Выступление на ГМО учителей математики
Руководящая роль учителя в формировании мотивации повышения уровня обучаемости детей.
Довиденко М.А. учитель математики
г.Реутов
Уважаемые коллеги! Вхождение России в мировое образовательное пространство, процессы интеграции во всех сферах жизни человечества, вновь выводят на один из первых планов проблему интеграции в образовании. Одной из главных задач образования является подготовка ребенка к современной жизни. Эта подготовка должна проходить через формирование у учащихся ключевых компетенций.
Прочные знания, полученные в школе, необходимы любому культурному человеку, независимо от того, в какой сфере он будет работать в дальнейшем. А ведущая роль и главное место в процессе повышения качества образования остаётся за педагогом-профессионалом, педагогом-личностью, т.е. педагогом с большой буквы который, выпустив в жизнь одних питомцев, ищет новые пути решения извечных проблем с новыми учениками.
В последнее время все чаще звучат словосочетания качество обучения, качество образования, успеваемость учащихся. Каждый из нас задумывался неоднократно над вопросами: Что необходимо сделать мне, преподавателю - предметнику, чтобы качество знаний моих учащихся стало выше? Использую ли я, наиболее эффективные формы и методы обучения, технологии и приводит ли это к повышению качества знаний учащихся? Для решения данных вопросов важнейшим фактором, определяющим качество знаний в системе образования, служат инновации, которые способны значительно увеличить стремление учащихся к знаниям, а как следствие и улучшить их успеваемость. Педагогическая инновация - это изменения, направленные на улучшение развития, воспитания и обучения учащихся, целенаправленная педагогическая деятельность, основанная на осмыслении собственного педагогического опыта при помощи сравнения и изучения учебно-воспитательного процесса с целью достижения более высоких результатов, получения новых знаний, внедрения новой педагогической практики, это творческий процесс по планированию и реализации педагогических новшеств, направленных на повышение качества образования. Это комплексная основа, отражающая творческий потенциал педагога. В наше время педагогу необходимо реализовывать ту или иную образовательную технологию и методику, например:
применение современных информационных технологий;
развивающее обучение;
дифференцированное обучение;
проектное обучение;
проблемное обучение;
программированное обучение;
модульное обучение.
В своей работе современный учитель должен использовать активный метод взаимодействия учащихся и учителя, при котором учитель и учащиеся взаимодействуют друг с другом в ходе урока и учащиеся здесь не пассивные слушатели, а активные участники урока.
Учитель
Ученик Ученик Ученик
Учебный процесс настоящий учитель организует таким образом, что практически все учащиеся оказываются вовлеченными в процесс познания, они имеют возможность понимать и рефлектировать по поводу того, что они знают и думают. Совместная деятельность учащихся в процессе познания, освоения учебного материала означает, что каждый вносит свой особый индивидуальный вклад, идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности. Причем, происходит это в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки, что позволяет не только получать новое знание, но и развивает саму познавательную деятельность. Образование – процесс обоюдный, и без активных усилий ученика обречён на провал, каким бы замечательным ни был педагог. Вызвать и поддержать в ребёнке желание учиться – это задача трудная и интересная, тем более, что она не имеет однозначного решения, и в каждом классе приходится решать её по-разному, находя новые средства и методы.
В младших и средних классах на уроках математики я постоянно подчёркиваю практическую значимость предмета. Это вызывает интерес у детей, и они, изучив новое понятие, сами приводят примеры, где оно встречается в окружающей обстановке, в жизни.
Новое – это хорошо забытое старое! Что можно использовать на уроках творческому учителю? Многое… Это работа учащихся в статичных парах или парах сменного состава, работа в малых группах, игровое сотрудничество, мозговая атака, метод проектов, мастерские, исследование и отчет, ролевая игра и многое другое.
Используя на уроке такую форму работы, как занятия в парах сменного состава позволяет не только реализовать сотрудничество, но и учитывать неоднородность учебных способностей учеников, предоставить каждому возможность регламентировать свое время на ознакомление и усвоение нового материала. Каждый трудится спокойно, в удобном для него темпе и, что особенно важно, с индивидуальным консультантом. Более того, ученик имеет возможность вернуться к непонятному еще раз, поменять консультанта и выслушать объяснение из других уст. Такой способ работы удобно использовать на уроках повторения и подготовки к контрольным работам. Организация работы в постоянных парах не требует от учителя особых усилий, единственное – это непривычный шум в классе, так как партнеры практически все время объясняются устно. Необходимо научить ребят регулировать громкость своего голоса так, чтобы партнер хорошо слышал, а другим ученикам голос не мешал.
Метод мозгового штурма предназначен для того, чтобы решать задачи, а точнее, находить решения и выбирать наиболее подходящие. Как говорил Энштейн: "Многие, когда находят иголку в стоге сена, успокаиваются, я же продолжаю искать и нахожу вторую, третью и если повезет, то и четвертую". Учитель предлагает проблему. Когда ученики выскажут всё, что было в их голове, начнется настоящий процесс мышления по нахождению креативных решений. На этом этапе учитель обязательно фиксирует все идеи.
В своей деятельности я использую метод проектов, ориентированный на развитие исследовательской, творческой активности детей, а также на формирование универсальных учебных действий. Ученики активны, любознательны, подготовлены к творческой деятельности. Для них предлагается:
сочинение математических сказок по заданным темам;
выпуск информационных газет по математики;
изготовление стереометрических фигур;
создание картин из треугольников, из кругов;
расчет ремонта пола в квартире;
шифрование текста.
Творческие задания по геометрии: создание орнаментов или изучение национальных орнаментов разных народов; симметрия относительно прямой и точки и поворот; поворот; пропорции вокруг нас. Для учащихся старших классов проводится элективный курс "История математики: события, факты, люди".
Учитель - не передатчик знаний, а тот который учит ребёнка добывать знания, самосовершенствоваться, самореализовываться, что во много раз сложнее.
Педагог должен выполнять несколько ролей в образовательном процессе. Он должен выступать и в роли режиссера, ведь жесткий план урока уходит в прошлое, освобождая место «технологической карте», которая по сути своей напоминает сценарий. Это позволит учителю добавлять, убирать или изменять какой- либо элемент урока.
Учитель должен иметь право выбора и подтверждением этих слов является следующая притча: «Жил мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что мудрец знает все. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: «Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мертвая или живая?» А сам думает: «скажет живая - я ее умертвлю, скажет мертвая - выпущу». Мудрец, подумав, ответил: «Все в твоих руках».