд
Соберите в букет цветы, в названии которых встречаются только твердые звуки.
2 ряд
Соберите в букет цветы, в названии которых встречаются только мягкие звуки.
3 ряд
Соберите в букет цветы, в названии которых встречаются и твердые, и мягкие звуки.
Цикорий, роза, ромашка, сирень, ландыш, астра, нарцисс, настурция, шиповник, лилия, колокольчик, жимолость, лютик.
Назовите сигналы мягкости, по которым вы определили мягкость звука.
А какие звуки в записанных словах всегда мягкие?
- Все верно.
А сейчас я научу вас выполнять фонетический разбор с учетом новых знаний.
Сигнал (учитель записывает характеристику звуков)
Презентация с заданиями Работа с учебником, правило на стр. 127
- Красного.
- Ответы детей
Дети записывают информацию в виде таблицы с помощью учителя.
Имеющие пары: день, тюлень, пример, дляНе имеющие пары: целый, лежит. Лежать, ему, жаль, тюленье, прилежанье, подражанья
Дети записывают: парные -[д][д,][н][н,][т][т,][л] [л,][п][п,][р][р,]
непарные - [ц][й] [ж]
- четыре
- пять
- широко
- ответ: Б.
- тишина
- дети
- ш – непарный
- д – мягкий
Сигналы мягкости показывают нам, что стоящие перед ними буквы надо читать как мягкие звуки.
- 1 ряд: роза, ромашка, ландыш, астра, нарцисс
2 ряд: сирень, лилия
3 ряд: цикорий, настурция, шиповник, колокольчик, жимолость, лютик
- и, е, ь, ю
- й, ч
Дети пишут вместе с учителем. Твердые-мягкие согласные, парные-непарные по мягкости-твердости; фонетический разбор Анализ объектов с целью выделения признаков и синтез как составления целого из частей; подведение под понятие; выдвижение гипотез и их обоснование (П)
Выражение своих мыслей с полнотой и точностью; формулирование и аргументация своего мнения; учёт разных мнений (К)
Контроль, коррекция, оценка (Р) Оценивание усваиваемого содержания (Л)
5 этап.
Домашнее задание Закрепление знаний - Запишите Д/З упр. 280 + фонетический разбор двух слов на выбор; упр. 281.
Дети записывают в дневники Д/ЗУметь различать согласные звуки, по твердости-мягкости; называть пары согласных по твердости-мягкости, а также непарные согласные; определять, какие буквы сигнализируют на письме о мягкости предшествующего согласного;
Умение работать с текстом, извлекать нужную информацию (П) Стремление к речевому самосовершенствованию; интерес к созданию текста в письменной форме
6 этап.
Рефлексия.
Осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса - Пожалуйста, оцените свою работу на уроке, нарисовав в тетради: звездочку – «5», квадратик – «4», треугольник – «3». И в заключение, поднимите смайлик своего настроения! Спасибо за улыбки! До свиданья!
Резервные задания
Вставь пропущенные буквы.
1. Шапоч…ка, ден…ки, печ…ка, пис…мо, поч…ки, бор…ба, мал…чик, белен…кий, клеточ…ка, июн…ский, точ…ка, птен…чик, прос…ба, реч…ка, июл…ский, туч…ка, печ…ник, ден…ги, соч…ный, гор…кий, погон…щик, пал…чик.
2. Клубни…ное варенье, сро…ная работа, солне…ный день, кроше...ный сын, весëлая страни…ка, зелëная ëло…ка, красное ябло…ко.
Подчеркни слова, которые начинаются непарным твердым согласным звуком.
Квартал, жюри, магазин, шофер, планер, цыпленок. Дети оценивают свою работу и свое настроение Рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П)
Выражение своих мыслей полно и точно; формулирование и аргументация своего мнения, учёт разных мнений (К) Самооценка; адекватное понимания причин успеха или неуспеха в УД; следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям (Л)